Файл: Айенгар пранаяма дипика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2024

Просмотров: 275

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Introduction by Yehudi Menuhin

Дар моего Гуруджи

Введение Иегуди Минухина

Предисловие

Вводная часть

Часть первая Раздел I. Теория Пранаямы Глава 1. Что есть Йога?

Глава 2. Ступени Йоги

Цели в жизни (Пурушартхас)

Пранаяма

Пратьяхара

Дхарана, Дхьяна и Самадхи

Глава 3. Прана и Пранаяма

Читта и Прана

Пранаяма

Глава 4. Пранаяма и дыхательная система

Почему существует так много пранаям?

Четыре ступени Пранаямы

Грудная клетка

Легкие и Бронхиальное Дерево

Грудина

Глава 5. Нади и Чакры

Нади, начинающиеся с точки под пупком

Нади, начинающиеся в сердце

Дхамани и Сира

Нади и циркуляция

Кундалини

Глава 6. Гуру и Шисья

Глава 7. Пища

Глава 8. Препятствия и способы их преодоления

Глава 9. Эффекты Пранаямы

Раздел II. Искусство Пранаямы Глава 10. Краткие советы и предупреждения

Характеристики пригодности

Место для занятий

Чистоплотность

Позвоночник

Ноги и плечи

Глаза и уши

Пранаяма для женщин

Примечание

Глава 11. Искусство сидения в Пранаяме Как нужно сидеть

Туловище

Три важнейшие области

Кожа туловища

Невозможность сидеть на полу

Онемение ног

Руки и плечи

Голова и горло

Глаза и уши

Глава 12. Искусство подготовки ума к Пранаяме

Глава 13. Мудры и Бандхи

Джаландхара бандха

Техника

Результаты

Примечание

Уддийяна Бандха

Техника

Примечание

Результаты

Мула Вандха

Глава 14. Искусство вдоха (Пурака) и выдоха (Речака)

Техника Вдоха (Пурака)

Техника Выдоха (Речака)

Глава 15. Искусство задержки дыхания (Куллбхака)

Техника Антара Кумбхаки

Техника Бахья Кумбхаки

Глава 16. Классификация Садхак

Глава 17. Биджа Пранаяма Что такое Джапа?

Глава 18. Вритти Пранаяма

Самавритти Пранаяма

Висамавритти Пранаяма

Примечание

Раздел III Техники Пранаямы Глава 19. Удджайи Пранаяма

Примечания

Ступень I

Техника

Результаты

Ступень II

Техника

Результаты

Ступень III

Техника

Результаты

Ступень VI

Техника

Ступень VII

Техника

Ступень VIII

Техника

Результаты

Ступень IX

Техника

Примечание

Результаты

Ступень X

Техника

Примечание

Результаты

Ступень XI

Техника

Результаты

СтупеньХм

Техника

Результаты

Ступень XIII

Техника

Глава 20. Вилома Пранаялла

Ступень I

Техника

Техника

Результаты

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Результаты

Ступень V

Техника

Результаты

Ступень VI

Техника

Результаты

Ступень VII

Техника

Результаты

Ступень VIII

Техника

Результаты

Ступень IX

Техника

Результаты

Глава 21. Бхрамари, Мурчха и Плавини Пранаяма

Техника

Санмукхи мудра (фот. 105 и 106)

Примечание

Результаты

Мурчха Пранаяма

Плавини Пранаяма

Глава 22» Пальцевая Пранаялла и искусство расположения пальцев на носу Нос

Расположение элементов следующее:

Искусство расположения пальцев

Глава 23. Бхастрика и Капалабхати Пранаяма Бхастрика Пранаяма

Ступень I

Техника

Техника

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Капалабхати пранаяма

Воздействия выполнения Бхасгрики и Капалабхати

Примечания и предупреждения

Глава 24. Ситали и Ситкари Пранаяма

Ситали Пранаяма

Ступень I

Техника

Ступень II

Техника

Ступень III

Техника

Ситкари пранаяма

Техника

Воздействия

Ситкари

Глава 25. Анулома Пранаяма

Ступень la

Техника

Воздействия

Ступень Ib

Техника

Воздействия

Ступень iIа

Техника

Воздействия

Ступень iIb

Техника

Результаты

Ступень IlIa

Техника

Результаты

Ступень iiIb

Техника

Результаты

Ступень iVa

Техника

Результаты

Ступень iVb

Техника

Результаты

Глава 26. Пратилолла Пранаяма

Ступень la

Техника

Результаты

Ступень Iб

Техника

Результаты

Ступень iIа

Техника

Техника

Результаты Ступеней iIа и ii6

Ступень IlIa

Техника

Ступень iiIb

Техника

Результаты Ступеней IlIa и iii6

Ступень iVa

Техника

Ступень iVб

Техника

Результаты Ступеней iVa и iVб

Примечание

Глава 27. Сурья Бхедана и Чандра Бхедана Пранаяма Сурья Бхедана Пранаяма

Ступень I

Техника

Ступень II

Техника

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Результаты Сурья Бхедана Пранаямы

Глава 28. Нади Садхана Пранаяма

Ступень la

Техника

Результаты

Ступень Iб

Техника

Результаты

Ступень iIа

Техника

Техника

Результаты

Ступень IlIa

Техника

Ступень iiIб

Техника

Результаты

Ступень iVa

Техника

Ступень iVб

Техника

Результаты

Часть Вторая Свобода и блаженство Глава 29. Дхьяна (Медитация)

Сабиджа или Сагарбха дхьяна

Техника

Регулирование положения тела

Глаза и уши

Примечания

Результаты медитации

Глава 30. Шавасана (Релаксация)

Ступени Сознания

Техника

Время и Место

Регулирование положения тела

Туловище

Неосознаваемые Напряжения

Снятие Напряжения

Чувства

Дыхание

Особые предостережения

Приложение Курсы Пранаямы

Первый (подготовительный) курс.

Второй (начальный) курс.

Третий (промежуточный) курс.

Б. К. С. Айснгар

Четвертый (продвинутый) курс

Пятый (высокоинтенсивный) курс

Недельная практика

Глоссарий

Контроль дыхания полезен каждому, кто практикует одну из вышеупомянутых йог. Все йогические тексты, написанные на основе многовекового опыта, свидетельствуют, что контроль дыхания — важный фактор в практике контроля ума. Однако контроль дыхания — пранаяма — не просто глубокое дыхание или дыхательные упражнения, которые обычно являются частью физической культуры. Это — нечто гораздо большее, включающее упражнения, которые влияют не только на физический, физиологический и нервный виды энергии, но и на психическую и мозговую деятельность, в частности на развитие памяти и творчества. Шри Ауробиндо, мудрец и провидец из Пондишери, засвидетельствовал, что после освоения пранаямы он смог сочинять и сохранять в памяти около двухсот поэтических строк, в то время как ранее он не мог справиться даже с дюжиной.

За последние десятилетия западная медицина на основе экспериментов пришла к пониманию и использованию оздоровительного и общеукрепляющего эффектов того, что называют произвольным дыханием. Йога описывает и практикует пранаяму, приписывая ей несомненную воспитательную, упорядочивающую и духовную мощь. Владимир Бишлер в главе 14 книги «Формы и техники альтруистического и духовного развития» говорит, что медицинская наука уже приняла необходимость заимствования некоторых восточных методов и изучения многочисленных эффектов правильного контролируемого дыхания. В результате тщательного изучения он пришел к выводу, что эти многочисленные эффекты происходят не только в легких, но воздействуют на весь метаболизм человеческого тела. Он сказал, что спиротерапия (так он назвал метод, основанный на дыхании) открыла новые широкие горизонты в медицине, гигиене и терапии. В заключение он сказал, что исследования современной науки только подтверждают эмпирическую интуитивную практику восточных мудрецов и философов

Пранаяма как сердцевина йогической практики может принести практикующему много пользы не только в ментальной и духовной сферах

Но основная цель йоги — самореализация, контакт человеческой самости с Высшей Сущностью; практика пранаямы включает контроль над умом и всем человеческим сознанием, которое является основой всего познания. Человеческое существо — это тело, жизнь, включающая все биологические процессы, ум, который есть место пребывания того, что мы называем эго — «я», и вокруг которого центрируется вся мозговая активность. Цель йоги — освободить основную силу сознания от всяких воспоминаний, мышления, чувственных побуждений и желаний и попытаться постигнуть чистое сознание как искру самой космической энергии, которая есть природа принципа самосознания Высшего Разума.


Для людей, которые хотят идти путем йоги, в первую очередь следует прекратить отождествлять себя с системой тело-жизнь-ум и смотреть на эти три части как на инструменты для трансцен-денции эго, с целью отождествить свое внутреннее существо с чистой, незамутненной энергией сознания, которое есть сама природа всеобъемлющего мира, гармонии и радости творчества. Таким образом, Пранаяма имеет особый смысл и назначение в йоге Прана означает дыхание, воздух и саму жизнь Но в йоге прана (во всех ее пяти аспектах в человеке, прана, апана, вьяна, удана и самана) — это сама сущность того источника, который даст энергию живому и неживому мирам. Он пронизывает всю вселенную Пранаяма означает полный контроль над этим источником энергии в пределах своей самости посредством определенной дисциплины. Эта дисциплина существует не только для достижения хорошего здоровья, равновесия физической и витальной энергий, но также и для очищения всей нервной системы с целью сделать ее более отзывчивой к намерению йога контролировать свои чувственные стремления, сделать свою ментальную энергию более тонкой и чувствительной к зову эволюционного развития, к зову высшей, божественной природы в человеке.

Пранаяму редко практикуют как независимую технику. Древнейшие йогические тексты, начиная с Патанджали, рассматривают ее как сердцевину йогической дисциплины. Однако в последнее время появились самостоятельные публикации по этому предмету, хотя их совсем немного по сравнению с массой пособий по асанам. Но труд, где было бы целиком отражено научное понимание, основанное на долгом жизненном опыте изучения всех аспектов йоги, все еще оставался долгожданным. Каждый последователь йоги с радостью воспринял появление книги Шри Айенгара.

Когда я взялся за рукопись Шри Айенгара, чтобы написать предисловие, то понял, какая это трудная и смелая задача — преподнести предмет Пранаямы людям с запада на английском языке. В отличие от многих других автором, писавших на эту тему, Шри Айенгар — домохозяин и последователь традиции поклонения своему Ишта Девата (избранному божеству), описанной в Гите и подобных текстах. Здесь я бы сказал, что йога — это не часть какой-либо религии со своей теологией и обрядностью. Она не имеет организации и иерархии. Это культурная и духовная дисциплина, открытая человечеству безо всякого разделения по кастам, вероучениям, цвету кожи, расам, полу и возрасту. Вероятно, необходимо только основное особое качество — вера в возможности своего сознания и устремление достичь вершины путем следования законам самого сознания Другая необычная и замечательная особенность Шри Айенгара: вместо того чтобы рассматривать семью как бремя, а жену — как препятствие в йогической жизни, он дал своему Институту Йоги в Пуне имя своей покойной подруги Шри-мати Рамамани и посвятил ей эту книгу. Этими поступками Шри Айенгар убедительно доказал, что йога существует ради жизни, а не как уход от нее, как часто повторял Шри Ауробиндо.


Другая трудность касается терминологии и использования слов, которые в оригинале даются на санскрите.

Шри Айенгар подобрал по возможности наиболее точные и близкие английские эквиваленты и постарался сохранить смысл оригинала. Он прекрасно описывает детали и не бывает удовлетворен до тех пор, пока не почувствует, что читатель понял все, что он хотел сказать. Возьмем для примера само слово пранаяма: оно так богато оттенками, дополнительными значениями, что передача его смысла выражениями «контроль дыхания», «произвольное дыхание» или «наука дыхания» была бы неполной. Например, ни одно из этих выражений не включает идею об кумбхаке (задержке дыхания) или идею о дыхании через разные ноздри с чередованием в разных пропорциях. Еще менее они могут обозначать различные типы дыхания, такие, как удджайи, ситали и другие, и их комбинации с мудрами и бандхами. Шри Айенгар позаботился даже о том, чтобы показать расположение пальцев рук на ноздрях и точно и подробно описать их. Эта тщательность в использовании слов в сочетании с необходимыми предостережениями и иллюстрациями дает возможность книге стать путеводителем для стремящегося следовать по пути искусства пранаямы настолько близко к идеалу, насколько вообще этого можно достигнуть словами.

Шри Айенгар хорошо знает, что наука и искусство йоги не полны без дхараны, дхьяны и самадхи.

Это ведет йогина шаг за шагом к трансценденции области чувств и власти эго с целью постепенной трансформации интегрального существования в новую жизнь, где существует единство с Высшим Духом в незагрязненной радости и гармонии. Потому в этой книге автор дал намек на то, что называют медитацией, или дхьяной. Он закончил книгу несколькими краткими советами по шавасане — позе, которая ведет к абсолютному расслаблению, сопряженному с очень слабой активностью ума. Шри Айенгар завершает этот огромный труд по написанию руководства ш. лранаяме, предлагая читателю секрет подлинного расслабления, и таким образом подготавливает его к следующему и окончательному восхождению к вершине медитативного самадхи. Прекрасным примером удачной реализации этого курса из трех книг. «Взгляд на Йогу», «Взгляд на Пранаяму», «Взгляд на Дхьяну» — является жизнь Шри Айенгара, ибо тройным светом осветил он другим людям путь к Эвересту духовности.

Бангалор 14 июня 1979 г. Р.Р. Дивакар.


Вводная часть

Моя первая книга «Взгляд на Йогу» захватила умы и сердца ревностных учеников и даже изменила жизнь многих из тех, кто впервые проявил интерес к этому благородному искусству, науке и философии. Я надеюсь, что «Взгляд на Пранаяму» увеличит их познания.

С уважением и почтением к Патанджали и йогинам древней Индии, которые открыли Пранаяму, я разделяю с собратьями — мужчинами и женщинами — нектар ее простоты, чистоты, тонкости, красоты и совершенства. В недавнем прошлом, во время моей практики, новый свет внутреннего осознания засиял во мне, свет, который я еще не испытал, когда писал «Взгляд на Йогу». Мои друзья и ученики настояли на том, чтобы я переложил свой опыт и устные наставления на бумагу, отсюда эта попытка объяснить тонкие наблюдения и размышления, которые я провел, с тем чтобы помочь ученикам в их поиске совершенства и точности

Многие западные ученые приняли древнее представление о том, что человек есть триединство тела, ума и духа. Различные техники физической культуры, атлетизма и спорта были изобретены для того, чтобы сохранить здоровье мужчин и женщин. Они были разработаны для обеспечения нужд тела (аннамайя коша) с его костями, связками, мышцами, тканями, клетками и органами Индийские ученые называют эти дисциплинами «завоеванием материи». Это я полностью объяснил в моей книге «Взгляд на Йогу» Только недавно западные ученые познакомились с техниками, разработанными в древней Индии для исследования дыхательной, кровеносной, пищеварительной и выделительной систем, а также эндокринных желез и нервов, гонкие формы которых обобщенно известны как Завоевание Жизненной Силы (пранамайя коша).

Йога Видья — это кодифицированная система, которая определила восемь ступеней самореализации. Это: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи, В этой книге

акцент делается на Пранаяме, направленной на то, чтобы поддерживать непроизвольные или самоконтролирующиеся системы человеческого тела в уравновешенном состоянии здоровья и совершенства.

У меня дома не было ученых, святых или йогинов, которые бы вдохновляли меня заняться йогой. Ребенком я был подвержен многим болезням, и, по предначертанию судьбы, это привело меня к йоге в 1934 г. в надежде вернуть здоровье. С тех пор это стало моим способом жизни. Этот путь научил меня быть пунктуальным и дисциплинированным вопреки трудностям, которые часто нарушали мою ежедневную практику, занятия и опыты.


Вначале Пранаяма — это борьба. Слишком большая снисходительность в ежедневной практике асан много раз ослабляла мое внутреннее тело, когда я начал практиковать Пранаяму. Каждое утро я вставал, чтобы заниматься Пранаямой, и мне было очень трудно — задерживать дыхание и сохранять ритм. Я боролся, едва выполняя три или четыре цикла, после чего я начинал задыхаться и хватать ртом воздух. Я отдыхал несколько минут, затем делал новые попытки, до тех пор, пока уже становилось невозможным продолжать. Я спрашивал себя, почему я не могу это делать. Я не находил ответа. У меня не было проводника. Неудачи и ошибки преследовали мое тело, ум и внутреннюю самость в течение многих лет, но я непоколебимо продолжал совершенствовать свой уровень. Сегодня я все еще посвящаю один час ежедневно занятиям Пранаямой и нахожу, что даже этого недостаточно.

Слова могут завораживать и привлекать читателя к религиозной практике (садхане) и заставлять его думать, что он постиг духовный опыт. Чтение, однако, лишь делает его более образованным, в то время как практика (садхана), о которой он читал, приводит его ближе к истине и ясности. Факт — это истина, а ясность — чистота. Наш век — это век научных достижений, и поток новых слов наполняет словари. Будучи чистым практиком — садха-ком, а не человеком слов, я затрудняюсь в выборе правильных технических терминов для выражения всего, что мне хотелось бы написать. Я только лишь могу приложить свои скромные усилия, чтобы познакомить читателя со всем, что я испытал, практикуя это наилучшее из искусств.

Пранаяма — это обширный предмет с неограниченными возможностями. Она психосоматична, так как использует тесные взаимосвязи между телом и умом. Она может казаться простой и легкой, но стоит человеку сесть и начать практику, как он быстро осознает, что это — сложное искусство. Ее тонкости малоизвестны и все еще ждут исследования. В прошлом авторы йогических текстов уделяли больше внимания эффектам Пранаямы, чем ее практическому применению. Это могло происходить потому, что Пра-наяма широко практиковалась и большинство людей было с ней знакомо. Описания эффектов, приводимые этими авторами, дают нам некоторые представления об их опыте, который превосходит их слова.

Многие движения в Пранаяме бесконечно тонки. Например, тщательно обдуманные и утонченные движения кожи в противоположных направлениях кажутся объективно невозможными, но это процесс, разработанный в йоге. С тренировкой кожа может двигаться таким образом, и это играет существенную роль в практике Пранаямы. Таким образом, Пранаяма во многих отношениях — это субъективное искусство. Когда эти навыки применяются с максимальным эффектом, когда движения кожи синхронизированы со вдохом, выдохом и задержкой, поток энергии (праны) гармоничен.