Файл: Айенгар пранаяма дипика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2024

Просмотров: 246

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Introduction by Yehudi Menuhin

Дар моего Гуруджи

Введение Иегуди Минухина

Предисловие

Вводная часть

Часть первая Раздел I. Теория Пранаямы Глава 1. Что есть Йога?

Глава 2. Ступени Йоги

Цели в жизни (Пурушартхас)

Пранаяма

Пратьяхара

Дхарана, Дхьяна и Самадхи

Глава 3. Прана и Пранаяма

Читта и Прана

Пранаяма

Глава 4. Пранаяма и дыхательная система

Почему существует так много пранаям?

Четыре ступени Пранаямы

Грудная клетка

Легкие и Бронхиальное Дерево

Грудина

Глава 5. Нади и Чакры

Нади, начинающиеся с точки под пупком

Нади, начинающиеся в сердце

Дхамани и Сира

Нади и циркуляция

Кундалини

Глава 6. Гуру и Шисья

Глава 7. Пища

Глава 8. Препятствия и способы их преодоления

Глава 9. Эффекты Пранаямы

Раздел II. Искусство Пранаямы Глава 10. Краткие советы и предупреждения

Характеристики пригодности

Место для занятий

Чистоплотность

Позвоночник

Ноги и плечи

Глаза и уши

Пранаяма для женщин

Примечание

Глава 11. Искусство сидения в Пранаяме Как нужно сидеть

Туловище

Три важнейшие области

Кожа туловища

Невозможность сидеть на полу

Онемение ног

Руки и плечи

Голова и горло

Глаза и уши

Глава 12. Искусство подготовки ума к Пранаяме

Глава 13. Мудры и Бандхи

Джаландхара бандха

Техника

Результаты

Примечание

Уддийяна Бандха

Техника

Примечание

Результаты

Мула Вандха

Глава 14. Искусство вдоха (Пурака) и выдоха (Речака)

Техника Вдоха (Пурака)

Техника Выдоха (Речака)

Глава 15. Искусство задержки дыхания (Куллбхака)

Техника Антара Кумбхаки

Техника Бахья Кумбхаки

Глава 16. Классификация Садхак

Глава 17. Биджа Пранаяма Что такое Джапа?

Глава 18. Вритти Пранаяма

Самавритти Пранаяма

Висамавритти Пранаяма

Примечание

Раздел III Техники Пранаямы Глава 19. Удджайи Пранаяма

Примечания

Ступень I

Техника

Результаты

Ступень II

Техника

Результаты

Ступень III

Техника

Результаты

Ступень VI

Техника

Ступень VII

Техника

Ступень VIII

Техника

Результаты

Ступень IX

Техника

Примечание

Результаты

Ступень X

Техника

Примечание

Результаты

Ступень XI

Техника

Результаты

СтупеньХм

Техника

Результаты

Ступень XIII

Техника

Глава 20. Вилома Пранаялла

Ступень I

Техника

Техника

Результаты

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Результаты

Ступень V

Техника

Результаты

Ступень VI

Техника

Результаты

Ступень VII

Техника

Результаты

Ступень VIII

Техника

Результаты

Ступень IX

Техника

Результаты

Глава 21. Бхрамари, Мурчха и Плавини Пранаяма

Техника

Санмукхи мудра (фот. 105 и 106)

Примечание

Результаты

Мурчха Пранаяма

Плавини Пранаяма

Глава 22» Пальцевая Пранаялла и искусство расположения пальцев на носу Нос

Расположение элементов следующее:

Искусство расположения пальцев

Глава 23. Бхастрика и Капалабхати Пранаяма Бхастрика Пранаяма

Ступень I

Техника

Техника

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Капалабхати пранаяма

Воздействия выполнения Бхасгрики и Капалабхати

Примечания и предупреждения

Глава 24. Ситали и Ситкари Пранаяма

Ситали Пранаяма

Ступень I

Техника

Ступень II

Техника

Ступень III

Техника

Ситкари пранаяма

Техника

Воздействия

Ситкари

Глава 25. Анулома Пранаяма

Ступень la

Техника

Воздействия

Ступень Ib

Техника

Воздействия

Ступень iIа

Техника

Воздействия

Ступень iIb

Техника

Результаты

Ступень IlIa

Техника

Результаты

Ступень iiIb

Техника

Результаты

Ступень iVa

Техника

Результаты

Ступень iVb

Техника

Результаты

Глава 26. Пратилолла Пранаяма

Ступень la

Техника

Результаты

Ступень Iб

Техника

Результаты

Ступень iIа

Техника

Техника

Результаты Ступеней iIа и ii6

Ступень IlIa

Техника

Ступень iiIb

Техника

Результаты Ступеней IlIa и iii6

Ступень iVa

Техника

Ступень iVб

Техника

Результаты Ступеней iVa и iVб

Примечание

Глава 27. Сурья Бхедана и Чандра Бхедана Пранаяма Сурья Бхедана Пранаяма

Ступень I

Техника

Ступень II

Техника

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Результаты Сурья Бхедана Пранаямы

Глава 28. Нади Садхана Пранаяма

Ступень la

Техника

Результаты

Ступень Iб

Техника

Результаты

Ступень iIа

Техника

Техника

Результаты

Ступень IlIa

Техника

Ступень iiIб

Техника

Результаты

Ступень iVa

Техника

Ступень iVб

Техника

Результаты

Часть Вторая Свобода и блаженство Глава 29. Дхьяна (Медитация)

Сабиджа или Сагарбха дхьяна

Техника

Регулирование положения тела

Глаза и уши

Примечания

Результаты медитации

Глава 30. Шавасана (Релаксация)

Ступени Сознания

Техника

Время и Место

Регулирование положения тела

Туловище

Неосознаваемые Напряжения

Снятие Напряжения

Чувства

Дыхание

Особые предостережения

Приложение Курсы Пранаямы

Первый (подготовительный) курс.

Второй (начальный) курс.

Третий (промежуточный) курс.

Б. К. С. Айснгар

Четвертый (продвинутый) курс

Пятый (высокоинтенсивный) курс

Недельная практика

Глоссарий

20. Оставайтесь в медитации так долго, как сможете, не допуская опускания тела. Затем выполните шавасану (фот. 182).

Примечания

1. Не садитесь в медитацию сразу после выполнения асан и пранаямы. Только те, кто могут устойчиво сидеть долгое время, могут выполнять пранаяму и дхьяну вместе. В противном случае конечности будут болеть и нарушать умственное равновесие.

2. Лучшее время для медитации - - когда тело и ум свежи или время отхода ко сну, когда наступает спокойное состояние.

3. Не позволяйте глазам смотреть вверх, так как это ведет к задержке дыхания и порождает напряжение нервов, мышц, кровеносных сосудов, головы и мозга.

              Фото 147                             Фото 148                                Фото 149

4,  Только тем людям, которые легко впадают в депрессию и удрученное состояние и ум которых слаб и вял, можно порекомендовать направлять взгляд в центр между бровями (фот. 149 и 150) с закрытыми глазами на короткое время, Это следует сделать четыре-пять раз во время медитации, с интервалом между каждым разом. Эта практика приносит умственную устойчивость и остроту интеллекта. Однако людям с повышенным давлением не следует выполнять эту процедуру.

Фото 150

5. Прекращайте медитацию, когда тело начнет отклоняться вперед, назад или в стороны, либо когда почувствуете слабость. Не настаивайте на продолжении медитации в этом случае, т.к  это означает, что время медитации в этот день превышено. Если вы будете пытаться продолжать медитацию, это может привести к нарушению умственного равновесия.


Результаты медитации

1. В медитации ум находит свой источник и успокаивается, как ребенок отдыхает на коленях у матери. Йогин, открыв место своего успокоения и духовные небеса, видит всеначальную реальность вокруг и внутри себя.

2. Медитация уничтожает противостояние аналитического господствующего сознания, расположенного во фронтальной части мозга и находящегося на заднем плане подсознания или бессознательного, расположенного в мозжечке. Она контролирует и замедляет определенные автоматические физиологические функции, которые обычно стимулирует мозг, например, сокращение кишечника, дыхание, биение сердца. Все внешние стимулы, которые обычно беспокоят человеческое сознание посредством различных органов чувств, отсекаются, так как в дхьяне закрыты девять врат тела.

3.  В медитации сливаются ум и материя. Это слияние выжигает все разрушительные мысли   Садхака становится динамичным, творческим и в высшей степени внимательным. Он имеет неисчерпаемые резервы энергии и вовлекает себя в дело улучшения человечества.

4. Он испытывает опыт новых измерений, где его чувства и читта становятся кристально чистыми. Он видит вещи такими, каковы они есть, и свободен от предубеждений и иллюзий. Это -Джалратавастха, состояние бдительной осознанности. Его душа бодрствует, а чувства находятся под контролем. Он полон знания (праджня), понимания, определенности, свободы и истины. Озаренный божественным огнем внутри, он излучает радость, единство и мир.

5. Садхака постепенно достигает семи ступеней высшего сознания. Это правильное желание (субхекха), правильное размышление (вихарана), исчезновение ума (тануманаса), самореализация (саттавапатти), непривязанность (асамсакта), невосприятие объектов (падартхабхава), и познание состояния, которое находится за пределами слов.  Это        общая сумма всего знания: знание (джнана) тела (шарира), дыхания (прана), ума (манас) и разума (виджняна); знания, приобретенного опытом (анумбхавика), усваиванием различных мнений и впечатлений, которые преподносит жизнь (расатмака), и знания Самости (Атма-джнаиа).

6.  Его чувства направлены вовнутрь. Его мысли чисты. Свободный от привязанности и иллюзий, он становится устойчивым и дживана-мукта (свободным от оков жизни).

Состояние дживана-мукта описано в Бхагавад-Гите (Гяава XVUI, 53 56) такими словами: «Он оставил позади свои сует-аость, насилие и высокомерие Он шагнул за пределы вожделения, гнева и алчности. Он стал самоотверженным и спокойным - он способен быть один с Вечным. Тот, кто пребывает с Вечным и умиротворен в духе, не печалится и не желает. Его любовь равна ко всем творениям: он обладает высшей любовью к Господу».


Таким образом, садхака начинает свое путешествие от рабства к свободе духа. Начиная с покорения тела, он продолжает овладевать дыханием (биоэнергией). После овладения дыханием он контролирует движения ума. Благодаря стабильности ума он достигает здравомыслия. Посредством здравого суждения он совершает правильные действия и достигает тотального осознания и становится просветленным. Эта озаренность (праджня) ведет к Высшему знанию (пара-джнана). С этим знанием он передает свою душу (атма) Господу (Параматма), Это - Шаранагати-Йога • Йога Сдачи себя Господу.


Глава 30. Шавасана (Релаксация)

1. «Шава» на Санскрите означает труп, «асана» - - позу. Таким образом, шавасана - - это поза, напоминающая мертвое тело и вызывающая опыт пребывания в состоянии, подобном смерти, и прекращение душевных беспокойств и происходящих от них расстройств тела. Это означает релаксацию, а следовательно, восстановление Это не просто лежание на спине с рассеянным умом и напряженными глазами, заканчивающееся храпением. Это самая трудная для овладения йогическая асана, но она также самая освежающая и дающая наибольшее вознаграждение.

2. Совершенная шавасана требует совершенной дисциплины. Легко расслабиться на несколько минут, но делать это без каких-либо физических движений или без колебаний интеллекта требует длительной тренировки Вначале продолжительное пребывание в шавасане не только очень дискомфортно для мозга, но и вызывает в теле ощущение куска сухого, мертвого -дерева На коже конечностей возникает ощущение покалывания^ которое усиливается, если пребывание в позе продолжается.

Ритм

3.  Когда шавасана выполняется правильно, дыхание движется подобно нити, соединяющей вместе жемчужины ожерелья. Жемчужины    - это ребра, которые движутся легко, очень равномерно и с благоговением, возникающим потому, что когда человек находится в этом ясном состоянии, его тело, дыхание, ум и мозг направляются к его действительной сущности (Атма), подобно пауку, возвращающемуся в центр своей паутины. В этом единении испытывается состояние самахитта читта (невозмутимость ума, интеллекта и самости),

4. Вначале ребра не могут расслабиться, дыхание грубое и неравномерное, ум и интеллект неспокойны. Тело, дыхание, ум и интеллект не объединены с Атмой, или Самостью. Для правильно-

го выполнения шавасаны необходимо единство тела, дыхания, ума и интеллекта, а Самость управляет ими. Все они с почтением склоняются перед Атмой. Затем читта (это - - манас, буддхи и ахамка-ра, или эго, состояние, в котором устанавливается факт «я знаю») становится самахита читта, в которой ум, интеллект и эго уравновешиваются. Это - - состояние покоя.

5, Это состояние достигается путем контролируемой дисциплины тела, чувств и ума. Не следует, однако, ошибочно принимать это состояние за состояние молчания В покое присутствует твердость, происходящая от воли или силы. Здесь внимание сосредоточено на сохранении сознания (читга) спокойным (дхарана), в то время как в молчании внимание расширено и освобождено, а воля слилась с Атмой. Это тонкое различие между покоем и молчанием можно познать только на опыте, В шавасане делается попытка достичь молчания во всех пяти оболочках: аннамайя (анатомической), пранаяма (физиологической), маномайя (ментальной или эмоциональной), виджнянамайя (интеллектуальной) и ананда-майя (тело блаженства), которые окутывают человека от кожи до самости


6 Звезда пульсирует энергией, и энергия превращается в световые лучи, путешествие которых к человеческим глазам на земле может занять много световых лет. Атма подобна такой звезде, она передает и запечатлевает свои склонности и желания, которые, подобно звездной энергии, переходящей в свет, могут вновь всплывать на уровень ума, нарушая молчание.

7.  Сперва научитесь достигать молчания тела. Затем контролируйте тонкие движения дыхания. Затем научитесь молчанию ума и эмоций, а после этого — молчанию интеллекта Теперь продолжайте обучаться и изучать молчание Самости. Это случается только тогда, когда эго или малая самость (ахамкара) практикующего могут слиться с Высшей Самостью (Атмой), Колебания ума и интеллекта прекращаются, «Я» или эго исчезает и шавасана дает возможность испытать состояние чистого блаженства.