Файл: Айенгар пранаяма дипика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2024

Просмотров: 242

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Introduction by Yehudi Menuhin

Дар моего Гуруджи

Введение Иегуди Минухина

Предисловие

Вводная часть

Часть первая Раздел I. Теория Пранаямы Глава 1. Что есть Йога?

Глава 2. Ступени Йоги

Цели в жизни (Пурушартхас)

Пранаяма

Пратьяхара

Дхарана, Дхьяна и Самадхи

Глава 3. Прана и Пранаяма

Читта и Прана

Пранаяма

Глава 4. Пранаяма и дыхательная система

Почему существует так много пранаям?

Четыре ступени Пранаямы

Грудная клетка

Легкие и Бронхиальное Дерево

Грудина

Глава 5. Нади и Чакры

Нади, начинающиеся с точки под пупком

Нади, начинающиеся в сердце

Дхамани и Сира

Нади и циркуляция

Кундалини

Глава 6. Гуру и Шисья

Глава 7. Пища

Глава 8. Препятствия и способы их преодоления

Глава 9. Эффекты Пранаямы

Раздел II. Искусство Пранаямы Глава 10. Краткие советы и предупреждения

Характеристики пригодности

Место для занятий

Чистоплотность

Позвоночник

Ноги и плечи

Глаза и уши

Пранаяма для женщин

Примечание

Глава 11. Искусство сидения в Пранаяме Как нужно сидеть

Туловище

Три важнейшие области

Кожа туловища

Невозможность сидеть на полу

Онемение ног

Руки и плечи

Голова и горло

Глаза и уши

Глава 12. Искусство подготовки ума к Пранаяме

Глава 13. Мудры и Бандхи

Джаландхара бандха

Техника

Результаты

Примечание

Уддийяна Бандха

Техника

Примечание

Результаты

Мула Вандха

Глава 14. Искусство вдоха (Пурака) и выдоха (Речака)

Техника Вдоха (Пурака)

Техника Выдоха (Речака)

Глава 15. Искусство задержки дыхания (Куллбхака)

Техника Антара Кумбхаки

Техника Бахья Кумбхаки

Глава 16. Классификация Садхак

Глава 17. Биджа Пранаяма Что такое Джапа?

Глава 18. Вритти Пранаяма

Самавритти Пранаяма

Висамавритти Пранаяма

Примечание

Раздел III Техники Пранаямы Глава 19. Удджайи Пранаяма

Примечания

Ступень I

Техника

Результаты

Ступень II

Техника

Результаты

Ступень III

Техника

Результаты

Ступень VI

Техника

Ступень VII

Техника

Ступень VIII

Техника

Результаты

Ступень IX

Техника

Примечание

Результаты

Ступень X

Техника

Примечание

Результаты

Ступень XI

Техника

Результаты

СтупеньХм

Техника

Результаты

Ступень XIII

Техника

Глава 20. Вилома Пранаялла

Ступень I

Техника

Техника

Результаты

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Результаты

Ступень V

Техника

Результаты

Ступень VI

Техника

Результаты

Ступень VII

Техника

Результаты

Ступень VIII

Техника

Результаты

Ступень IX

Техника

Результаты

Глава 21. Бхрамари, Мурчха и Плавини Пранаяма

Техника

Санмукхи мудра (фот. 105 и 106)

Примечание

Результаты

Мурчха Пранаяма

Плавини Пранаяма

Глава 22» Пальцевая Пранаялла и искусство расположения пальцев на носу Нос

Расположение элементов следующее:

Искусство расположения пальцев

Глава 23. Бхастрика и Капалабхати Пранаяма Бхастрика Пранаяма

Ступень I

Техника

Техника

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Капалабхати пранаяма

Воздействия выполнения Бхасгрики и Капалабхати

Примечания и предупреждения

Глава 24. Ситали и Ситкари Пранаяма

Ситали Пранаяма

Ступень I

Техника

Ступень II

Техника

Ступень III

Техника

Ситкари пранаяма

Техника

Воздействия

Ситкари

Глава 25. Анулома Пранаяма

Ступень la

Техника

Воздействия

Ступень Ib

Техника

Воздействия

Ступень iIа

Техника

Воздействия

Ступень iIb

Техника

Результаты

Ступень IlIa

Техника

Результаты

Ступень iiIb

Техника

Результаты

Ступень iVa

Техника

Результаты

Ступень iVb

Техника

Результаты

Глава 26. Пратилолла Пранаяма

Ступень la

Техника

Результаты

Ступень Iб

Техника

Результаты

Ступень iIа

Техника

Техника

Результаты Ступеней iIа и ii6

Ступень IlIa

Техника

Ступень iiIb

Техника

Результаты Ступеней IlIa и iii6

Ступень iVa

Техника

Ступень iVб

Техника

Результаты Ступеней iVa и iVб

Примечание

Глава 27. Сурья Бхедана и Чандра Бхедана Пранаяма Сурья Бхедана Пранаяма

Ступень I

Техника

Ступень II

Техника

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Результаты Сурья Бхедана Пранаямы

Глава 28. Нади Садхана Пранаяма

Ступень la

Техника

Результаты

Ступень Iб

Техника

Результаты

Ступень iIа

Техника

Техника

Результаты

Ступень IlIa

Техника

Ступень iiIб

Техника

Результаты

Ступень iVa

Техника

Ступень iVб

Техника

Результаты

Часть Вторая Свобода и блаженство Глава 29. Дхьяна (Медитация)

Сабиджа или Сагарбха дхьяна

Техника

Регулирование положения тела

Глаза и уши

Примечания

Результаты медитации

Глава 30. Шавасана (Релаксация)

Ступени Сознания

Техника

Время и Место

Регулирование положения тела

Туловище

Неосознаваемые Напряжения

Снятие Напряжения

Чувства

Дыхание

Особые предостережения

Приложение Курсы Пранаямы

Первый (подготовительный) курс.

Второй (начальный) курс.

Третий (промежуточный) курс.

Б. К. С. Айснгар

Четвертый (продвинутый) курс

Пятый (высокоинтенсивный) курс

Недельная практика

Глоссарий

Результаты

Практика этой ступени обращает садхаку к внутреннему осознаванию, ведущему к лучшему контролю над выдохом.

Ступень iVa

На этих двух ступенях вводятся бандхи: внутренняя задержка с мула бандхой и внешняя задержка с уддийяна бандхой.

Техника

1Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V Выдохните (фот. 96).

2.  Вдохните, следуя технике, данной в пункте 2 ступени 1а (фот. 98).

3. Когда легкие наполнятся, задержите дыхание с мула бандхой на десять-двенадцать секунд или насколько возможно (фот 101).

4. Медленно выдохните, следуя технике, данной в пунктах 5 — 8 ступени 1а (фот. ПО), постепенно освобождая сжатие абдоминальных органов.

5. Когда легкие станут пустыми, опустите правую руку и положите ее на колено   Затем выполните внешнюю задержку с уддийяна бандхой на пять-шесть секунд (фот 104)

6.  Ослабьте напряжение уддийяны

7. Это составляет один цикл Повторяйте такие циклы в течение пятнадцати — двадцати минут. Вдохните, затем лягте в ша-васане (фот. 182)

Результаты

Практика этой ступени порождает выносливость, развивает способность ума к размышлению и подготавливает садхаку к дхьяне.

Ступень iVb

Эта ступень аналогична ступени 16, в нее вводятся бандхи, как в ступени IVa.

Техника

1. Сядьте в любую удобную асану, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V Выдохните (фот 96).

2. Вдохните, следуя технике, данной в пункте 2 ступени 1а (фот 98)

3. Когда легкие наполнятся, задержите дыхание с мула бандхой (фот 101), как описано в пункте 3 ступень IVa

4. Выдохните через правую ноздрю, сохраняя левую закрытой, (фот 111), следуйте технике, данной в пунктах 3 — 5 ступени 16, постепенно ослабляя абдоминальное сжатие

5. Когда вы ощутите, что легкие пусты, опустите правую руку и расположите ее на колене Затем выполните внешнюю задержку с уддийяна бандхой на пять-шесть секунд (фот 104)

6. Ослабьте сжатие уддийяны, затем глубоко вдохните открытыми ноздрями, как в пункте 2, описанном выше (фот. 98)

7. Задержите дыхание с мула бандхой на десять-пятнадцать секунд (фот 101) или на такое же время, как в пункте 3. описанном выше.

8. Теперь выдохните через левую ноздрю (фот 112), сохраняя правую совершенно закрытой, следуя технике, описанной в пунктах 8 — 10 ступени 16


9. Когда легкие совершенно наполнятся, опустите правую руку и выполните внешнюю задержку с уддийяна бандхой на пять-шесть секунд (фот 104)

10 Ослабьте сжатие уддийяны

11. Два вдоха с открытыми ноздрями, две внутренние задержки с мула бандхой, два выдоха через каждую ноздрю попеременно и две внешние задержки с уддийяна бандхой составляют один цикл. Повторяйте его в течение десяти-пятнадцати минут, завершив вдохом Затем лягте в шавасану (фот. 182).

Результаты

Так как эта ступень более интенсивна, то и эффект более выражен.

Ступени Va—VIIIb

Во всех последующих ступенях от V до VIII используется техника вилома для вдоха и техника анулома — для выдоха.

Ступень Vа

Эта ступень аналогична ступени Iа, описанной выше, техника выдоха сохраняется той же, а вдох выполняется с остановками, как в вил оме, так что следует в ступени I заменить технику вдоха.

Ступень Vb

Эта ступень аналогична I6, но вдохи в ней прерываются паузами.

Ступени VIa и VIb

Эти ступени аналогичны IIa и IIb соответственно, но вдохи в них прерываются паузами

Ступени VIla и VIIb

Эти ступени аналогичны IIIа и IIIb, но вдохи прерываются паузами.

Ступени VIlla и VIIIb

Эти ступени аналогичны IVa и IV6 соответственно, но вдохи прерываются паузами.

Результаты Ступеней V— VII

Эти ступени более интенсивны, чем предшествующие пранаямы, и их воздействия соответственно более интенсивны и эффективны. Ступень VIII наиболее интенсивная из всех Она требует большого усилия, прилежания, постоянства, выносливости и решимости.

Таблица Анулома Пранаямы

Ступень

Пурака

Антара Кумбхака

Речака

Бохья Кумбхака

 

У

В

Без МБ

МБ

ОНЧЗ

ЯЧЗП

Без УБ

УБ

IA

°

 

 

 

°

 

 

 

Б

°

 

 

 

 

°

 

 

ПА

°

 

10— 15 сек

 

°

 

 

 

Б

°

 

10—15 сек

 

 

°

 

 

IIIА

°

 

 

 

°

 

5 сек

 

Б

°

 

 

 

 

°

5 сек

 

IVA

°

 

 

10 сек

°

 

 

5-8 сек

Б

°

 

 

10—15 сек

 

°

 

5-8 сек

VA

 

°

 

 

°

 

 

 

Б

 

°

 

 

°

 

 

 

VIA

 

°

10—15 сек

 

°

 

 

 

Б

 

°

10— 15 сек

 

 

°

 

 

VII А

 

°

 

 

°

 

5 сек

 

Б

 

°

 

 

 

°

5 сек

 

VIII А

 

°

 

10 сек

°

 

 

5-8сек

Б

 

°

 

10—15 сек

 

°

 

5-8 сек


В — вилома                         У — удджайи

МБ — мула бандха               УБ — уддийана бандха

НЧЗП — ноздри частично закрыты поочередно ОНЧЗ — обе ноздри частично закрыты


Глава 26. Пратилолла Пранаяма

«Прати» означает против или вопреки, «лома» означает волосы. Следовательно, пратилома означает «вопреки существующему порядку вещей». Она как бы обратна ануломе. В пратилома прана-яме ноздри контролируются во время вдоха и сужаются кончиками пальцев, чтобы входящее дыхание могло течь очень тонко.

Во всех ступенях «а» вдох выполняется с обеими частично открытыми, но контролируемыми ноздрями, в ступенях «б» вдох выполняется через каждую ноздрю попеременно. Все выдохи выполняются с открытыми ноздрями, как в удджайи.

В этой пранаяме вдох длится больше, чем выдох, акцент делается на медленном, тонком продлении каждого вдоха. Анулома и пратилома пранаяма служат основанием для висамавритти прана-ямы и средством, способствующим продвижению в этом искусстве.

Ступень la

В этой ступени вдох выполняется через чуть открытые, но контролируемые ноздри, а за ним следует выдох через открытые ноздри. Это тренирует кончики пальцев осуществлять равномерный контроль обеих ноздрей, чтобы ток входящего дыхания был тонким и плавным.

Техника

1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните (фот. 96).

2. Приведите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 Главы 22 о пальцевой пранаяме

3. Регулируйте обе ноздри кончиками пальцев, сузив носовые проходы насколько возможно и сохраняя их стенки параллельными носовой перегородке (фот. ПО).

4. Сохраняйте равномерное давление на обе ноздри, так чтобы ширина обоих носовых проходов была одинаковой. Не нарушайте положение перегородок. Теперь ноздри готовы принять поток вдыхаемого воздуха

5. Вдохните медленно, осторожно и глубоко, без какого-либо усилия. Почувствуйте, как воздух входит в носовые проходы. Сохраняйте тонус и чувствительность пальцев, располагая их кончики равномерно на каждой ноздре, чтобы наблюдать, направлять и уравновешивать силу и плавность входящего воздуха.

6. Когда вы почувствуете, что легкие совершенно наполнились, задержите дыхание на 1 — 2 секунды, затем опустите правую руку и положите ее на колено.

7. Выдыхайте с открытыми ноздрями — медленно, устойчиво и плавно, до тех пор пока легкие не станут совершенно пустыми.

8. Это составит один цикл. Повторяйте его в течение десяти — пятнадцати минут или сколько сможете без ощущения напряжения. После завершения последнего цикла вдохните с открытыми ноздрями, затем лягте в шавасану (фот. 182).


Результаты

Эта пранаяма эффективна для устранения вялости и уныния.

Ступень Iб

В этой ступени вдох выполняется через контролируемую пальцами каждую ноздрю поочередно, за ним следует глубокий выдох через открытые ноздри. Цель этой пранаямы — порождение умственных способностей и развитие осознания, что необходимо для утончения и продления потока входящего в каждую ноздрю воздуха. Это подготавливает садхаку к нади садхана пранаяме

Техника

1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните (фот. 96).

2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальцевой пранаяме.

3 Полностью закройте левую ноздрю кончиками безымянного пальца и мизинца, не нарушая положения носовой перегородки

4. Отрегулируйте правую ноздрю кончиком большого пальца и сузьте носовой проход насколько возможно, как на фот. 111 Это повышает скорость и силу потока входящего воздуха и уменьшает его ток.

5. Сохраняйте внутреннюю стенку правой ноздри параллельной перегородке.

6. Теперь вдохните медленно, глубоко и насколько возможно тонко, осторожно через частично открытую регулируемую правую ноздрю, пока легкие не наполнятся совершенно. Задержите дыхание на одну-две секунды.

7. Опустите руку и положите ее на колено. Выдохните медленно, мягко, устойчиво и осторожно через открытые ноздри, пока легкие не станут пустыми

8. Снова поднимите руку к носу и вдохните через левую ноздрю, следуя вышеописанной технике пунктов 2 — 6, но закрывая правую ноздрю и выдыхая через левую (фот. 112)

9.  Опустите руку и положите ее на колено. Выдохните, как в пункте 7

10. Это составит один цикл. Повторяйте его в течение десяти-пятнадцати минут После завершения последнего цикла вдохните через открытые ноздри, затем лягте в шавасану (фот. 182).