Файл: Исследование систем управления ИМПЭ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.09.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Дисциплина «исследование систем управления»

Тема 1. Сущность исследование систем управления

1. Понятие «исследование»

2. Типология исследований

3. Характеристики исследования

Тема 2. Методология исследования систем управления: понятие и сущность

1. Методология исследования: понятие и практическое содержание

2. Проблема в методолгии исследования систем управления

3. Результаты исследования

Результаты исследования управления

Тема 3. Общенаучные методы в исследовании систем управления

Тема 4. Системный подход в исследовании управления

1. Содержание понятия система

2. Система управдения как объект исследования

3. Основные принципы системного подхода

3. Принцип вероятностных оценок

Тема 5. Специфические методы исследования систем управления

1. Состав и классификация специфических методов иследования систем управления

2. Методы изучения документов

3. Методы социологических исследований

4. Метод эксперементирования «деловая игра»

5. Метод тестирования

6. Методы эксперементных оценок и swot-анализа в исследовании истем управления

7. Метод исследования воздействия факторов

Тема 6. Планирование и организация исследования систем управления

1. Программа исследования: структура, разработка и содержание

2. Планирование исследования систем управления

3. Организация исследования: условия, требования, виды

4. Технологии исследования систем управления

Технологии исследования систем управления

5. Консультирование как форма организации исследования систем управления

Тема 7. Формирование интегрального исследовательского интеллекта и принципы его деятельности

9. Принцип формирования психологического комфорта исследования

Тема 8. Диверсификация исследования

1. Сущность диверсификации исследования

2. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления

Сочетание интуиции и логики в творческой исследовательской деятельности

3. Интуиция в деятельности человека

Дифференциация стратегий исследования проблем

4. Метод «мозгового штурма»

Очень близким к этому понятию является понятие плана. Иногда их вообще отождествляют. Но часто видят различие в назначении и практическом использовании как программы, так и плана. Программу рассматривают как средство достижения цели, форму ее конкретизации, а план — как организующий фактор последовательного движения к цели.

Программа разрабатывается на основе определения и осознания целей развития организации (фирмы, корпорации, предприятия, офиса и пр.), определения проблем ее развития, выделения решающих проблем, продвигающих развитие к цели кратчайшим путем. Программа должна давать ясный ответ на вопросы: зачем необходимо проводить исследование, что исследовать и какими средствами и методами? Она должна содержать обоснование актуальности и важности проблемы как предмета исследования, раскрывать ее общее содержание и роль относительно других проблем, необходимые условия для успешного решения проблемы (финансирование, кадровое обеспечение, организационные условия, временные ограничения и пр.).

►Программа, как правило, состоит из следующих разделов:

  • цель проведения исследований,

  • содержание проблемы, ее актуальность и важность,

  • парадигма и рабочая гипотеза решения проблемы в процессе исследования,

  • обеспечение исследования ресурсами (ничего нельзя сделать, не имея ничего),

  • предполагаемый результат и эффективность исследования.


2. Планирование исследования систем управления

Планирование исследования, как уже указывалось, необходимо для рас­чета и определения организационных характеристик его проведения (фор­мирование групп, установление функций, обязанностей, ответственнос­ти, взаимодействий и пр.), распределения используемых ресурсов в орга­низационном и временном пространстве, ограничения времени, определения последовательности проведения исследовательских работ (эта­пов исследования), установления точек и методов контроля.

План исследования— это комплекс показателей, отражающих связь и пос­ледовательность ключевых мероприятий (действий, акций и пр.), ведущих к полной реализации программы и разрешению проблемы,

План представляет собой организационную конкретизацию программы исследования. Он как бы соединяет содержание проблемы с организаци­онными возможностями и вариантами ее практического решения.

Не всякая проблема исследования может решаться последовательно и ус­пешно этап за этапом. В процессах ее решения могут возникать возмущаю­щие факторы, непредвиденные ситуации и обстоятельства. Они влияют на выполнение плана, иногда заставляют оперативно корректировать его, бывают случаи, когда план вообще может быть разрушен. Поэтому по слож­ным проблемам исследования бывает полезно разрабатывать алгоритм исследования, который позволяет предусматривать возможные возврат­ные операции при неудачных решениях или непредвиденных трудностях, быстро находить адрес таких возвратов. Алгоритм— это технология реше­ния проблемы, предусматривающая не только последовательность и парал­лельность различных операций, но и возможности их неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содер­жательного взаимодействия проблем.

В этом случае составляется гибкий план исследований, учитывающий его алгоритм, в котором, в свою очередь, находит отражение сложность и неординарность проблемы. В плане такого типа указываются не жесткие, а нормативные величины сроков выполнения различных работ, имеются дополнительные пункты согласования и оценки результатов.

В реальной практике не всегда проведению исследования предшествуют разделенные процедуры составления программы, алгоритма и плана исследования, хотя это очень полезно для обеспечения эффективности исследования.


Но возможно и совмещение этих процедур, оформление их в одном доку­менте. Однако надо стремиться к тому, чтобы требования составления программы, разработки алгоритма и расчета плана исследования были выдержаны и учтены в полной мере.

Основными принципами планирования исследования можно назвать следующие.

  1. Принцип конкретности формулирования заданий. План должен состоять из заданий, которые необходимо формулировать пре­дельно конкретно и ясно. Они не должны требовать дополнитель­ных разъяснений и уточнений. По крайней мере, к этому следует стремиться.

  2. Принцип организационной значительности. План должен соот­ветствовать существующей организации деятельности исследова­тельских групп или вносить заранее разработанные новые орга­низационные формы, необходимые для его успешного выполне­ния.

  3. Принцип соизмеренной и рассчитанной трудоемкости. Исследование — это работа специалистов, которая может быть выполне­на успешно только тогда, когда задания соответствуют опреде­ленной трудоемкости их выполнения.

  4. Принцип интеграции деятельности. План должен учитывать не­обходимость взаимодействия различных исполнителей и подразделений, стать фактором объединения их работы, исключать, по возможности, дублирование и конфликтные ситуации.

  5. Принцип контролируемости. Все задания, показатели плана дол­жны отвечать потребностям контроля его исполнения, и система контроля должна быть заложена в план. Не следует включать в план положения, которые трудно контролировать.

  6. Принцип ответственности. Как правило, план включает графу ответственных за выполнение его положений или заданий лиц, подразделений. Не должно быть в плане заданий, не имеющих адреса и исполнителя.

  7. Принцип реальности. План не может содержать заданий жела­тельных, но маловероятных для исполнения. Реальность выпол­нения заданий плана должна оцениваться наличием ресурсов, расчетами времени, квалификацией исследователей, использо­ванием опыта аналогичных работ, возможностями организации деятельности, наличием соответствующей техники и пр.

Разработка плана исследований является важным фактором успеха. Она требует особого внимания. Управление является сложной областью исследований. Здесь в большей мере, чем где-либо, действуют факторы амбициозности, дозирования информации, привычки к власти, круговой поруки.



3. Организация исследования: условия, требования, виды

Организация исследования это система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок его проведения, т. е. распределения функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение исследовательских работ. Организация исследования определяет дифференциацию и интеграцию деятельности исследователей или отдельных исследовательс­ких групп. В ней находят свое отражение распределение и комбинация ресурсов по времени, видам работ, кадрам, проблемам.

Существуют различные формы организации исследования. В каждом конкретном случае приходится выбирать, какой из видов может оказаться наи­более приемлемым или наиболее эффективным.

  1. Форма внутреннего консультирования. Увеличение нагрузки персонала дополнительными обязанностями исследовательской работы. Такие исследования возможны в том случае, если у персонала управления есть резервы времени и его исследовательский потенциал достаточно высок. Тогда необходимо провести соответствующие консультации, организовать систему контроля и мотивации, организовать координацию дея­тельности по этим заданиям. Можно организовать конкурс про­ектов и дополнительную оплату труда. Возможна добровольная или обязательная форма.

  2. Форма внешнего консультирования. Приглашение консалтинговых фирм на договорной основе и пре­доставление им организационных и информационных возможно­стей для проведения исследования и разработки соответствую­щих рекомендаций.

  3. Организация творческих групп. Создание специализированных групп из наиболее творческой и активной части персонала с освобождением участников этих групп на определенное время от основной работы.

  4. Форма комплексной организации. Создание собственных консультационных, а лучше образователь­но-исследовательских структур в системе управления, позволяю­щих совместить повышение профессионализма персонала с раз­витием исследований и обеспечением их необходимого качества.

5. Возможна комбинация этих форм, и во многих случаях она ока­зывается весьма полезной и эффективной. Например, создание творческих коллективов, состоящих как из собственных работ­ников, так и из приглашенных специалистов консультационной фирмы. При этом очень важно учитывать (и здесь часто возника­ют сложности) социально-психологические моменты формиро­вания таких коллективов.