Файл: Айенгар пранаяма дипика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2024

Просмотров: 260

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Introduction by Yehudi Menuhin

Дар моего Гуруджи

Введение Иегуди Минухина

Предисловие

Вводная часть

Часть первая Раздел I. Теория Пранаямы Глава 1. Что есть Йога?

Глава 2. Ступени Йоги

Цели в жизни (Пурушартхас)

Пранаяма

Пратьяхара

Дхарана, Дхьяна и Самадхи

Глава 3. Прана и Пранаяма

Читта и Прана

Пранаяма

Глава 4. Пранаяма и дыхательная система

Почему существует так много пранаям?

Четыре ступени Пранаямы

Грудная клетка

Легкие и Бронхиальное Дерево

Грудина

Глава 5. Нади и Чакры

Нади, начинающиеся с точки под пупком

Нади, начинающиеся в сердце

Дхамани и Сира

Нади и циркуляция

Кундалини

Глава 6. Гуру и Шисья

Глава 7. Пища

Глава 8. Препятствия и способы их преодоления

Глава 9. Эффекты Пранаямы

Раздел II. Искусство Пранаямы Глава 10. Краткие советы и предупреждения

Характеристики пригодности

Место для занятий

Чистоплотность

Позвоночник

Ноги и плечи

Глаза и уши

Пранаяма для женщин

Примечание

Глава 11. Искусство сидения в Пранаяме Как нужно сидеть

Туловище

Три важнейшие области

Кожа туловища

Невозможность сидеть на полу

Онемение ног

Руки и плечи

Голова и горло

Глаза и уши

Глава 12. Искусство подготовки ума к Пранаяме

Глава 13. Мудры и Бандхи

Джаландхара бандха

Техника

Результаты

Примечание

Уддийяна Бандха

Техника

Примечание

Результаты

Мула Вандха

Глава 14. Искусство вдоха (Пурака) и выдоха (Речака)

Техника Вдоха (Пурака)

Техника Выдоха (Речака)

Глава 15. Искусство задержки дыхания (Куллбхака)

Техника Антара Кумбхаки

Техника Бахья Кумбхаки

Глава 16. Классификация Садхак

Глава 17. Биджа Пранаяма Что такое Джапа?

Глава 18. Вритти Пранаяма

Самавритти Пранаяма

Висамавритти Пранаяма

Примечание

Раздел III Техники Пранаямы Глава 19. Удджайи Пранаяма

Примечания

Ступень I

Техника

Результаты

Ступень II

Техника

Результаты

Ступень III

Техника

Результаты

Ступень VI

Техника

Ступень VII

Техника

Ступень VIII

Техника

Результаты

Ступень IX

Техника

Примечание

Результаты

Ступень X

Техника

Примечание

Результаты

Ступень XI

Техника

Результаты

СтупеньХм

Техника

Результаты

Ступень XIII

Техника

Глава 20. Вилома Пранаялла

Ступень I

Техника

Техника

Результаты

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Результаты

Ступень V

Техника

Результаты

Ступень VI

Техника

Результаты

Ступень VII

Техника

Результаты

Ступень VIII

Техника

Результаты

Ступень IX

Техника

Результаты

Глава 21. Бхрамари, Мурчха и Плавини Пранаяма

Техника

Санмукхи мудра (фот. 105 и 106)

Примечание

Результаты

Мурчха Пранаяма

Плавини Пранаяма

Глава 22» Пальцевая Пранаялла и искусство расположения пальцев на носу Нос

Расположение элементов следующее:

Искусство расположения пальцев

Глава 23. Бхастрика и Капалабхати Пранаяма Бхастрика Пранаяма

Ступень I

Техника

Техника

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Капалабхати пранаяма

Воздействия выполнения Бхасгрики и Капалабхати

Примечания и предупреждения

Глава 24. Ситали и Ситкари Пранаяма

Ситали Пранаяма

Ступень I

Техника

Ступень II

Техника

Ступень III

Техника

Ситкари пранаяма

Техника

Воздействия

Ситкари

Глава 25. Анулома Пранаяма

Ступень la

Техника

Воздействия

Ступень Ib

Техника

Воздействия

Ступень iIа

Техника

Воздействия

Ступень iIb

Техника

Результаты

Ступень IlIa

Техника

Результаты

Ступень iiIb

Техника

Результаты

Ступень iVa

Техника

Результаты

Ступень iVb

Техника

Результаты

Глава 26. Пратилолла Пранаяма

Ступень la

Техника

Результаты

Ступень Iб

Техника

Результаты

Ступень iIа

Техника

Техника

Результаты Ступеней iIа и ii6

Ступень IlIa

Техника

Ступень iiIb

Техника

Результаты Ступеней IlIa и iii6

Ступень iVa

Техника

Ступень iVб

Техника

Результаты Ступеней iVa и iVб

Примечание

Глава 27. Сурья Бхедана и Чандра Бхедана Пранаяма Сурья Бхедана Пранаяма

Ступень I

Техника

Ступень II

Техника

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Результаты Сурья Бхедана Пранаямы

Глава 28. Нади Садхана Пранаяма

Ступень la

Техника

Результаты

Ступень Iб

Техника

Результаты

Ступень iIа

Техника

Техника

Результаты

Ступень IlIa

Техника

Ступень iiIб

Техника

Результаты

Ступень iVa

Техника

Ступень iVб

Техника

Результаты

Часть Вторая Свобода и блаженство Глава 29. Дхьяна (Медитация)

Сабиджа или Сагарбха дхьяна

Техника

Регулирование положения тела

Глаза и уши

Примечания

Результаты медитации

Глава 30. Шавасана (Релаксация)

Ступени Сознания

Техника

Время и Место

Регулирование положения тела

Туловище

Неосознаваемые Напряжения

Снятие Напряжения

Чувства

Дыхание

Особые предостережения

Приложение Курсы Пранаямы

Первый (подготовительный) курс.

Второй (начальный) курс.

Третий (промежуточный) курс.

Б. К. С. Айснгар

Четвертый (продвинутый) курс

Пятый (высокоинтенсивный) курс

Недельная практика

Глоссарий

Ратнапурита дхату (Ratnapurita dhatu) — элементы, наполненные составляющими сущность компонентами (драгоценности).

Perac(Retas) —семя.

Речака (Rechaka) — выдох; опустошение легких. Ригаеда (Rg Veda) — название первой из четырех Вед, Священных книг Индусов.

Ру (Ru) — второй слог в слове «гуру»» означающий свет. Рудра (Rudra) — страшный, ужасный. Также имя Шивы. Рула (Rupa)— форма.

Са (За) — приставка, связанная с существительными, образует прилагательные и наречия в значении: а) с, вместе с, наряду с, в сочетании с, имеющий; в) похожий, подобный; с) одинаковый.

Сабиджа дхьяна (Sabija dhyana) — дхьяна, выполняемая с умственным повторением священной молитвы.

Сабиджа пранаяма (Sabija pranayama) — пранаяма, выполняемая с умственным повторением священной молитвы.

Сабиджа (Sabija) — биджа означает семя или зародыш. Сабиджа означает в сочетании с семенем. В пранаяме и дхьяне пение или умственное повторение биджа мантры, священной молитвы, дается начинающему с целью привести его блуждающий ум к устойчивому состоянию.

Санитарка (Savitarka) — правильное или надлежащее (са) рассуждение, логика или обдумывание (витарка). Савихарана (Savicharana) —правильное (са) размышление (вихарана)

Сагарбха дхьяна (Sagarbha dhyana) — «гарбха» означает плод или зародыш. Санарбха дхьяна — это медитация, практикуемая со священной молитвой, которая, подобно эмбриону, развивается в уме и приводит его к состоянию устойчивости.

Садхака (Sadhaka) — ищущий, стремящийся. Садхана (Sadhana) — практика, поиск.

Сакши (Saksi) — свидетель или провидец. Высшая Сущность, которая видит, но не действует.

Самавритти пранаяма (Samavrtti pranayama) — пранаяма, в которой длительность или движения, выполняемые при вдохе, выдохе и задержке дыхания равны.

Самадхи (Samadhi) — состояние, в котором ищущий един с объектом медитации, с Высшим Духом, пронизывающим вселенную, наполненную ощущениями невыразимого счастья и мира. Восьмая и высшая ступень йоги.

Самана вайю (Samana vayu) — один из витальных газов, который способствует пищеварению с целью гармоничного функционирования абдоминальных органов.

Самахитачитта (Samahita chitta) — состояние, в котором ум, интеллект и эго уравновешены и правильно соотносятся между собой. Хорошо уравновешенная личность.

Сама Веда (Sanaa Veda) — название одной из четырех Вед, содержащей молитвенные песнопения


Самкальпа (Samkalpa) — усилие, умственное решение, определение, решимость.

Самкхини нади (Samkhini nadi) — название нади, расположенной между идой и сушумной, оканчивается в половых органах. Ее функция — проводить извлеченную из пищи сущность, эссенцию.

Самскара (Samskara) — ментальные впечатления прошлого.

Самукхи мудра (Samukhi raudra) — закрывающий жест, в котором отверстия в голове закрыты и ум направлен вовнутрь для приучения его к медитации.

Санкхья (Samkhya) — Одна из школ Индийской философии, основанная Капилой, дающая систематическую картину космической эволюции. Она так называется потому, что перечисляет двадцать пять таттв (категорий). Вот эти тат-твы: Пуруша (космический дух), Пракрита (космическая субстанция), Махат (космический разум), Ахамкара (индивидуализирующий принцип), манас (космический ум), Индрийи (десять абстрактных чувств — способностей познавания и действия), Танматры (пять тонких элементов — звук, прикосновение, форма, вкус и запах, которые являются тонкими объектами возможностей чувств) и махабху-ты (пять особенностей чувств — великих элементов эфира (пространства), воздуха, огня, воды и земли)

Санкхья (Samkhya) — количество, перечисление, расчет.

Самсайя (Samsaya) — сомнение.

Санскрит (Sanskrt) — очищенный язык.

Сантоша (Santosa) — воздержание.

Самьяма (Samyama) — самообладание, самообуздание, контроль.

Сарасвати (Sarasvati) — Богиня познания и речи. Также, название нади, расположенной за сушумной, заканчивается она на языке, контролирует речь и поддерживает внутренние органы свободными от болезней.

Сарвангасана (Sarvangasana) — сарванга (сарва — все, целое, совершенное, полное, анга — конечность, член или тело) означает все тело или все члены или конечности. В этой позе (асана) все тело извлекает пользу из своего положения, отсюда и название

Сасмита (Sasmita) — вместе с (са), эгоизм (асмита). Сасмита са-мадхи — это один из видов глубокой медитации, где эго ищущего еще не полностью забыто.

Саттва (Sattva) — сияющее, чистое и доброе качество всего в природе.

Саттвапатти (Sattvapatti) — самореализация. Саттвическая праджня (Sattvic prajna) — сияющая мудрость Сатья (Satya) — истина.Сатьякама Джабала (Satyakama Jabala) — имя мудреца. См. «Джабали».

Сат-асат-вивека (Sad-asad-viveka) —различение (вивека) между истинным (сат) и неистинным (асат).


Сат (Sat) — Бытие, действительность, истина, Брахман, или Высший Дух.

Сахасрара дала (Sahasrara dala) — «дала» означает множество, большое количество, отряд войск или кораблей. Сахасрара дала — это другое название Сахасрара чакры.

Сахасрара нади (Sahasrara nadi) — эта нади служит местопребыванием Высшего Духа и вратами к нему.

Сахасрара чакра (Sahasrara chakra) — тысячелепестковый лотос в церебральной полости.

Сахита кумбхака (Sahita kumbhaka) — «сахита» означает «сопровождающий», «в совокупности с» или «вместе с». Намеренная приостановка дыхания.

Свадхистханана чакра (Svadhis-thana chakra) — нервное сплетение, расположенное над половыми органами.

Свадхьяя (Svadhyaya) — самообразование путем изучения божественной литературы.

Свапнавастха (Svapnavastha) — состояние ума во время сна (грез).

Свасгикасана (Swastikasana) — сидячая поза со скрещенными ногами и прямой спиной. Одна из поз для практики Прана-ямы или дхьяны.

Сватмарама (Svatmarama) — автор «Хатха-Йоги Прадипика», классического текста по Хатха-Йоге.

Свах (Svah) — небо.

Сету-Бандха-Сарвангасана (Setu-Bandha-Sarvangasana) —сету означает мост Сету Бандха означает построение моста. В этой позе тело выгибается дутой и поддерживается плечами с одной стороны и пятками — с другой. Арка моста поддерживается руками в области поясницы.

Свддхасана (Siddhasana) — в этой сидячей позе ноги перекрещены лодыжками, а покоящееся тело и прямая спина сохраняют ум внимательным и бодрым. Эта асана рекомендуется для практики Пранаямы и для медитации.

Сиддха (Siddha) — мудрец, провидец или пророк; также полубожественная сущность великой чистоты и святости.

Сиддхи (Siddhi) — достижение, успех Также означает сверхчело веческие силы.

Сира (Sira) — трубчатый орган в теле, распределяющий жизненную энергию по всему тонкому телу.

Сита (Sita) — имя жены Рамы, героини эпоса «Рамаяна».

Ситкари и Сигали (Sitakari Sitali) — виды пранаямы, охлаждающие организм.

Смрити (Smrti) — память, свод закона.

Сома нади (Soma nadi) — другое название нади, которая служит проводником лунной энергии и поэтому называется чандра или Сома нади (канал лунной энергии).

Сома чакра (Soma chakra) — нервное сплетение, расположенное в центре мозга

Сома (Soma) — луна.

Сохам (Soham) — «Он есть Я», бессознательная повторяющаяся молитва, которая творится с каждым дыханием в каждом живом существе в течение всей жизни.


Спарша (Sparsa) — тонкий элемент (танматра) прикосновения. Срота (Srota) — быстрое течение. Также канал питания в теле.

Стхирата (Sthirata) — прочность, устойчивость, надежность, стойкость, постоянство, стабильность.

Стхита праджня (Sthita prajna) — устойчивый в суждении или мудрости, свободный от всяких иллюзий,

Стхула шарира (Sthula saira) — глубокое (стхула) тело (шарира), материальное или бренное тело, которое со смертью разрушается,

Стьяна (Styana) — вялость, леность.

Сукшма шарира (Suksma sarira) — тонкое тело, осуществляющее дыхание: вдох и выдох.

Сукшма (Suksma) — тонкий.

Сурья бхедана пранаяма (Surya bhedana pranayama) — проникновение или прохождение через (бхедана) солнце Здесь вдох производится через правую ноздрю, откуда начинается пингала нади, или сурья нади. Выдох производится через левую ноздрю, откуда начинается ида нади или чандра нади.

Сурья нади (Surya nadi) — нади солнца. Другое название для пингаланади.

Сурья чакра (Surya chakra) — нервное сплетение, расположенное между пупком и сердцем.

Сурья (Surya) — Солнце.

Сушумна нади (Susumna nadi) — основной энергетический канал, расположенный внутри позвоночного столба.

Сушупти-авастха (Susupti-avastha) — состояние ума во время сна без сновидений.

Тадасана (Tadasana) — стоячая поза, в которой человек стоит прочно и прямо, как гора (тада).

Тайттиртйо Упанишада (Taittirtyopanisad) — название одной из основных упанишад.

Тамас (Tamas) — темнота или невежество, одно из трех качеств или составляющих всего сущего в природе.

Тамасический (Tamasic) —обладающий качеством темноты или невежества (тамас).

Танматра (Tamnatra) — тонкие элементы, а именно, сущности звука (шабда), прикосновения (спарша), формы (рула), вкуса (раса), и запаха (гандха). Это — тонкие объекты чувственных способностей (органов восприятия — индрий), а именно, способности слышать (шрота), ощущать (твак), видеть (чакшу), чувствовать вкус (расана) и запах (гхрана).

Тантра (Tantra) — группа трактатов, обучающая магическим и мистическим формулам.

Тануманаса (Tanumanasa) — исчезновение ума.

Талас (Tapas) — огненное напряжение, которое влечет за собой очищение, самодисциплину и аскетизм Таттватрайя (Tattva-traya) — три основных элемента, именно: а) бытие (сат), б) небытие (асат) ив) высшее бытие, Творец всего (Шивара).


Таттва (Tattva) — сгаковость». Истинный или первоначальный принцип, элемент или первичная субстанция. Действительная природа человеческой души или материального мира и Высший Универсальный Дух, пронизывающий Вселенную

Таттвамаси (Tattvamasi) — ты есть то Теджас (Tejas) — блеск, великолепие, величие.

Тратака (Trataka) — внимательное непрерывное глядение на объект

Турьявасгха (Turujavastha) — четвертое состояние души, объединяющее и, более того, превосходящее три других состояния — бодрствования, состояние грез и сна. Состояние самадхи

Тьяги (Tyagi) — тот, кто отрекся.

Уд (Ud) — вверх, больше, расширение.

Удана вайю (Udana vayu) — один из витальных ветров, который пронизывает все человеческое тело, наполняя его жизненной энергией. Он обитает в полости грудной клетки и контролирует потребление воздуха и пищи.

Уддалака (Uddalaka) — имя мудреца, который дал своему сыну Шветакету наставления, открывающие дверь ко всем знаниям. Эти наставления образуют часть Чандогь-япанишады

Удджайи (Ujjayi) — Вид пранаямы, в которой легкие полностью расширены и грудная клетка выпячена, как у гордого победителя.

Уддийяна (Uddiyana) — одна из бандх (замков или печатей). В ней диафрагма поднимается по направлению к верхней части грудной клетки, и абдоминальные органы оттягиваются назад к позвоночнику Посредством уддийяны великая птица прана (жизнь) понуждается к полету вверх через сушум ну

Упанишады (Upanisads) — слово происходит от приставки «упа» (возле, около) и «ни» (вниз), добавленных к корню «сад» (сидеть) Это означает сидеть у ног или возле гуру, чтобы получить духовное наставление Упанишады — это философская часть Вед, самой древней священной литературы Индии, рассказывающей о природе человека и вселенной, о союзе индивидуальной души, или самости, с Всеобщей Душей

Упа-прана вайю (Upa-prana-vayu) — Пять вспомогательных (упа) витальных ветров (прана вайю): нага (naga), который облегчает абдоминальное давление посредством отрыжки; курма (kurma), который контролирует движения век, препятствуя попаданию в глаза инородных тел или слишком яркого света; крикара (krkara), который препятствует попаданию инородных тел в носовую полость и горло, вызывая чихание и кашель; девадатта (devadatta), который обеспечивает поглощение кислорода из внешней среды в усталое тело, вызывая зевание; и дхананджайя (dhananjaya), который остается в теле даже после смерти и иногда заставляет раздуваться Tpyg, наполняя его газами.