Файл: Айенгар пранаяма дипика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2024

Просмотров: 281

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Introduction by Yehudi Menuhin

Дар моего Гуруджи

Введение Иегуди Минухина

Предисловие

Вводная часть

Часть первая Раздел I. Теория Пранаямы Глава 1. Что есть Йога?

Глава 2. Ступени Йоги

Цели в жизни (Пурушартхас)

Пранаяма

Пратьяхара

Дхарана, Дхьяна и Самадхи

Глава 3. Прана и Пранаяма

Читта и Прана

Пранаяма

Глава 4. Пранаяма и дыхательная система

Почему существует так много пранаям?

Четыре ступени Пранаямы

Грудная клетка

Легкие и Бронхиальное Дерево

Грудина

Глава 5. Нади и Чакры

Нади, начинающиеся с точки под пупком

Нади, начинающиеся в сердце

Дхамани и Сира

Нади и циркуляция

Кундалини

Глава 6. Гуру и Шисья

Глава 7. Пища

Глава 8. Препятствия и способы их преодоления

Глава 9. Эффекты Пранаямы

Раздел II. Искусство Пранаямы Глава 10. Краткие советы и предупреждения

Характеристики пригодности

Место для занятий

Чистоплотность

Позвоночник

Ноги и плечи

Глаза и уши

Пранаяма для женщин

Примечание

Глава 11. Искусство сидения в Пранаяме Как нужно сидеть

Туловище

Три важнейшие области

Кожа туловища

Невозможность сидеть на полу

Онемение ног

Руки и плечи

Голова и горло

Глаза и уши

Глава 12. Искусство подготовки ума к Пранаяме

Глава 13. Мудры и Бандхи

Джаландхара бандха

Техника

Результаты

Примечание

Уддийяна Бандха

Техника

Примечание

Результаты

Мула Вандха

Глава 14. Искусство вдоха (Пурака) и выдоха (Речака)

Техника Вдоха (Пурака)

Техника Выдоха (Речака)

Глава 15. Искусство задержки дыхания (Куллбхака)

Техника Антара Кумбхаки

Техника Бахья Кумбхаки

Глава 16. Классификация Садхак

Глава 17. Биджа Пранаяма Что такое Джапа?

Глава 18. Вритти Пранаяма

Самавритти Пранаяма

Висамавритти Пранаяма

Примечание

Раздел III Техники Пранаямы Глава 19. Удджайи Пранаяма

Примечания

Ступень I

Техника

Результаты

Ступень II

Техника

Результаты

Ступень III

Техника

Результаты

Ступень VI

Техника

Ступень VII

Техника

Ступень VIII

Техника

Результаты

Ступень IX

Техника

Примечание

Результаты

Ступень X

Техника

Примечание

Результаты

Ступень XI

Техника

Результаты

СтупеньХм

Техника

Результаты

Ступень XIII

Техника

Глава 20. Вилома Пранаялла

Ступень I

Техника

Техника

Результаты

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Результаты

Ступень V

Техника

Результаты

Ступень VI

Техника

Результаты

Ступень VII

Техника

Результаты

Ступень VIII

Техника

Результаты

Ступень IX

Техника

Результаты

Глава 21. Бхрамари, Мурчха и Плавини Пранаяма

Техника

Санмукхи мудра (фот. 105 и 106)

Примечание

Результаты

Мурчха Пранаяма

Плавини Пранаяма

Глава 22» Пальцевая Пранаялла и искусство расположения пальцев на носу Нос

Расположение элементов следующее:

Искусство расположения пальцев

Глава 23. Бхастрика и Капалабхати Пранаяма Бхастрика Пранаяма

Ступень I

Техника

Техника

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Капалабхати пранаяма

Воздействия выполнения Бхасгрики и Капалабхати

Примечания и предупреждения

Глава 24. Ситали и Ситкари Пранаяма

Ситали Пранаяма

Ступень I

Техника

Ступень II

Техника

Ступень III

Техника

Ситкари пранаяма

Техника

Воздействия

Ситкари

Глава 25. Анулома Пранаяма

Ступень la

Техника

Воздействия

Ступень Ib

Техника

Воздействия

Ступень iIа

Техника

Воздействия

Ступень iIb

Техника

Результаты

Ступень IlIa

Техника

Результаты

Ступень iiIb

Техника

Результаты

Ступень iVa

Техника

Результаты

Ступень iVb

Техника

Результаты

Глава 26. Пратилолла Пранаяма

Ступень la

Техника

Результаты

Ступень Iб

Техника

Результаты

Ступень iIа

Техника

Техника

Результаты Ступеней iIа и ii6

Ступень IlIa

Техника

Ступень iiIb

Техника

Результаты Ступеней IlIa и iii6

Ступень iVa

Техника

Ступень iVб

Техника

Результаты Ступеней iVa и iVб

Примечание

Глава 27. Сурья Бхедана и Чандра Бхедана Пранаяма Сурья Бхедана Пранаяма

Ступень I

Техника

Ступень II

Техника

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Результаты Сурья Бхедана Пранаямы

Глава 28. Нади Садхана Пранаяма

Ступень la

Техника

Результаты

Ступень Iб

Техника

Результаты

Ступень iIа

Техника

Техника

Результаты

Ступень IlIa

Техника

Ступень iiIб

Техника

Результаты

Ступень iVa

Техника

Ступень iVб

Техника

Результаты

Часть Вторая Свобода и блаженство Глава 29. Дхьяна (Медитация)

Сабиджа или Сагарбха дхьяна

Техника

Регулирование положения тела

Глаза и уши

Примечания

Результаты медитации

Глава 30. Шавасана (Релаксация)

Ступени Сознания

Техника

Время и Место

Регулирование положения тела

Туловище

Неосознаваемые Напряжения

Снятие Напряжения

Чувства

Дыхание

Особые предостережения

Приложение Курсы Пранаямы

Первый (подготовительный) курс.

Второй (начальный) курс.

Третий (промежуточный) курс.

Б. К. С. Айснгар

Четвертый (продвинутый) курс

Пятый (высокоинтенсивный) курс

Недельная практика

Глоссарий

23. Чтобы установить, правильна ли ваша поза, слегка согните кончики пальцев рук и надавите ими мягко, легко и равномерно на пол рядом с ягодицами. Расположите ноги перпендикулярно полу (вид сбоку, фот 26, вид спереди фот 27, вид сзади - фот. 28) Если указательные пальцы давят на пол слишком сильно, значит голова наклонена вперед; если мизинцы -    тело отклонено назад. Если пальцы одной руки давят на пол сильнее, чем пальцы другой руки, значит тело наклонено в ту сторону, где давление больше (фот. 29), Равномерное и устойчивое давление на большие, средние пальцы и мизинцы и легкое давление на другие пальцы держит тело выпрямленным. Не дергайте плечами и не поднимайте их, когда производите давление на пальцы. Не поднимая колен, слегка поднимите ягодицы от пола (фот 30), напрягите ягодичные мышцы, подверните под себя копчик и затем расположите ягодицы на полу. Тот, кто не может поднять ягодицы, опираясь на кончики пальцев, может опереться на ладони, расположив их как на фот. 31.

24. Поднимите руки от пола и расположите тыльные стороны запястий на коленях (фот. 32), или левую ладонь на правой, поместив их возле пупка, а затем правую ладонь — - на левой (фот. 33). Эта смена рук помогает мышцам спины достичь гармоничного натяжения. Не выпрямляйте руки в локтях, так как это заставляет вас наклоняться вперед (фот 34)

Фото 24    Фото 25                     Фото 26                  Фото 27

Фото 28        Фото 29                           Фото 30                    Фото 31


Три важнейшие области

25 Запомните три важнейшие области тела:

1)  промежность между анусом и гениталиями;

2) крестец и первый поясничный позвонок;

         Фото 32    Фото 33                          Фото 34                           Фото 35

3) девятый грудной позвонок на спине и центр грудной кости спереди (фот. 35 и рис 18).

Фото З6

Рис 18. Три критические точки.

Когда поза правильна, кожа на тыльной стороне шеи и плеч движется в направлении основания тела, а от ягодиц и бедер вытягивается вверх. Максимальное напряжение ощущается в первом поясничном позвонке, где встречаются эти два противоположных движения Грудной позвонок на спине и центр грудины спереди поднимаются по направлению к подбородку, в то время как подбородок опускается вниз, как в джаландхара бандхе Направленное вверх натяжение кожи в центре грудины помогает подбородку опускаться таким образом, что он располагается в межключичной впадине Первый поясничный позвонок используется как точка опоры для вертикального вытягивания позвоночника и расширения грудной клетки в стороны, чтобы поддерживать мощь четырех столпов тела (углов туловища) с обеих сторон Если спина или поясница прогибаются, легкие не могут расширяться должным образом. Только правильное движение и натяжение кожи на спине, по бокам и на передней части туловища дает возможность наполняться верхним долям легких

Кожа туловища

26. Подобно птице, расправляющей крылья в полете, держите лопатки опущенными и расправленными по обе стороны позвоночника. Затем кожа на лопатках движется вниз, и спинная сторона подмышек оказывается немного ниже передней. Это предотвращает сгибание спины. Кожа передней части туловища растягивается в обе стороны по мере того, как грудь поднимается от подмышек (фот 36).


27. Внутренние и наружные межреберные мышцы связывают между собой всю грудную клетку и контролируют диагональное натяжение Общеизвестно, что действие внутренних межреберных мышц - ~ выдыхание, а наружных - — вдыхание. Техника нормального глубокого дыхания отличается от техники пранаямы. В пранаяме внутренние межреберные мышцы спины стимулируют вдох, а наружные передние - - выдох Во внутренней задержке (см. гл 15) садхака должен полностью уравновесить мышцы всей грудной стенки, чтобы освободить мозг от напряжения Мышцы и кожа на спине должны действовать слаженно, словно переплетенные между собой, как в пранаяме, так и в медитации (дхьяна).

28 Упругость или дряблость кожи туловища указывает на эмоциональную стабильность или отсутствие ее и проявляет, достиг ли человек спокойствия и тишины ума Если кожа верхней части грудной клетки возле ключиц опущена и провисает, человек является жертвой своих эмопий. Прочная грудная клетка - - признак устойчивости Если грудная клетка и диафрагма не сохраняют устойчивости и деятельность кожи не скоординирована с движениями мышц спины, то и не будет ощущаться покой в дыхании. Если же они действуют согласованно, мужество входит, чтобы вдохновить ум.

29. В искусстве сидения спина движется вперед по направлению к грудной клетке. Будьте внимательны к тому, касается ли ваша спина одежды, и если это происходит, то движение неверно, в то время как передняя часть тела должна касаться одежды (фот. 37 и 38 — неверно; фот 39 и 40 - - правильно)

        Фото 37                            Фото 38                       Фото 39                    Фото 40

    Фото 41             Фото 42             Фото 43                    Фото 44                 Фото 45


30. Начинающие могут сидеть возле стены, плотно пододвинув к ней ягодицы. Основание крестца и верхушки лопаток должны касаться стены. Когда плечи касаются стены, основание крестца имеет тенденцию отодвигаться от стены (фот. 41). Если это происходит, исправьте позу (фот. 42). Расправьте лопатки. Чтобы достичь правильного положения, разместите между лопатками, точно позади грудины, кусок мыла, кусочек дерева такого же размера или маленькое свернутое полотенце (фот. 43).

31. Судорожные движения являюся признаками утомления, потери внимания или недостатка уверенности. Если это происходит, не тратьте понапрасну времени на пранаяму, а займитесь асанами, которые развивают легкие и успокаивают нервы.

32. Вначале приспособление тела к правильным движениям вызывает боль и дискомфорт, но со временем и регулярной практикой это проходит. Практика должна быть приостановлена на день, если боль и дискомфорт становятся жестокими и невыносимыми. Это указывает на то, что тело находится в правильном для практики пранаямы положении.

33 Научитесь различать правильный и неправильный типы боли. Правильный тип боли возникает только во время практики пранаямы и исчезает немедленно после шавасаны. Если боль остается, это указывает на ее принадлежность к неправильному типу, и она будет продолжать беспокоить садхаку, в то время как правильный тип боли действует как настоящий друг, обучая новым способам приспособления тела к позе, постоянно формируя ум, так же как и тело.


Невозможность сидеть на полу

34. Если из-за возраста, слабости или отсутствия выносливости сидеть на полу невозможно, допускается использование стула или табуретки. При этом, однако, держите ступни полностью на полу, бедра       параллельно полу и друг другу, а голени перпендикулярно полу (фот. 44 и 45). Держите руки и ноги расслабленными и свободными от всех напряжений, следуя всем пунктам этой главы, насколько возможно.

Онемение ног

35. Сидение в любой позе для пранаямы вызывает онемение в ногах, гак как сидение в одной и той же позе ограничивает кровоток. Однако это легко исправить Выполните шавасану в течение двух-трех минут, согнув при этом колени и держа пятки и ягодицы (фот 46)   Затем выпрямьте по очереди ноги (фот. 47 и 48). Вытяните мышцы голеней, задние стороны коленей, пятки, своды стоп, носки при этом направлены вверх (фот. 49)  Оставайтесь в этом положении некоторое время, а затем опустите стопы в стороны (фот. 50). Это заставит кровь циркулировать в ногах, и онемение пройдет.

Руки и плечи

Фото 46

36. Разверните плечи в направлении от шеи в обе стороны. Опустите их насколько возможно низко от мочек ушей и держите параллельно полу. Кожа передней части подмышек обращена вверх, а спинной стороны - вниз. Плечи во время практики пра-наймы имеют тенденцию двигаться вверх, к углам. Сознательно и постоянно выверяйте их положение. Это заставляет локти быть ближе к земле и обеспечивает равномерное натяжение и длину верхней части рук спереди и сзади. Не расширяйте локти и не двигайте их в направлении плеч (фот 51 и 52)

37 Регулирование положения предплечий и расположение пальцев на ноздрях в определенных типах нранаямы детально обсуждается в гл. 22.

Голова и горло

Фото 47

Фото 48

38 За исключением лежачего положения, никогда не держите голову прямо, делайте  подбородочный замок, таким образом, чтобы макушка головы не поднималась, а оставалась в одном и том же положении в течение всей практики пранаямы. Это устраняет препятствия в проходах двух нади, расположенных по обе стороны переносицы. Сужение переносицы, жесткость горла и зажатость задней части шеи указывает на неверное положение головы. Чтобы исправить положение головы, освободите внутреннее напряжение горла, расслабьте область верхней губы и обратите глазные яблоки вниз.