ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 9050
Скачиваний: 51
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Контрольные вопросы, задания, тесты
Мотивация власти и тип личности*
Дискуссия. Альтернативы развития современной российской элиты и их последствия
Тема 7 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Контрольные вопросы, задания, тесты
Деловая игра. Экспертная оценка уровня политической стабильности
Контрольные вопросы, задания, тесты
Историческая эволюция советского политического режима и его классификации*
Дискуссия. Демократия — будущее человечества или явление западной цивилизации?
Контрольные задания, вопросы, тесты
Деловая игра. Технология избирательной кампании
Тема 10 ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Тема 11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Учебная игра. Идейно-политические ориентации российских партий
Тема 12 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Дискуссия. Альтернативы развития российской политической культуры
Тема 13 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Дискуссия. Концепции политического участия. Что удалось объяснить?
Тема 14 СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Дискуссия. Какая идеология нужна России?
Тема 15 ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Деловая игра. Анализ сценариев политического развития России
Тема 16 ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Дискуссия. Проблемы перехода к демократии в полиэтническом обществе
Тест. Черты, предрасполагающие к конфликтам
Контрольные вопросы, тесты, задания
Дискуссия. Место и роль России в современной геополитической картине мира
Тема 18ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА
Контрольные вопросы, задания, тесты
Основные подходы к обеспечению безопасности*
Коллоквиум. Политика глобальной безопасности: цели и приоритеты
в) успешная сдача вступительных экзаменов и поступление в институт;
г) переход от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному, окончательное формирование представлений о деятельности политических институтов и политической системы в целом.
-
Сравните, чем отличаются процессы политической социализации студентов и пенсионеров?
-
Какие субъекты относятся к агентурам социализации?
а) семья;
б) журналисты;
в) друзья и знакомые;
г) средства массовой информации;
д) преподаватели политологии;
е) политические партии;
ж) система образования;
з) декан вашего факультета.
-
К каким моделям политической социализации относятся:
а) социализация, формирующая личность, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме своей;
б) социализация, формирующая лояльное отношение к определенной группе и готовность поддержать ее в борьбе против других;
в) социализация, формирующая представления граждан о своих политических интересах, высокий уровень гражданской активности;
г) социализация, формирующая позитивное отношение к власти, правовому порядку, традиционным институтам.
-
В чем состоит специфика процесса политической социализации в Украине?
-
Какая из моделей политической социализации должна стать, на ваш взгляд, базовой для Украины? Почему? Укажите предполагаемые достоинства и преимущества предлагаемой вами модели от остальных.
-
Назовите политические ценности и ориентации, к которым, по вашему мнению, должны приобщаться украинские граждане и которые могут, в свою очередь, обеспечить стабильность политической системы?
-
П. Шаран в работе «Сравнительная политология» отмечает, что «процесс социализации происходит благодаря различным посредникам, которые в большинстве случаев имеют много общего, различаясь, однако, в своих специфических характеристиках и формах воздействия». К посредникам политической социализации он относит семью, школу, молодежные организации, политические партии, группы интересов, родственные группы, средства массовой информации.
Покажите общее и специфическое влияние этих посредников на процесс политической социализации личности.
-
П. Шаран утверждает, что современное национальное государство, будь оно демократическое или диктаторское, многопартийное или однопартийное, основанное на частной или государственной собственности, поощряет свою деятельность по формированию активного гражданского участия в управлении делами. Почему это происходит?
Дискуссия.
Альтернативы развития
российской политической культуры
Развитие отечественной политической культуры протекает в результате взаимодействия традиционных ценностей российской культуры и либерально-западных. Этот процесс взаимодействия носит сложный и неоднозначный характер. От его развития зависит будущее политической культуры России, а значит, и ее будущее. В целом возможно несколько вариантов развития политической культуры в России. Рассмотрите эти варианты. Какой из них кажется вам наиболее оптимальным, а какой — наиболее вероятным? Возможно, вы сможете предложить свою версию перспектив развития отечественной политической культуры.
Вариант I. Либеральные ценности проникают в политическое сознание российского общества. Происходит постепенное «размывание» традиционных ценностей и ассимиляция западных политико-культурных ориентаций. Либерализм оказывает значительное влияние на характер целеполагания и политического участия (экспансионистская модель взаимодействия политических культур).
Вариант 2. Распространение либеральных ценностей носит, прежде всего, сегментарный характер. Наибольшее их усвоение наблюдается среди молодежи, а также социальных групп, выигрывающих в результате проводимых реформ (ограниченная экспансия).
Вариант 3. Либеральные ценности
наиболее распространены среди элитных
групп. В маргинализированном же обществе
усиливается ностальгический синдром,
проявляющийся в активизации архаических
ценностей (модель непонимания и неприятия
иной культуры).
Вариант 4. В
российском обществе происходит
некритическое освоение либеральных
идей, чреватое массовым отказом от
последних в ситуации усиливающейся
социальной фрустрации (модель
псевдопонимания).
Вариант 5. Взаимодействие ценностей носит характер конфликта (модель конфликтного взаимодействия).
Вариант 6. «Открытие» либеральных ценностей создало ситуацию вызова российской политической культуре. Ответом на этот вызов может быть обретение политико-национальной идентичности на основе понимания, как иных форм политической культуры, так и уникальности собственной (модель открытого интеркультурного взаимодействия).
ЛИТЕРАТУРА
Ахиезер А. Ценности общества и возможности реформ в России // Общественные науки и современность. 1994. № 1.
Кара-Мурза А.А., Панарин А.С., Пантин И.К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития // Полис 1995. № 4.
Капустин Б. Либеральное сознание в России // Общественные науки и современность. 1994. № 3, 4.
Клямкин И.М., Лапкин В.В. Дифференциация ориентации в российском обществе: факторы влияния // Полис. 1994. № 6.
Клямкин И.М., Лапкин В.В. Русский вопрос в России // Полис. 1995. № 5
Клямкин И.М. Советское и западное: возможен ли синтез? // Полис. 1994 № 4, 5.
Клямкин И.М., Пантин И.К. Русские идеи // Полис. 1997. № 2.
Согрин В.В. Либерализм в России: перипетии и перспективы. М., 1997.
Шестопал Е.Б. Перспективы демократии в сознании россиян // Общественные науки и современность. 1996. № 2.
Щербинина Н.Г. Архаика в российской политической культуре // Полис. 1997 №5.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ
Проблема политической культуры в истории политической мысли.
Сравнительный анализ политических культур: Запад — Восток — Россия.
Советская политическая культура: сущность и типологические особенности.
Структура и функции гражданской политической культуры.
Политический миф: генезис, динамика, механизм деятельности.
Политическая культура российского общества: традиции и инновации.
Политико-культурные факторы в процессе модернизации.
Политические нормы и ценностные ориентации современного российского общества.
Модели и механизмы политической социализации.
Содержание, формы и методы политической социализации в современной России.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 12.
Градинар И.Б. Политическая культура: мировоззренческое измерение. СПб., 1996. Ч.I, II
Каменец А.В., Онуфриенко Г.Ф., Шубаков А.Г. Политическая культура России. М., 1997.
Пивоваров Ю.С. Политическая культура. Методологический очерк. М., 1996.
Политическая культура: теория и национальные модели. М., 1994.
Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992.№ 4.
Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997.№4
Рукавишников В.О. Политическая культура постсоветской России // Социально-политический журнал. 1998.№ 1.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Гл. 14. Общая и прикладная политология / Под общ. ред. В.И. Жукова и Б.И. Краснова. М., 1997.Гл. 41.
Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М.,1997. Лекция 14.
Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Ч. I—III. М., 1991.
Российская повседневность и политическая культура: возможности, проблемы и пределы трансформации. М., 1996.
Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М., 1996.
Баталов Э.Я. Советская политическая культура (к исследованию распадающейся парадигмы) // Общественные науки и современность. 1994. № 6. 1995. №3.
Гаджиев К.С. Размышления о политической культуре современной России // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 2.
Гудименко Л.В. Политическая культура России; преемственность эпох // Полис. 1994.№ 2.
Кассирер Э. Техника современных политических мифов// Вести. МГУ. Сер. 7. Философия. 1990. № 2.
Пивоваров Ю.С. Политическая культура Руси: от Владимира Святого до Петра Великого // Политическая культура России. М., 1990.
Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет? Историографические заметки // Отечественная история. 1995. № 3
Тема 13
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
И УЧАСТИЕ
Цель семинарского занятия: изучение политического поведения и его основных типов: политического участия и абсентеизма; формирование знаний об основных формах политического участия: ортодоксальных и неортодоксальных, конвенциональных и неконвенциональных; определение специфики автономного и мобилизованного участия; знакомство с основными типами политического протеста; выявление особенностей электорального поведения в современной России.
Основные понятия: политическое поведение, политическое участие, абсентеизм, автономное участие, мобилизованное участие, конвенциональное и неконвенциональное участие, электоральное участие, политический протест, политический терроризм.
План семинара
-
Сущность и типы политического поведения.
-
Политическое участие.
-
Электоральное поведение в России.
Контрольные вопросы, задания, тесты
-
Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
а) политическое поведение;
б) абсентеизм;
в) политический протест;
г) автономное участие;
д) конвенциональное участие;
е) политический терроризм;
ж) мобилизованное участие;
з) неконвенциональное участие;
и) депривация;
к) электоральное участие;
л) политическая идентификация.
-
свободная, добровольная деятельность индивидов, преследующих свои личные и групповые интересы;
-
уклонение от участия в политической жизни, политическая апатия;
-
участие, основанное на принуждении и направленное исключительно на поддержку политической системы;
-
совокупность реакций социальных субъектов на деятельность политической системы;
-
состояние недовольства, вызываемое расхождением между реальным и/или оцениваемым и ожидаемым состоянием, к которому стремится субъект;
-
незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям участие;
-
участие в выборах;
-
оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, целью которых является систематическое или единичное применение насилия (или его угрозы) для запугивания правительства и населения;
-
легальное и регулируемое законом участие;
-
проявление негативного отношения к политической системе в целом, ее нормам, ценностям, принимаемым решениям в открыто демонстрируемой форме;
-
соотнесение личных политических предпочтений с нормами, ценностями и позициями политической партии или группы.
-
Багдадский калиф Гарун-аль-Рашид любил, переодевшись бедняком, прогуливаться по улицам столицы. Однажды, расхаживая по базару, он услышал разговор, из которого узнал об интригах визиря. По возвращении во дворец он велел казнить неверного ему подданного и резко изменил проводимую политику.
Можно ли рассказ человека, столь сильно повлиявшего на политические события, назвать политическим участием?
-
Заполните таблицу примерами из политической истории Украины, подтверждающими приведенную схему английского исследователя А. Марша.
Классификация типов политического участия по А. Маршу*
Ортодоксальное политическое поведение |
Неортодоксальное политическое поведение, прямое действие, политическое неповиновение, групповое неповиновение |
Политические преступления |
|||
Обычная политика, голосование, лобби, группы формальных интересов |
Петиции, лозунги, законные демонстрации |
Бойкоты |
Неофициальные забастовки, забастовки арендаторов |
Незаконные демонстрации, захват помещений, повреждение собственности, насилие |
Захват заложников, саботаж, партизанские действия, убийства, революции, войны, похищения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. М., 1990. С. 29.
-
Конвенциональное участие в политике — это...
а) подписание конвенций, петиций, воззваний;
б) полный отказ от любых форм политической активности;
в) конформистский тип политического поведения;
г) участие в деятельности, направленной против существующей политической системы;
д) легальное и регулируемое законом политическое поведение.
-
Неконвенциональное участие сводится...
а) к участию в неразрешенных митингах, забастовках, антиправительственных акциях;
б) к полному безразличию в политике;
в) к особенностям первичной социализации;
г) к участию в деятельности разрешенных законом партий;
д) к участию в голосовании.
-
С точки зрения теории рационального выбора политическое участие возможно, если...
а) издержки участия превышают получаемую от него выгоду;
в) издержки участия меньше получаемой выгоды;
б) издержки участия равны получаемой от него выгоде;
г) издержки участия абсолютно отсутствуют.
-
Приведите примеры рассуждений, иллюстрирующих принцип «максимизации выгоды» и принцип «минимизации раскаяния».
-
Каким мотивом обусловлено каждое из приведенных рассуждений?
-
«Мой социальный статус достаточно высок. Я занимаю достаточно хорошее положение в обществе. Меня вполне устраивают социальные условия жизни. Именно поэтому я должен принять участие в выборах и поддержать того кандидата, чья программа будет ориентирована на сохранение status quo. Было бы абсолютно нежелательно, чтобы к власти пришли люди, ориентирующие на радикальные изменения. Это могло бы принести большой ущерб лично мне».
-
«Существующая политическая власть, политические институты гарантируют мне основные права и свободы. А для меня свобода представляет ценность. Поэтому для ее сохранения я должен участвовать в голосовании».
-
«Власть призывает меня принять участие в выборах. Что ж, решения и предписания власти надо выполнять. Итак, я иду на выборы».
а) идеологическим;
б) нормативным;
в) ролевым.
-
Определите, опираясь на концепцию А. Маслоу, какие мотивы будут определять политическое участие индивида, если...
а) социально-экономические потребности и потребности в безопасности удовлетворены;
г) не удовлетворены социально-экономические потребности;
б) социальная идентичность сформировалась;
в) социальный статус и престиж удовлетворяют личность;
д) отсутствует чувство безопасности;
е) не удовлетворяют занимаемый социальный статус и имеющийся престиж.
-
Проведите мини-опрос среди своих родных, друзей, знакомых. Какие программные положения кандидатов привлекают их? На основе полученных ответов определите, какие мотивы определяют их политическое участие? Какой мотив власти встречается чаще? Связан ли он с социально-экономическим положением опрошенных?
-
Объясните, почему в либеральной и популистской моделях С. Липсета и Д. Лернера один и тот же фактор — большее социально-экономическое равенство порождает разные последствия: политическую стабильность в первой модели и политическую нестабильность — во второй?
-
Определите результат в формуле, предложенной С. Хантингтоном:
Какие политические последствия может повлечь активизация политического участия без соответствующей институционализации?
-
К чему, с точки зрения С. Хантингтона, приводит опережающее развитие политической институционализации по сравнению с ростом политического участия?