ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 9090
Скачиваний: 51
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Контрольные вопросы, задания, тесты
Мотивация власти и тип личности*
Дискуссия. Альтернативы развития современной российской элиты и их последствия
Тема 7 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Контрольные вопросы, задания, тесты
Деловая игра. Экспертная оценка уровня политической стабильности
Контрольные вопросы, задания, тесты
Историческая эволюция советского политического режима и его классификации*
Дискуссия. Демократия — будущее человечества или явление западной цивилизации?
Контрольные задания, вопросы, тесты
Деловая игра. Технология избирательной кампании
Тема 10 ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Тема 11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Учебная игра. Идейно-политические ориентации российских партий
Тема 12 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Дискуссия. Альтернативы развития российской политической культуры
Тема 13 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Дискуссия. Концепции политического участия. Что удалось объяснить?
Тема 14 СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Дискуссия. Какая идеология нужна России?
Тема 15 ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Деловая игра. Анализ сценариев политического развития России
Тема 16 ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Дискуссия. Проблемы перехода к демократии в полиэтническом обществе
Тест. Черты, предрасполагающие к конфликтам
Контрольные вопросы, тесты, задания
Дискуссия. Место и роль России в современной геополитической картине мира
Тема 18ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА
Контрольные вопросы, задания, тесты
Основные подходы к обеспечению безопасности*
Коллоквиум. Политика глобальной безопасности: цели и приоритеты
д) с рождения.
-
По какой избирательной системе осуществляются выборы в Государственную Думу?
а) по мажоритарной;
б) по пропорциональной;
в) по смешанной.
15. Вы решили выдвинуть свою кандидатуру на выборах в Государственную Думу. Какое количество подписей вам необходимо собрать, чтобы зарегистрироваться в качестве кандидата?
а) 100 тысяч;
б) 200 тысяч;
д) 1 миллион. 300 тысяч;
г) 500 тысяч;
Достаточно ли для регистрации кандидата собрать нужное количество голосов в одном или двух регионах?
16.Укажите минимальное количество субъектов Федерации, в которых группа, выдвинувшая кандидата в депутаты, должна собрать необходимое количество подписей для его регистрации.
-
Обладаете ли вы в настоящий момент правом быть избранным Президентом Российской Федерации?
-
Может ли Президентом России стать гражданин другого государства?
-
Представьте, что вы баллотируетесь в депутаты Государственной Думы. За вас проголосовало 49% избирателей вашего избирательного округа. Ваши конкуренты получили соответственно — 31, 10, 5, 3 и 2% голосов. Можно ли вас поздравить с избранием?
-
Вы пришли на свой избирательный участок в день голосования исполнить гражданский долг и отдать голос за выбранного вами кандидата. По какому документу, удостоверяющему вашу личность, вы можете получить бюллетень?
а) по водительским правам;
б) по студенческому билету;
в) по читательскому билету библиотеки;
г) по общегражданскому паспорту;
д) по военному билету военнослужащего запаса;
е) по заграничному паспорту;
ж) по справке формы № 9, заверенной органами внутренних дел.
-
Предположим, вы пришли на свой избирательный участок в день голосования. Ваши документы, удостоверяющие личность, в порядке, но член участковой избирательной комиссии не обнаруживает вашу фамилию в списке избирателей. Как в таком случае следует поступить?
а) уйти, не проголосовав;
б) написать жалобу в Центральную избирательную комиссию;
в) потребовать внести вашу фамилию в дополнительный список голосующих;
г) устроить митинг протеста.
-
Вы получили бюллетень, но по ошибке поставили отметку против фамилии того кандидата, за которого не собирались голосовать. Как в таком случае следует поступить?
а) оставить все как есть, опустить бюллетень в избирательную урну;
б) в письменной форме сообщить в бюллетене о своей ошибке и опустить его в избирательную урну;
в) порвать бюллетень и уйти, не проголосовав;
г) обратиться в участковую избирательную комиссию с просьбой выдать новый бюллетень взамен испорченного;
д) неправильно заполненный бюллетень унести с собой в кармане.
-
Представьте себе выборы, проходящие по олимпийской системе, в которых борьбу между собой ведут три кандидата: К, Р, Т. Известно, что избиратели симпатизируют К больше, чем Р (К > Р), а Р предпочитают больше Т (Р > Т), но в то же самое время Т предпочтительнее К (Т > К). К > Р > Т > К.
В первом туре выборов встречаются кандидаты К и Р. Победу одерживает К.
Во втором туре состязаются Р и Т. Побеждает Р.
В заключительном туре борьба разворачивается между Т и К. Большинство голосов получает Т.
Но если по окончанию выборов спросить избирателей, то можно услышать, что они предпочли бы видеть депутатом К. Таким образом, избран далеко не тот кандидат, которого желали бы видеть депутатом избиратели. Этот парадокс был описан еще в XVIII в. французским академиком Кондорсе. Можно ли логическим путем разрешить данный парадокс? Как организовать выборы, чтобы избежать парадокса Кондорсе? Почему опросы типа «Кто из двух кандидатов кажется Вам наиболее предпочтительными» только запутывают, а не проясняют картину реальных симпатий избирателей?
-
Предположим, что предвыборная борьба осуществляется между тремя кандидатами: А, Б и В. Соотношение голосов выглядит следующим образом: А — 120, Б — 119 и В — 100. При этом:
а) одна половина электората В может проголосовать за А, а другая — за Б;
б) электорат А не проголосует за Б;
в) электорат Б не проголосует за А.
В таком случае, если во второй тур проходят кандидаты А и Б, то каждый из них в дальнейшем получает дополнительно по 50 голосов электората В.
А: 120+50=170
Б: 119+50=169
В конечном итоге побеждает А с перевесом в 1 голос.
На следующих выборах А, желая получить больший отрыв от Б, проводит более активную избирательную кампанию и «забирает» от Б в первом туре 40 голосов.
Таким образом, в первом туре А получает 120+40=160 голосов.
Б — 119 - 40=79 голосов
В — 100 + 0=100 голосов
Во второй тур проходят А и В. Но мы помним, что электорат Б (а он составляет 79 голосов) не проголосует за кандидата А. Он отдает свои голоса кандидату В. Таким образом В присоединяет к своему электорату (100 голосов) электорат Б (79 голосов) и побеждает.
А — 160 голосов
В—179 голосов (100+79)
Покажите, в чем заключается ошибка кандидата А? Каким образом должен был построить свою кампанию А, чтобы избежать подобного поворота событий?
-
В политической науке известна теорема Гиббарда — Сэттертуэйта, которая звучит следующим образом: «Если кандидатов не менее трех, то единственным неманипулируемым правилом голосования является диктаторское» (диктаторской считается избирательная система, при которой результат голосования зависит от одного голоса). Попытайтесь доказать или опровергнуть данную теорему.
-
Французский политолог М. Дюверже сформулировал «три социологических закона» взаимосвязи партийной и избирательной систем. Их основные положения таковы:
— пропорциональная избирательная система обусловливает возникновение и существование многопартийной системы, характеризующейся автономностью партий и их жесткой структурой;
— абсолютная мажоритарная система влияет на формирование многопартийной системы, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к поиску консенсуса и компромисса;
— относительная мажоритарная система порождает двухпартийную систему.
Попытайтесь объяснить характер взаимосвязи между различными избирательными и партийными системами. Приведите известные вам примеры, подтверждающие эти законы.
Деловая игра.
Технология избирательной
кампании
Игра тщательно готовится участниками заранее. В ней принимают участие 30—40 человек. Время проведения игры 90 минут. Формируются 3—4 команды — «партии» по 4—5 человек. «Беспартийные» учащиеся образуют «электорат». Задача «партий» — привлечь на свою сторону как можно больше «избирателей». Каждая «партия» определяет свою политическую «нишу», идейно-политическую платформу и готовит «предвыборную программу». Игра состоит из 5 блоков.
Блок 1 (организационный). Каждая команда создает штаб избирательной кампании, разрабатывает его структуру и распределяет функции между его структурными единицами. Структура каждого штаба изображается графически и комментируется устно одним из игроков команды. Каждая команда представляет свой план и график проведения избирательной кампании (на 17 недель), в котором подробно и последовательно указываются все мероприятия предвыборной кампании.
Блок 2 (подготовительный). Каждая команда накануне игры проводит исследование «политического рынка». Объектами изучения являются социально-экономические параметры различных групп избирателей (доход, образование, профессионально-квалификационный уровень), демографические показатели (пол и возраст избирателей), социальные признаки (принадлежность к классу или социальной группе, традиции и образ жизни), поведенческие характеристики электоральных групп (доверие к партии, доминирующие нормы политической культуры, склонность к политическому участию). В результате создается «карта» электората, определяйся его основные сегменты, сторонники, противники и колеблющиеся группы электората. Определяются основные конкуренты, их сильные и слабые стороны.
Блок. 3 (имиджелогия). Каждая команда формирует имидж своего кандидата, исходя из представлений об основных сегментах политического рынка, основных потребностях и интересах избирателей. Разрабатываются различные методы предвыборной агитации. Один кандидат от каждой «партии» в течение 3 минут выступает по «телевидению», в течение 2—3 мин отвечает на вопросы телезрителей» и заявления оппонентов. Все участвующие в игре группы выпускают по экземпляру агитационной «листовки». При продвижении политического имиджа могут быть «проиграны» такие формы его актуализации, как «выступление на митинге», встреча с избирателями». Также определяются другие формы работы с избирателями.
Блок 4 (последний этап). Состязающиеся группы проводят опрос среди «электората», в ходе которого определяются политические предпочтения и намерения принять участие в выборах. Каждая команда получает последнюю возможность сделать заявление накануне «выборов» в течение 2 мин.
Блок 5 (выборы). Из числа наблюдающих формируется «избирательная комиссия» и определяются наблюдатели от «партий». Затем осуществляется «голосование» и «подсчет» голосов.
Результаты игры подсчитываются в баллах.
Блок 1 — от 0 до 5 баллов;
Блок 2 — от 0 до 7 баллов;
Блок 3 — от 0 до 7 баллов;
Блок 4 — от 0 до 5 баллов;
Блок 5 — от 0 до 12 баллов.
а) 12 баллов за 1-е место на «выборах»;
б) 9 баллов за 2-е место на «выборах»;
в) 6 баллов за 3-е место на «выборах»;
г) 3 балла за 4-е место на «выборах».
Полученные баллы суммируются. Таким образом, учитываются не только «победа на выборах», но и умение грамотно провести избирательную кампанию.
ЛИТЕРАТУРА
Гоулд Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании // Полис. 1993. № 4.
Гринберг Т.Э. Политическая реклама: Портрет лидера. М., 1995.
Жмыриков А.Н. Как победить на выборах. Обнинск, 1995.
Зотова З.М. Избирательная кампания: технология организации и проведения. М.,1995.
Избирательные кампании: подготовка, организация, проведение. М., 1995. Как победить на выборах. Опыт и методология восьми успешных избирательных кампаний в России. М., 1995.
Ковлер А.И. Основы политического маркетинга: (Технология и организация избирательных кампаний). М., 1993
Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М., 1995.
Коноплин Ю.С. Маркетинговый анализ политического рынка и формирования политического товара. М., 1995.
Митрохин В.И. Россия: власть, президент, выборы. М., 1996.
Левчик Д.А. Митинг как форма предвыборной борьбы // Социс.1995. № 11.
Левчик Д.А. Основные элементы актуализации имиджа кандидата в депутаты в ходе подготовки и проведения избирательной кампании //Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1995. № 2.
Левчик ДА. Особенности подготовки и проведения избирательной кампании «от двери к двери» // Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1995. № 3.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ
Ретроспективный и сравнительный анализ избирательных систем.
Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы: «плюсы» и «минусы».
Порядок проведения и организация референдума в демократических странах.
Политический маркетинг.
Технология проведения избирательной кампании.
Основные способы формирования политического имиджа кандидата в депутаты.
Финансирование избирательных кампаний.
Избирательное право и избирательная система в современной России.
Взаимосвязь избирательных и партийных систем.
Парадоксы Кондорсе и Эрроу.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М.,1999. Гл. 9.
Автономов А.С. Основные категории и институты избирательного права. М., 1995.
Автономов А.С.. Морозова Б.Г. Избирательная кампания. М., 1995.
Избирательные системы и наблюдение за выборами. М., 1995.
Лейкман Э., Ламберт Дж. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательной систем. М., 1958.
Лысенко В.И. Выборы в представительные органы в новой Европе: политический опыт и тенденции 80—90-х годов. М., 1994.
Никитин. А.Ф. Избирательное право. Избирательный процесс. М., 1996.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994. Гл. V, § 6—8. Общая и прикладная политология / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997. Гл. XV, LV.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. Гл. 22.
Алексеров Ф., Ортешук П. Выборы, голосование, партии. М., 1995.
Выборы. Федеральное законодательство. М., 1996.
Постников А.Ж. Избирательное право России. М., 1996.
Степанков И.М., Аверин Ю.П., Розенталь Э.И. Избирательная кампания: стратегия, тактика, психологические аспекты. М., 1995.
Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М., 1993.
Холодковский К.Г. Как выбирают парламент в странах Европы, Америки, Азии... М., 1993.
Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг, или как «продать» вождя // Полис. 1997. № 5.
Мерло П. Избирательные кампании и проблемы их подготовки: «равное игровое поле» и демократические выборы // Полис. 1995. № 4.
Мерфин Р. Технология избирательной кампании в США// Полис. 1991. № 3.
Комаровский К.С. Демократия и выборы в России: теория и история вопроса // Социс. 1996. № 6.
Собянин А., Суховольский В. Как организовать контроль на выборах? М., 1995.
Таагепера Р., Шугарт М.С. Описание избирательных систем // Полис. 1997. № 3
Тема 10
ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Цель семинарского занятия: ознакомление с основными трактовками государства; рассмотрение форм государственного устройства и правления; знакомство со спецификой деятельности государственных институтов власти при различных формах правления; усвоение основных положений теории правового и социального государства; характеристика прав человека; содержательный анализ принципа разделения властей.
Основные понятия: государство, суверенитет, форма государственного устройства, форма правления, федерация, конфедерация, унитарное государство, президент, правительство, парламент, суд, сецессия, монархия, республика, правовое государство, права человека, разделение властей, социальное государство.
План семинара
-
Понятие государства и его функции.
-
Формы государственного устройства и формы правления.
-
Государственные институты власти Российской Федерации.
-
Основные принципы правового и социального государства.
Контрольные вопросы, задания, тесты
-
Укажите, какие из приведенных понятий и определений соответствуют друг другу:
а) федерация;
б) суверенитет;
в) государство;
г) конфедерация;
д) форма правления;
е) унитарное государство;
ж) форма государственного устройства;
з) парламент;
и) суд;
к) сецессия;
л) монархия;
м) субъект Федерации;
н) республика;
о) импичмент;
п) право вето;
р) правительство;
с) разделение властей;
т) Федеральное Собрание;
у) правовое государство;
ф) социальное государство.
-
представительный и законодательный орган власти;
-
независимость и верховенство государственной власти;
-
особая форма организации политической власти, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом;
-
форма правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением;
-
процесс отделения, выхода из состава государства какой-либо его части;
-
форма государственного устройства, характеризующаяся высокой степенью централизации власти и отсутствием политической самостоятельности административно - территориальных образований;
-
административно-территориальное образование, обладающее ограниченными политическими правомочиями;
-
структура высших органов государственной власти;
-
форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства административно-территориальные образования обладают ограниченной юридической и политической самостоятельностью;
-
форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследования;
-
политический институт, выполняющий исполнительские функции;
-
высший орган представительной и законодательной власти Российской Федерации;
-
отстранение президента от должности на основании выдвинутых против него обвинений;
-
форма государственного устройства, представляющая собой союз суверенных государств;
-
тип государства, в котором осуществляется верховенство правового закона, гарантированы права человека и осуществляется разделение властей;
15) административно-территориальная организация государства, система взаимоотношений высших государственных и региональных органов власти;
-
политический институт, выполняющий функции контроля за соблюдением законов;
-
право президента отклонить принятый парламентом закон;
-
институциональное распределение полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти;
-
государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования для каждого гражданина.