ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 9071
Скачиваний: 51
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Контрольные вопросы, задания, тесты
Мотивация власти и тип личности*
Дискуссия. Альтернативы развития современной российской элиты и их последствия
Тема 7 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Контрольные вопросы, задания, тесты
Деловая игра. Экспертная оценка уровня политической стабильности
Контрольные вопросы, задания, тесты
Историческая эволюция советского политического режима и его классификации*
Дискуссия. Демократия — будущее человечества или явление западной цивилизации?
Контрольные задания, вопросы, тесты
Деловая игра. Технология избирательной кампании
Тема 10 ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Тема 11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Учебная игра. Идейно-политические ориентации российских партий
Тема 12 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Дискуссия. Альтернативы развития российской политической культуры
Тема 13 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Дискуссия. Концепции политического участия. Что удалось объяснить?
Тема 14 СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Дискуссия. Какая идеология нужна России?
Тема 15 ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Деловая игра. Анализ сценариев политического развития России
Тема 16 ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Дискуссия. Проблемы перехода к демократии в полиэтническом обществе
Тест. Черты, предрасполагающие к конфликтам
Контрольные вопросы, тесты, задания
Дискуссия. Место и роль России в современной геополитической картине мира
Тема 18ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА
Контрольные вопросы, задания, тесты
Основные подходы к обеспечению безопасности*
Коллоквиум. Политика глобальной безопасности: цели и приоритеты
Рассмотрите российскую ситуацию 90-х гг. с точки зрения схемы «трех консенсусов».
-
29. По мнению бывшего президента Болгарии Ж. Желева, Восточной Европе угрожает «не возврат к коммунизму, а окостенение посткоммунизма». Реальная угроза — постепенная замена демократии неким типом «многопартийной, авторитарной всеобщей драки» и замена справедливых выборов и честного рынка неким «квазикапиталистическим гибридом экономики, в котором процветают преступность, рэкет, коррупция, политическое манипулирование и мафия». Желев подчеркивает: «Коммунизм — мертв, но мы не должны позволить его все еще агонизирующему трупу утащить с собою на кладбище слабую демократию».
Насколько, на ваш взгляд, актуальны для современного этапа политического развития России предостережения Желева?
-
30. Что общего между политическим развитием страны и уровнем ее экономического роста? Способствует ли рост экономики совершенствованию демократии? Предоставляет ли демократическая система управления государством благоприятные условия для успешного развития экономики?
Американский ученый С. Липсет утверждает, что «чем больше нация преуспевает экономически, тем больше шансов для того, чтобы нация стала демократической».
По мнению же аргентинского политолога Г. О’Доннелла, «усиление социоэкономического развития является предпосылкой большей политической плюрализации, но оно не означает расцвета политической демократии... Политический авторитаризм — а не политическая демократия — более вероятное сопутствующее обстоятельство достижению высочайшего уровня модернизации».
Выскажите свое отношение к позициям Липсета и О’Доннелла
-
31. При анализе опыта политического развития СССР исследователи часто прибегают к терминам «имитационная модернизация», «ложная современность». Под «ложной современностью» подразумевается несогласованное, дисгармоничное, внутренне противоречивое сочетание трех компонентов: 1) современных черт в отдельных областях общественной жизни; 2) традиционных, домодернистских характеристик во многих других областях; 3) всего того, что облачали в изысканные одежды, призванные имитировать современную западную действительность.
На конкретных примерах раскройте содержание элементов современности, архаики и имитации в различных сферах жизнедеятельности советского общества.
-
32. Насколько велика вероятность реализации авторитарного варианта в современной России? Может ли наша страна вступить в новое тысячелетие в качестве авторитарной диктатуры?
Существуют весомые аргументы в пользу авторитарного решения проблем экономической модернизации в России:
-
— необходимость укрепления вертикальных структур исполнительной власти для того, чтобы компенсировать последствия распада старого партийно-государственного аппарата, единственно скреплявшего общество в отсутствии институтов самоорганизации;
-
— необходимость единой воли и жесткого государственного вмешательства для осуществления экономической реформы, в особенности в условиях сопротивления старых структур на местах;
-
— неэффективность демократических институтов и процедур в чрезвычайной экономической ситуации, в условиях хаоса и распада, в обществе, где отсутствует консенсус.
В подтверждение данной точки зрения ссылаются на латиноамериканский опыт, и в частности, опыт Чили как страны, где именно жесткий авторитарный режим сумел наиболее успешно осуществить экономическую модернизацию, заложив тем самым экономические основы для последующего стабильного демократического развития.
Постарайтесь аргументированно опровергнуть эту точку зрения.
-
33. Какие факторы в наибольшей мере определяют исход демократизации — структурные (социально-экономические и культурно-ценностные предпосылки и условия, способствующие/препятствующие становлению и закреплению демократических институтов и норм) или же процедурные (особенности и последовательность конкретных решений и действий, осуществляемых ограниченным кругом инициаторов и непосредственных политических участников процесса демократизации)?
-
34. Оценивая перспективы развития демократии в мире, американский исследователь С. Хантингтон в работе «Третья волна: Демократизация в конце XX столетия» сформулировал следующие фундаментальные вопросы:
-
— является ли третья волна демократизации составной частью непрерывной и постоянно расширяющейся «глобальной демократической революции», которая в конечном счете принимает ограниченный (в пространстве и во времени) характер и затрагивает в основном те страны, которые в прошлом уже имели известный демократический опыт развития;
-
— возможна ли третья (реверсивная) волна авторитаризма;
-
— каковы препятствия и возможности для развития демократии в странах, которые к 1990 г. не имели демократических режимов?
-
Дайте свои ответы на эти вопросы.
-
35. По мнению С. Хантингтона, третья волна авторитаризма может проявиться в самых различных формах: а) авторитарный национализм; б) религиозный фундаментализм (исламский, христианский, индуистский); в) олигархический авторитаризм, возникающий в богатых странах в ответ на нивелирующие тенденции демократии; г) популистская диктатура; д) коммуналистская диктатура. Не исключены и новые формы (например, технократическо-электронная диктатура).
Используя методы политического прогнозирования, проанализируйте, в какой форме, на ваш взгляд, третья волна авторитаризма может проявиться в России?
-
36. В концепциях политической модернизации значительное внимание уделяется проблеме соотношения культуры и демократии. При этом ученые исходят либо из тезиса, согласно которому только западная культура создает базу для развития демократических институтов, либо из тезиса, что существует только одна или две культуры, которые особенно враждебны демократии (наиболее часто ссылаются в этой связи на ислам и конфуцианство).
Проанализируйте оба подхода к проблеме соотношения культуры и демократии. Охарактеризуйте роль православия в политической модернизации России.
Деловая игра.
Анализ сценариев
политического развития России
Сценарий — это способ установления логической последовательности событий с целью определения альтернатив развития больших систем типа международных отношений, национальной экономики, политической сферы, социальных отношений и т.п.
В современных условиях метод сценариев является наиболее эффективным при анализе политической ситуации в России.
В ходе игры выявляются возможные направления российского политического развития. Предлагается исходить из таких определяющих переменных, как отношение к свободному рынку (Р) и современной демократии (Д). Рассматриваются четыре генеральные модели;
-
1) Р и Д стремятся к нулю (антирыночная деспотия).
-
2) Р быстро уменьшается при сохранении и росте Д( «либеральная олигархия»).
-
3) Д быстро уменьшается, Р сохраняется и даже растет (прорыночная диктатура).
-
4) Д и Р равномерно нарастают (становление рыночной демократии).
Участники игры с привлечением аналитических материалов характеризуют возможные варианты развития России начала XXI столетия:
Вариант А. «Великодержавный социализм» — возврат государственного контроля над экономикой и общественной жизнью в рамках авторитарного государственного капитализма. Это максимально недемократический и нерыночный вариант. Политическая система в таком случае будет определяться всевластием консолидированной госбюрократии и долговременным господством «государственной партии», а идеологическая — переходом на радикально-антизападнические и имперско-реваншистские позиции.
Вариант Б. «Демократический застой» — связан с окончательной кристаллизацией олигархической системы. Вариант «управляемой демократии». Характеризуется все большим сужением рынка на фоне внешне весьма либеральной демократии. Декоративный плюрализм обеспечит соперничество олигархических кланов.
Вариант В. Модификация «восточно-азиатского капитализма», когда централизованное полицейско-бюрократическое, но, без сомнения, рыночное государство достаточно эффективно руководит политической и деловой жизнью через полностью подконтрольные ему монополии и политические кланы, а благоприятные условия (льготные налоги и суровый полицейский порядок) для легального малого бизнеса обеспечивают «рай для лавочников». И как следствие — принудительная деполитизация общества, решительное отбрасывание режимом «либеральных масок», ликвидация национально-государственных образований и т.д.
Вариант Г. «Западно-европейский вариант» — связан с расширением политического и экономического либерализма в результате политической эмансипации независимых предпринимателей и трансформацией продвинутой части «партии власти» во влиятельное право-либеральное политическое объединение.
В процессе игры следует уделить особое внимание характеристике внутриполитических и международных факторов (общественно-политические силы, события, проблемы), которые могут оказать наибольшее воздействие на политический процесс в России.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ
Социокультурные особенности российской модернизации.
Реформы и контрреформы в истории России: опыт ретроспективной политологии.
Специфика модернизации в условиях постиндустриализма.
Россия и Латинская Америка: сравнительный политологический анализ модернизационных процессов.
«Золотой закон» политического развития А. де Токвиля.
«Имитационная модернизация» (анализ опыта развития СССР).
Проблема российской идентичности в контексте модернизации.
Политическая модернизация и социальные конфликты. Критерии политического развития.
Концепции политической модернизации.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М , 1999. Гл. 15.
Козловский В.В., Уткин A.M., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб., 1995.
Купряшин Г.Л. Политическая модернизация. М., 1991.
Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1994.
Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995. Гл. IV.
Купряшин ГЛ. Кризисы модернизации // Кентавр. 1994. № 3.
Пшеворский А. Переходы к демократии // Путь. 1993. № 3.
Цыганков АЛ. Между либеральной демократией и сползанием в авторитаризм: предварительные итоги политического развития России, 1991—1996 гг. // Социально-политический журнал. 1997. № 1.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Тема XXVI.
Общая и прикладная политология / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И Краснова. М., 1997. Гл. XX.
Мощелков Е.Н. Переходные процессы в России: опыт ретроспективно-компаративного анализа социальной и политической динамики. М., 1996.
Бергер Д.М. Модернизация и традиция в современном Китае // Полис 1995. №5.
Ильин В.В., Мельвиль А.Ю., Федоров Ю.Е. Демократия и демократизация (Раздел учебного пособия) // Полис. 1996. № 5.
Красильщиков В.А. Модернизация и Россия на пороге XXI века // Вопросы философии. 1993. № 3.
Никитченко А.Н. Транснационализация демократии (Третья волна демократизации в свете теорий международных отношений) // Полис. 1996. № 5.
Поляков Л.В. Методология исследования российской модернизации // Полис. Ч997. № 3.
Растоу Д.А. Переходы к демократии: попытка динамической модели // Полис. 1996. № 5.
Харитонова О.Г. Генезис демократии (Попытка реконструкции логики транзитологических моделей) // Полис. 1996. № 5.
Хенкин С. Переходные периоды: слагаемые гражданского мира // Свободная мысль.1994. № 12—18.
Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии // Полис. 1996. № 5.
Тема 16
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И
КРИЗИСЫ
Цель семинарского занятия: рассмотреть содержание конфликта как социального явления; проанализировать сущность, виды и способы разрешения политических конфликтов и кризисов; раскрыть специфику этнополитических конфликтов.
Основные понятия: социальный конфликт, политический конфликт, политический кризис, компромисс, консенсус, правительственный кризис, парламентский кризис, конституционный кризис, кризис легитимности, кризис идентичности, кризис политического участия, кризис проникновения, кризис распределения, этнополитический конфликт.
План семинара
-
1. Конфликт как социальное явление.
-
2. Политические конфликты: сущность, виды и способы разрешения.
-
3. Этнополитические конфликты.
Контрольные вопросы, задания, тесты
-
1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
а) консенсус;
б) сепаратизм;
в) конфликт;
г) регулирование конфликта;
д) кризис политического участия;
е) инцидент;
ж) политический конфликт;
з) политический кризис;
и) правительственный кризис;
к) кризис легитимности;
л) компромисс;
м) кризис распределения.
-
1) кризис, характеризующийся созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь граждан, заявляющих о своих претензиях на власть;
-
2) соглашение на основе взаимных уступок;
-
3) согласие значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях;
-
4) столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации своих интересов в условиях противодействия;
-
5) стремление к обособлению, проявляющееся, как правило, у национальных меньшинств в многонациональных государствах и направленное на создание самостоятельных государств или национально-государственных автономий;
-
6) социальные действия, направленные на изменение поведения соперников;
-
7) состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности;
-
8) столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей, взглядов;
-
9) кризис, возникающий в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования;
-
10) кризис, выражающийся в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами;
-
11) разработка и применение системы мер, направленных на ограничение интенсивности и масштаба конфликта, его деэскалацию;
-
12) кризис, характеризующийся неспособностью правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение.
-
2. На основании приведенных определений охарактеризуйте структуру и функции социальных конфликтов: