ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 9042
Скачиваний: 51
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Контрольные вопросы, задания, тесты
Мотивация власти и тип личности*
Дискуссия. Альтернативы развития современной российской элиты и их последствия
Тема 7 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Контрольные вопросы, задания, тесты
Деловая игра. Экспертная оценка уровня политической стабильности
Контрольные вопросы, задания, тесты
Историческая эволюция советского политического режима и его классификации*
Дискуссия. Демократия — будущее человечества или явление западной цивилизации?
Контрольные задания, вопросы, тесты
Деловая игра. Технология избирательной кампании
Тема 10 ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Тема 11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Учебная игра. Идейно-политические ориентации российских партий
Тема 12 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Дискуссия. Альтернативы развития российской политической культуры
Тема 13 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Дискуссия. Концепции политического участия. Что удалось объяснить?
Тема 14 СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Дискуссия. Какая идеология нужна России?
Тема 15 ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Деловая игра. Анализ сценариев политического развития России
Тема 16 ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Дискуссия. Проблемы перехода к демократии в полиэтническом обществе
Тест. Черты, предрасполагающие к конфликтам
Контрольные вопросы, тесты, задания
Дискуссия. Место и роль России в современной геополитической картине мира
Тема 18ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА
Контрольные вопросы, задания, тесты
Основные подходы к обеспечению безопасности*
Коллоквиум. Политика глобальной безопасности: цели и приоритеты
По его мнению, во всех идеологиях можно обнаружить три постоянных элемента. Прежде всего это библейский миф о Моисее. Второй элемент — это догмат, дающий идеологии философское обоснование. И наконец, третий элемент — это определенный слой людей, класс, который призван воплотить идеологию в действие.
Во всех идеологиях Л. Фойер находит одни и те же структуры, которые лежат в основе библейского мифа о Моисее — освободителе израильтян из египетского плена. Все они заключают в себе некое глобальное представление о миссии избавления и раскрепощения.
Смысл закона «генерационной волны» состоит в том, что каждое очередное поколение (генерация) ищет новую идеологию. Это и есть начало новой генерационной идеологической волны. Как явление, в своих истоках генерационная идеологическая волна прогрессивна, она возникает «слева», опирается на «левые» силы. Затем движение идет к «центру», завершается «волна» «поправением» уже повзрослевшего молодого поколения.
Суть же «закона крыльев» заключается в том, что одна и та же философская идея в своем развитии проходит различные политические и социальные стадии — «слева направо» или наоборот, т.е. обслуживает разные политические и социальные силы.
На материале идеологий либерализма и консерватизма попытайтесь проиллюстрировать законы функционирования идеологии, сформулированные Л. Фойером.
-
31. В политологической литературе «фашизм» трактуется как...
а) реакция в большинстве европейских стран против общей тенденции осуществления идеалов, унаследованных от философии просвещения, фашизм — «нравственная болезнь» Европы;
б) форма антипролетарской реакции, выражающая противоречия монополистического капитализма и империализма;
в) один из ответов на проблемы индустриализации;
г) девиантная (отклоняющаяся) и садомазохистская реакция на отчуждение в современном обществе, на сексуальное и властное подавление;
д) форма тоталитаризма.
Проанализируйте предложенные трактовки фашизма. В чем, на ваш взгляд, заключается «живучесть» фашистской идеологии?
-
32. По мнению американского ученого Д. Белла, «все идеологии обречены на саморазрушение. Идеология — это отчужденная жизнь, застывшая пародия на реальность... Идеология — слово падшее — теперь таится в полумраке. Там же, где пребывает грех».
Другой же американец, экономист и социолог У. Ростоу утверждает, что движущей силой развития общества всегда выступает мировоззрение.
Сравните эти два утверждения. Приведите аргументы «за» и «против».
Дискуссия. Какая идеология нужна России?
Идеология: «Национальная»? «Общенациональная»? «Государственная»? Каковы реальные слагаемые интегративной идеологии? (Анализ слагаемых этой идеологии: взаимодействие демократии и патриотизма, «постиндустриалистская траектория», геополитические измерения проблемы и др.)
Имеет ли сегодня в России любая из классических идеологий шансы на единичную победу? Может ли таковой быть социализм (даже если он откажется от своих фундаменталистских форм) в силу мощного вызова со стороны либерализма с его пиететом к личностному раскрепощению? Либерализм — в стране с устойчивым этно-социальным архетипом, традиционно ориентированным на ценности коллективизма? Консерватизм, который в массовом сознании вообще ассоциируется с чем-то реакционно застойным? Каковы перспективы консолидированной идеологии в условиях «конца идеологий»? «Кто виноват?» — «косная русская почва, регулярно воспроизводящая деспотизм и рабство», или «западные проекты, навязывающие России инокультурные, а потому убийственные для нее рецепты»? Каковы параметры идеологии «врастания» России в постиндустриальное общество?
ЛИТЕРАТУРА
Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. М., 1995. Т. 1—3.
Рябов А. Интегративная идеология и модернизация современной России // Свободная мысль. 1992. № 15.
Коваленко В.И. Интегративная идеология в России: основания, проблемы, перспективы // Вести. МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1994. № 1.
Ильин В.В. Национально-государственная идеология — энтелехия отечественных реформ // Вестн. МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1994.№ 1.
Панарин А.С. Россия в поисках идеи: варианты цивилизационного выбора // Вестн. МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1993. № 5.
Мисюров Д.А. Какая идеология нужна России // Вестн. МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1996. № 2
Косолапов Н.А. Интегративная идеология для России: интеллектуальный и политический вызов // Вопросы философии. 1994. № 1.
Кара-Мурза А.А., Панарин А.С., Пантин И.К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития // Полис. 1995. № 4.
Балагушкин Е.Г. Новые религии как социокультурный и идеологический феномен // Общественные науки и современность. 1996. № 5.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ
Антиномия равенства и свободы в либерализме.
Особенности либерализма в России, характер его политической и идейной эволюции.
Неоконсерватизм: ценности, идеи, политика.
Интегративная идеология в России: основания, проблемы, перспективы.
Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития.
Сущность, цели и задачи политического манипулирования.
Специфика социал-демократической идеологии.
Национализм на пороге XXI века.
«Соборность» как парадигма политического сознания в России.
Трансформация идеологий в условиях новых информационных технологий.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 14.
Ланцов С.А. Идеология и политика социал-демократии. СПб., 1994.
Манхейм К. Диагноз нашего времени М., 1994.
РормозерГ., Френкин А.А. Новый консерватизм: вызов для России. М., 1996.
Сирота Н.М. Современные политические идеологии. СПб., 1995.
Юрьев А.И. Системное описание политической психологии. СПб., 1996.
Гарбузов В.Н. Консерватизм: понятие и типология (историографический обзор) // Полис. 1995. № 4.
Кутковец Т.И., Клямкин ИМ. Русские идеи //Полис. 1997. № 2.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. М., 1997. Тема XV.
Общая и прикладная Политология / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997.Гл.39,40.
Ачкасов В.А. «Взрывающаяся архаичность»: традиционализм в политической жизни России. СПб., 1997.
Зиновьев А. Запад. Феномен западнизма. М., 1994.
Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. М., 1995. Т. 1—3.
Либерализм в России. М., 1996.
Опыт русского либерализма. Антология. М., 1997.
Рормозер Г. Кризис либерализма. М., 1996.
Русская идея. М., 1992.
Современная социал-демократия: Словарь-справочник. М., 1990.
Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века. М., 1995.
Тема 15
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И
МОДЕРНИЗАЦИЯ
Цель семинарского занятия: проанализировать понятие и критерии политического развития; уяснить содержание и характер перехода от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии в контексте мирового опыта политической модернизации; рассмотреть тенденции и перспективы политической модернизации в современной России.
Основные понятия: политическое развитие, модернизация, политическая модернизация, «первичная» и «вторичная» («догоняющая») модернизация, контрмодернизация, постмодернизация, частичная модернизация, тупиковая модернизация, имитационная модернизация, «синдром развивающегося общества», переходный период, кризисы модернизации, «третья волна демократизации».
План семинара
-
Политическое развитие: понятие и критерии.
-
Сущность политической модернизации, ее критерии и типы.
-
Переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии: мировой опыт.
-
Тенденции и перспективы политической модернизации в современной России.
Контрольные вопросы, задания, тесты
-
1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
а) вестернизация;
б) «золотой закон» политического развития А. де Токвиля;
в) консолидация демократии;
г) политическое развитие;
д) традиционное общество;
е) модернизация;
ж) «вторичная» модернизация;
з) частичная модернизация;
и) структурная дифференциация;
к) «опекунская демократия»;
-
1) режим с конкурентными, формально демократическими институтами, находящимися под опекой аппарата;
-
2) копирование западных устоев во всех областях жизни;
-
3) период адаптации общества к новому демократическому механизму;
-
4) самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства;
-
5) один из критериев политического развития;
-
6) возрастание способности политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы для диалога между правительством и населением;
-
7) модернизация, основным фактором которой выступают социокультурные контакты отставших в своем развитии стран с уже существующими центрами индустриальной культуры;
-
8) общество, в основе которого лежат привычка, инерция, традиция;
-
9) модель модернизации, когда традиционность и рациональность как противоположные способы поведенческой ориентации человека и общества институализируются в рамках одного и того же общества;
-
10) переход от традиционного общества к современному
-
2. Назовите основные этапы эволюции теории политической модернизации. Как они связаны с историческим развитием мирового сообщества?
-
3. В чем заключаются особенности либеральной и консервативной моделей осуществления политической модернизации?
-
4. Какова роль политической элиты в осуществлении модернизации?
-
5. Чем модернизация отличается от вестернизации («возвращения» России в «европейский дом» и уподобления ее Западу)?
-
6. Имеют ли право незападные общества (российское в том числе) на творческую интерпретацию вызовов времени, на формирование собственных моделей, учитывающих «универсалии прогресса», но вместе с тем своеобразных, соотносимых с собственным наследием?
Проанализируйте проблему выживаемости и управляемости демократии в незападном мире. Каково соотношение национально-специфических и общих, интернациональных факторов в переходных процессах? Сводятся ли процессы, происходящие в экономических, социальных, политических и иных структурах различных регионов и стран современного мира, к вестернизации или механическому перенесению западных институтов, ценностей и идеалов? Совместима ли демократия с незападными культурами?
-
7. Насколько вписываются амбиции современной модернизации в общий климат постиндустриальной эпохи с ее экологическими и социокультурными самоограничениями?
-
8. Рассмотрите основные составляющие российской идентичности в контексте модернизации:
-
1) идентичность страны;
-
2) идентичность государства;
-
3) социальная идентичность;
-
4) идентичность идеологии.
-
9. Основываясь на опыте политических реформ в России, странах Восточной Европы и КНР, выясните, какие факторы определяют выбор политической модернизации и в какой степени от него зависит успех переходного процесса?
-
10. С чем связана большая или меньшая степень распространения эгалитарных ценностей в посттоталитарных обществах и как она влияет на динамику политической модернизации?
-
11. В чем вы видите причины современного кризиса российской государственности и каковы, на ваш взгляд, возможные пути его преодоления?
-
12. По мнению российского политолога А.С. Панарина, у российского общества нет будущего, если оно не преодолеет массовую деморализацию и не преобразует структуры потребностей. Достижение этой цели он усматривает не на пути слепого копирования политических и социальных ценностей современной западной («атлантической») цивилизации и, разумеется, не в приобщении к «восточному», азиатскому укладу, а в творческом освоении «евразийского пространства» на основе реализации самобытных социоисторических основ России. Значит ли это, что Россия обречена изобретать «велосипед», определяя иное направление и методы общественно-политического и социально-экономического развития на каждом переломном этапе своего исторического пути? Обоснуйте этот подход, аргументируйте свое отношение к нему.
-
13. Вступит ли Россия в XXI в. с демократией, обретя, наконец, искусство умерять (а не подавлять) общественные страсти, или же вновь сорвется в пропасть насилия и диктатуры?
-
14. Возможно ли формирование российской демократии как ценностной и политической основы сосуществования и соразвития многообразных идейно-политических течений? Возможен ли синтез демократической и державной идей в российском контексте?
-
15. Необходима ли России новая идеология как источник легитимации постсоветского развития?
-
16. Прокомментируйте высказывание французского ученого Г. Лебона, что наиболее консервативные по своей сути народы склонны к самым жестоким революциям.
-
17. В качестве одной из причин усиления консервативных настроений на заключительных стадиях революционного процесса политологи называют «феномен господина Журдена»: каждая революция имеет своих сторонников и противников, однако всегда приходит момент, когда в дело вступают «безразличные».
Охарактеризуйте механизм функционирования указанного феномена на примерах известных вам революций.
-
18. В российском обществе острые дискуссии вызывает вопрос о «самобытности» и подражательности» истории России. По мнению Т. фон Лауэ, Россия «была самой первой, самой драматичной и самой могущественной жертвой революции вестернизации, самым длительным экспериментом построения государственности в условиях отсталости и непосредственной близости к Западу. Ее судьба была определена не динамикой внутреннего обустройства — как в случае с Англией и Соединенными Штатами, а дезинтегрирующим вторжением внешних влияний на внутреннюю жизнь и на власть, всегда державшую инициативу в своих руках».
Постарайтесь сформулировать свою позицию по вопросу о соотношении «самобытности» и «подражательности» в политическом развитии России.
-
19. Одним из критериев политического развития выступает...
а) федеративное государственное устройство;
б) двухпартийная система;
в) структурная дифференциация;
г) президентская республика.
-
20. Классическая линейная модель демократизации характерна для...
а) Испании;
б) Турции;
в) Великобритании;
г) Заира.
-
21. Отличительным признаком современного общества является...
а) господство традиции над инновацией;
б) плюрализм возможностей и направлений развития;
в) циклический характер развития;
г) господство инновации над традицией.
-
22. Революционный вариант перехода к демократии был реализован в...
а) Испании;
б) Германии;
в) Португалии;
г) Японии.
-
23. «Конкурентная» модель перехода к демократии включает...
а) постепенную и последовательную либерализацию политического режима;
б) ресоциализацию населения;
в) резкую либерализацию;
г) аккуратный и контролируемый демонтаж ряда отживших институтов прежней системы при разумном воспроизведении сохранивших право на жизнь старых и конституировании новых демократических институтов.
-
24. В политической науке выделяются три модели перехода к демократии: эволюционная, революционная, военное завоевание. По какой модели осуществлялся переход в...
а) Португалии;
б) Греции;
в) Испании;
г) Германии;
д) Польше;
е) Японии;
ж) Венгрии.
-
25. При сравнении процессов политической модернизации в развивающихся странах и в посттоталитарной России можно выделить следующие общие параметры:
а) тип социума;
б) его состояние (исходная ситуация);
в)динамика(вектор изменений);
г) социальные и политические субъекты;
д) мировой контекст (механизмы его воздействия на «Третий мир» и Россию, баланс мировых и внутренних факторов в динамике данных стран);
е) основные исторические задачи (преемственность, национальная общность и проч.).
На основе предложенной методологии сравните процессы политической модернизации в России, Турции и Чили.
-
26. Как утверждает американский политолог Ф. Шмиттер, сегодня «не идет речь о простом выборе между регрессом к автократии и прогрессом к демократии, поскольку в наличии имеются, по крайней мере, еще две альтернативы: 1) возникновение гибридных режимов, сочетающих в себе элементы автократии и демократии; и 2) существование стойких, но не утвердившихся демократий».
Приведите примеры стран, где реализуются указанные две альтернативы (варианты диктобланды, демократуры и «неутвердившихся демократий»).
-
27. Извечная российская проблема — ускоренная модернизация, порождающая «параллельную» архаизацию.
Проанализируйте этот феномен на материале современной российской истории.
-
28. Формирование прочного гражданского мира в условиях перехода к демократии, по мнению испанского политолога Р. Котарело, обеспечивается «тремя консенсусами». «Первый консенсус: соглашение относительно прошлого»; «второй консенсус: установление временных норм для обсуждения, в атмосфере свободы, норм окончательных»; «третий консенсус: окончательное определение правил игры нового режима».