ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 3046
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава6. О месте пребывания разума
_____________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Лучшее для смертных- здоровье-
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич . Античная эстетика
вэнь янь слова языка, «живой язык».Возникает в
процессе одухотворения «тьмы вещей» путем исполь-
зования символов и имен..Имена «живого» (знаково-
символического ) языка рассматривались в Древнем Китае,
как средство помогающее регламентировать общественное
устройство и отношения между людьми. Выполняя эти
функции вэнь ян выступает в качестве языка культуры.
Г
гань- букв.«семь труб», иероглиф символизирующий группу десятизначных чисел.
гуйцзюй-порядок (термин сотавлен из двух слов «гуй»-циркуль и «цзюй»-угольник,которые были символами прародительницы людей Нью ва и прервого властителя людей Фу си)
ган цзян- стойкость, упорство, твердость духа(конф.)
гуй- душа умершего
гуан цэнцзы- всеобъемлющий, совершенный 1. Герой даоской мифологии, затем религии ..
гун тянь- общественное поле
сы тянь- частное поле
Д
да жэнь- 1. ,«большие люди»(«Ицзын»)2. «великий человек», знающий тайны своего могущества (даос.)3. «десять обязан-ностей»,соответствующие «пяти отношениям»(«Ли цзы»)
да вэнь- великая основа, «корень жизни»,синоним дао (конф.)
да мин-«великие светила»(солнце и луна)
Дао- древнейшая ,исходная категория культурного
сознания в Древнем Китае. Первоначально интуиция, китайской космогонии символизирующая вечное ,непознаваемое начало-основу всех вещей и явлений. Позднее в философии «Ицзин», важнейший смыслообразующий элемент китайской культурной традиции в котором фиксируется единство всех трех уровней (пределов)мироздания: неба(дао неба), земли(дао земли) и человека(дао человека), В. В китайской философии дао рассматривается: в комментариях к Ицзин: «-дао множество, оно порождает все вещи и все их изменения». У даосов, как то «что порождает «естественный путь вещей и людей» и как «основа всех вещей ,как «то» , что «порождает вещи ,что создает жизнь человека».Оно не имеет облика и имени. У конфуцианцев: дао это «то что даровано Небом ,а зовется природой. Следовать природе значит идти по пути Дао-этот путь зовется духовной просветленностью. «Дао- это то без чего человек не может обойтись ни секунды».То без чего человек может обойтись не есть Дао»
«Дао-дэ цзын»(« Книга пути и благодати»)-важнейший канонический текст философской школы даосов, создание которого приписывается Лао цзы(V1 в. до н. э.) На самом деле он был записан гораздо позднее(между 300 и 250 годами до н. э.).Текст состоит из двух книг: «Дао цзина(«Книги о дао) и «Дэ цзина»(«Книги о дэ») и включает 81 главу.
да фу-чиновник.В Китае различались три категории чиновников:цин-высшая, дафу(средняя),ши(низшая).
да цзын- великая чистота, великая пустота-«завязь жизни»
да мин- великие светила (солнце и луна)
даосизм- идейно-философское течение Древнего Китая. Его основание приписывалось мифическому совершенномудрому государю Хуан ди (Желтому императору).Основателем же философской школы даосов считался мудрец Лао цзы, живший в VI в. до н. э. Философский даосизм (дао цзя), следует отличать от религиозного даосизма (дао цзан).
датун- всеохватывающий (синоним дао)
ди- земля, божественный первопредок .
Ди император. Первоначально применялся только для обозначения 5 «небесных владык».С созданием первой империи Китая ее создатель Ши Хуанди, стал именовать себя императором Поднебесной.
ди- ли- «чертеж»(мироздания)
ду- смотреть, рассматривать
дэ –вторая, по значимости, после дао и неразрывно связанная с ним категория древнекитайской культурной традиции..
Для даосов ,термин дэ имеет два значенияо1.Благо 2. Постоянные свойства, атрибуты, качества вещей, которые обнаруживаются в процессе «естественного хода вещей»(естественного дао). Дэ совершенного человека связано с его пребыванием в состоянии «недеяния»,которое предполагает непременное и постоянное следование человека пути естественного дао и отказ от какого либо вмешательства в естественный ход вещей. Согласно конфуцианской докртрине дэ это высшая добродетель. Источником дэ «благородного мужа», является не только следование пути «естественного дао»,.но и культура. Постигая в процессе культурной деятельности единство «трех дао»( неба, земли и человека) он «расширяет путь» и достигает, при этом, высшей добродетели..
Ж
жан- вежливость, уступчивость, важный элемент конфуцианского ритуала.
жэнь- термин имеет много значений : 1.Люди, человек. 2.Человеческое начало 3. «человеколюбие», «человечность»., милосердие», 4 .культура . 5.высшая добродетель),гуманность,
«человеколюбие».(Важнейшая, наряду с ритуалом ли, категория социально-этического учения Конфуция В различных высказываниях Конфуция термин трактуется различно. В одном случае предельно широко, как «любовь к людям» вообще, как «знание людей»,как «поддержание людей прямых и отстранение ложных».Конфуцианское учение о культуре включало в себя в качестве главных принципов: верность «воле неба»,и заветом предков, человеколюбие, неукоснительное соблюдение правил ритуала, постоянное совершенствование своих духовных нравственных качеств путем углубленного изучения канонических текстов древних авторов ,занятий музыкой и овладения культурой политического управления государством. Стремление к культурному совершенствованию непременное качество «благородного человек»(цюньцзы) Представители даосизма относились к этому учению Конфуция, крайне негативно, считая, что ,культурная доктрина Конфуция разрушает в человеке ту гармонию, которая изначально заложена в нем природой и может быть сохранена только путем следования им естественному ходу вещей.)
жэнь дао-ритм жизни вселенной
жэнь и- милосердие, справедливость. Синоним учения Конфуция. Оно категорически отрицалось даосами ( «Когда дела пошли плохо прежнего не вернешь игрой в справедливость»,говорится в 38 параграфе «Дао де цзына»).
жень лунь- нормы отношения между людьми. Их пять: любовь между отцом и сыном, долг справедливости между правителем и подданными, согласие между мужем и женой,. уважение старших младшими, ,верность и искренность между друзьями.(«Ли цзы»).
жу- ученый, образованный человек, учитель, чиновник.Этот термин использовался, так же ,для обозначения принадлежности человека к философской школе основанной Конфуцием.
жу сюэ- название философского учения Конфуция
И
и- термин имеющий ряд начений.1.Перемены,метаморфозы
(«И цзин»).2. чувство долга (конф.), справедливость, одно из 5 постоянств изначальной природы- син. В основе чувства долга лежит заложенное в природе человека, стремление следовать «закону неба»(тянь гень).Малейшее отклонение от него является нарушением долга. Как и все остальные этические добродетели(человеколюбие, ритуал),чувство долга .хотя и является врожденным, требует постоянного и совершенствования( конф.)
3.единое (даос,) Представители даосизма не признавали конфуцианского учения о «законе неба».
инь- одна из двух космических первоначальных частиц. В китайской системе мироздания символизировала темное, женское начало. В графической модели вселенной созданной ,по преданию совершенномудрым правителем Фу си она представлена в виде горизонтальной черты разорванной посредине
и жэнь- горожане
К
кунь- земля ,одна из пяти стихий ,взаимодействие ,которых лежит в основе существования мироздания
Куй- мифический музыкант. Орфей китайской мифологии
Куньлунь- одна из пяти священных гор Древнего Китая-«гора союза старших братьев»,мифическая обитель предков и богов,за ней скрываются Солнце и Луна. Пантеон богов на этой горе возглавляет «мать богов Сиванму.
Кунь У-согласно традиции,изобретатель гончарного искусства( «Каталог гор и морей»)
кэ цзы- преодоление себя (конф.)
Л
Лао-цзы (Лао Дань, Ли Эр)VI-V в. до н. э 579-499гг до н. э.).-основатель философской школы даосизма, которому традиция приписывала создание канонического текста даосов «Дао дэ цзын».
ли- термин имеющий множество значений.1.Принцип, закон мироздания, который наряду с «тьмой вещей» порождает «великая пустота( ицзын).2.ритуал,основанный на постоянстве движения неба, порядке вещей на земле и поведении народа» З. Совокупность нравственных установлений и правил. Этикет.3.Благопристойность(конф.).
(Учение о ли существовавшее с древнейших времен нашло
наиболее полное отражение в трактате «Лицзы»,объединившем в себе учение о «трех ли»,содержавшееся в трех древних трактатах:: собственно «Лицзы»(книги постановлений и ритуала), «Или»(«Книги этикетов и церемоний») и «Чжоули»(«Книги ритуалов эпохи Чжоу») Употреблявшийся даосами в качестве закона природы термин «ли» отличался ими от дао- всеобщего закона мирового развития .Они употребляли термин «ли» для обозначения закона действующего только в сфере отдельных вещей: «Все вещи имеют свое ли и не могут замещать друг друга…для каждой из «тьмы вещей есть различное ли…дао же то, что сделало ли тьмы вещей, такими каковы они есть».говорится в в даосском трактате IV-IIIв.в.до н.э . «Сянь цзюнь шу».
«Ли цзы»-«Книга установлений(обрядов)». Трактат о правилах и нормах поведения. Книга писалась различными авторами в период с IV-I вв до н. э Окончательная редакция ее была осуществлена конфуцианцами. Вошла в число основных конфуцианских канонов и в состав сводов канонических текстов этого идейного течения: «Лю и» («шестикнижья») , «У цзын» ( «пятикнижья»).Отдельные главы «Ли цзы» вошли в состав т.н. малого канона «Сышу»( «четверокнижья») Важнейшие разделы книги посвящены проблемам ритуала, системе обучения, учению о середине, о музыке ,о поведении ученого.
ли шу- числа календаря Они составляли двенадцатизначную систему чисел (т.н. «земных чисел») обозначавших чередование часов(считались подходящими для обозначения положений цастиц- ци)
«Луньюй»(«Суждения и беседы»)- Vв. до н. э.
важнейший канонический текст философской школы жу»,приписываемый Конфуцию. Он представляет собой запись высказываний и бесед мыслителя сделанную его учениками.
лю и- термин обозначал «шесть искусств»,составлявших со времени первых династий ,основу образования в Древнем Китае. (Термином «искусства» в Древнем Китае,обозначалась совокупность особых знаний и умений, имевших определяющее значение в воспитании «благородного мужа»-_цюньцзы).Вначале в состав «Люи» входили: письмо, счет, стрельба из лука и управление боевой колесницей. Обучение этим «искусствам , было обязательным для любого выходца из аристократического сословия, претендовавшего, на получение любой государственной должности военной или гражданской . В постконфуцианский период, основу «лю и» составили шесть конфуцианских канононических текстов, образовавших т.н.«Шестикнижье»:( «Ши цзин»(«Книга песен»),«Шу цзын»(«Книга исторических документов»),«И цзын»(«Книга перемен»), «Ли- цзы»(«Книга ритуала и обрядов») , «Юэ цзын»(«Трактат о музыке»), «Цюнь цзю»(«Весны и осени».Летопись царства Лу, приписываемая Конфуцию). Первое упоминание об этом конфуцианском каноне ,содержится в «Исторических записках». Сыма Цзяня , выдающегося историка( 145-86 гг до н. э.)
Лу- древнее царство-родина Конфуция
лэ- радость
ляо-1.абстрактные понятия.2. китайская «пятитонка»,
включавшая пять нот: гуе, шан,цзюэ, чжи, юи.
лян син- облагороженные намерения: лян нэн-благород-
ный талант и лян чжи-благородные знания (Мэн цзы)
«Люй-ши чунь-цзю»-энциклопедический памятник III в. до н. э в котором дана характеристика различных философских школ сложившихся в т.н. «период ста школ»(V-III вв до н. э.). Начало их систематизации было осуществленно позднее во I I в.до н - I в н.э.)
лю ши гуа –64 гексаграммы
лю ци- шесть элементов природы. женское начало - инь,мужское начало – ян , ветер, дождь, мрак, свет(даос.)
лю цзын -шесть основ: 6 фаз взаимодействия полярных сил мироздания и циркуляции жизненной энергии в живом организ -ме. Они согласуются с космическими ритмами, возниих в процессеса трехчастного разделения инь и ян.
лю хэ -шесть соединений: небо, земля и 4 стороны света(даос)
лэй- вид( вид «лэй».сущерсть «у» и имя «мин» человека и сектор времени-пространства равноценны,что выражено и
в определенной числовой символике)
лэй дэ-1.индивидуальная добродетель.2. фамилия,человека соответствующего индивидуальной добродетели
М
ман-земледелец,сельский житель
мин- 1.Жизнь свет, 2.Воля неба ,судьба, участь, мандат(на правление),совокупность условий и сил всего мироздания.
3. Имя человека дающее представление о принадлежности к одному из четырех предшествующих поколений ( Знание мин обязательно для «благородного человека».считал Конфуций Знать мин, означает принять неизбежность существующего миропорядка( «Луньюй». XIV.34,38) Даосы отрицательно относились к конфуцианскому учению о «воле неба».Они противопоставили ему учение о неразрывной связи дао, как всеобщего закона природы и ли - закона существования конкретной вещи. «Каждая вещь имеет свое ли», утверждали он, посредством ли дао реализует свой всеобщий характер.)
минь-народ. В эпоху Чжоу народ считался «глашатаем неба.»Основными народностями в древнем Китае были: гань,юэ,и,хэ.
Мин тан( «Дом календаря»)-название дворца-храма. Здесь правители Поднебесной жили,занимались делами правления и совершали ритуальные церемонии и обряды.Он имел так же и космологическое значение символизируя мироздание. В плане он имел квадрат-символ земли,а его полукруглый свод-символизировал небо.