Файл: Практикум по политологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 9040

Скачиваний: 51

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Мотивация власти и тип личности*

Дискуссия. Альтернативы развития современной российской элиты и их последствия

Тест. Лидер

Тема 7 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Деловая игра. Экспертная оценка уровня политической стабильности

Тема 8

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Историческая эволюция советского политического режима и его классификации*

Дискуссия. Демократия — будущее человечества или явление западной цивилизации?

Тема 9 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Контрольные задания, вопросы, тесты

Деловая игра. Технология избирательной кампании

Тема 10 ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Права человека

Тема 11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Учебная игра. Идейно-политические ориентации российских партий

Тема 12 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Альтернативы развития российской политической культуры

Тема 13 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Концепции политического участия. Что удалось объяснить?

Тема 14 СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Какая идеология нужна России?

Тема 15 ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Деловая игра. Анализ сценариев политического развития России

Тема 16 ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Проблемы перехода к демократии в полиэтническом обществе

Тест. Черты, предрасполагающие к конфликтам

Тест Томаса

Тема 17ГЕОПОЛИТИКА

Контрольные вопросы, тесты, задания

Дискуссия. Место и роль России в современной геополитической картине мира

Тема 18ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Основные подходы к обеспечению безопасности*

Коллоквиум. Политика глобальной безопасности: цели и приоритеты

По его мнению, во всех идеологиях можно обнаружить три постоянных элемента. Прежде всего это библейский миф о Мои­сее. Второй элемент — это догмат, дающий идеологии философ­ское обоснование. И наконец, третий элемент — это определен­ный слой людей, класс, который призван воплотить идеологию в действие.

Во всех идеологиях Л. Фойер находит одни и те же структуры, которые лежат в основе библейского мифа о Моисее — освобо­дителе израильтян из египетского плена. Все они заключают в себе некое глобальное представление о миссии избавления и рас­крепощения.

Смысл закона «генерационной волны» состоит в том, что каждое очередное поколение (генерация) ищет новую идеологию. Это и есть начало новой генерационной идеологической волны. Как явление, в своих истоках генерационная идеологическая волна прогрессивна, она возникает «слева», опирается на «левые» силы. Затем движение идет к «центру», завершается «волна» «поправением» уже повзрослевшего молодого поколе­ния.

Суть же «закона крыльев» заключается в том, что одна и та же философская идея в своем развитии проходит различные по­литические и социальные стадии — «слева направо» или наобо­рот, т.е. обслуживает разные политические и социальные силы.

На материале идеологий либерализма и консерватизма попы­тайтесь проиллюстрировать законы функционирования идеоло­гии, сформулированные Л. Фойером.

  1. 31.  В политологической литературе «фашизм» трактуется как...

а) реакция в большинстве европейских стран против общей тенденции осуществления идеалов, унаследованных от философии просвещения, фашизм — «нравственная болезнь» Европы;

б) форма антипролетарской реакции, выражающая противоречия монополистического капитализ­ма и империализма;

в) один из ответов на проблемы ин­дустриализации;

г) девиантная (отклоняющаяся) и садомазохистская реакция на отчуждение в современном обществе, на сексуальное и властное подавление;

д) форма тоталитаризма.

Проанализируйте предложенные трактовки фашизма. В чем, на ваш взгляд, заключается «живучесть» фашистской идеоло­гии?

  1. 32.  По мнению американского ученого Д. Белла, «все идеологии обречены на саморазрушение. Идеология — это отчужденная жизнь, застывшая пародия на реальность... Идеология — слово падшее — теперь таится в полумраке. Там же, где пребывает грех».

Другой же американец, экономист и социолог У. Ростоу ут­верждает, что движущей силой развития общества всегда высту­пает мировоззрение.

Сравните эти два утверждения. Приведите аргументы «за» и «против».

Дискуссия. Какая идеология нужна России?

Идеология: «Национальная»? «Общенациональная»? «Госу­дарственная»? Каковы реальные слагаемые интегративной идеоло­гии? (Анализ слагаемых этой идеологии: взаимодействие демокра­тии и патриотизма, «постиндустриалистская траектория», геополи­тические измерения проблемы и др.)


Имеет ли сегодня в России любая из классических идеологий шансы на единичную победу? Может ли таковой быть социализм (даже если он откажется от своих фундаменталистских форм) в силу мощного вызова со стороны либерализма с его пиететом к личност­ному раскрепощению? Либерализм — в стране с устойчивым этно-социальным архетипом, традиционно ориентированным на ценнос­ти коллективизма? Консерватизм, который в массовом сознании вообще ассоциируется с чем-то реакционно застойным? Каковы перспективы консолидированной идеологии в условиях «конца идеологий»? «Кто виноват?» — «косная русская почва, регулярно воспроизводящая деспотизм и рабство», или «западные проекты, навязывающие России инокультурные, а потому убийственные для нее рецепты»? Каковы параметры идеологии «врастания» России в постиндустриальное общество?

ЛИТЕРАТУРА

Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. М., 1995. Т. 1—3.

Рябов А. Интегративная идеология и модернизация современной России // Свободная мысль. 1992. № 15.

Коваленко В.И. Интегративная идеология в России: основания, проблемы, перспективы // Вести. МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1994. № 1.

Ильин В.В. Национально-государственная идеология — энтелехия отечест­венных реформ // Вестн. МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1994.№ 1.

Панарин А.С. Россия в поисках идеи: варианты цивилизационного выбора // Вестн. МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1993. № 5.

Мисюров Д.А. Какая идеология нужна России // Вестн. МГУ. Сер. 12. Соци­ально-политические исследования. 1996. № 2

Косолапов Н.А. Интегративная идеология для России: интеллектуальный и по­литический вызов // Вопросы философии. 1994. № 1.

Кара-Мурза А.А., Панарин А.С., Пантин И.К. Духовно-идеологическая си­туация в современной России: перспективы развития // Полис. 1995. № 4.

Балагушкин Е.Г. Новые религии как социокультурный и идеологический фе­номен // Общественные науки и современность. 1996. № 5.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ

Антиномия равенства и свободы в либерализме.

Особенности либерализма в России, характер его политической и идейной эво­люции.

Неоконсерватизм: ценности, идеи, политика.

Интегративная идеология в России: основания, проблемы, перспективы.

Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы разви­тия.

Сущность, цели и задачи политического манипулирования.

Специфика социал-демократической идеологии.

Национализм на пороге XXI века.

«Соборность» как парадигма политического сознания в России.

Трансформация идеологий в условиях новых информационных технологий.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 14.

Ланцов С.А. Идеология и политика социал-демократии. СПб., 1994.

Манхейм К. Диагноз нашего времени М., 1994.

РормозерГ., Френкин А.А. Новый консерватизм: вызов для России. М., 1996.


Сирота Н.М. Современные политические идеологии. СПб., 1995.

Юрьев А.И. Системное описание политической психологии. СПб., 1996.

Гарбузов В.Н. Консерватизм: понятие и типология (историографический обзор) // Полис. 1995. № 4.

Кутковец Т.И., Клямкин ИМ. Русские идеи //Полис. 1997. № 2.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. М., 1997. Тема XV.

Общая и прикладная Политология / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Красно­ва. М., 1997.Гл.39,40.

Ачкасов В.А. «Взрывающаяся архаичность»: традиционализм в политической жизни России. СПб., 1997.

Зиновьев А. Запад. Феномен западнизма. М., 1994.

Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. М., 1995. Т. 1—3.

Либерализм в России. М., 1996.

Опыт русского либерализма. Антология. М., 1997.

Рормозер Г. Кризис либерализма. М., 1996.

Русская идея. М., 1992.

Современная социал-демократия: Словарь-справочник. М., 1990.

Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века. М., 1995.

Тема 15
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

Цель семинарского занятия: проанализировать понятие и критерии политического развития; уяснить содержание и характер перехода от ав­торитаризма (тоталитаризма) к демократии в контексте мирового опыта политической модернизации; рассмотреть тенденции и перспективы поли­тической модернизации в современной России.

Основные понятия: политическое развитие, модернизация, политичес­кая модернизация, «первичная» и «вторичная» («догоняющая») модерни­зация, контрмодернизация, постмодернизация, частичная модернизация, тупиковая модернизация, имитационная модернизация, «синдром развивающегося общества», переходный период, кризисы модернизации, «тре­тья волна демократизации».

План семинара

  1. Политическое развитие: понятие и критерии.

  2. Сущность политической модернизации, ее критерии и типы.

  3. Переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии: мировой опыт.

  4. Тенденции и перспективы политической модернизации в современной России.

Контрольные вопросы, задания, тесты

  1. 1.                  Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

а) вестернизация;

б) «золотой закон» по­литического разви­тия А. де Токвиля;

в) консолидация демо­кратии;

г) политическое разви­тие;

д) традиционное обще­ство;

е) модернизация;

ж) «вторичная» модер­низация;

з) частичная модерниза­ция;

и) структурная диффе­ренциация;

к) «опекунская демо­кратия»;

    1. 1)      режим с конкурентными, формально демо­кратическими институтами, находящимися под опекой аппарата;

    2. 2)      копирование западных устоев во всех об­ластях жизни;

    3. 3)      период адаптации общества к новому демо­кратическому механизму;

    4. 4)      самый быстрый путь к свободе ведет к наи­худшей форме рабства;

    5. 5)      один из критериев политического развития;

    6. 6)      возрастание способности политической сис­темы постоянно и эффективно адаптиро­ваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обес­печивающие каналы для диалога между правительством и населением;

    7. 7)      модернизация, основным фактором кото­рой выступают социокультурные контакты отставших в своем развитии стран с уже существующими центрами индустриальной культуры;

    8. 8)      общество, в основе которого лежат привы­чка, инерция, традиция;

    9. 9)      модель модернизации, когда традицион­ность и рациональность как противополож­ные способы поведенческой ориентации че­ловека и общества институализируются в рамках одного и того же общества;

    10. 10)  переход от традиционного общества к со­временному


  1. 2.      Назовите основные этапы эволюции теории политической мо­дернизации. Как они связаны с историческим развитием мирово­го сообщества?

  2. 3.      В чем заключаются особенности либеральной и консерватив­ной моделей осуществления политической модернизации?

  3. 4.      Какова роль политической элиты в осуществлении модерниза­ции?

  4. 5.      Чем модернизация отличается от вестернизации («возвраще­ния» России в «европейский дом» и уподобления ее Западу)?

  5. 6.      Имеют ли право незападные общества (российское в том числе) на творческую интерпретацию вызовов времени, на фор­мирование собственных моделей, учитывающих «универсалии прогресса», но вместе с тем своеобразных, соотносимых с собст­венным наследием?

Проанализируйте проблему выживаемости и управляемости демократии в незападном мире. Каково соотношение националь­но-специфических и общих, интернациональных факторов в переходных процессах? Сводятся ли процессы, происходящие в экономических, социальных, политических и иных структурах различных регионов и стран современного мира, к вестернизации или механическому перенесению западных институтов, ценнос­тей и идеалов? Совместима ли демократия с незападными куль­турами?

  1. 7.      Насколько вписываются амбиции современной модернизации в общий климат постиндустриальной эпохи с ее экологическими и социокультурными самоограничениями?

  2. 8.      Рассмотрите основные составляющие российской идентичнос­ти в контексте модернизации:

    1. 1)  идентичность страны;

    2. 2)  идентичность государства;

    3. 3)  социальная идентичность;

    4. 4)  идентичность идеологии.

  1. 9.      Основываясь на опыте политических реформ в России, странах Восточной Европы и КНР, выясните, какие факторы определяют выбор политической модернизации и в какой степени от него за­висит успех переходного процесса?

  2. 10.  С чем связана большая или меньшая степень распростране­ния эгалитарных ценностей в посттоталитарных обществах и как она влияет на динамику политической модернизации?

  3. 11.  В чем вы видите причины современного кризиса российской государственности и каковы, на ваш взгляд, возможные пути его преодоления?

  4. 12.  По мнению российского политолога А.С. Панарина, у рос­сийского общества нет будущего, если оно не преодолеет массо­вую деморализацию и не преобразует структуры потребностей. Достижение этой цели он усматривает не на пути слепого копи­рования политических и социальных ценностей современной за­падной («атлантической») цивилизации и, разумеется, не в при­общении к «восточному», азиатскому укладу, а в творческом ос­воении «евразийского пространства» на основе реализации самобытных социоисторических основ России. Значит ли это, что Россия обречена изобретать «велосипед», определяя иное на­правление и методы общественно-политического и социально-экономического развития на каждом переломном этапе своего исторического пути? Обоснуйте этот подход, аргументируйте свое отношение к нему.

  5. 13.  Вступит ли Россия в XXI в. с демократией, обретя, наконец, искусство умерять (а не подавлять) общественные страсти, или же вновь сорвется в пропасть насилия и диктатуры?

  6. 14.  Возможно ли формирование российской демократии как цен­ностной и политической основы сосуществования и соразвития многообразных идейно-политических течений? Возможен ли синтез демократической и державной идей в российском кон­тексте?

  7. 15.  Необходима ли России новая идеология как источник легити­мации постсоветского развития?

  8. 16.  Прокомментируйте высказывание французского ученого Г. Лебона, что наиболее консервативные по своей сути народы склонны к самым жестоким революциям.

  9. 17.  В качестве одной из причин усиления консервативных настро­ений на заключительных стадиях революционного процесса по­литологи называют «феномен господина Журдена»: каждая ре­волюция имеет своих сторонников и противников, однако всегда приходит момент, когда в дело вступают «безразличные».

Охарактеризуйте механизм функционирования указанного феномена на примерах известных вам революций.

  1. 18.  В российском обществе острые дискуссии вызывает вопрос о «самобытности» и подражательности» истории России. По мнению Т. фон Лауэ, Россия «была самой первой, самой драма­тичной и самой могущественной жертвой революции вестерниза­ции, самым длительным экспериментом построения государст­венности в условиях отсталости и непосредственной близости к Западу. Ее судьба была определена не динамикой внутреннего обустройства — как в случае с Англией и Соединенными Шта­тами, а дезинтегрирующим вторжением внешних влияний на внутреннюю жизнь и на власть, всегда державшую инициативу в своих руках».

Постарайтесь сформулировать свою позицию по вопросу о соотношении «самобытности» и «подражательности» в полити­ческом развитии России.

  1. 19.  Одним из критериев политического развития выступает...


а) федеративное государственное устройство;

б) двухпартийная система;

в) структурная дифференциация;

г) президентская республика.

  1. 20.  Классическая линейная модель демократизации характерна для...

а) Испании;

б) Турции;

в) Великобритании;

г) Заира.

  1. 21.  Отличительным признаком современного общества явля­ется...

а) господство традиции над инновацией;

б) плюрализм возможностей и направлений развития;

в) циклический характер развития;

г) господство инновации над традицией.

  1. 22.  Революционный вариант перехода к демократии был реали­зован в...

а) Испании;

б) Германии;

в) Португалии;

г) Японии.

  1. 23.  «Конкурентная» модель перехода к демократии включает...

а) постепенную и последовательную либерализацию политичес­кого режима;

б) ресоциализацию населения;

в) резкую либерализацию;

г) аккуратный и контролируемый демонтаж ряда отживших инсти­тутов прежней системы при ра­зумном воспроизведении сохра­нивших право на жизнь старых и конституировании новых демо­кратических институтов.


  1. 24.  В политической науке выделяются три модели перехода к де­мократии: эволюционная, революционная, военное завоевание. По какой модели осуществлялся переход в...

а) Португалии;

б) Греции;

в) Испании;

г) Германии;

д) Польше;

е) Японии;

ж) Венгрии.

  1. 25.  При сравнении процессов политической модернизации в раз­вивающихся странах и в посттоталитарной России можно выде­лить следующие общие параметры:

а) тип социума;

б) его состояние (исходная ситуа­ция);

в)динамика(вектор изменений);

г) социальные и политические субъекты;

д) мировой контекст (механизмы его воздействия на «Третий мир» и Россию, баланс мировых и внутренних факторов в дина­мике данных стран);

е) основные исторические задачи (преемственность, национальная общность и проч.).

На основе предложенной методологии сравните процессы по­литической модернизации в России, Турции и Чили.

  1. 26.  Как утверждает американский политолог Ф. Шмиттер, сегод­ня «не идет речь о простом выборе между регрессом к автократии и прогрессом к демократии, поскольку в наличии имеются, по крайней мере, еще две альтернативы: 1) возникновение гибрид­ных режимов, сочетающих в себе элементы автократии и демо­кратии; и 2) существование стойких, но не утвердившихся демо­кратий».

Приведите примеры стран, где реализуются указанные две альтернативы (варианты диктобланды, демократуры и «неутвер­дившихся демократий»).

  1. 27.  Извечная российская проблема — ускоренная модерниза­ция, порождающая «параллельную» архаизацию.

Проанализируйте этот феномен на материале современной российской истории.

  1. 28.  Формирование прочного гражданского мира в условиях пере­хода к демократии, по мнению испанского политолога Р. Котарело, обеспечивается «тремя консенсусами». «Первый консенсус: соглашение относительно прошлого»; «второй консенсус: установление временных норм для обсуждения, в атмосфере свобо­ды, норм окончательных»; «третий консенсус: окончательное определение правил игры нового режима».