ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.11.2024
Просмотров: 266
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Introduction by Yehudi Menuhin
Часть первая Раздел I. Теория Пранаямы Глава 1. Что есть Йога?
Глава 4. Пранаяма и дыхательная система
Почему существует так много пранаям?
Нади, начинающиеся с точки под пупком
Глава 8. Препятствия и способы их преодоления
Раздел II. Искусство Пранаямы Глава 10. Краткие советы и предупреждения
Глава 11. Искусство сидения в Пранаяме Как нужно сидеть
Глава 12. Искусство подготовки ума к Пранаяме
Глава 14. Искусство вдоха (Пурака) и выдоха (Речака)
Глава 15. Искусство задержки дыхания (Куллбхака)
Глава 16. Классификация Садхак
Глава 17. Биджа Пранаяма Что такое Джапа?
Раздел III Техники Пранаямы Глава 19. Удджайи Пранаяма
Глава 21. Бхрамари, Мурчха и Плавини Пранаяма
Санмукхи мудра (фот. 105 и 106)
Глава 22» Пальцевая Пранаялла и искусство расположения пальцев на носу Нос
Расположение элементов следующее:
Искусство расположения пальцев
Глава 23. Бхастрика и Капалабхати Пранаяма Бхастрика Пранаяма
Воздействия выполнения Бхасгрики и Капалабхати
Глава 24. Ситали и Ситкари Пранаяма
Результаты Ступеней IlIa и iii6
Глава 27. Сурья Бхедана и Чандра Бхедана Пранаяма Сурья Бхедана Пранаяма
Результаты Сурья Бхедана Пранаямы
Глава 28. Нади Садхана Пранаяма
Часть Вторая Свобода и блаженство Глава 29. Дхьяна (Медитация)
Глава 30. Шавасана (Релаксация)
Первый (подготовительный) курс.
12. Пранаяма — это не просто привычное автоматическое дыхание для поддержания связи между телом и душой. Посредством этой техники организм садхаки обогащается кислородом за счет глубокого вдоха, и это ведет к тонким химическим изменениям в его теле. Практика асан устраняет нарушения, которые препятствуют потоку праны, а практика пранаям регулирует все мысли, желания и действия садхаки, дает равновесие и огромную силу воли, необходимую для того, чтобы стать хозяином своего «я».
Глава 4. Пранаяма и дыхательная система
«Пока в теле есть дыхание, есть жизнь. Когда дыхание покидает тело, его покидает и жизнь. Итак, регулируйте дыхание».
(Хатха-Йога Прадипика. гл.2; Шлока 3)
1. При нормальном вдохе обычный человек получает около 500 кубических сантиметров воздуха; при глубоком вдохе поступление воздуха возрастает примерно в шесть раз, достигая 3000 кубических сантиметров. Возможности индивидуума варьируются в соответствии с его конституцией. Практика пранаямы повышает возможности легких садхаки и позволяет легким достичь оптимальной вентиляции.
2. Вторая глава «Хатха-Йога Прадипики» посвящена пранаяме. Первые три строфы гласят. «Будучи прочно укорененным в практике асан, с контролируемыми чувствами, йогину следует практиковать пранаяму под руководством своего Гуру, соблюдая умеренную и питательную диету. Когда дыхание неверно, ум беспокоен; когда дыхание устойчиво, устойчив и ум. Чтобы достичь устойчивости, йогину следует овладеть своим дыханием. Пока дыхание присутствует в теле, есть жизнь. Когда дыхание покидает тело, его покидает и жизнь. Итак, регулируйте дыхание».
3. Практика пранаямы помогает очистить нади — трубчатые органы в тонком теле, по которым течет энергия. Существует несколько тысяч нади в теле, и большинство из них берет начало в области сердца и области пупака. Пранаяма поддерживает нади в здоровом состоянии и предотвращает их разрушение. Это, в свою очередь, вызывает изменения в умственном состоянии садхаки. Причиной этому служит то, что в пранаяме дыхание начинается от основания диафрагмы с обеих сторон тела возле тазового пояса. Как таковые, диафрагма грудной клетки и вспомогательные дыхательные мышцы шеи расслаблены. Это, в свою очередь, помогает расслабить лицевые мышцы. Когда расслаблены лицевые мышцы, они теряют свою власть над органами восприятия, глазами, ушами, носом, языком и кожей и, таким образом, уменьшается напряжение в мозгу. Когда это напряжение уменьшено, садхака достигает сосредоточения, самообладания и безмятежности.
Почему существует так много пранаям?
4. Множество асан возникло с целью тренировки различных частей тела — мышц, нервов, органов и желез, и в результате весь организм был здоровым и гармонично работал. Окружающая среда человека, его конституция, темперамент, состояние ума и здоровья изменяются, и различные асаны помогают в различных ситуациях облегчить болезни и умножить гармонию. Многие виды пранаям были изобретены и развиты для того, чтобы приспособить физические, умственные, интеллектуальные и духовные потребности садхаки к изменяющимся условиям.
Четыре ступени Пранаямы
5. В третьей главе «Шива Самхита» описывается четыре ступени (авастха) пранаямы. Это: а) начальная стадия (арамбха), б) настойчивое стремление (гхата), в) сокровенное знание (пари-чайя) и г) достижение цели (ниспатти).
6. 6 стадии арамбха пробуждается интерес садхаки к праная-ме. В начале он нетерпелив, и из-за усилия и скорости, с которой он жаждет результатов, его тело испытывает дискомфорт, появляется дрожь и испарина. Когда он с настойчивостью продолжает свои занятия, дрожь и испарина исчезают, и садхака достигает второй стадии — гхатавастха. Гхата означает кувшин воды. Тело сравнивается с кувшином. Как необожженный глиняный кувшин, физическое тело изнашивается. Закалить его огнем пранаямы означает придать ему прочность. В этой стадии пять кош и три ша-риры интегрируются. После этой интеграции садхака достигает паричайявастха, где он получает сокровенное знание практики пранаямы и самого себя. С помощью этого знания он контролирует свои качества (гуны) и осознает причины своих действий (карма). С третьей ступени садхака движется вперед к ниспатти-авастха, завершающей стадии — совершенству. Его усилия достигли зрелости, семена его кармы сожжены. Он преодолел барьер гун и стал гунатита. Он становится дживана мукта — человеком, который освобояоден (мукта) еще при жизни (дживана) благодаря знанию Высшего Духа. Он испытывает состояние экстаза — ананда.
Рис.1. Движение воздуха во время дыхания через нос, гортань, глотку и трахеи. |
7. Чтобы дать возможность читателю ясно представить себе, как пранаяма улучшает работу человеческого тела, важно иметь некоторые знание о респираторной (дыхательной) системе. Они будут обсуждаться ниже.
8. Известно, что основные энергетические потребности человеческого тела удовлетворяются преимущественно за счет соединения кислорода и глюкозы. Кислород способствует процессу расщепления ненужных субстанций путем окисления, а глюкоза, снабженная кислородом, питает клетки тела в потоке дыхания. Воздух при вдохе проходит через нос, фаринкс, ларинкс и трахею.
9. Цель пранаямы — заставить функционировать дыхательную систему оптимальным образом. Это автоматически исправляет кровеносную систему, без чего не могут нормально протекать процессы пищеварения и выделения, накапливаются токсины, болезни распространяются по всему телу и болезненное состояние организма становится привычным.
10. Дыхательная система — это ворота к очищению тела, ума и интеллекта. Ключ к этим воротам — пранаяма.
11. Дыхание есть основной процесс для поддержания всех форм животной жизни от одноклеточной амебы до человека. Можно прожить несколько дней без пищи или воды, но, когда прекращается дыхание, прекращается жизнь. В Чандогхья У пани-шаде говорится: «Так же как спицы скреплены со ступицей колеса, так все в этой жизни связано с дыханием. Жизнь движима дыханием, которое дает жизнь всем живым творениям. Дыхание жизни — это отец., это — мать., это — брат... это — сестра... это — учитель... Брахман... Поистине, тот, кто видит это, знает и понимает это, становится превосходным оратором» (С. Радхакришнан. Основные Упанишады, VII, 15, 1 —4).
12. В «Наушитаки Упанишаден говорится: «Человек может жить, будучи лишен речи, и тогда перед нами — немой; человек, лишенный зрения, — слепой; лишенный слуха — глухой, лишенный ума — ребячлив; человек может жить без рук и ног, и мы можем это видеть. Но только лишь живой дух, разум-самость владеет этим телом и заставляет его совершенствоваться. Все достига-
ется в живом духе. Что есть живой дух, то же — и разум-самость Что есть разум-самость, то же — и живой дух. Они вместе находятся в теле, вместе и покидают его» (С. Радхакришнан. Основные Упанишады, III, 3).
13. Дыхание начинается с выходом из утробы матери и прекращается, когда жизнь покидает тело. Когда ребенок еще находится в чреве, он получает кислород из крови матери и не нуждается в работе легких. Когда он рождается, первый вдох начинается по сигналу мозга.
Рис.2 и 3. Мускулы передней и задней стороны туловища, используемые при дыхании |
14. В течение большей части жизни глубина и ритм дыхания регулируются автоматически посредством нервной системы таким образом, чтобы отвечать задачам дыхания — обеспечивать соразмерно и контролируемо свежим кислородом постоянно нуждающиеся в нем клетки организма и удалять накапливающийся в этих клетках диоксид углерода (углекислый газ).
Рис 4. |
16. Акт дыхания организован таким образом, что в норме легкие наполняются воздухом шестнадцать-восемнадцать раз в ми-ынуту Свежий воздух, который содержит дающий жизнь кисло
род, втягивается в легкие, а газы, содержащие диоксид углерода, выводятся из тканей тела во время выдоха. Ритмическое наполнение эластичных, похожих на соты «кузнечных мехов» легких достигается благодаря движениям грудной клетки и диафрагмы. Диафрагма, в свою очередь, движется, побуждаемая импульсами из дыхательного центра мозга, которые посредством нервов направляются к соответствующим мышцам. Таким образом, мозг является побудителем, благодаря которому регулируются дыхание и три ментальные функции — мысли, воля и сознание,
17. Дыхательный цикл состоит из трех частей: вдох, выдох и задержка. Вдох — это активное расширение грудной клетки, благодаря которому легкие наполняются свежим воздухом. Выдох — это нормальный и пассивный возврат в исходное состояние эластичных стенок грудной клетки, посредством которого отработанный воздух удаляется и легкие опустошаются. Задержка — это пауза в конце каждого вдоха и выдоха. Эти три процесса образуют один дыхательный цикл. Дыхание воздействует на сердечный ритм. Во время продолжительного удерживания дыхания наблюдается замедление сердечного ритма, что обеспечивает лучший отдых сердечной мышце.