ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.11.2024
Просмотров: 269
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Introduction by Yehudi Menuhin
Часть первая Раздел I. Теория Пранаямы Глава 1. Что есть Йога?
Глава 4. Пранаяма и дыхательная система
Почему существует так много пранаям?
Нади, начинающиеся с точки под пупком
Глава 8. Препятствия и способы их преодоления
Раздел II. Искусство Пранаямы Глава 10. Краткие советы и предупреждения
Глава 11. Искусство сидения в Пранаяме Как нужно сидеть
Глава 12. Искусство подготовки ума к Пранаяме
Глава 14. Искусство вдоха (Пурака) и выдоха (Речака)
Глава 15. Искусство задержки дыхания (Куллбхака)
Глава 16. Классификация Садхак
Глава 17. Биджа Пранаяма Что такое Джапа?
Раздел III Техники Пранаямы Глава 19. Удджайи Пранаяма
Глава 21. Бхрамари, Мурчха и Плавини Пранаяма
Санмукхи мудра (фот. 105 и 106)
Глава 22» Пальцевая Пранаялла и искусство расположения пальцев на носу Нос
Расположение элементов следующее:
Искусство расположения пальцев
Глава 23. Бхастрика и Капалабхати Пранаяма Бхастрика Пранаяма
Воздействия выполнения Бхасгрики и Капалабхати
Глава 24. Ситали и Ситкари Пранаяма
Результаты Ступеней IlIa и iii6
Глава 27. Сурья Бхедана и Чандра Бхедана Пранаяма Сурья Бхедана Пранаяма
Результаты Сурья Бхедана Пранаямы
Глава 28. Нади Садхана Пранаяма
Часть Вторая Свобода и блаженство Глава 29. Дхьяна (Медитация)
Глава 30. Шавасана (Релаксация)
Первый (подготовительный) курс.
Таблица Чандра Бхедана Пранаямы
Ступень |
Пурака |
Антара Кумбхака |
Речака |
Бахйа Кумбхака |
|
ЛН |
МБ |
ПН |
УБ |
I |
° |
|
° |
|
II |
° |
15—20 сек |
° |
|
III |
° |
|
° |
НВД |
IV |
°' |
15—20 сек |
° |
8 -10 сек |
ЛН — левая ноздря
MБ — мула бандха
НВД — насколько возможно долго
ПН — правая ноздря
УБ — уддийяна бандха
Глава 28. Нади Садхана Пранаяма
Нади представляет собой трубчатый орган, по которому проходит прана, или энергия, несущая космическую, жизненную, семенную и другие энергии, а также чувствование, разум и сознание в каузальном, тонком и физическом телах (подробнее см. гл. 5). Садхана означает очищение. Термин «нади садхана» означает очищение нервов. Незначительное загрязнение нервной системы может вызвать сильный дискомфорт и даже паралич конечности или органа.
Хатха-Йога Прадипика (II, 6-9, 19-20), Шива Самхита (III, 24, 25), Гхеранда Самхита (V, 49-52) и Йога Чундамани Упанишада (V, 98-100) описывают вид пранаямы, очищающей нади. Тексты также упоминают технику ее выполнения и описывают ее благотворные результаты, особенно подчеркивая то, что они возникают «благодаря очищению нади» («нади садхана»)
Хотя все йогические тексты описывают различные виды пранаямы под своими названиями, ни один из них не упоминает названий чандра бхедана или нади садхана пранаяма.
Эта пранаяма, описываемая ниже в деталях, совмещает в себе технику выдоха (речака) анулома, и вдоха (пурака) пратилома пранаямы. Она также имеет отличительную черту: цикл сурья бхедана пранаямы состоит из вдоха, выполняемого через правую ноздрю, и выдоха через левую, в то время как в чандра бхедана вдох происходит через левую ноздрю, а выдох — через правую. Нади садхана пранаяма объединяет обе эти пранаямы в один цикл. Этот процесс описан в тексте выше
Мозг разделен на два полушария, левое, которое контролирует правую часть тела, и правое, контролирующее левую сторону Также, считается, что мозг содержит две части: более примитивную, или задний хмозг, расположенный в основании черепа, и, предположительно, несущий созерцательную функцию, вместилище мудрости, в то время как фронтальная часть является активным и вычисляющим мозгом, который обрабатывает информацию извне
Йогины осознают различные диспропорции в структурах мозга, легких и других частей тела. Они приспосабливают асаны для равномерного развития и растяжения обеих сторон тела, уделяют им одинаковое внимание. Они используют нади садхана пранаяму для того, чтобы прана при вдохе и выдохе проходила поочередно через обе ноздри, оживляя таким образом оба полушария мозга, а также его фронтальную и заднюю части. Благодаря такой смене сторон при вдохе и выдохе, энергия достигает самых отдаленных частей тела и мозга через нади, пересекающихся друг с другом в чакрах. Садхака постигает тайну равномерного и сбалансированного действия во всех долях мозга, и благодаря этому испытывает мир, уравновешенность и гармонию.
Нади садхана пранаяма требует постоянного тщательного внимания и постоянной решимости. Ее энергия должна быть направлена на упорядочивание дыхания вместе с уточнением его и повышением чувствительности — тогда тело, дыхание и ум одухотворяются.
Нади садхана пранаяма — одна из пранаям, требующих утонченной регулировки. Мозг и пальцы должны уметь действовать сообща, направляя входящее и исходящее дыхание, в постоянном взаимодействии друг с другом. Мозг не должен быть вялым, косным или нечувствительным, иначе пальцы будут грубыми, жесткими и недостаточно чувствительными для того, чтобы сделать тонким поток дыхания Мозг и пальцы должны быть готовы воспринимать любое изменение ритма или нарушение потока дыхания. Это умение помогает установить пальцы на наружных стенках ноздрей и сделать их пассивными, позволяя таким образом вдыхать и выдыхать должное количество воздуха. Если пальцы утрачивают свою восприимчивость, мозг посылает им сигнал оживить внимание. Если же мозг невнимателен, пальцы потеряют бдительность и допустят протекание через ноздри большого объема воздуха, который снова вернет мозгу алертность.
В процессах вдоха и выдоха звук, резонанс и поток дыхания должны быть постоянно выверяемы и регулируемы ежесекундным вниманием и тщательными манипуляциями над верхней и нижней частями носовых проходов. Это помогает садхаке избрать верный путь для потока дыхания через ноздри и сосредоточить
внимание на равномерной установке кончиков пальцев на соответствующих участках носа. Если звук дыхания становится грубым, это означает, что мозг переключился на какой-то другой объект и кончики пальцев потеряли чувствительность. Если дыхание плавно — мозг спокоен и бдителен и кончики пальцев восприимчивы. Ощутите прохладу, влажный аромат вдоха и тепло выдоха, лишенного аромата. Эту чувствительность следует развивать, так как без нее практика Пранаямы становится механической и неэффективной Таким образом, нади садхана пранаяма — самая трудная, сложная и тонкая из всех пранаям Она требует максимального самообладания и контроля. Утонченная до предела, она приводит садхаку к его сокровенной сущности. Следовательно, эта пранаяма посредством тонкой концентрации и непрестанного внимания приводит сначала к дхаране, а затем и к дхьяне. Не пытайтесь приступать к нади садхане до тех пор пока ваша слизистая оболочка носа не разовьет чувствительность, а пальцы — искусность путем практики ранее описанных пранаям.
Внутренние углы кончиков пальцев используются во время вдоха для того, чтобы направить входящее дыхание, а наружные углы — во время выдоха, для направления исходящего дыхания Однако не следует ослаблять давление наружных углов во время вдоха и внутренних — во время выдоха (см. пункты 28 — 30 гл. 22 о пальцевой пранаяме (фот. 139)).
Пальцы находятся на ноздрях на протяжении всей практики.
В продвинутых ступенях нади садхана пранаямы вводятся кумбхаки (внутренняя и внешняя задержки) и бандхи.
Так как нади садхана требует самого высокого уровня созерцания из всех пранаям, уделите особое внимание более низкому наклону головы посредством осторожного опускания носа книзу, не изменяйте при этом положения пальцев на ноздрях, не ослабляйте их контакт с носовой костью Когда опускается голова, возникает непроизвольное вдавливание грудной клетки Не допускайте этого Оставайтесь бдительными и поднимайте грудную клетку вверх по мере опускания головы
Этот увеличивающийся наклон головы позволяет садхаке ясно ощущать, наполнены ли легкие до предела или еще нет Если ощутите, что верхушки легких не наполнены, вдохните еще воздуха, чтобы наполнить их совершенно.
Когда голова мягко опускается вниз, а грудная клетка — поднимается, фронтальная — думающая — часть мозга становится молчаливой, а созерцательный задний отдел — более активным.
Во время внутренней задержки, если садхака ощущает нарушение состояния молчания, это означает, что его возможности в задержке превышены, либо подбородок поднялся вверх или произошла незамеченная утечка дыхания через закрытые ноздри. Если вы почувствуете что-либо подобное, снова вдохните, опустите голову пониже и затем задержите дыхание. Это делает тело сад-хаки подвижным, а ум — созерцающим. Это усмиряет гордыню, а интеллект сдается Самости (Атману). С другой стороны, внешняя задержка, выполняемая с уддийяной, делает тело и ум садхаки динамичными, вибрирующими и алертными, в то время как внешняя задержка без уддийяны делает их спокойными и созерцательными.
Ступень la
В этой ступени обе ноздри сохраняются частично открытыми при вдохе и выдохе
Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V.
2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальцевой пранаяме, и сузьте оба носовых прохода кончиками пальцев (фот. ПО). Полностью выдохните через суженные регулируемые ноздри.
3. Теперь вдохните, не нарушая ширины носовых проходов; сохраняйте устойчивость носовой перегородки и пальцев, чтобы предотвратить нарушение положения головы
4. Поддерживайте равномерный поток в обеих ноздрях, синхронизируя его с движениями грудной клетки. Дыхание должно быть мягким, медленным и плавным. Наполните легкие до предела.
5 Затем задержите дыхание на одну-две секунды, чтобы установить пальцы на выдох.
6. Выдохните — мягко, медленно и плавно, поддерживая равномерный ритм Синхронизируйте поток выдоха с ослаблением
расширения и опусканием грудной клетки. Другими словами, не позволяйте грудной клетке спадать внезапно.
7. По мере совершенствования все больше и больше сужайте носовые проходы, чтобы поток дыхания становился все тоньше и тоньше. Чем уже проходы, тем лучше контроль дыхания.
8. Один вдох и один выдох составляют один цикл. Повторяйте его в течение десяти-пятнадцати минут и завершите вдохом. Опустите руку, поднимите голову и затем лягте в шавасану (фот. 182).
Результаты
Эта пранаяма вселяет радость, тренирует пальцы и слизистую оболочку носа, делая их все более и более чувствительными для более тонкого регулирования дыхания Ум, поглощенный сосредоточением на пальцах, носовых проходах я дыхании, становится однонаправленным.
Ступень Iб
Эта ступень является комбинацией сурья бхедана и чандра бхедана пранаямы, но выполняется без задержки. В ней вдох и выдох выполняются через каждую ноздрю поочередно, ноздри регулируются пальцами.
Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в пунктах 1—7 удджайи, ступень V
2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальцевой пранаяме.
3. Закройте полностью левую ноздрю, не нарушая положения перегородки или правого носового прохода. Сузьте правую ноздрю, цриблизив ее наружную стенку к перегородке, не нарушая положения носа (фот. 111).