Файл: Практикум по политологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 9053

Скачиваний: 51

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Мотивация власти и тип личности*

Дискуссия. Альтернативы развития современной российской элиты и их последствия

Тест. Лидер

Тема 7 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Деловая игра. Экспертная оценка уровня политической стабильности

Тема 8

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Историческая эволюция советского политического режима и его классификации*

Дискуссия. Демократия — будущее человечества или явление западной цивилизации?

Тема 9 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Контрольные задания, вопросы, тесты

Деловая игра. Технология избирательной кампании

Тема 10 ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Права человека

Тема 11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Учебная игра. Идейно-политические ориентации российских партий

Тема 12 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Альтернативы развития российской политической культуры

Тема 13 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Концепции политического участия. Что удалось объяснить?

Тема 14 СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Какая идеология нужна России?

Тема 15 ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Деловая игра. Анализ сценариев политического развития России

Тема 16 ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Проблемы перехода к демократии в полиэтническом обществе

Тест. Черты, предрасполагающие к конфликтам

Тест Томаса

Тема 17ГЕОПОЛИТИКА

Контрольные вопросы, тесты, задания

Дискуссия. Место и роль России в современной геополитической картине мира

Тема 18ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Основные подходы к обеспечению безопасности*

Коллоквиум. Политика глобальной безопасности: цели и приоритеты

а) отсутствие реального разнообразия политических пристрастий общества;

б) односторонние преимущества в доступе к СМИ;

в) доминирование силовых методов регулирования конфликтов;

г) все перечисленные.

  1. Каковы манипулятивные возможности двухпартийной сис­темы?

а) избиратели голосуют за одну из ведущих партий из-за нежелания впустую тратить свой голос, вотируя за малочисленную партию;

б) избиратель голосует по принципу выбора меньшего из двух зол, как бы мирясь с изначальной возможностью искажения его подлинной политической воли;

в) при сохранении стабильных условий политического процесса обеспечиваются изменяющиеся интересы;

г) ни одна из названных.

  1. Каковы манипулятивные возможности атомизированной (мультипликативной) партийной системы?

а) чрезмерный и во многом искусственный разброс мнений;

б) дезориентация политических интересов избирателя;

в) возрастание роли случайных факторов и обстоятельств в по­литической жизни общества, обусловленное растерянностью избирателя из-за постоянного дробления политических сил;

г) полноценное представительство групповых политических интере­сов.

  1. Чем отличаются партии от других политических институтов?

  2. Чем различаются партийные системы Украины, России, Франции, Китая и США?

  3. Проанализируйте партийные ориентации украинского элек­тората (по материалам последних президентских выборов).

  4. Как, согласно принятой в политологии классификации, шло становление партий в СССР и затем в Украине?

а) ни в СССР, ни в современной Украине вообще нет политических партий в классическом понимании;

б) партии возникали как естественное выражение позиций социальных групп и слоев;

в) партии возникали как объединение вокруг созданной программы;

г) партии возникали как объединение вокруг лидера.

  1. Какие из суждений являются правильными?

а) все партии делятся только по классовому признаку;

б) все партии имеют индивидуальное фиксированное членство;

в) все партии имеют целью борьбу за государственную власть;

г) некоторые партии ограничивают свою деятельность только выбо­рами.

  1. Какое суждение является правильным?

а) во Франции существует многопартийная система;

б) в Индии существует однопартийная система;

в) в США существует многопартийная система;

г) в Германии существует двухпар­тийная система.

  1. Признаками политической партии являются: 1. Организаци­онная упорядоченность. 2. Наличие целей, связанных с властны­ми отношениями в обществе. 3. Наличие лидера. 4. Привержен­ность традициям.

а) 2,3;

6) 1,2,3;

в) 1,2;

г) 3,4.

  1. Классификация политических партий на кадровые, массовые и строго централизованные, исходящая из оснований и условий приобретения партийного членства, была разработана:


а) американским политологом Ч. Мерриамом в 40-е гг. XX в.;

б) итальянским социологом и политологом В. Парето в конце XIX в.;

в) французским теоретиком М. Дюверже в начале 60-х гг. XX в.;

г) немецким социологом М. Вебером в начале XX в.

  1. Идеологическая партия представляет собой:

а) организованную группу людей, ориентирующихся на практическую целесообразность действий;

б) организованную группу людей, ориентирующуюся на политическую платформу;

в) организованную группу людей, ориентирующуюся на ценности традиционного общества;

г) организованную группу людей, разделяющих определенные религиозные воззрения.

  1. В зависимости от участия в осуществлении власти партии подразделяются на:

а) оппозиционные и легальные;

б) правящие и оппозиционные;

в) правящие и нелегальные;

г) легальные и нелегальные.

  1. Назовите основной отличительный признак политической партии:

а) наличие программы;

б) социальная база;

в) притязание на политическую власть;

г) принцип демократического цент­рализма.

  1. Чем отличаются массовые партии от кадровых?

а) значительным числом членов;

в) преобладанием идеологической и воспитательной форм деятель­ности;

б) аморфным свободным членством;

г) опорой на профессиональных политиков и финансовую элиту.


  1. Назовите особую политическую науку, тематика исследова­ния которой — общественно-политические организации:

а) теология;

б) идеология;

в) партология;

г) фактология.

  1. Устойчивой тенденцией при переходе от тоталитарной к де­мократической системе является «атомизация» политического пространства. В России действует около 200 политических пар­тий и движений. Столько же было в Португалии после свержения диктатуры Салазара в 1975 г. Это явление вызвано в первую оче­редь:

а) бурным ростом политической активности снизу, когда самодостаточ­ной основой политической организации становится локальный круг единомышленников, друзей, коллег;

б) амбициями отдельных общественно активных личностей, «полити­ческих гладиаторов», добивающихся самореализации на политичес­кой арене;

в) массовой дезориентацией общества, утратившего цель и смысл свое­го существования как единого целого (что всегда характерно для его состояния при тоталитарном правлении) и пытающегося методом проб и ошибок обрести новые общественные идеалы.

  1. Чем обусловлена перспектива резкого сокращения числа партий и движений, участвующих в политическом процессе страны?

а) неизбежным объединением и слиянием родственных, близких по про­граммным требованиям партий; появлением нескольких массовых, четко организованных партий, постоянно ведущих партийную работу (пропаганду и агитацию) в обществе;

б) эта перспектива в принципе невозможна в демократическом обще­стве, в котором новые «политические карлики» постоянно воспро­изводятся на политической сцене;


в) реальной борьбой за места в парламенте, вынуждающей многочис­ленные партии блокироваться, но только на период предвыборной кампании;

г) апатией масс, их нежеланием участвовать в политической жизни и ситуацией, при которой немногие политически активные люди при­соединяются к ограниченному кругу партий (как правило, радикаль­но противостоящих друг другу).

Учебная игра.
Идейно-политические ориентации российских партий

При подготовке игры следует попросить нескольких студентов познакомиться с программными документами партий, представля­ющих в России различные идейно-политические течения (напри­мер, КПРФ, ЛДПР и «Яблоко») и сопоставить их трактовку следу­ющих вопросов:

а) форма правления;

б) национально-государственное устройство;

в) формы собственности и механизмы хозяйствования;

г) права и свободы граждан;

д) социальная защита;

е) решение национальных проблем.

В ходе учебной игры «представители» конкретной партии кратко излагают ее платформу. Затем проводится анализ и обсуждение этих платформ. Студентам предлагается выяснить: что объединяет и разъединяет платформы этих партий? Какие возможны союзы и коалиции между ними?

Материал о партиях целесообразно представить в сообщениях в форме справок-«визиток» (краткая история эволюции партии, ха­рактеристика ее деятельности, сведения о лидерах и т.д.).

При организации учебной игры необходимо использовать как материалы периодической печати, так и литературу справочного ха­рактера.

Учебная игра завершается (уместнее в форме контрольного за­дания) заполнением студентами таблицы «Программные установки российских политических партий»:

Партия

Форма правления

Национально-государственное устройство

Экономичес­кая модель

Социальная защита

КПРФ

 

 

 

 

ЛДПР

 

 

 

 

«Яблоко»

 

 

 

 

 

 

 

 

Приведенная таблица поможет студентам сравнить програм­мные установки современных и дореволюционных российских пар­тий в переломные периоды истории

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, СООБЩЕНИЙ, РЕФЕРАТОВ

У истоков партологии: Дж. Брайс, Р. Михельс, М. Острогорский.

Партия как социальный и правовой институт.

Партии на выборах, в парламенте и правительстве.

«Железный закон олигархизации» Р. Михельса.

Оппозиция и ее роль в политической жизни.

Партийные ориентации российского электората.

Сравнительный анализ партийных систем в странах СНГ.

Сравнительная характеристика партийных систем в развитых и переходных об­ществах.

Электоральные стратегии российских партий.

«Смеховые» партии в России.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 11.

Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Рос­сийской Федерации: конституционно-правовая основа. М., 1996.


Партии и партийные системы современной Европы. М., 1994.

Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность (становление функционирование, развитие). М., 1996.

Россия: партии, выборы, власть / Под общ. ред. В.Н. Краснова. М., 1996.

Лапаева В.В. Становление российской многопартийности // Социс 1996 № 8.

Холодковский К. Политические партии России и выборы 1995—1996 гг. // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 2.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Тема XII.

Общая и прикладная Политология /Под общ. ред. В.И. Жукова Б И Красно­ва. М , 1997. Гл. XXVII.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. Гл. 15

Бейме К. Партии // Политология вчера и сегодня. М., 1992. Вып. 4.

Евдокимов В.Б. Политические партии в зарубежных странах: политико-пра­вовые аспекты. Екатеринбург, 1992.

Кисовская Н. Предприниматели и основные политические партии России (1991—1995) // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 3.

Кулик А. Посттоталитарные партии в политическом процессе: методология ис­следования // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 2, 3.

Пушкарева Г.В. Партии и партийные системы: концепция М. Дюверже // Со­циально-политический журнал. 1993. № 9.

Шмачкова Т.В. Теории коалиций и становление российской многопартийности (Методики рационализации политического процесса) // Полис. 1996. № 5.

Юдин Ю.А. Финансирование политических партий в зарубежных странах // Государство и право. 1996. № 4.

Партийно-политические элиты и электоральные процессы в России. М., 1996.


Тема 12
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Цель семинарского занятия: знакомство с феноменом политической культуры, изучение ее структуры и основных компонентов; определение роли политической культуры в политической системе; анализ основных типов политической культуры; характеристика политической социализа­ции, ее механизмов, моделей, этапов.

Основные понятия: политическая культура, типы политической куль­туры (патриархальная, подданническая, активистская), политический сте­реотип, политический миф, политический символ, гражданская культура, субкультура, политическая социализация, социализант, агент социализа­ции, агентуры социализации, ресоциализация, модели социализации.

План семинара

  1. Понятие и роль политической культуры.

  2. Структура политической культуры и ее типы.

  3. Политическая социализация.

Контрольные вопросы, задания, тесты

  1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

а) активистская политическая культура;

б) политический сте­реотип;

в) патриархальная по­литическая куль­тура;

г) политическая социа­лизация;

д) политическая куль­тура;

е) политический сим­вол;

ж) подданническая по­литическая куль­тура;

з) политический миф;

и) гражданская полити­ческая культура;

к) социализант;

л) гомогенная полити­ческая культура;

м) агентуры социализа­ции;

н) фрагментарная политическая культура;

о) агенты социализа­ции;

п) смешанная полити­ческая культура;

р) искусственно гомо­генная политичес­кая культура;

с) субкультура;

т) политическая идентификация.

    1. статичный образ, опирающийся на верова­ния и позволяющий упорядочить и интегри­ровать приводящие в смятение факты и со­бытия, структурировать видение коллек­тивного настоящего и будущего;

    2. совокупность ориентации граждан на ло­кальные ценности — общину, род, клан и т.п. и на конкретные личности, осуществляющие власть — вождей, шаманов, вое­начальников;

    3. упрощенное, схематическое, деформиро­ванное и ценностно-ориентированное пред­ставление о политических объектах;

    4. совокупность ориентации граждан, характе­ризующихся пассивным отношением к по­литической системе;

    5. знак, выполняющий коммуникативную функцию между личностью и властью;

    6. «смешанный» тип политической культуры, в котором преобладает политическая куль­тура участия;

    7. «совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной политичес­кой системы, субъективная сфера, обра­зующая основание политических действий и придающая им значение» (Г. Алмонд и Г. Пауэлл);

    8. процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества;

    9. совокупность ориентации граждан на актив­ное включение в политическую жизнь, воз­действие на политическую систему;

    10. объект социализации, тот, на кого направ­лено социализирующее воздействие;

    11. политическая культура, характеризующая­ся единством общества по основополагаю­щим ценностям и толерантностью;

    12. непосредственные субъекты политической социализации (преподаватели, журналис­ты, общественные деятели и др.);

    13. политическая культура, характеризующая­ся апатичностью и мобилизованным учас­тием;

    14. институты, осуществляющие процесс со­циализации (политические партии, сред­ства массовой информации, общественные организации, образовательные учреждения);

    15. политическая культура, характеризующая­ся конфликтной оппозиционностью различ­ных субкультур;

    16. политическая культура, характеризующая­ся наличием ценностных ориентаций, отли­чающихся от норм и ценностей существую­щего режима;

    17. система специфических политических ори­ентаций;

    18. ощущение принадлежности к определенной социальной группе, партии, чувство сопри­частности с ними.


  1. Какое из приведенных ниже определений политической куль­туры представляется вам наиболее подходящим и содержатель­ным?

а) «Политическая культура — это те элементы культуры, которые имеют отношение к правлению и политике» (Р. Такер).

б) «Политическая культура — это набор подходов, чувств и представ­лений, придающих упорядоченность и значение политическому про­цессу и обеспечивающих основополагающие, исходные положения и правила, которые определяют поведение в политической системе. Она включает как политические идеалы, так и ориентирующие нормы политического устройства. Политическая культура, таким образом, это проявление психологического и субъективного измере­ний в политике в агрегированной форме» (Л. Пай).

в) «Политическая культура — это система политических символов, включенная в более широкую систему, которую можно обозначить термином «политическая коммуникация» (Г. Дитмер).

г) «Политическая культура общества состоит из системы эмпирических убеждений, экспрессивных символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие. Она фор­мирует субъективную ориентацию на политику» (С. Верба).

д) «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной политической системы. Это субъ­ективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение. Указанные политические ориентации включают в себя несколько элементов:

    • познавательную ориентацию — истинное или ложное знание о политических объектах и идеях;

    • активную ориентацию — чувство связи, ангажированности, про­тиводействия и т.д. в отношении политических объектов;

    • оценочную ориентацию — суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование в отно­шении к политическим объектам и событиям оценочных крите­риев» (Г. Алмонд и Г. Пауэлл);

    е) «Политическая культура — это система исторически сложившихся, относительно устойчивых и репрезентативных («образцовых») убеждений, представлений, установок сознания и моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политичес­ких институтов и образуемой ими системы, проявляющихся в непо­средственной деятельности субъектов политического процесса, оп­ределяющих ее основные направления и тем самым обеспечиваю­щих воспроизводство и дальнейшую эволюцию политической жизни на основе преемственности» (Э. Баталов).

    1. Американский политолог Р. Такер приводит такой пример: в какой-то стране Х большинство граждан убеждены, что чиновни­ки, берущие взятки, ведут себя дурно. Между тем, несмотря на мнение большинства, чиновники продолжают собирать мзду. Что характеризует политическую культуру данной страны?