Файл: Практикум по политологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 9041

Скачиваний: 51

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Мотивация власти и тип личности*

Дискуссия. Альтернативы развития современной российской элиты и их последствия

Тест. Лидер

Тема 7 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Деловая игра. Экспертная оценка уровня политической стабильности

Тема 8

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Историческая эволюция советского политического режима и его классификации*

Дискуссия. Демократия — будущее человечества или явление западной цивилизации?

Тема 9 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Контрольные задания, вопросы, тесты

Деловая игра. Технология избирательной кампании

Тема 10 ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Права человека

Тема 11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Учебная игра. Идейно-политические ориентации российских партий

Тема 12 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Альтернативы развития российской политической культуры

Тема 13 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Концепции политического участия. Что удалось объяснить?

Тема 14 СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Какая идеология нужна России?

Тема 15 ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Деловая игра. Анализ сценариев политического развития России

Тема 16 ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Проблемы перехода к демократии в полиэтническом обществе

Тест. Черты, предрасполагающие к конфликтам

Тест Томаса

Тема 17ГЕОПОЛИТИКА

Контрольные вопросы, тесты, задания

Дискуссия. Место и роль России в современной геополитической картине мира

Тема 18ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Основные подходы к обеспечению безопасности*

Коллоквиум. Политика глобальной безопасности: цели и приоритеты

в) успешная сдача вступительных экзаменов и поступление в ин­ститут;

г) переход от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному, окончательное формирование представлений о деятельности политических ин­ститутов и политической систе­мы в целом.

  1. Сравните, чем отличаются процессы политической социали­зации студентов и пенсионеров?

  2. Какие субъекты относятся к агентурам социализации?

а) семья;

б) журналисты;

в) друзья и знакомые;

г) средства массовой информации;

д) преподаватели политологии;

е) политические партии;

ж) система образования;

з) декан вашего факультета.

  1. К каким моделям политической социализации относятся:

а) социализация, формирующая личность, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме своей;

б) социализация, формирующая лояльное отношение к определенной группе и готовность поддержать ее в борьбе против других;

в) социализация, формирующая представления граждан о своих политических интересах, высокий уровень гражданской активности;

г) социализация, формирующая позитивное отношение к власти, правовому порядку, традиционным институтам.

  1. В чем состоит специфика процесса политической социализа­ции в Украине?

  2. Какая из моделей политической социализации должна стать, на ваш взгляд, базовой для Украины? Почему? Укажите предпола­гаемые достоинства и преимущества предлагаемой вами модели от остальных.

  3. Назовите политические ценности и ориентации, к которым, по вашему мнению, должны приобщаться украинские граждане и которые могут, в свою очередь, обеспечить стабильность политической системы?

  4. П. Шаран в работе «Сравнительная политология» отмечает, что «процесс социализации происходит благодаря раз­личным посредникам, которые в большинстве случаев имеют много общего, различаясь, однако, в своих специфических харак­теристиках и формах воздействия». К посредникам политической социализации он относит семью, школу, молодежные организа­ции, политические партии, группы интересов, родственные груп­пы, средства массовой информации.

Покажите общее и специфическое влияние этих посредников на процесс политической социализации личности.

  1. П. Шаран утверждает, что современное национальное госу­дарство, будь оно демократическое или диктаторское, многопар­тийное или однопартийное, основанное на частной или государ­ственной собственности, поощряет свою деятельность по форми­рованию активного гражданского участия в управлении делами. Почему это происходит?

Дискуссия.
Альтернативы развития российской политической культуры

Развитие отечественной политической культуры протекает в ре­зультате взаимодействия традиционных ценностей российской культуры и либерально-западных. Этот процесс взаимодействия носит сложный и неоднозначный характер. От его развития зависит будущее политической культуры России, а значит, и ее будущее. В целом возможно несколько вариантов развития политической культуры в России. Рассмотрите эти варианты. Какой из них кажется вам наиболее оптимальным, а какой — наиболее вероятным? Воз­можно, вы сможете предложить свою версию перспектив развития отечественной политической культуры.


Вариант I. Либеральные ценности проникают в политическое сознание российского общества. Происходит постепенное «размы­вание» традиционных ценностей и ассимиляция западных полити­ко-культурных ориентаций. Либерализм оказывает значительное влияние на характер целеполагания и политического участия (экс­пансионистская модель взаимодействия политических культур).

Вариант 2. Распространение либеральных ценностей носит, прежде всего, сегментарный характер. Наибольшее их усвоение на­блюдается среди молодежи, а также социальных групп, выигрыва­ющих в результате проводимых реформ (ограниченная экспансия).

Вариант 3. Либеральные ценности наиболее распространены среди элитных групп. В маргинализированном же обществе усили­вается ностальгический синдром, проявляющийся в активизации архаических ценностей (модель непонимания и неприятия иной культуры).
Вариант 4. В российском обществе происходит некритическое освоение либеральных идей, чреватое массовым отказом от послед­них в ситуации усиливающейся социальной фрустрации (модель псевдопонимания).

Вариант 5. Взаимодействие ценностей носит характер кон­фликта (модель конфликтного взаимодействия).

Вариант 6. «Открытие» либеральных ценностей создало си­туацию вызова российской политической культуре. Ответом на этот вызов может быть обретение политико-национальной идентичнос­ти на основе понимания, как иных форм политической культуры, так и уникальности собственной (модель открытого интеркультурного взаимодействия).

ЛИТЕРАТУРА

Ахиезер А. Ценности общества и возможности реформ в России // Общест­венные науки и современность. 1994. № 1.

Кара-Мурза А.А., Панарин А.С., Пантин И.К. Духовно-идеологическая си­туация в современной России: перспективы развития // Полис 1995. № 4.

Капустин Б. Либеральное сознание в России // Общественные науки и со­временность. 1994. № 3, 4.

Клямкин И.М., Лапкин В.В. Дифференциация ориентации в российском об­ществе: факторы влияния // Полис. 1994. № 6.

Клямкин И.М., Лапкин В.В. Русский вопрос в России // Полис. 1995. № 5

Клямкин И.М. Советское и западное: возможен ли синтез? // Полис. 1994 № 4, 5.

Клямкин И.М., Пантин И.К. Русские идеи // Полис. 1997. № 2.

Согрин В.В. Либерализм в России: перипетии и перспективы. М., 1997.

Шестопал Е.Б. Перспективы демократии в сознании россиян // Обществен­ные науки и современность. 1996. № 2.

Щербинина Н.Г. Архаика в российской политической культуре // Полис. 1997 №5.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ

Проблема политической культуры в истории политической мысли.

Сравнительный анализ политических культур: Запад — Восток — Россия.

Советская политическая культура: сущность и типологические особенности.

Структура и функции гражданской политической культуры.

Политический миф: генезис, динамика, механизм деятельности.

Политическая культура российского общества: традиции и инновации.


Политико-культурные факторы в процессе модернизации.

Политические нормы и ценностные ориентации современного российского об­щества.

Модели и механизмы политической социализации.

Содержание, формы и методы политической социализации в современной Рос­сии.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 12.

Градинар И.Б. Политическая культура: мировоззренческое измерение. СПб., 1996. Ч.I, II

Каменец А.В., Онуфриенко Г.Ф., Шубаков А.Г. Политическая культура Рос­сии. М., 1997.

Пивоваров Ю.С. Политическая культура. Методологический очерк. М., 1996.

Политическая культура: теория и национальные модели. М., 1994.

Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992.№ 4.

Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общест­ва // Полис. 1997.№4

Рукавишников В.О. Политическая культура постсоветской России // Соци­ально-политический журнал. 1998.№ 1.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Гл. 14. Общая и прикладная политология / Под общ. ред. В.И. Жукова и Б.И. Крас­нова. М., 1997.Гл. 41.

Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М.,1997. Лекция 14.

Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Ч. IIII. М., 1991.

Российская повседневность и политическая культура: возможности, проблемы и пределы трансформации. М., 1996.

Современная политическая мифология: содержание и механизмы функциони­рования. М., 1996.

Баталов Э.Я. Советская политическая культура (к исследованию распадаю­щейся парадигмы) // Общественные науки и современность. 1994. № 6. 1995. №3.

Гаджиев К.С. Размышления о политической культуре современной России // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 2.

Гудименко Л.В. Политическая культура России; преемственность эпох // Полис. 1994.№ 2.

Кассирер Э. Техника современных политических мифов// Вести. МГУ. Сер. 7. Философия. 1990. № 2.

Пивоваров Ю.С. Политическая культура Руси: от Владимира Святого до Петра Великого // Политическая культура России. М., 1990.

Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет? Историографические заметки // Оте­чественная история. 1995. № 3


Тема 13
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ

Цель семинарского занятия: изучение политического поведения и его основных типов: политического участия и абсентеизма; формирование знаний об основных формах политического участия: ортодоксальных и не­ортодоксальных, конвенциональных и неконвенциональных; определение специфики автономного и мобилизованного участия; знакомство с основ­ными типами политического протеста; выявление особенностей электо­рального поведения в современной России.

Основные понятия: политическое поведение, политическое участие, абсентеизм, автономное участие, мобилизованное участие, конвенцио­нальное и неконвенциональное участие, электоральное участие, полити­ческий протест, политический терроризм.


План семинара

  1. Сущность и типы политического поведения.

  2. Политическое участие.

  3. Электоральное поведение в России.

Контрольные вопросы, задания, тесты

  1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

а) политическое поведение;

б) абсентеизм;

в) политический про­тест;

г) автономное участие;

д) конвенциональное участие;

е) политический терро­ризм;

ж) мобилизованное участие;

з) неконвенциональное участие;

и) депривация;

к) электоральное учас­тие;

л) политическая иден­тификация.

    1. свободная, добровольная деятельность ин­дивидов, преследующих свои личные и групповые интересы;

    2. уклонение от участия в политической жизни, политическая апатия;

    3. участие, основанное на принуждении и на­правленное исключительно на поддержку политической системы;

    4. совокупность реакций социальных субъек­тов на деятельность политической системы;

    5. состояние недовольства, вызываемое рас­хождением между реальным и/или оцени­ваемым и ожидаемым состоянием, к кото­рому стремится субъект;

    6. незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям участие;

    7. участие в выборах;

    8. оппозиционная деятельность экстремист­ских организаций или отдельных личнос­тей, целью которых является систематичес­кое или единичное применение насилия (или его угрозы) для запугивания прави­тельства и населения;

    9. легальное и регулируемое законом учас­тие;

    10. проявление негативного отношения к поли­тической системе в целом, ее нормам, цен­ностям, принимаемым решениям в откры­то демонстрируемой форме;

    11. соотнесение личных политических пред­почтений с нормами, ценностями и по­зициями политической партии или группы.

  1. Багдадский калиф Гарун-аль-Рашид любил, переодевшись бедняком, прогуливаться по улицам столицы. Однажды, расха­живая по базару, он услышал разговор, из которого узнал об интригах визиря. По возвращении во дворец он велел казнить неверного ему подданного и резко изменил проводимую поли­тику.

Можно ли рассказ человека, столь сильно повлиявшего на политические события, назвать политическим участием?

  1. Заполните таблицу примерами из политической истории Украины, подтверждающими приведенную схему английского иссле­дователя А. Марша.

Классификация типов политического участия по А. Маршу*

Ортодоксальное политическое поведение

Неортодоксальное

политическое

поведение, прямое действие, политическое неповиновение, групповое неповиновение

Политические

преступления

Обычная политика, голосование, лобби, группы формальных интересов

Петиции, лозунги, законные демон­страции

Бойкоты

Неофициальные за­бастовки, забастов­ки аренда­торов

Незаконные демон­страции, захват по­мещений, поврежде­ние соб­ственнос­ти, наси­лие

Захват заложни­ков, сабо­таж, пар­тизанские действия, убийства, революции, войны, похищения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. М., 1990. С. 29.

  1. Конвенциональное участие в политике — это...


а) подписание конвенций, петиций, воззваний;

б) полный отказ от любых форм политической активности;

в) конформистский тип политичес­кого поведения;

г) участие в деятельности, направленной против существующей политической системы;

д) легальное и регулируемое законом политическое поведение.

  1. Неконвенциональное участие сводится...

а) к участию в неразрешенных митингах, забастовках, антиправительственных акциях;

б) к полному безразличию в политике;

в) к особенностям первичной соци­ализации;

г) к участию в деятельности разрешенных законом партий;

д) к участию в голосовании.

  1. С точки зрения теории рационального выбора политическое участие возможно, если...

а) издержки участия превышают получаемую от него выгоду;

в) издержки участия меньше полу­чаемой выгоды;

б) издержки участия равны получаемой от него выгоде;

г) издержки участия абсолютно отсутствуют.

  1. Приведите примеры рассуждений, иллюстрирующих принцип «максимизации выгоды» и принцип «минимизации раскаяния».

  2. Каким мотивом обусловлено каждое из приведенных рассуж­дений?

    1. «Мой социальный статус достаточно высок. Я занимаю достаточно хорошее положение в обществе. Меня вполне устраивают социаль­ные условия жизни. Именно поэтому я должен принять участие в вы­борах и поддержать того кандидата, чья программа будет ориентиро­вана на сохранение status quo. Было бы абсолютно нежелательно, чтобы к власти пришли люди, ориентирующие на радикальные из­менения. Это могло бы принести большой ущерб лично мне».

    2. «Существующая политическая власть, политические институты га­рантируют мне основные права и свободы. А для меня свобода пред­ставляет ценность. Поэтому для ее сохранения я должен участвовать в голосовании».

    3. «Власть призывает меня принять участие в выборах. Что ж, решения и предписания власти надо выполнять. Итак, я иду на выборы».

а) идеологическим;

б) нормативным;

в) ролевым.

  1. Определите, опираясь на концепцию А. Маслоу, какие мотивы будут определять политическое участие индивида, если...

а) социально-экономические потребности и потребности в безопасности удовлетворены;

г) не удовлетворены социально-экономические потребности;

б) социальная идентичность сформировалась;

в) социальный статус и престиж удовлетворяют личность;

д) отсутствует чувство безопасности;

е) не удовлетворяют занимаемый социальный статус и имеющий­ся престиж.

  1. Проведите мини-опрос среди своих родных, друзей, знако­мых. Какие программные положения кандидатов привлекают их? На основе полученных ответов определите, какие мотивы опре­деляют их политическое участие? Какой мотив власти встречает­ся чаще? Связан ли он с социально-экономическим положением опрошенных?

  2. Объясните, почему в либеральной и популистской моделях С. Липсета и Д. Лернера один и тот же фактор — большее со­циально-экономическое равенство порождает разные последст­вия: политическую стабильность в первой модели и политичес­кую нестабильность — во второй?

  3. Определите результат в формуле, предложенной С. Хантингтоном:

Какие политические последствия может повлечь активизация политического участия без соответствующей институционализации?

  1. К чему, с точки зрения С. Хантингтона, приводит опережающее развитие политической институционализации по сравнению с ростом политического участия?