ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.11.2024
Просмотров: 282
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Introduction by Yehudi Menuhin
Часть первая Раздел I. Теория Пранаямы Глава 1. Что есть Йога?
Глава 4. Пранаяма и дыхательная система
Почему существует так много пранаям?
Нади, начинающиеся с точки под пупком
Глава 8. Препятствия и способы их преодоления
Раздел II. Искусство Пранаямы Глава 10. Краткие советы и предупреждения
Глава 11. Искусство сидения в Пранаяме Как нужно сидеть
Глава 12. Искусство подготовки ума к Пранаяме
Глава 14. Искусство вдоха (Пурака) и выдоха (Речака)
Глава 15. Искусство задержки дыхания (Куллбхака)
Глава 16. Классификация Садхак
Глава 17. Биджа Пранаяма Что такое Джапа?
Раздел III Техники Пранаямы Глава 19. Удджайи Пранаяма
Глава 21. Бхрамари, Мурчха и Плавини Пранаяма
Санмукхи мудра (фот. 105 и 106)
Глава 22» Пальцевая Пранаялла и искусство расположения пальцев на носу Нос
Расположение элементов следующее:
Искусство расположения пальцев
Глава 23. Бхастрика и Капалабхати Пранаяма Бхастрика Пранаяма
Воздействия выполнения Бхасгрики и Капалабхати
Глава 24. Ситали и Ситкари Пранаяма
Результаты Ступеней IlIa и iii6
Глава 27. Сурья Бхедана и Чандра Бхедана Пранаяма Сурья Бхедана Пранаяма
Результаты Сурья Бхедана Пранаямы
Глава 28. Нади Садхана Пранаяма
Часть Вторая Свобода и блаженство Глава 29. Дхьяна (Медитация)
Глава 30. Шавасана (Релаксация)
Первый (подготовительный) курс.
6. Для осуществления пранаямы есть два важнейших условия устойчивый (ачала) позвоночник, и спокойный (стхира), но бодрый ум. Следует, однако, иметь в виду, что ге, кто чрезмерно отклоняют спину назад, могут иметь гибкий позвоночник, но не смогут долго сохранять это положение; другие чрезмерно вытягиваются вперед, могут сохранять устойчивое положение тела, но не смогут сохранить спокойствие внимательность ума. При отклонении тела назад легкие расширены, тогда как при отклонении вперед они не смогут расширяться. Садхака должен найти равновесие между этими двумя положениями так, чтобы позвоночник оставался устойчивым, а ум - - бдительным и неколеблющимся,
7. Практика пранаямы не должна быть механической. Мозг и ум должны сохранять бодрость, чтобы исправлять и выверять положение тела и течение дыхания от момента к моменту. Садхака не может практиковать пранаяму усилием воли, не должно быть никакой навязчивой дисциплины Важнейшими факторами являются полная восприимчивость ума и интеллекта
8. В пранаяме взаимоотношения между читтой (ум, интеллект и эго) и дыханием подобны взаимоотношениям между матерью и ее ребенком. Читта — это мать, а прана — ребенок. Как мать с любовью лелеет ребенка, заботится и жертвует собой, так и читта должна лелеять прану.
9. Дыхание подобно бурной реке, которая, будучи обуздана плотинами я каналами, обеспечит в изобилии энергией. Пранаяма научит садхаку, как обуздать энергию дыхания, чтобы обеспечить жизненность и мощь.
10 Однако Хатха-Йога Прадипика (гл 2, 16 - 17) предупреждает как дрессировщик медленно приручает льва, слона или игра, так и садхака должен овладевать контролем за дыханием постепенно, иначе оно разрушит его. Надлежащей практикой Праная-мы все болезни излечиваются или контролируются. Неправильная практика же ведет к усилению всех видов дыхательных нарушений, таких как кашель, астма, боли в глазах, ушах и голове.
11. Устойчивость ума и дыхания взаимодействуют между собой и порождают устойчивость интеллекта Когда интеллект не взволнован, тело становится сильным, и садхака исполняется мужества
12. Ум (манас) - это господин органов чувств (индрий), так же как дыхание - господин ума. Звук дыхания - его господин, и когда этот звук сохраняется равномерным, нервная система успокаивается. Тогда дыхание течет плавно, подготавливая садхаку к медитации
13 Глаза играют господствующую роль в практике асан, а уши - в пранаяме Путем полной внимательности и при помощи глаз человек учится выполнению асан и правильному равновесию в позах. Он может овладеть ими при помощи воли, которой подчиняются все члены тела Пранаяму, однако, нельзя выполнять таким способом. Во время практики Пранаямы глаза закрыты, и ум сосредоточен на звуке дыхания; в то время как уши слушают ритм, а течение и нюансы дыхания регулируются и становятся более медленными и плавными.
14. В асанах есть бесконечное разнообразие из-за большого числа различных поз и движений, и во время их выполнения внимание изменяется. В транаяме же присутствует монотонность Причины этому: во-первых, садхака должен практиковать только в одном положении; во-вторых, он должен поддерживать непрерывный и неколеблющийся звук во время дыхания Это подобно практике гамм в музыке перед изучением мелодии и гармонии.
15 Во время практики асан движение исходит от знакомого нам плотного тела к незнакомому тонкому. В пранаяме движение происходит от тонкого дыхания к плотному телу изнутри наружу
16. Как пепел и дым сковывают горящий, тлеющий кусок дерева, так нечистота тела и ума покрывают душу садхаки Так же как ветер уносит дым и пепел и дерево воспламеняется ярче, так божественная искра в садхаке засияет, когда практика правая мы освободит его ум от нечистоты и подготовит к медитации.
Глава 13. Мудры и Бандхи
1. Чтобы следовать техникам Пранаямы, необходимо знать некоторые факты о мудрах и бандхах Санскритское слово мудра означает печать, или замок Оно обозначает позы, которые закрывают отверстия тела и в которых пальцы сложены определенным образом, в сочетании с особыми жестами рук
2. Бандха означает зависимость, соединение вместе, сковывание или захват. Этот термин также относится к позе, в которой определенные органы или части тела сжаты, сокращены и контролируемы
3. Когда генерируется электричество, необходимо иметь трансформаторы, проводники, переключатели и изолированные провода для подвода энергии к месту назначения, иначе ток может оказаться смертельным. Когда прана практикой Пранаямы вы нуждена течь через тело йогина, также необходимо использовать бандхи, чтобы предотвратить рассеяние энергии и безопасно про вести ее в нужное место. Без бандх практика Пранаямы нарушает течение праны и может повредить нервную систему,
4. Помимо некоторых мудр, упомянутых в текстах Хатха-Йоги, для пранаямы наиболее важны джаландхара, уддийяна и мула бандхи Они помогают распределить энергию и предотвратить ее напрасную трату через гипервентиляцию тела Они практикуются для пробуждения спящей кундалини и направляют ее энергию через канал сушумну во время пранаямы. Их использование исключительно важно для познания состояния самадхи.
Джаландхара бандха
5. Первая бандха, которой должен овладеть садхака; джа ландхара бандха, джала означает сеть, сплетение или петлю, Ею овладевают при выполнении сарвангасаны и ее цикла, где грудина давит на подбородок.
Фото 55 Фото 56 Фото 57 Фото 58 |
Техника
а) Сядьте в удобной позе, например, сиддхасане, свастикасане, бхадрасане, вирасане, баддхаконасане или падмасане (см. фот. 3 -4).
б) Держите спину прямо. Поднимите грудину и переднюю часть грудной клетки.
в) Без напряжения растяните стороны шеи и подвиньте лопатки внутрь тела; держите грудной и шейный отделы позвоночника вошутыми и наклоните голову вперед и вниз от задней стороны шеи к грудной клетке
г) Не сжимайте горло и не напрягайте мышцы шеи. Не должно быть насильственного движения вперед, вниз или напряженной задней стороны шеи (фот. 55 и 56). Сохраняйте мышцы шеи и горла мягкими
д) Опустите голову так, что обе стороны челюстной кости ра вномерно располагаются в межключичной впадине на передней стенке грудной клетки (фот 57 и 58),
е) Не вытягивайте подбородок в одну или другую сторону (фот. 59). Также не наклоняйте шею на одну сторону (фот, 60), что может вызвать боль я напряжение, сохраняющиеся долгое время Когда достигнута эластичность, шея все больше сгибается вниз
ж) Не форсируйте движение подбородка к груди, как на фот 55, а поднимайте грудную клетку к склоняющемуся подбородку, как на фот. 58.
Фото 59 Фото 60 Фото 61 Фото 62 |
з) Сохраняйте центр головы и подбородка на одной линии со средней линией грудины, пупка и промежности (фот. 61).
и) Располагая подбородок на грудной клетке, следите, чтобы область ребер не была впалой (фот. 62).
к) Расслабьте виски и сохраняйте глаза и уши пассивными (фот. 57).
л) Это джаландхара бандха.
Результаты
Солнечное сплетение расположено в центре туловища. Согласно йоге, это местопребывание пищеварительного огня (джа-тарагни), который сжигает пищу и порождает жар Лунное спле-тение находится в центре мозга и порождает прохладу. Выполнение джаландхара бандхи приводит к тому, что замыкание пади, проходящей вокруг шеи, не позволяет холодной энергии лунного сплетения течь вниз ил и быть растворенной горячей энергией солнечного сплетения. Таким образом накапливается эликсир жизни, и жизнь продлевается, Бандха также прижимает каналы иду и пингалу и позволяет пране проходить через сушумну
Фото 63 Фото 64 Фото 65 |
Джаландхара бандха очищает носовые проходы и регулирует поток крови и праны в сердце, голове и эндокринных железах, расположенных в области шеи {щитовидной и парашитовидной). Если прана яма выполняется без джаландхара бандхи, то в сердце, мозгу, глазных яблоках и среднем ухе немедленно ощущается давление. Это может привести к головокружению. Джаландхара бандха расслабляет мозг и успокаивает интеллект (манас, буддхи и ахамкара).
Примечание
Тем, у кого негибкая шея, следует держать голову так низко, насколько это возможно без чрезмерного дискомфорта (фот. 63), или же свернуть валиком кусок материи и расположить его на верхушке ключиц (фот. 64 и 65). Удерживайте валик поднятием грудной клетки, а не надавливанием подбородка (см фот 57) Это снимает напряжение в горле, и дыхание становится комфортным
Уддийяна Бандха
6. Уддийяна, что означает взлет, является абдоминальным сжатием. В ней прану, или энергию, заставляют взлетать от нижнего уровня брюшной полости к голове Диафрагма поднимается от нижнего уровня брюшной полости к грудной клетке и тянет за собой органы брюшной полости назад и вверх к позвоночному столбу
Техника
Сначала овладейте уддийяной в положении стоя, как будет описано ниже. Только затем вводите ее в практику Пранаямы, сидя и выполняя бахья кумбхаку (интервал между полным выдохом и началом вдоха). Никогда не делайте уддийяну во время пра-наямы, если вы еще не овладели последней, а также во время анта-ра кумбхаки (задержка дыхания во время интервала между полным вдохом и началом выдоха), так как это вызывает напряжение в сердце