Файл: Практикум по политологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 9068

Скачиваний: 51

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Мотивация власти и тип личности*

Дискуссия. Альтернативы развития современной российской элиты и их последствия

Тест. Лидер

Тема 7 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Деловая игра. Экспертная оценка уровня политической стабильности

Тема 8

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Историческая эволюция советского политического режима и его классификации*

Дискуссия. Демократия — будущее человечества или явление западной цивилизации?

Тема 9 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Контрольные задания, вопросы, тесты

Деловая игра. Технология избирательной кампании

Тема 10 ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Права человека

Тема 11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Учебная игра. Идейно-политические ориентации российских партий

Тема 12 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Альтернативы развития российской политической культуры

Тема 13 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Концепции политического участия. Что удалось объяснить?

Тема 14 СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Какая идеология нужна России?

Тема 15 ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Деловая игра. Анализ сценариев политического развития России

Тема 16 ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Проблемы перехода к демократии в полиэтническом обществе

Тест. Черты, предрасполагающие к конфликтам

Тест Томаса

Тема 17ГЕОПОЛИТИКА

Контрольные вопросы, тесты, задания

Дискуссия. Место и роль России в современной геополитической картине мира

Тема 18ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Основные подходы к обеспечению безопасности*

Коллоквиум. Политика глобальной безопасности: цели и приоритеты

а) «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действую­щими людьми или группами независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон» (А. Гидденс);

б) Под социальным конфликтом понимаются «все структурно произве­денные отношения противоположности норм и ожиданий, институ­тов и групп» (Р. Дарендорф);

в) К. Боулдинг описывает социальный конфликт как «форму противо­борства, в которой конфликтующие партии признают, что они пре­следуют несовместимые цели»;

г) Л. Козер определяет социальный конфликт как «идеологическое яв­ление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п.».

  1. 3.      Социальные конфликты представляют собой явление...

а) противоестественное;

б) случайное;

в) закономерное;

г) преднамеренное.

  1. 4.      К наиболее оптимальному выходу из конфликтной ситуации от­носится...

а) принуждение к заключению соглашения;

б) поиск компромиссных решений;

в) уход от разрешения конфликта;

г) подавление противника.

  1. 5.      Являются ли субъектами международного права народы, бо­рющиеся за самоопределение и независимость?

а) нет;

б) вопрос не разработан в международном праве;

в) да;

г) это не зависит от международных организаций.

  1. 6.      «Все нации, — писал Г. Моргентау, — в соответствии с отве­денными им возможностями, стремятся к одному — защите своей политической, физической и культурной идентичности перед лицом опасности вторжения извне». По мнению А. Печчеи, «в нашу эпоху национальный суверенитет, по сути дела, рав­носилен массовому самоубийству... Стоит ли удивляться, что структура международного здания оказывается столь нестабиль­ной и шаткой, если она построена из старых негодных кирпи­чей — суверенитетов национальных государств».

Чью точку зрения вы разделяете? Какие коррективы внесло время в трактовку обозначенной проблемы?

  1. 7.      Используя учебный материал и историческую литературу, про­анализируйте факторы, повлиявшие на возникновение и разви­тие конкретных политических конфликтов в мировой и россий­ской истории. Заполните таблицу.

    Факторы

     

    Политические конфликты в истории человеческого общества

     

    Биологические

     

     

     

    Психологические

     

     

     

    Демографические

     

     

     

    Географические

     

     

     

    Социально-экономические

     

     

     

  2. 8.      Субъектами этнополитических конфликтов являются...

а) международные организации;

б) этнические общности и этносоциальные организации;

в) государства;

г) социальные группы.

  1. 9.      Используя учебный материал и материалы периодической пе­чати, проанализируйте факторы, влияющие на возникновение и развитие (по методике М. Дюверже) политических конфликтов и кризисов в странах СНГ. Заполните таблицу.

    Политический конфликт, кризис

     

    Факторы

     

    Грузино-абхазский конфликт

     

     

     

    Карабахский конфликт

     

     

     

    Гражданская война в Таджикистане

     

     

     

    Другие (по выбору)

     

     

     

  2. 10.  Что такое национальный суверенитет?


а) ликвидация национального гнета;

б) независимость от других госу­дарств;

в) независимость государства во внешних сношениях;

г) совокупность прав нации (наро­да) на свободу выбора социального, экономического и политического строя.

  1. 11.  Какой стадии социально-экономического развития общества присущи этнополитические конфликты?

а) постиндустриальной;

б) доиндустриальной;

в) индустриальной;

г) любой стадии

  1. 12.  Проанализируйте механизмы формирования демократичес­кого консенсуса в переходном обществе.

  2. 13.  На основании теории конфликта Р. Дарендорфа охарактери­зуйте конфликт как фактор стабильности общества.

  3. 14.  Современная политическая жизнь чрезвычайно богата на конфликты и кризисы. Приведите примеры правительственного, парламентского, конституционного кризисов, религиозно-этни­ческих, межнациональных, политических конфликтов на терри­тории бывшего СССР за последние годы. Выделите смешанные и переходные формы известных вам конфликтов и кризисов. Обозначьте возможную иерархию кризисов (по степени важнос­ти, интенсивности, силе последствий).

  4. 15.  В 1990 г. в статье «Как нам обустроить Россию» А.И. Солже­ницын писал: «Надо безотложно, громко, четко объявить: три прибалтийские республики, четыре среднеазиатские, да и Молдавия... — непременно и бесповоротно будут отделены». «Южная часть Казахстана, — отмечал он дальше, — если захо­тят отделиться, то и с Богом». «И вот за вычетом этих двенадца­ти — только и остается то, что можно назвать Русь (слово «рус­ский» веками обнимало малороссов, великороссов и белорусов) или Россия».

Дайте аргументированную оценку позиции А.И. Солженицы­на о национально-государственном устройстве России.

  1. 16.  В программных установках российских партий можно отме­тить две крайние концепции реформы национально-государст­венного устройства России:

    • —    построение федерации национальных государств с преимуще­ственными правами титульных национальностей на террито­рию, ресурсы, политическое представительство, с минималь­ными полномочиями центра и максимальными прерогативами местных элит;

    • —    возврат к дореволюционному губернскому устройству на чисто региональной основе, лишь в минимальной степени учи­тывающему этническую специфику территорий.

    Охарактеризуйте возможные последствия реализации ука­занных стратегий реформирования национально-государствен­ного устройства России.

    1. 17.  Назовите причины и истоки кризиса легитимности в России, а также способы его преодоления.

    2. 18.  Есть ли способы ослабления конфликта? Если да, то какие? Что такое «компромисс» и «консенсус»? Приведите примеры из практики политической жизни современной России.

    3. 19.  Приведите примеры конфликтов ценностей и интересов из мировой истории. Чем первые отличаются от вторых?

    4. 20.  Для предупреждения этнических конфликтов учеными разра­ботана целая система специфических мер:

      • —    соблюдение новыми независимыми государствами принципа единого и полного гражданства для всех жителей, принятие ими «нулевого» варианта гражданства, т.е. все живущие на территории нового государства на день его создания должны иметь право получить гражданство;

      • —    реальное вовлечение меньшинств в принятие политических решений, предоставление их представителям мест в парла­менте, правительстве и других государственных органах;

      • —    организация системы выборов и политических партий таким образом, чтобы выгодны были этнические коалиции;

      • —    проведение социально-экономической политики в интересах меньшинств, но при этом необходимо учитывать, что опыт США и Индии свидетельствует о конфликтном потенциале «положительной дискриминации»;

      • —    система образования должна раскрывать опасность этничес­ких предрассудков, учить людей их преодолевать;

      • —    работники средств массовой информации, ученые, деятели ис­кусства должны осознавать свою ответственность за точность и взвешенность публикаций, высказываний на этническую тему;

      • —    запрет на публичное выражение этнических предрассудков и судебные преследования за это могут дать обратный резуль­тат, здесь должно действовать общественное мнение.


    Проанализировав опыт разрешения этнополитических кон­фликтов на постсоветском пространстве, попытайтесь сформу­лировать дополнительные меры для предупреждения этих кон­фликтов.

    1. 21.  Кому принадлежит следующее высказывание: «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, тот берет под свой контроль ритм истории»?

    а) Л. Козеру;

    б) Т. Парсонсу;

    в) Р. Дарендорфу;

    г) Э. Дюркгейму.

    1. 22.  Кризис, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения, называется...

    а) кризисом распределения;

    б) кризисом идентичности;

    в) конституционным кризисом;

    г) кризисом политического участия.

    1. 23.  По мнению Р. Дарендорфа, «во многих странах этнические различия стали использоваться как оружие, направленное про­тив прав человека. Это оружие часто подкрепляется так назы­ваемым фундаментализмом, который подразумевает, что при­надлежность к группе создает ауру исключительного, часто псевдорелигиозного значения. Принадлежность к обществу понимается не как вопрос гражданских прав, которые можно расширить, а как совокупность врожденных или наследуемых привилегий, требующих защиты от посягательств со стороны посторонних».

    Приведите примеры, подтверждающие рассуждения Р. Да­рендорфа. Каково соотношение гражданских прав и прав нации?

    1. 24.  Прокомментируйте следующее высказывание: «Защита тер­риториальной целостности государства не может быть предлогом отрицания права народов на самоопределение».

    2. 25.  Определите, «силовые» и/или «договорные» способы согла­сования социальных интересов для разрешения следующих кон­фликтных ситуаций:

    а) забастовка шахтеров с требованием выплаты задолженности по за­работной плате;

    б) стихийный митинг представителей этнического меньшинства с тре­бованием предоставления государственной независимости данному региону;

    в) несанкционированная демонстрация ультрарадикальной партии с требованием свержения существующего режима и предоставления власти временному революционному комитету;

    г) пикетирование здания правительства вкладчиками обанкротившегося банка с требованием вернуть потерянные деньги.

    1. 26.  На XVII Всемирном конгрессе международной ассоциации политических наук (Сеул, 1997 г.) бурные споры вызвала тема «Польза конфликта и пределы порядка». Попытайтесь (заочно) принять участие в этой дискуссии, аргументировав свою пози­цию.

    Дискуссия.
    Проблемы перехода к демократии в полиэтническом обществе

    Ждет ли Россию судьба СССР? Сможет ли Россия остаться фе­дерацией? Не проще ли восстановить централизованную власть по всей стране? Возможно ли это? Сможет ли унитарная Россия раз­виваться как демократическое государство? Могут ли федерализм и демократия ужиться в России? Действительно ли требования эт­нических групп несовместимы с сохранением территориальной целостности России? Какие уроки преподносит России история и практика федерализма в других странах? Гарантирует ли федера­лизм и демократия территориальную целостность России?


    Авторитаризм в полиэтническом обществе. Этнократия и демо­кратия. Пути преодоления напряженности между демократией и этнократией. Демократия и национализм. Право на самоопределение и территориальная целостность. Как защитить права национальных меньшинств?

    Анализ возможных сценариев развития национально-государст­венных отношений в пределах бывшего СССР:

    а) Сценарий «распада». Дезинтеграция фактически единого, сложно организованного пространства не останавливается на уров­не бывшей союзной республики и продолжается далее.

    б) «Прусский» сценарий. Российская Федерация выступает в роли доминирующей силы в сообществе формально независимых или «союзных» с нею государств.

    в) «Сценарий собирания земель». Укрепляющееся, домини­рующее в регионе Российское государство собирает («прибирает») одну за другой территории, тяготеющие к нему экономически, геополитически, этнически, конфессионально, по мере дестабилиза­ции сопредельных государств, при этом часть таких государств могут оставаться формально независимыми, находясь в сфере российского влияния.

    г) «Американский» сценарий. Пережив период более или менее хаотического развития, многие государства СНГ, подобно северо-американским штатам в 1787 г., приходят к выводу о необходимости установления более тесного союза между ними. В этом слу­чае они скорее всего придут, к классической федерации с четким разграничением суверенитета. Федеративное ядро сообщества могло бы дополняться существованием «периферии», находящейся с нею в особых отношениях ассоциации.

    ЛИТЕРАТУРА

    Дробижева Л.М., Аклаев А.Ф., Kopomeeea B.B., Солдатова Т.У. Демократия и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996.

    Здравомыслов А., Матвеева С. Межнациональные конфликты в России и постсоветском пространстве. М., 1995.

    Национализм и формирование наций. Теории — модели — концепции. М., 1994.

    Леванский С.А. Германия: федерализм в многонациональном государстве // Полис. 1995. №. 5.

    Оффе К. Этнополитика в восточноевропейском переходном процессе // Полис. 1996. № 2, 3.

    Ян Э. Демократия и национализм: единство или противоречие // Полис. 1996. № 1.

    Прусс И.В. Рывок в будущее или движение по кругу? (Экономические взгляды современных русских националистов) // Полис. 1997. № 3.

    Тест.
    Черты, предрасполагающие к конфликтам

    О том, что вы сами в соответствующих условиях можете содей­ствовать возникновению конфликта, необходимо знать. Это помо­жет вам правильнее оценить свое поведение в определенной ситуа­ции и скорректировать его.

    Попробуйте оценить себя, выбрав из приведенных ниже групп ответов вариант, подходящий вам.

    Как вы реагируете на критику?

    1. Как правило, критика меня глубоко уязвляет.

    2. Критику обычно принимаю близко к сердцу.

    3. Пытаюсь учесть, если критика справедлива.

    4. На критику обычно не обращаю внимания.


    Верите ли вы людям?

    1. Придерживаюсь того мнения, что лучше никому не верить.

    2. Людям почти не верю, я в них обманулся.

    3. Я верю людям, когда нет особых оснований для недоверия.

    4. Обычно я людям доверяю без разбора.

    Вы умеете бороться за свою точку зрения?

    1. Я всегда упорно отстаиваю свои взгляды.

    2. Отстаиваю свои взгляды лишь тогда, когда полностью убежден, что прав.

    3. Скорее уступлю, чем буду энергично отстаивать свои взгляды.

    4. Предпочитаю отказаться от своих взглядов, чем из-за них конфликто­вать.

    Предпочитаете руководить или подчиняться?

    1. В любом деле люблю руководить сам.

    2. Люблю как руководить, так и быть руководимым со стороны более опытного товарища.

    3. Охотнее работаю под чьим-либо руководством.

    4. Как правило, предпочитаю работу под чьим-нибудь руководством и от­ветственность передаю ему.

    Если вас кто-то обидел?

    1. Стараюсь отплатить тем же.

    2. Боюсь мстить из-за дальнейших последствий.

    3. Считаю месть лишним, ненужным усилием.

    4. Если меня кто-то обидит, обиду быстро забываю.

    Вас попытались обойти в очереди...

    1. Способен такого человека вышвырнуть вон.

    2. Ругаюсь, но если только ругаются другие.

    3. Молчу, хотя возмущен.

    4. Предпочитаю отступить: в ссору не вступаю.

    Просто ли вас «выбить из колеи»?

    1. Я легко расстраиваюсь по самым незначительным поводам.

    2. Я расстраиваюсь, когда на то есть серьезные причины.

    3. Расстраиваюсь редко и только по серьезным причинам.

    4. Меня мало что расстраивает.

    «Лед» или «пламя»?

    1. Я горяч и вспыльчив.

    2. Не очень вспыльчив.

    3. Скорее спокоен, чем вспыльчив.

    4. Вполне спокойный человек.

    Легко ли вам говорить правду?

    1. Всегда говорю то, что думаю, прямо в глаза.

    2. Бывает, что могу сказать все, что думаю.

    3. Говорю обдуманно лишь после размышления.

    4. Я не раз взвешу свои слова, прежде чем что-нибудь сказать.

    Если, просуммировав номера своих ответов, вы получили ре­зультат в 9—19 баллов, — вы человек, тяжелый в общении. Воз­можно, даже не признаваясь самому себе, испытываете удовлетво­рение, давая волю своим эмоциям и наблюдая, как разжигаются страсти вокруг вас. Иногда в глаза вам люди говорят одобрительно: «Борец за правду»; «Смелый, не боишься критиковать недостат­ки!» Но прислушивайтесь лучше к другим высказываниям: «Побе­реги свои нервы и нервы окружающих»; «Не кипятись, а то вся твоя энергия превратится в пар». Скажите честно самому себе: так ли велика полезная отдача вашей борьбы за справедливость?

    Если сумма баллов превышает 26, то источником конфликтов вы являетесь едва ли. Однако общение с вами немногим доставляет удовольствие, поскольку неинтересен тот человек, который всегда и во всем со всеми соглашается. К тому же пассивность, стремле­ние уйти в сторону от решения возникающих в коллективе проблем невольно делает вас косвенным виновником конфликтных осложнений.