Файл: Практикум по политологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 9086

Скачиваний: 51

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Мотивация власти и тип личности*

Дискуссия. Альтернативы развития современной российской элиты и их последствия

Тест. Лидер

Тема 7 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Деловая игра. Экспертная оценка уровня политической стабильности

Тема 8

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Историческая эволюция советского политического режима и его классификации*

Дискуссия. Демократия — будущее человечества или явление западной цивилизации?

Тема 9 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Контрольные задания, вопросы, тесты

Деловая игра. Технология избирательной кампании

Тема 10 ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Права человека

Тема 11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Учебная игра. Идейно-политические ориентации российских партий

Тема 12 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Альтернативы развития российской политической культуры

Тема 13 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Концепции политического участия. Что удалось объяснить?

Тема 14 СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Какая идеология нужна России?

Тема 15 ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Деловая игра. Анализ сценариев политического развития России

Тема 16 ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Проблемы перехода к демократии в полиэтническом обществе

Тест. Черты, предрасполагающие к конфликтам

Тест Томаса

Тема 17ГЕОПОЛИТИКА

Контрольные вопросы, тесты, задания

Дискуссия. Место и роль России в современной геополитической картине мира

Тема 18ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Основные подходы к обеспечению безопасности*

Коллоквиум. Политика глобальной безопасности: цели и приоритеты

Митрохин В.И. Концептуальные основы стратегии национальной безопаснос­ти России // Социально-политический журнал. 1995. № 6.

Панарин А.С. Россия в Евразии: геополитические вызовы и цивилизационные ответы // Вопросы философии. 1994. № 12.

Сорокин К.Э. Геополитика России в «ближнем» и «среднем» зарубежье: праксиологические измерения // Полис. 1995. № 3.

Тема 18
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА

Цель семинарского занятия: рассмотреть предмет, структуру и базо­вые категории политической глобалистики; проанализировать политичес­кие аспекты глобальных проблем современности и политические пути их решения.

Основные понятия: глобальные проблемы современности, политичес­кая глобалистика, пределы развития человечества, политическая эколо­гия, экологическая безопасность, политическая стратегия решения гло­бальных проблем, международный политический порядок, «цивилизационный сдвиг».

План семинара

  1. 1.        Политическая глобалистика: предмет, структура, категории

  2. 2.        Глобальные проблемы современности (политические аспекты)

  3. 3.        Политические пути решения глобальных проблем

Контрольные вопросы, задания, тесты

  1. 1.      Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

а) экологическая безопасность;

б) цивилизационный сдвиг;

в) глобальные пробле­мы современности;

г) международный по­литический порядок;

д) политическая эколо­гия;

е) политическая глоба­листика;

ж) политическая стра­тегия решения гло­бальных проблем;

з) пределы развития че­ловечества.

    1. 1)      определенная структура, строй международ­ных политических отношений, оформлен­ный (или неоформленный) в системе соот­ветствующих принципов и норм междуна­родного права, международных договоров и соглашений;

    2. 2)      переход к цивилизации нового типа, качест­венно отличающейся от современной циви­лизации;

    3. 3)      одна из составляющих национальной без­опасности;

    4. 4)      наука, объектом изучения которой выступа­ют политические методы и способы разре­шения планетарного противоречия между обществом и окружающей средой;

    5. 5)      научное направление, изучающее глобаль­ные проблемы современности под полито­логическим углом зрения;

    6. 6)      ограничения (внутренние и внешние) разви­тия человеческого сообщества;

    7. 7)      проблемы, затрагивающие в той или иной мере жизненные интересы всего человече­ства, всех государств и народов, каждого отдельного жителя нашей планеты;

    8. 8)      система политических средств и методов решения глобальных проблем современ­ности.

  1. 2.      Согласно наиболее распространенной классификации, гло­бальные проблемы делятся на три основные группы:

    1. 1)      проблемы, связанные со сферой международных отношений;

    2. 2)      проблемы взаимодействия общества и личности;

    3. 3)      проблемы взаимодействия общества и природы.

Определите, к какой из указанных групп относятся проблемы войны и мира, охраны окружающей среды, экологическая, энер­гетическая, сырьевая, продовольственная, демографическая проблемы, проблема мирного освоения Космоса и Мирового океана, преодоления экологической отсталости развивающихся государств, ликвидации опасных болезней, сохранения культур­ного наследия и многообразия человечества, межнациональных отношений. Обоснуйте свой выбор.

  1. 3.      В декларации Римского клуба, принятой в 1996 г. на заседании в Брюсселе, записано: «Мыслить целостно и искать более глу­бокое понимание взаимодействий в клубке проблем современ­ности — политических, социальных, экономических, технологи­ческих, экологических, психологических и культурных во всех смыслах — это то, что мы обозначаем фразой «всемирная про­блематика».

Определите возможные взаимосвязи и взаимодействия между несколькими основными глобальными проблемами. Вы­явите политическую природу этих взаимодействий.

  1. 4.      Проанализируйте экологическую ситуацию в вашем городе, регионе и политические факторы, которые могут способствовать ее улучшению.

  2. 5.      Назовите основные направления научно-технической политики, направленной на решения глобальных проблем. Какие последние достижения научно-технического прогресса могут, по вашему мне­нию, способствовать решению общечеловеческих проблем?

  3. 6.      Рассмотрите содержание понятия «глобальные проблемы со­временности». Насколько актуальны для стран с различным уровнем экономического благосостояния и политической ста­бильности...


а) проблемы сохранения мира в связи с угрозой создания новых видов оружия массового уничтожения;

б) направления развития современной технологической цивилизации;

в) сохранение экологии и климата на планете;

г) гуманитарные ценности (права и свободы человека).

  1. 7.      В научной литературе имеется значительное разнообразие подходов к характеристике особенностей процесса возникнове­ния глобальных проблем. Одни авторы связывают их появление с последними десятилетиями нашего столетия. Другие считают, что их генезис происходил на протяжении всей истории челове­чества, но глобальными они стали в XX в. Третьи полагают, что многие глобальные проблемы возникли изначально, иные наме­тились и назрели уже довольно давно, но проявились более от­четливо и на вполне глобальном уровне лишь с утверждением в XVII—XVIII вв. капитализма.

Сформулируйте свое отношение к предложенным подходам.

  1. 8.      Как, не игнорируя экологические ценности, достичь экономи­ческого роста, снижения инфляции, обеспечить занятость, соци­альную защищенность?

Известно, что по всем основным показателям состояние ок­ружающей среды на планете непрерывно ухудшается, в то время как показатели развития экономики — в течение ряда десятилетий повышались. Процветание идет за счет подрыва тех ресур­сов, на базе которых оно строится. На индивидуальном уровне существуют свои «иллюзии успеха», когда достижение потреби­тельского комфорта происходит за счет загрязнения окружаю­щей среды и связанного с ней ухудшения здоровья.

Какие критерии можно предложить для сопоставления эколо­гических ценностей с другими социальными ценностями?

  1. 9.      Чрезмерный или недостаточный рост населения может оказать негативное воздействие на глобальные процессы. В современных условиях все большее число ученых приходят к выводу о том, что беспрерывный рост населения, каким бы желательным он ни представлялся с точки зрения отдельной страны и с позиций эко­номики, является одним из главных источников экологических опасностей.

Рост населения шел и в обозримом будущем, весьма вероят­но, будет продолжаться такими темпами, при которых неизбежно удвоение народонаселения земного шара в первой четверти грядущего столетия. Рост населения опасен для существования че­ловечества потому, что даже при существующих почти 6 млрд. населения планеты около 2 млрд. не имеют ни медицинского обслуживания, ни доступа к источникам чистой воды, т.е. обречены на массовые инфекционные заболевания и высокую детскую смертность; свыше 1,5 млрд. не получают полноценного питания, в том числе около 0,5 млрд. жестоко голодают.

Проанализируйте политические меры по решению современ­ных демографических проблем.

  1. 10.  К внутренним пределам развития человечества относится...


а) обеспечение человечества ресурсами;

б) рост городов;

в) безответственность в государственном управлении;

г) загрязнение окружающей среды

  1. 11.  Автором книги «Сдвиг власти. Знание, богатство и насилие на пороге XXI века» является...

а) С. Хантингтон;

в) О. Тоффлер;

б) Д. Медоуз;

г) Э. Ласло.

  1. 12.  Основной причиной «демографического взрыва» середины XX в. является...

а) улучшение медицинского обслуживания населения,

б) увеличение благосостояния;

в) резкий рост рождаемости в развивающихся странах;

г) уменьшение смертности в развитых странах.


  1. 13.  Один из основателей Римского клуба А. Печчеи в книге «Че­ловеческие качества» отмечал: «Истинная проблема человечес­кого вида на данной стадии его эволюции состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он внес в этот мир. Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого су­щества, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение должно исходить, прежде всего, и главным образом изнутри его самого». Основная задача человечества, ут­верждал Печчеи, — совершенствование своего качества.

Прокомментируйте позицию Печчеи. Как можно истолковать его призывы к «новому гуманизму» и «гуманистической револю­ции»?

  1. 14.  Одним из направлений демократизации международных отно­шений выступает:

а) хаос и анархия;

б) формирование центров военной силы;

в) подмена международного права силовыми методами;

г) замена права силы силой права.

  1. 15.  По мнению российского ученого Н.Н. Моисеева, целью со­временной цивилизации является формирование общества, спо­собного обеспечить условия коэволюции. Термин «устойчивое развитие» при подобном подходе следует интерпретировать как стратегию переходного периода к такому состоянию природы и общества, которое характеризуется термином «коэволюция», или «эпоха ноосферы». Как утверждает Моисеев, не исключено, что этот переходный период будет тянуться всю остальную исто­рию человечества. Формирование глобального политического процесса и политики глобальной безопасности трактуется как от­ражение поиска человечеством необходимого механизма адапта­ции к постоянному риску самоуничтожения. Глобальный полити­ческий процесс предстает как процесс становления нового соци­ально-исторического качества — социума, территориальной ос­новой которого становится вся планета.

Прокомментируйте подход Н.Н. Моисеева. Предложите свои меры по преодолению глобального кризиса.

  1. 16.  Что означает лозунг, выдвинутый учеными Римского клуба: «Мыслить глобально, действовать локально»?

  2. 17.  Проанализируйте следующие утверждения О. Тоффлера:


а) «В современном мире — знания в силу своих преимуществ ... подчи­нили себе силу и богатство и стали определяющим фактором функ­ционирования власти»;

б) «Информационная революция» опровергла марксистский тезис о первичности материальной базы и вторичности знания. В обществе «третьей волны» знания управляют экономикой, а не наоборот».

  1. 18.  Что такое Римский клуб?

а) организация, занимающаяся исследованием глобальных проблем;

б) международная религиозная миротворческая организация;

в) конференция глав государств и элиты бизнеса по экономическим во­просам;

г) феминистское объединение.

  1. 19.  Проблемы обеспечения безопасности занимают центральное место в глобалистике. В настоящее время существуют три основ­ные подхода к обеспечению безопасности: натуралистический, деятельностный и интегративный. С помощью приведенной ниже таблицы, проанализируйте принципиальные расхождения в под­ходах к обеспечению безопасности.

Основные подходы к обеспечению безопасности*

Взгляды

Натуралистичес­кий подход

Деятельностный подход

Интегративный подход

На объекты обеспечения безопасности

Предметные организованности (люди, имущест­во, содружество и др.)

Системы человеческой деятельности

Предметные организованности и системы человеческой деятельности

На источники опасности

Опасные природные и техногенные процессы

Ошибки и недоработки организации человеческой деятельности

Опасные природные, социаль­ные, техноген­ные процессы и организация человеческой деятельности

На пути обеспечения безопасности

Организация и проведение защитных мероприятий, прогнозирование и возможная профилактика критических ситуаций, кризисов и катастроф

Перестройка существующих систем деятельности (разработка недостающих методов и средств)

Организация прогнозных разработок, защитных мероприятий и соответствующих изменений систем деятельности

На ориентацию обеспечиваю­щих исследова­ний и разработок

Изучение природных и технических объектов и протекающих в них опасных процессов

Изучение существующих форм организации деятельности, ее методов и средств

Изучение природных, социоприродных и техногенных процессов, существующих форм человеческой деятельности на разных уровнях социума

* Костин А.Г. Глобалистика и политическая наука (статья вторая) // Вести. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1997. № 4. С. 45.

  1. 20.  А. Печчеи в 1977 г. сформулировал «шесть целей для чело­вечества». Эти цели обусловлены «внешними пределами» пла­неты и «внутренними пределами» самого человека, полученным им культурным наследием, которое он обязан передать тем, кто придет после него, мировым сообществом, которое он должен построить, экосредой, которую он должен защитить любой ценой, и, наконец, сложной и комплексной производственной системой, к реорганизации которой ему пора приступить.


Первая цель: «внешние пределы».

Поскольку «пропускная способность» Земли явно не безгра­нична, очевидно, существуют биофизические или «внешние пре­делы», для расширения не только человеческой деятельности, но и вообще присутствия человека на планете. Отсюда цель — оценка возможностей нашей среды обитания, с тем чтобы чело­век знал, что он может и что он должен делать, чтобы жить с при­родой в гармонии.

Вторая цель: «внутренние пределы».

Как подчеркивает Печчеи, мы прискорбно мало знаем о «внутренних пределах», о таких важных конкретных вещах, как взаимосвязь и взаимозависимость между здоровьем, питанием и образованием; об общей пригодности человека к тому образу жизни, который он ведет в урбанизированных комплексах, и др. Цель — оценка совокупности способностей и выяснение, как усовершенствовать и приспособить человеческий организм, чтобы не подвергать его невыносимым напряжениям и стрессам.

Третья цель: культурное наследие.

Надо немедленно принять самые серьезные и активные меры для спасения культурного наследия человечества.

Четвертая цель: мировое сообщество.

Суть проблемы сводится к тому, чтобы выяснить пути посте­пенного преобразования нынешней системы эгоцентрических го­сударств, управляемых склонными к самоуправству правительст­вами, в мировое сообщество, в основу которого легла бы система скоординированных между собой географических и функцио­нальных центров принятия решений, охватывающая все уровни человеческой организации — от локального до глобального.

Пятая цель: среда обитания.

Необходимость разработки глобального плана человеческих поселений. Если мы хотим, чтобы на планете могли одновремен­но существовать многие миллиарды человеческих существ, нам крайне необходим общий план использования земель в масшта­бах всей планеты.

Шестая цель: производственная система.

Потребность в разработке путей обеспечения высокой эф­фективности и рационального экономического управления во всех секторах производственной системы.

Актуальны ли для человечества конца XX столетия «шесть целей», сформулированных Печчеи? Какие новые цели возника­ют перед мировым сообществом на пороге XXI в.?

  1. 21.  Наука, изучающая политические методы и способы разреше­ния планетарного противоречия между обществом и окружаю­щей средой, называется...

а) политическая антропология;

б) политическая философия;

в) политическая герменевтика;

г) политическая экология

  1. 22.  Кто разработал учение о «ноосфере»?

а) О. Конт;

б) В. Вернадский;

в) А. Печчеи;

г) Д. Медоуз.

  1. 23.  Пути решения проблемы выживания человечества в...

а) возрождении религиозных норм;

б) отказе от техногенной цивилизации;

в) преодолении глобальных про­блем современности;

г) мирном освоении космоса.

Коллоквиум.
Политика глобальной безопасности: цели и приоритеты