Файл: Практикум по политологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 8862

Скачиваний: 51

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Мотивация власти и тип личности*

Дискуссия. Альтернативы развития современной российской элиты и их последствия

Тест. Лидер

Тема 7 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Деловая игра. Экспертная оценка уровня политической стабильности

Тема 8

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Историческая эволюция советского политического режима и его классификации*

Дискуссия. Демократия — будущее человечества или явление западной цивилизации?

Тема 9 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Контрольные задания, вопросы, тесты

Деловая игра. Технология избирательной кампании

Тема 10 ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Права человека

Тема 11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Учебная игра. Идейно-политические ориентации российских партий

Тема 12 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Альтернативы развития российской политической культуры

Тема 13 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Концепции политического участия. Что удалось объяснить?

Тема 14 СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Какая идеология нужна России?

Тема 15 ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Деловая игра. Анализ сценариев политического развития России

Тема 16 ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Проблемы перехода к демократии в полиэтническом обществе

Тест. Черты, предрасполагающие к конфликтам

Тест Томаса

Тема 17ГЕОПОЛИТИКА

Контрольные вопросы, тесты, задания

Дискуссия. Место и роль России в современной геополитической картине мира

Тема 18ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Основные подходы к обеспечению безопасности*

Коллоквиум. Политика глобальной безопасности: цели и приоритеты

а) С. Липсету;

б) И. Шумпетеру;

в) А. Лэйну;

г) Ф. Шмиттеру.

  1. На каких социальных ценностях основывается институцио­нальная модель «интегративной демократии»?

а) политический торг между гражданами, преследующими свои интересы;

б) поиски общего блага в процессе общей дискуссии между правителями и гражданами;

в) порядок, основанный на истории, долге и разуме;

г) порядок, основанный на рациональности и обмене;

д) права человека как высшая ценность и критерий оценки политических институтов;

е) инструментальная оценка прав человека.

  1. Сформулируйте основные положения указанных в таблице теорий демократии.

    Теория демократии

    Основные положения

    Либеральная

     

     

    Плюралистическая

     

     

    Плебисцитарная

     

     

    Партисипаторная

     

     

    Элитарная

     

     

    Концепция полиархии Р. Даля

     

     

     

  2. Сравните политические режимы по следующим критериям:

    Критерии

    Тотали­таризм

    Автори­таризм

    Демо­кратия

    Степень политической свободы (наличие прав и свобод личности) 

     

     

     

    Степень принуждения и насилия 

     

     

     

    Принципы организации власти (разделение властей или концентрация, всеобщие выборы или закрытый способ формирования, двойственность властей перед законом)

     

     

     

    Место и роль государства

     

     

     

    Зрелость гражданского общества

     

     

     

    Наличие оппозиции, инакомыслия, многообразия идеологий или господство одной из них

     

     

     

    Существование конкурентной партийной системы или монополия одной партии 

     

     

     

  3. Опираясь на существующие классификации советского поли­тического режима в различные исторические периоды, дайте его развернутую характеристику.

Историческая эволюция советского политического режима
и его классификации*

Классификации


1929—1953


1956—1985


Первая

(олигархия — тирания)

 

Тирания

(правит один)

Олигархия

(правит группа)

Вторая

Умеренный— репрессивный (либеральный— террористический)

Репрессивно-террористический (массовый террор и репрессии)

Умеренно-репрессивный (репрессии против отдельных групп населения)

Третья

(авторитаризм—де­мократия)

Тоталитарный режим (почти тотальный контроль всех сфер общественной деятельности)

Авторитарно-тоталитарный режим (контроль значительной части общества)

* Цыганков АЛ. Современные политические режимы: структура, типология, динамика М., 1995 С. 152.


  1. Дайте развернутую характеристику гибридных режимов: диктократии, демократуре, делегативной демократии. Определите причины, способствующие их возникновению.

Дискуссия.
Демократия — будущее человечества или явление западной цивилизации?

В современной политологии порой высказываются сомнения от­носительно универсальности демократии и перспектив ее распро­странения в незападном мире. Прямо противоположной является точка зрения, согласно которой демократия является неизбежным итогом социально-экономического и политического развития. Аргументы и доводы сторонников обоих подходов приводятся в форме следующего диалога:

А.: «Демократия — лучший и наивысший тип политического ре­жима, это итог развития цивилизации. При демократии гарантиру­ются права человека, обеспечивается процветание и благосостоя­ние большинства общества. Я считаю, что, в конечном счете, к демо­кратии придут все народы, рано или поздно она утвердится во всех государствах».

Б.: «Мне кажется, вы слишком превозносите демократию. Она действительно обеспечивает защиту прав человека, но отнюдь не гарантирует благосостояния общества. Среди демократических го­сударств есть как экономически развитые, так и экономически от­сталые. Хочу также заметить, что демократические режимы впе­рвые сформировались в государствах, относящихся к западной цивилизации. В странах же незападного мира преобладают авторитар­ные режимы. Причем темпы их экономического развития значи­тельно превосходят темпы экономического роста демократических стран, а результаты весьма впечатляющи».

А.: «Думаю, что именно экономическое развитие и экономичес­кий рост приведут многие страны к демократии».

Б.: «Я не разделяю вашего оптимизма. Наряду с экономическими факторами на характер и природу политического режима также доказывают влияние социокультурные, цивилизационные факторы, традиции и менталитет общества. Неужели вы считаете, что демо­кратия может выжить в иной социокультурной среде?»

А.: «Итак, по-вашему, демократический путь для незападных стран невозможен? Какова же в этом случае судьба России?»

Б.: «Я только хочу сказать, что каждое государство вырабатыва­ет режим, который соответствует его социокультурным основам. Даже, если это и будет демократия, то ее черты, конфигурация, а может даже и механизмы, отнюдь не будут точными копиями запад­ных моделей. Что касается России...» (здесь разговор обрывается). Проанализируйте высказанные позиции. Сформулируйте свою точку зрения о перспективах развития демократии. Реально ли фор­мирование демократии в России?

ЛИТЕРАТУРА

Гаджиев К.С. Эпоха демократии? // Вопросы философии. 1996. № 9.

Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М., 1998.

Рыбкин И.П. Россия в XXI веке: демократия или диктатура? М., 1997.


Тихомиров Л. А. Критика демократии. М., 1997.

Липсет С.М., Сек К..М., Торрес Ч. Сравнительный анализ социальных условий, необходимых для становления демократии // Международный журнал социальных наук. 1993. №3.

Хайл Ш.С. Демократия и общество в развивающихся странах // Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1995. № 6.

Шмиттер Ф. Угрозы и дилеммы демократии // Век XX и мир. 1994. № 7—8.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ

Диктатура и демократия в античном мире.

Истоки тоталитаризма.

Феномен тоталитаризма в исследованиях западных и российских политологов.

Многоликий авторитаризм: основные разновидности авторитарного режима в современном мире.

Авторитаризм в странах Азии, Африки и Латинской Америки: природа и эволюция.

Авторитарная традиция в российской политической истории.

Концепции прямой и представительной демократии: сравнительный анализ.

Современные концепции демократии.

Необходимые и достаточные условия для возникновения и устойчивого развития демократии.

Теория полиархии Р. Даля.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Политология: Учебник для вузов // Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 8.

Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. М., 1994. Гл.2,4.

Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: Сравнительное исследование. М., 1997.

Унпелев А.Г. Политология: власть, демократия, личность. М., 1994. Ч. III, IV.

Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995.

Гуггенбергер Б. Теория демократии // Полис. 1991. № 4.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Белов Г.А. Политология. М., 1994. Гл. 6, § 6—8.

Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994. Гл. VI, § 1—5. Гл. VII.

Мухаев Р.Т. Политология. М., 1997. Тема IX.

Пугачев В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 1995. Гл. 9—11; 12, §1.

Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 1996.

Ковлер А. И. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века. М., 1997.

Соловьев Э.Г. Феномен тоталитаризма в политической мысли России и Запада. М., 1997.

Тоталитаризм в Европе XX века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М., 1996.

Актон Д. История свободы в античности // Полис. 1993. № 3.

Гаджиев К. С. Эпоха демократии? // Вопросы философии. 1996. № 9.

Каменская Г.В. Генезис идей демократии // Социс. 1994. № 4.

Хантингтон С. Будущее демократического процесса: от экспансии к консо­лидации // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 6.

Цыганков А.П. Между либеральной демократией и сползанием в авторита­ризм: предварительные итоги политического развития России, 1991—1996 гг. // Социально-политический журнал. 1997. № 1.

Шмиттер Ф. Угрозы и дилеммы демократии // Век XX и мир. 1994. № 7—8.

Эрме Г. Авторитаризм // Политология вчера и сегодня. М., 1991. Вып. 3.


Тема 9
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Цель семинарского занятия: знакомство с понятием избирательной системы; изучение основных типов избирательных систем; характеристика избирательного права и избирательных процедур; описание технологий избирательных кампаний.


Основные понятия: избирательная система, избирательное право, активное и пассивное избирательное право, избирательная процедура, куриальные выборы, референдум, избирательная кампания, электорат, политический маркетинг, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, смешанная избирательная система.

План семинара

  1. Понятие избирательной системы и основные виды выборов.

  2. Пропорциональная и мажоритарная системы голосования. Избирательная компания.

  3. Избирательная система и выборы в современной России.

Контрольные задания, вопросы, тесты

  1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соот­ветствуют друг другу:

а) референдум;

б) избирательная кам­пания;

в) электорат;

г) избирательное право;

д) мажоритарная изби­рательная система;

е) политический марке­тинг;

ж) избирательная про­цедура;

з)пропорциональная избирательная сис­тема;

и)куриальные выборы;

к) смешанная избира­тельная система;

л) избирательная сис­тема;

м) активное избира­тельное право;

н) пассивное избира­тельное право.

  1. комплекс мероприятий в области исследо­ваний политического рынка, по изучению поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выбо­рах;

  2. контингент избирателей, голосующих за какую-либо партию на выборах;

  3. избирательная система, при которой из­бранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство го­лосов;

  4. мероприятия государства по организации и проведению выборов;

  5. особый тип всенародного голосования, объ­ектом которого является не тот или иной кандидат, а какой-либо важный государст­венный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны;

  6. избирательная система, при которой голо­сование осуществляется по партийным спискам и распределение кандидатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов;

  7. порядок организации и проведения выбо­ров в представительные учреждения или индивидуального руководящего представи­теля (например, президента страны), за­крепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельнос­ти государственных и общественных орга­низаций;

  8. право гражданина выступать в качестве из­бираемого;

  9. участие в выборах избирателей, разделен­ных по национальному, профессионально­му и др. признакам;

  10. процесс выдвижения кандидатов в депута­ты, агитация за них, борьба за голоса и симпатии избирателей;

  11. право гражданина выступать в качестве из­бирающего;

  12. избирательная система, при которой одна половина кандидатов избирается по мажо­ритарному, а другая — по пропорциональ­ному принципу;

  13. совокупность юридических норм, регулиру­ющих участие граждан в выборах, органи­зацию и проведение последних, взаимоот­ношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва неоправдавших дове­рие избирателей выбранных представите­лей.


  1. Каким избирательным правом пользуется гражданин, пришед­ший в день голосования на избирательный участок?

а) активным избирательным правом;

б) пассивным избирательным правом;

в) и тем, и другим;

г) никаким.

  1. В стране Х избирательными правами пользуются граждане, имеющие определенные размеры доходов и собственности. К ка­кому виду относятся выборы, проводимые в данном государстве?

  2. Чем прямые выборы отличаются от косвенных?

  3. Современной формой непосредственной демократии является референдум. В какой стране состоялся первый в истории рефе­рендум?

а) Великобритания;

б) Швейцария;

в) США;

г) Франция.

  1. С какой целью в ряде стран устанавливается максимум пред­выборных расходов?

а) сэкономить бюджетные средства;

б) не допустить полного разорения кандидатов;

в) обеспечить равенство возмож­ностей кандидатов;

г) проконтролировать доходы кандидатов.

  1. Исследование политического рынка в период проведения из­бирательной кампании предполагает выделение сегментов элек­тората. Какие из указанных признаков являются наиболее важ­ными для выделения его сегментов?

а) демографические данные (пол, возраст);

б) уровень доходов;

в) семейное положение;

г) партийная идентификация;

д) эмоциональные ориентации;

е) религия;

ж) этнический состав.

  1. Представьте себе, что вы решили баллотироваться на выбо­рах. Ваш соперник — искушенный политик, длительное время находившийся у власти. Какую тактику вы изберете?

  2. Некоторые футурологи, отмечая высокие темпы развития ин­формационных технологий, предрекают в будущем введение ком­пьютерной системы голосования, при которой каждый избира­тель, используя глобальные сети, сможет голосовать, не выходя из собственного дома. Попытайтесь определить возможные «из­держки» и возможную «прибыль» такой системы.

  3. Сравните достоинства и недостатки мажоритарной и пропор­циональной избирательных систем. Заполните таблицу:

     

    Мажоритарная система

    Пропорциональная система

    Достоинства

    1.

    2.

    3.

    1.

    2.

    3.

    Недостатки

    1.

    2.

    3.

     

    1.

    2.

    3.

     

  4. Сравните избирательные системы в дореволюционной Рос­сии, Советском Союзе (70—80-е гг. ) и современной России по следующим параметрам:

а) избирательное право;

б) степень предвыборной конкуренции.

Попробуйте сформулировать тенденции развития избира­тельного права в российской политической истории.

  1. Какие из характеристик российского избирательного права закреплены в Конституции РФ (выберите из каждой пары один ответ)?

    1. а) всеобщее; б) косвенное;

    2. а) куриальное; б) равное.

  1. С какого возраста граждане Российской Федерации обретают избирательные права?

а) с 16 лет;

б) с 18 лет;

в) с 21 года;

г) после выхода на пенсию;