Файл: Айенгар пранаяма дипика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2024

Просмотров: 320

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Introduction by Yehudi Menuhin

Дар моего Гуруджи

Введение Иегуди Минухина

Предисловие

Вводная часть

Часть первая Раздел I. Теория Пранаямы Глава 1. Что есть Йога?

Глава 2. Ступени Йоги

Цели в жизни (Пурушартхас)

Пранаяма

Пратьяхара

Дхарана, Дхьяна и Самадхи

Глава 3. Прана и Пранаяма

Читта и Прана

Пранаяма

Глава 4. Пранаяма и дыхательная система

Почему существует так много пранаям?

Четыре ступени Пранаямы

Грудная клетка

Легкие и Бронхиальное Дерево

Грудина

Глава 5. Нади и Чакры

Нади, начинающиеся с точки под пупком

Нади, начинающиеся в сердце

Дхамани и Сира

Нади и циркуляция

Кундалини

Глава 6. Гуру и Шисья

Глава 7. Пища

Глава 8. Препятствия и способы их преодоления

Глава 9. Эффекты Пранаямы

Раздел II. Искусство Пранаямы Глава 10. Краткие советы и предупреждения

Характеристики пригодности

Место для занятий

Чистоплотность

Позвоночник

Ноги и плечи

Глаза и уши

Пранаяма для женщин

Примечание

Глава 11. Искусство сидения в Пранаяме Как нужно сидеть

Туловище

Три важнейшие области

Кожа туловища

Невозможность сидеть на полу

Онемение ног

Руки и плечи

Голова и горло

Глаза и уши

Глава 12. Искусство подготовки ума к Пранаяме

Глава 13. Мудры и Бандхи

Джаландхара бандха

Техника

Результаты

Примечание

Уддийяна Бандха

Техника

Примечание

Результаты

Мула Вандха

Глава 14. Искусство вдоха (Пурака) и выдоха (Речака)

Техника Вдоха (Пурака)

Техника Выдоха (Речака)

Глава 15. Искусство задержки дыхания (Куллбхака)

Техника Антара Кумбхаки

Техника Бахья Кумбхаки

Глава 16. Классификация Садхак

Глава 17. Биджа Пранаяма Что такое Джапа?

Глава 18. Вритти Пранаяма

Самавритти Пранаяма

Висамавритти Пранаяма

Примечание

Раздел III Техники Пранаямы Глава 19. Удджайи Пранаяма

Примечания

Ступень I

Техника

Результаты

Ступень II

Техника

Результаты

Ступень III

Техника

Результаты

Ступень VI

Техника

Ступень VII

Техника

Ступень VIII

Техника

Результаты

Ступень IX

Техника

Примечание

Результаты

Ступень X

Техника

Примечание

Результаты

Ступень XI

Техника

Результаты

СтупеньХм

Техника

Результаты

Ступень XIII

Техника

Глава 20. Вилома Пранаялла

Ступень I

Техника

Техника

Результаты

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Результаты

Ступень V

Техника

Результаты

Ступень VI

Техника

Результаты

Ступень VII

Техника

Результаты

Ступень VIII

Техника

Результаты

Ступень IX

Техника

Результаты

Глава 21. Бхрамари, Мурчха и Плавини Пранаяма

Техника

Санмукхи мудра (фот. 105 и 106)

Примечание

Результаты

Мурчха Пранаяма

Плавини Пранаяма

Глава 22» Пальцевая Пранаялла и искусство расположения пальцев на носу Нос

Расположение элементов следующее:

Искусство расположения пальцев

Глава 23. Бхастрика и Капалабхати Пранаяма Бхастрика Пранаяма

Ступень I

Техника

Техника

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Капалабхати пранаяма

Воздействия выполнения Бхасгрики и Капалабхати

Примечания и предупреждения

Глава 24. Ситали и Ситкари Пранаяма

Ситали Пранаяма

Ступень I

Техника

Ступень II

Техника

Ступень III

Техника

Ситкари пранаяма

Техника

Воздействия

Ситкари

Глава 25. Анулома Пранаяма

Ступень la

Техника

Воздействия

Ступень Ib

Техника

Воздействия

Ступень iIа

Техника

Воздействия

Ступень iIb

Техника

Результаты

Ступень IlIa

Техника

Результаты

Ступень iiIb

Техника

Результаты

Ступень iVa

Техника

Результаты

Ступень iVb

Техника

Результаты

Глава 26. Пратилолла Пранаяма

Ступень la

Техника

Результаты

Ступень Iб

Техника

Результаты

Ступень iIа

Техника

Техника

Результаты Ступеней iIа и ii6

Ступень IlIa

Техника

Ступень iiIb

Техника

Результаты Ступеней IlIa и iii6

Ступень iVa

Техника

Ступень iVб

Техника

Результаты Ступеней iVa и iVб

Примечание

Глава 27. Сурья Бхедана и Чандра Бхедана Пранаяма Сурья Бхедана Пранаяма

Ступень I

Техника

Ступень II

Техника

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Результаты Сурья Бхедана Пранаямы

Глава 28. Нади Садхана Пранаяма

Ступень la

Техника

Результаты

Ступень Iб

Техника

Результаты

Ступень iIа

Техника

Техника

Результаты

Ступень IlIa

Техника

Ступень iiIб

Техника

Результаты

Ступень iVa

Техника

Ступень iVб

Техника

Результаты

Часть Вторая Свобода и блаженство Глава 29. Дхьяна (Медитация)

Сабиджа или Сагарбха дхьяна

Техника

Регулирование положения тела

Глаза и уши

Примечания

Результаты медитации

Глава 30. Шавасана (Релаксация)

Ступени Сознания

Техника

Время и Место

Регулирование положения тела

Туловище

Неосознаваемые Напряжения

Снятие Напряжения

Чувства

Дыхание

Особые предостережения

Приложение Курсы Пранаямы

Первый (подготовительный) курс.

Второй (начальный) курс.

Третий (промежуточный) курс.

Б. К. С. Айснгар

Четвертый (продвинутый) курс

Пятый (высокоинтенсивный) курс

Недельная практика

Глоссарий

Глава 2. Ступени Йоги

1.  Существуют восемь ступеней йоги: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи. Все они связаны между собой, но ради удобства представлены как независимые компоненты.

2. У дерева имеются корни, ствол, ветви, листья, кора, сок, цветы и плоды. Каждая из этих частей обладает определенностью, но ни одна из них не может считаться деревом. Так же и йога. Как все части, соединенные вместе, составляют дерево, так и восемь ступеней, соединившись, составляют йогу. Универсальные принципы Ямы есть корни, а индивидуальные законы Ниямы образуют ствол. Асаны похожи на многочисленные ветви, расположенные в различных направлениях. Пранаяма, проводящая энергию в тело, подобна листьям, которые дают воздух всему дереву Пратьяхара препятствует истечению энергии через органы чувств, как кора защищает дерево от загнивания. Дхарана — сок дерева, который поддерживает тело и интеллектуальную устойчивость. Дхьяна — это цветы, созревающие в плод самадхи. Как плод есть высочайшая точка развития дерева, так реализация истинной самости (ат-мадаршана) есть кульминация практики йоги.

3. Проходя через восемь ступеней йоги, садхака развивает понимание собственной самости. Он шаг за шагом движется от известного — своего тела — к неизвестному. Он движется от наружной оболочки тела — кожи — к уму. От ума (манаса) он идет к разуму (буддхи), воле (самкальпа), различающему осознанию (ви-века-кхьяти или праджня), сознанию (сат-асат-вивека) и, в конечном итоге — к Самости (Атману).

Яма

4.  Яма — собирательное название для всеобщих моральных заповедей. Эти заповеди вечны, независимы от социального класса, времени и места. Вот эти великие обеты (махаврата): ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), неприсвоение чужого, нестяжание (астейя), воздержание (брахмачарья) и независтливость (апариг-раха). Ненасилие означает необходимость избегать причинение какого бы то ни было вреда на физическом или ментальном плане, в мыслях или действием Когда отброшены ненависть и злоба, остается всеобъемлющая любовь. Йогин беспощадно правдив и честен с собой, и все, что он говорит или думает, оказывается истинным. Он контролирует свои желания и уменьшает потребности и поэтому становится богаче без всякого воровства, а веши переходят к нему без его просьбы. Воздержание (брахмачарья) есть прекращение всяких сексуальных отношений, воображаемых или фактических Эта дисциплина приносит пробуждение зрелости и способность видеть божественное во всех формах без сексуального возбуждения. Йогин не должен желать того, что не является необходимым для поддержания жизни, ибо за желанием следует жадность, которая ведет к страданию, если человек не может понять, чего он хочет. Когда желаний слишком много, нарушается и правильность поведения


Нияма

5. Нияма — это правила, предназначенные для самоочищения: чистота (санха), удовлетворенность (сантоша), аскетизм (та-пас), изучение текстов писания (свадхьяя) и посвящение Господу всех своих действий (Ишвара пранидхана). Йогин знает, что его тело и чувства подвержены желаниям, которые обусловливают ум, поэтому он соблюдает эти правила. Чистота бывает двух видов — внешняя и внутренняя, и культивироваться должны оба эти вида. Внешняя чистота подразумевает чистоту поведения и привычек, опрятность человека и его окружения. Внутренняя чистота обозначает искоренение шести зол: страсти (кама), гнева (кродха), жадности (лобха), слепой страсти (моха), гордости (мала), злобы и зависти (матсарья). Искоренение этих зол достигается заполнением ума благими, творческими мыслями, ведущими к божественному.

Аскетизм создает условия для дисциплины тела, позволяет терпеть лишения и проходить тяжелые испытания, направляя ум к Самости внутри нас Довольствование уменьшает количество желаний, делает человека бодрым и дает равновесие уму. Изучение текстов означает воспитание себя путем поиска истины и самореализации.

Венец всего — это посвящение всех наших действий Господу и постоянное исполнение его воли. Так что правила Ниямы — это благие качества, которые успокаивают волнующийся ум, ведут к миру внутри и вокруг садхаки.

Асана

6. Прежде чем приступить к асанам, очень важно узнать о пуруше и пракрита. Пуруша (буквально «личность») есть универсальный психологический принцип, который через три своих качества и эволюционные силы (гуны) порождает разум (буддхи) и ум (манас). Пуруша и пракрита, действуя вместе, побуждают материальный мир к активности Оба они беспредельны, без начала и конца. Пракрита состоит из пяти первоэлементов, или стихий (павчамахабхут): земля (притхви), вода (апас), огонь (теджас), воздух (вайю) и эфир (акаша) Пять соответствующих им тонких дополняющих друг друга частей (танматра) следующие: запах (гандха), вкус (раса), форма (рула), осязание (спарша) и звук (шабда). Эти великие первоэлементы и их составляющие соединяются с тремя качествами и эволюционными силами (Гунами) пракрита, а именно:   ясностью (саттва), активностью (раджас) и инертностью (тамас), и образуют космический разум (махат). Эго (ахамкара), разум (буддхи) и ум (манас) образуют сознание (чит-та), индивидуальную частицу махата. Махат — это неразвернутый первичный зародыш природы или порождающего принципа, из которого развились все явления материального мира. Существуют пять органов восприятия (джнаниндрийя): глаза, нос, язык, уши и кожа, и пять органов действия (карминдрийя): ноги, руки, речь, экскреторные и репродуктивные органы. Пракрита, пять великих элементов, пять их тонких составляющих, эго, интеллект и ум, пять органов восприятия, пять органов действия и пуруша составляют двадцать пять основных элементов (татгва) философии сан-кхья. Кувшин нельзя сделать без гончара, а построить дом — без каменщика. Творение не может, свершиться без Пуруши, Первозданной Силы, приходящей в контакт с таттвами Все сущее вращается вокруг пуруши и пракрита.


7. Жизнь есть комбинация тела, органов восприятия и действия, ума, интеллекта, эго и души. Ум действует как .мост между

телом и душой. Ум незаметен и неуловим. Личность реализует свои стремления и наслаждения посредством ума, действующего как зеркало, и тела — инструмента удовольствия и приобретения.

8. Согласно Индийской системе медицины (Аюрведа) тело составлено из семи элементов (дхату) и трех склонностей нравов (доша). Семь элементов называются так потому, что они поддерживают тело. Это: хилус (раса), кровь (ракта), плоть (манса), жир (медас), кости (астхи), костный мозг (мадджа) и семя (шукра). Они защищают тело от инфекции и болезней.

9. Хилус формируется под воздействием желудочных соков на пищу. Кровь производит плоть и освежает внутренние органы. Плоть защищает кости и производит жир. Жир смазывает и приносит прочность телу. Кости поддерживают тело и производят костный мозг. Костный мозг дает крепость телу и производят семя. Семя не только производит потомство, но и, согласно древним текстам, в своем тонком состоянии протекает через тонкое тело в виде определенной жизненной энергии.

10. Три склонности (доша) — ветер (вата), желчь (питта) и флегма (шлесма) в уравновешенном состоянии дают совершенное здоровье. Дисбаланс их порождает болезни. Тонкая или витальная энергия, называемая ветром, вызывает дыхание, движение, действие, напряжение и произведение потомства. Она координирует функции разных частей тела и человеческих способностей. Желчь порождает жажду и голод. Она переваривает пищу и превращает ее в кровь, поддерживающую постоянную температуру тела. Флегма смазывает суставы и помогает излечивать раны. Мала — это пустой незаполненный предмет, вещество — жидкое, твердое или газообразное. Если оно не выделяется, начинаются болезни, нарушается равновесие трех склонностей.

Коши

11. Согласно философии Веданты, существуют три типа, или структуры, тела (шарира), в которое облечена душа. Они состоят из   пяти   взаимопроникающих   и   взаимозависимых   оболочек (коша)

Эти три шарира следующие: а) стхула, грубая структура или анатомическая оболочка, б) сукшма, тонкая структура, состоящая из психологической, физиологической и интеллектуальной оболочек, и в) карана, так называемая причинная структура — духовная оболочка.

Физиологическая (пранамайя), психологическая (маномайя) и интеллектуальная (виджнянамайя) оболочки составляют сукш-ма шарира — тонкое тело.


Пранамайя коша включает дыхательную, кровеносную, пищеварительную, нервную, выделительную и половую системы. Маномайя коша воздействует на функции сознания, чувств и побуждений, не происходящих от субъективного опыта. Виджнянамайя коша влияет на интеллектуальные процессы размышления и формирования суждений на основе собственного опыта.

Карана шарира — оболочка блаженства (анандамайя копта) Опыт осознания ее ощущается садхакой, когда он пробуждается после глубокого освежающего сна и когда тотально погружается в объект своей медитации.

Кожа облекает все оболочки и тела. Она должна быть прочной и чувствительной к малейшему движению. Все оболочки взаимопроникают на различных уровнях — от кожи до Самости.


Цели в жизни (Пурушартхас)

12. Человек имеет четыре цели в своей жизни: дхарма, артха, кама и мокша. Дхарма — это долг. Без нее и этической дисциплины невозможен духовный прогресс. Артха — это приобретение богатства в целях независимости и возможности более возвышенных занятий в жизни. Она не может дать постоянную радость, но в то же время плохо питаемое тело является благодатной почвой для страданий и болезней.

Кама означает удовольствия жизни, которые в значительной степени зависят от здорового тела. Как гласит Катхо Упанишада, «самость» не может быть достигнута слабым.

Мокша есть освобождение. Просветленный человек осознает, что власть, удовольствия, богатство и знания преходящи и не несут свободы. Он пытается подняться над своими качествами сат-ты, раджаса и тамаса и так избежать власти гун

13. Тело — это местопребывание Брахмана Оно играет жизненную роль в достижении четырех целей жизни. Мудрецы знают, что хотя тело старится и изнашивается, оно служит инструментом для достижения реализации и, как таковое, должно поддерживаться в хорошем состоянии

14. Асаны очищают тело и ум и имеют защитное и лечебное воздействие. Их — огромное количество, они служат различным потребностям мышечной, кровеносной, пищеварительной, эндокринной, нервной и других систем тела.

Они вызывают изменения на всех уровнях — от физического до духовного. Здоровье есть тонкое равновесие тела, ума и духа. Практикой асан устраняются физические и умственные нарушения и открываются врата духа.

Асаны приносят здоровье, красоту, силу, крепость, легкость, ясность речи и выражения, спокойствие нервной системы и счастливый характер. Практику асан можно сравнить с ростом мангового дерева. Если дерево выросло здоровым и крепким, то такая же основа будет заложена в его плоде. Подобно этому, из практики асан вырастает духовное пробуждение садхаки. Он становится свободен от всякой двойственности.

15. Широко распространено неверное представление о том, что асаны и пранаямы должны практиковаться вместе с самого начала занятий йогой. Опыт автора говорит о том, что если начинающий следит за совершенством позы, он не может сконцентрироваться на дыхании. Он теряет равновесие и глубину исполнения («сущность») асаны. Достигните устойчивости (стхирата) и спокойствия (ачалата) в исполнении асан перед введением в практику техник ритмического дыхания. Диапазон движений тела изменяется от позы к позе. Чем меньше диапазон движений, тем меньше будет объем легких и дыхательные упражнения будут короче. Чем больше диапазон движений тела в асанах, тем больше будут возможности легких и глубже — дыхательные упражнения. Когда пранаямы и асаны практикуются вместе, следите за тем, чтобы не нарушалось совершенство позы. До тех пор, пока поза не будет совершенной, не делайте попыток в пранаяме.