Файл: Айенгар пранаяма дипика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2024

Просмотров: 240

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Introduction by Yehudi Menuhin

Дар моего Гуруджи

Введение Иегуди Минухина

Предисловие

Вводная часть

Часть первая Раздел I. Теория Пранаямы Глава 1. Что есть Йога?

Глава 2. Ступени Йоги

Цели в жизни (Пурушартхас)

Пранаяма

Пратьяхара

Дхарана, Дхьяна и Самадхи

Глава 3. Прана и Пранаяма

Читта и Прана

Пранаяма

Глава 4. Пранаяма и дыхательная система

Почему существует так много пранаям?

Четыре ступени Пранаямы

Грудная клетка

Легкие и Бронхиальное Дерево

Грудина

Глава 5. Нади и Чакры

Нади, начинающиеся с точки под пупком

Нади, начинающиеся в сердце

Дхамани и Сира

Нади и циркуляция

Кундалини

Глава 6. Гуру и Шисья

Глава 7. Пища

Глава 8. Препятствия и способы их преодоления

Глава 9. Эффекты Пранаямы

Раздел II. Искусство Пранаямы Глава 10. Краткие советы и предупреждения

Характеристики пригодности

Место для занятий

Чистоплотность

Позвоночник

Ноги и плечи

Глаза и уши

Пранаяма для женщин

Примечание

Глава 11. Искусство сидения в Пранаяме Как нужно сидеть

Туловище

Три важнейшие области

Кожа туловища

Невозможность сидеть на полу

Онемение ног

Руки и плечи

Голова и горло

Глаза и уши

Глава 12. Искусство подготовки ума к Пранаяме

Глава 13. Мудры и Бандхи

Джаландхара бандха

Техника

Результаты

Примечание

Уддийяна Бандха

Техника

Примечание

Результаты

Мула Вандха

Глава 14. Искусство вдоха (Пурака) и выдоха (Речака)

Техника Вдоха (Пурака)

Техника Выдоха (Речака)

Глава 15. Искусство задержки дыхания (Куллбхака)

Техника Антара Кумбхаки

Техника Бахья Кумбхаки

Глава 16. Классификация Садхак

Глава 17. Биджа Пранаяма Что такое Джапа?

Глава 18. Вритти Пранаяма

Самавритти Пранаяма

Висамавритти Пранаяма

Примечание

Раздел III Техники Пранаямы Глава 19. Удджайи Пранаяма

Примечания

Ступень I

Техника

Результаты

Ступень II

Техника

Результаты

Ступень III

Техника

Результаты

Ступень VI

Техника

Ступень VII

Техника

Ступень VIII

Техника

Результаты

Ступень IX

Техника

Примечание

Результаты

Ступень X

Техника

Примечание

Результаты

Ступень XI

Техника

Результаты

СтупеньХм

Техника

Результаты

Ступень XIII

Техника

Глава 20. Вилома Пранаялла

Ступень I

Техника

Техника

Результаты

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Результаты

Ступень V

Техника

Результаты

Ступень VI

Техника

Результаты

Ступень VII

Техника

Результаты

Ступень VIII

Техника

Результаты

Ступень IX

Техника

Результаты

Глава 21. Бхрамари, Мурчха и Плавини Пранаяма

Техника

Санмукхи мудра (фот. 105 и 106)

Примечание

Результаты

Мурчха Пранаяма

Плавини Пранаяма

Глава 22» Пальцевая Пранаялла и искусство расположения пальцев на носу Нос

Расположение элементов следующее:

Искусство расположения пальцев

Глава 23. Бхастрика и Капалабхати Пранаяма Бхастрика Пранаяма

Ступень I

Техника

Техника

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Капалабхати пранаяма

Воздействия выполнения Бхасгрики и Капалабхати

Примечания и предупреждения

Глава 24. Ситали и Ситкари Пранаяма

Ситали Пранаяма

Ступень I

Техника

Ступень II

Техника

Ступень III

Техника

Ситкари пранаяма

Техника

Воздействия

Ситкари

Глава 25. Анулома Пранаяма

Ступень la

Техника

Воздействия

Ступень Ib

Техника

Воздействия

Ступень iIа

Техника

Воздействия

Ступень iIb

Техника

Результаты

Ступень IlIa

Техника

Результаты

Ступень iiIb

Техника

Результаты

Ступень iVa

Техника

Результаты

Ступень iVb

Техника

Результаты

Глава 26. Пратилолла Пранаяма

Ступень la

Техника

Результаты

Ступень Iб

Техника

Результаты

Ступень iIа

Техника

Техника

Результаты Ступеней iIа и ii6

Ступень IlIa

Техника

Ступень iiIb

Техника

Результаты Ступеней IlIa и iii6

Ступень iVa

Техника

Ступень iVб

Техника

Результаты Ступеней iVa и iVб

Примечание

Глава 27. Сурья Бхедана и Чандра Бхедана Пранаяма Сурья Бхедана Пранаяма

Ступень I

Техника

Ступень II

Техника

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Результаты Сурья Бхедана Пранаямы

Глава 28. Нади Садхана Пранаяма

Ступень la

Техника

Результаты

Ступень Iб

Техника

Результаты

Ступень iIа

Техника

Техника

Результаты

Ступень IlIa

Техника

Ступень iiIб

Техника

Результаты

Ступень iVa

Техника

Ступень iVб

Техника

Результаты

Часть Вторая Свобода и блаженство Глава 29. Дхьяна (Медитация)

Сабиджа или Сагарбха дхьяна

Техника

Регулирование положения тела

Глаза и уши

Примечания

Результаты медитации

Глава 30. Шавасана (Релаксация)

Ступени Сознания

Техника

Время и Место

Регулирование положения тела

Туловище

Неосознаваемые Напряжения

Снятие Напряжения

Чувства

Дыхание

Особые предостережения

Приложение Курсы Пранаямы

Первый (подготовительный) курс.

Второй (начальный) курс.

Третий (промежуточный) курс.

Б. К. С. Айснгар

Четвертый (продвинутый) курс

Пятый (высокоинтенсивный) курс

Недельная практика

Глоссарий

Куша (kusa) — священная трава, используемая во время религиозных церемоний.

Кшетра (ksetra) — тело, рассматриваемое как поле деятельности.

Кшетраджна (ksetrajna) — землевладелец, землепашец. Знающий тело и душу.

Кшипта (ksipta) — рассерженный, запущенный, расстроенный Лайя (laya) — растворение; поглощение ума, или преданность.

Палата чакра (lalata chakra) — лалата означает лоб Лалата чакра сосредоточена в верхней части лба.

Лобха (lobha) — алчность.

Лома (loma) — волосы

Мада (mada) — гордыня, страсть

Мадджа (majja) —сущность

Мадхьяма (madhyama) — средний, обычный, посредственный

Мамса (mamsa) — плоть

Манана (manana) — размышление, медитация

Манас чакра (manas chakra) — нервное сплетение между пупком и сердцем

Манас (manas) — индивидуальный ум, обладающий силой и способностью ко вниманию, избирательности и отбору. Управляет чувствами

Манипура чакра (manipuraka chakra) — нервное сплетение, расположенное в области ступка

Маноджнана (manojnana)  шание работы ума и эмоций Манолайя (manolaya) — млноаайя (манас — ум, лайя — погружение) — это состояние, в котором успокоены внутренние, или эмоциональные колебания ума Затем ум, свободный от флуктуации, растворяется и сливается с самостью, подобно реке в море, утрачивая свою индивидуальную тождественность

Маномайя кота (manomaya kosa) — одна из оболочек (ковда), облекающих душу Маномайя коша воздействует на функции осознавания, чувствования и мотивации, не происходящих от субъективного опыта

Мантра (mantra) — ведический гимн Матсарья (matsarya) — зависть

Маханарайяно Упанишада (mahanarayanopanisad) — название одной из упанишад

Махат (mahat) — неразвивающийся первичный зародыш производящего принципа, из которого произошли все явления материального мира В философии Санкхьи — это великий принцип, интеллект (в отличие от манаса), второй из двадцати пяти элементов, или таттв, признаваемых Сан-кхьей

Маха видья (maha vidya) — великое знание, возвышенное знание

Маха врита (maha vrta) — великий обет, или основной долг

Маха тапас (maha tapas) — великая (маха) аскеза (тапас)

Медас (medas) — жир

Меруданда (merudanda) — позвоночный столб

Миманса (mimamsa) — исследование Также система индийской философии


Мокша (moksa) - освобождение, окончательное освобождение души от повторяющихся рождений

Моха (moha) — безрассудная страсть Мудра (mudra) — печать, закрывающий жест Мудха (mudha) — глупый

Мукта (mukta) —освобожденный

Мукти (mukti) — освобождение, избавление, окончательное вы

падение души из цепи рождений и смертей Муладхара чакра (mulaclhara chakra) ~ нервное сплетение, расположенное в области таза над анусом в основании, или корне позвоночника, основная опора тела

Мула бандха (mula bandha) — поза, в которой часть тела от ануса до пупка сокращается и поднимается к позвоночнику

Мула (mula) — корень, основание

Мурчха пранаяма (murchha Pranayama) — вид пранаямы, в которой дыхание удерживается почти в точке замирания (мурчха)

Нага вайю (naga vayu) — один из пяти вспомогательных вайю, который облегчает абдомиальное давление путем отрыжки

Надарупини (nadarupini) — явленный звук Нада (nada) — внутренний мистический звук

Наданусандхана (nadanusandhana) — анусандхана означает исследование, планирование, приведение в порядок или тонкую связь Наданусандхана — это тщательное исследование звука, связанного с ритмическими колебаниями дыхания во время практики пранаямы, и тотальной погру женности в звук, подобно мастеру музыки, поглощенному своей музыкой

Надика (nadika) — маленькая нади

Нади садхана пранаяма (nadi sadhana pranayama) — пранаяма, выполняемая для очищения нади Это наивысший и наисложнейший вид пранаямы

Нади чакра (nadi chakra) — узел, или сплетение в грубом, тонком и каузальном телах

Нади (nadi) — трубчатые органы тонкого тела, по которым про текает энергия Нади — это протоки, или каналы, которые разносят воздух, воду, кровь, питательные вещества и другие субстанции по всему организму Они проводят космическую, витальную, семенную и другие энергии также как и ощущения, сознание и духовные эманации

Нарада (Narada) — имя божественного мудреца Он изображен как вестник Бога людям Он известен как изобретательностни (вины) Он был великим поклонником Вишну и автором Бхакти Сутры (Высказываний о Божественной Любви), а также свода законов, названных его именем.

Нарайяна (Narayana) — другое имя Господа Вишну.

Начикета (Nachiketa; -- имя ищущего и одного из основных героев в Катхопанйшаде. Его отец Ваджасравас (Vajasravas) пожелал раздать все свое имущество, дабы приобрести тем самым религиозные заслуги. Начикета испытал недоумение, когда его отец стал раздавать старый и истощенный скот и спрашивал его снова и снова: «Кому ты отдашь меня?» Отец отвечал: «Я отдам тебя Яме (Богу смерти)» Начикета отправился в королевство смерти и обрел там три блага, последним из которых было знание тайны жизни после смерти Яма пытался отвратить Начикету достижениями его желания, предлагая ему величайшие земные удовольствия, но Начикета не поколебался в своем намерении, и в конце концов Яма дал ему желаемое знание.


Нивритти марга (nivritti marga) — путь реализации посредством воздержания от мирских действий и неподверженности мирским желаниям.

Нидидхьясана (nididhyasana) — глубокая и повторяющаяся медитация, постоянное размышление.

Нидра (nidra) — сон.

Нирбиджа (nirbija) — биджа означает семя, или зародыш. Биджа мантра — это мистический слог или священная молитва, мысленно повторяемая во время пранаямы или дхьяны с целью привести блуждающий ум к состоянию устойчивости. С практикой семя, посеянное в уме, прорастает в целеустремленность, сосредоточение на одной точке. Постепенно практика становится нирбиджа (нир — без, биджа — семя), когда практикующий уже не должен прибегать к биджа мантре.

Нирвана (nirvana) — вечное блаженство, освобожденный от существования.

Нирвисайя (nirvisaya) — без чувств

Нируддха (niruddha) — сдержанный, обузданный, контролируемый

Ниспаттиавастха (nispatti avastha) — состояние совершенства или зрелости. Осуществление

Ниспатти (nispatti) — совершенство, законченность.

Нияма (niyama) —самоочищение дисциплиной. Вторая ступень йоги Патанджали.

Ньяя (пуауа) — система индийской философии, которая делает акцент на логике и в первую очередь занимается законами мышления, основывающегося на причине и аналогии.

Оджас (ojas) — жизненность, слава, великолепие.

Падартхабхава (padarthabhava) — не-существование или отсутствие (абхава) предметов или объектов (падартха). Отсутствие феноменального творения. Окончательное освобождение пуруши, или души (двадцать пятая таттва) от уз мирского существования — оков феноменального, явленного творения — посредством привнесения истинного знания остальных двадцати четырех таттв и надлежащим отделением от них души

Падмасана (padmasana) — поза лотоса, сидение на полу со скрещенными ногами и прямой спиной. Поза идеальна для практики прана ямы и дхьяны.

Пайясвини нади (payaswini nadi) — название нади, заканчивающейся на большом пальце правой ноги. Считается, что она расположена между пуша (pusa), находящимся за пингала нади, и сарасвати нади, находящимся за сушумна нади

Панчамахабхути (panchamahabhutas) — пять грубых элементов: земля, вода, огонь, воздух и эфир.

Парататтва (paratattva) —запредельное (пара) элементам или первичным субстанциям (таттва), Высший Всеобщий Дух, который — за пределом материального мира, пронизывающий вселенную.


Пара нади (para nadi) — высшая нади, или нерв.

Пара-джнана (para-jnana) — высшее знание, абсолютное знание.

Пара (para) — Высший.

Парабрахман (parabrahman) — высший или верховный (пара) дух (Брахман)

Параматма (paramatma) —высший (парама) дух (Атма).

Паричайя (parichaya) — знакомство, близость, частое повторение Сокровенное знание

Паричайявастха (parichayavastha) — ступень сокровенного знания (паричайя). Это третья ступень пранаямы, описанной в Шива Самхита

Патанджали (patanjali) — имя философа, представителя философии Йоги, автора Йога Сутры. Занятиями йогой он достиг спокойствия ума, работой над грамматикой он достиг ясности речи, а медицинской работой — чистоты тела. Он — известный автор Махабхасьи (Mahabhasya) — великого комментария на Сутры Панини (Panini) по грамматике.

Пашимоттанасана (paschimottanasana) — интенсивное натяжение задней части тела от пяток до головы.

Пингала нади (pingala nadi) — нади, или канал энергии, начинающийся от правой ноздри, затем движущийся к верхней точке головы и вниз, к основанию позвоночника. Так как по нему проходит солнечная энергия, он также называется сурья нади «Пингала» означает рыжевато-коричневый или красноватый

Пихта (pitta) — желчь, одна из жидкостей тела, две другие — вата (ветер) и капха (флегма)

Плавини пранаяма (plavini pranayama) — плавана означает плавание, затопление, наводнение. Считают, что плавини пранаяма помогает человеку плавать, держаться на поверхности воды Помимо названия, в текстах йоги практически нет упоминаний об этой пранаяме.

Правритти марга (Pravrtti marga) — путь действия Праджапати (prajapati) — Господь всего сотворенного. Праджня (prajna) —разум, мудрость

Пракрити (prakrti) — природа, первичный источник материального мира, — состоящий из трех качеств, саттвы, раджаса и тамаса

Прамада (pramada) — безразличие, бесчувствие

Пранава (pranava) — другое слово для обозначения священного слога АУМ

Пранамайя коша (pranamaya kosa) — физиологическая (права-майя) оболочка, которая вместе с психологической (мано-майя) и интеллектуальной (виджнянамайя) оболочками составляют тонкое тело (сукшма шарира), облекающее душу Пранамайя коша включает в себя дыхательную, кровенос ную, пищеварительную, эндокринную, выделительную и половую системы.

Пранаяма видья (pranayama vidya) — знание, учение, наука (видья) Пранаямы.


Пранаяма (pranayama) — ритмический контроль (яма) дыхания. Четвертая ступень йоги. Это ось, вокруг которой вращается колесо йоги.

Прана вайю (prana vayu) — витальный воздух, который наполняет собой все человеческое тело. Он движется в области груди.

Прана джнана (prana jnana) — знание дыхания и жизни

Прана (prana) — воздух, дыхание, жизнь, витальность, ветер, энергия, мощь. Прана также означает душу.

Пратилома Пранаяма (pratfloma pranayama) — пратилома означает «против шерсти», наперекор естественной склонности, против течения. В этом виде пранаямы вдох контролируется пальцами, прижимающими попеременно каждую ноздрю, выдох совершается через открытые ноздри.

Пратьяхара (pratyahara) — удаление и освобождение ума от господства чувств и чувственных объектов. Пятая ступень Йоги.

Прашно Упанишада (prasnopanisad) — название одной из основных упанишад.

Притхви таттва (Prthvi tattvaj — элемент земли Притхви (Prthvi) — Земля Пурака (Puraka) — вдох или наполнение легких

Пурва Миманса (Purva Mimamsa) — одна из систем Индийской философии, которая занимается концепцией Божества, но делает особый акцент на действиях и ритуалах. Утгара (Utta-га) Миманса принимает Бога как основу Вед, но особо делает акцент на духовном знании (джнана).

Пурушартхас (Purusarthas) —четыре цели человеческой жизни. Это: дхарма (обязанность), артха (приобретение), кама (удовольствие) и мокша (освобождение).

Пуруша (Ригша) — универсальный физический принцип.

Равана (Ravana) — имя демона, короля Яанка, который похитил Ситу, жену Рамы, и был им впоследствии убит. Равана был высоко интеллектуален и обладал огромной мощью. Он был страстным поклонником Шивы и хорошо сведущ в ведах и был известен, как приверженец неизменности Ведических текстов.

Para (Raga) — привязанность.

Раджас (Rajas) — действие, страсть, эмоция.

Ракта (Rakta) — кровь.

Рама (Rama) — седьмая инкарнация Господа Вишну.

Рамаяна (Ramayana) — почитаемый эпос о Раме.

Рандра (Randra) — отверстие.

Расатмака (Rasatmaka) — опыты различных чувств, отношений и вкусов, которые преподносит жизнь.

Раса (Rasa) — вкус.

Ратна (Ratna) — сокровище, драгоценный камень.

Ратнакара (Ratnakara) — океан, источник сокровищ. Также имя разбойника, который затем стал мудрецом Вальмики, почитаемым авторитетом эпоса «Рамаяна». Однажды разбойник напал на мудреца Нараду, которого он пригрозил убить, ее /пи тот не ответит, как избавиться от имущества. Нарада посоветовал разбойнику пойти домой и спросить свою жену и детей, готовы ли они стать его соучастниками в бесчисленных преступлениях, совершенных им. Разбойник пошел домой и возвратился, подавленный услышанным — они не пожелали разделить его грех. Нарада посоветовал разбойнику повторять имя Рамы, а когда он отказался, предложил постоянно повторять «мара» (перевернутое «Рама») и затем исчез. Ратнакара непрерывно повторял «мара» и стал настолько растворенным в нем и размышлении о Раме, что его тело покрылось муравейником (вальмика) Нарада возвратился и нашел разбойника, ставшего святым, а поскольку он был окутан скорлупой мура вейника, он получил имя Вальмики. Когда Сита была беременна и покинута всеми, он дал ей кров в своей хижине и воспитал двух ее сыновей, которых он впоследствии возвратил Раме