ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 9053
Скачиваний: 51
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Контрольные вопросы, задания, тесты
Мотивация власти и тип личности*
Дискуссия. Альтернативы развития современной российской элиты и их последствия
Тема 7 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Контрольные вопросы, задания, тесты
Деловая игра. Экспертная оценка уровня политической стабильности
Контрольные вопросы, задания, тесты
Историческая эволюция советского политического режима и его классификации*
Дискуссия. Демократия — будущее человечества или явление западной цивилизации?
Контрольные задания, вопросы, тесты
Деловая игра. Технология избирательной кампании
Тема 10 ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Тема 11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Учебная игра. Идейно-политические ориентации российских партий
Тема 12 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Дискуссия. Альтернативы развития российской политической культуры
Тема 13 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Дискуссия. Концепции политического участия. Что удалось объяснить?
Тема 14 СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Дискуссия. Какая идеология нужна России?
Тема 15 ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Деловая игра. Анализ сценариев политического развития России
Тема 16 ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Дискуссия. Проблемы перехода к демократии в полиэтническом обществе
Тест. Черты, предрасполагающие к конфликтам
Контрольные вопросы, тесты, задания
Дискуссия. Место и роль России в современной геополитической картине мира
Тема 18ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА
Контрольные вопросы, задания, тесты
Основные подходы к обеспечению безопасности*
Коллоквиум. Политика глобальной безопасности: цели и приоритеты
а) Т. Гоббса;
б) Дж. Локка.
На какой из них основывается концепция правового государства?
-
В политической и правовой науке существует подразделение прав человека на негативные и позитивные. Негативные права призваны обеспечить автономию личности, невмешательство государства в социальную и частную жизнь. Позитивные — призваны гарантировать права человека на какие-либо экономические или социальные ценности. Какие права из приведенного перечня можно считать негативными, а какие — позитивными?
а) право на жизнь;
б) право собственности;
в) право на труд;
г) право на свободу выражения мнений или свободу убеждений;
д) избирательное право;
е) право на честь и достоинство;
ж) право на образование;
з) право на демонстрации, митинги и шествия;
и) право на социальное обеспечение;
к) свобода совести.
Негативные права |
Позитивные права |
1. … |
1. … |
2. … |
2. … |
3. … |
3. … |
-
Используя текст Конституции Украины, определите содержание основных прав человека. Заполните таблицу.
Личные
(гражданские) права
Политические
Права
Социально-экономические права
1. …
1. …
1. …
2. …
2. …
2. …
3. …
3. …
3. …
-
Назовите основные цели и функции социального государства. Попытайтесь установить допустимую грань вмешательства государства в социальную и экономическую жизнь. Какие предпосылки необходимы для формирования социального государства?
Дискуссия.
Права человека
Проблема 1. Фундаментальнейшим правом человека является право на жизнь. Однако во многих современных странах сохраняется смертная казнь. Отношение к ней неоднозначно, существующие крайние позиции можно представить в виде дискуссии двух людей:
А: «Смертная казнь противоречит главному праву человека — праву на жизнь. Никто, включая и государство, не имеет права покушаться на человеческую жизнь. Поэтому смертная казнь в правовом государстве должна быть отменена».
Б: «Я согласен с тем, что право на жизнь носит фундаментальный характер. Я также согласен с тем, что права человека должны быть гарантированы государством. Однако смертная казнь применяется к тем лицам, которые сами нарушили права других людей. Совершая тяжкое преступление, человек тем самым ставит себя вне закона, он оказывается за гранью общества, морали, нравственности. Следовательно, к нему неприменимы, права человека. Преступление против жизни других людей должно караться самыми жестокими методами, вплоть до смертной казни. Смертная казнь человека, совершившего тяжелое преступление против жизни другого, — это восстановление справедливости и гарантия от подобных преступлений в дальнейшем».
А: «Прежде всего, я хочу заметить по поводу Вашего последнего тезиса о гарантиях против подобных преступлений. В странах, где по-прежнему существует и применяется смертная казнь, тяжелых преступлений против жизни, чести и достоинства человека совершается не меньше, чем в странах, где смертная казнь отменена. Теперь по поводу справедливости: возмездие — это еще не справедливость. Вводя смертную казнь, государство само преступает через права человека. Если сегодня государство не гарантирует право на жизнь, пусть даже самому отпетому преступнику, то завтра оно не гарантирует это право добропорядочному, законопослушному гражданину. К тому же, скажем прямо, следствие и правосудие иногда допускают ошибки. Известны случаи, когда по ошибке к смертной казни приговаривались лица, впоследствии оказавшиеся невиновными в совершении тяжких преступлений. Поэтому я делаю вывод, что государство во имя прав человека должно отказаться от смертной казни, заменив ее, скажем, пожизненным заключением».
Б: «Интересно получается. Смертную казнь Вы предлагаете отменить ради соблюдения прав человека. А пожизненное заключение разве не нарушает право человека на свободу? В конечном итоге, не кажется ли вам, что вы предлагаете заменить одно нарушение прав человека со стороны государства (смертную казнь) другим (пожизненным заключением)? А если, следуя Вашей логике, государство не должно нарушать права человека, то нужно вообще отменить всю пенитенциарную систему. К чему же мы тогда, в итоге, придем?»
Включитесь в предполагаемую дискуссию. Выскажите свое мнение. С чем вы согласны, а с чем — нет?
ЛИТЕРАТУРА
Отношение к проблеме смертной казни. М., 1994.
Сурова Л.Б. Проблема смертной казни в современном обществе // Государство и право. 1996. № 4.
Квашис В.Е. Смертная казнь в США // Государство и право. 1996. № 9.
Проблема 2. В конце 80-х гг. в связи с правом на жизнь достаточно неожиданно и остро встал вопрос о том, имеет ли человек право на смерть.
Прецедент А: Тяжело и неизлечимо больная женщина 65 лет, переносящая невыносимые страдания, в здравом уме и твердой памяти, обратилась к врачу с просьбой о прекращении жизни.
Прецедент Б: Приговоренный к пожизненному заключению за тяжкие преступления человек обратился в судебные инстанции с апелляцией об изменении приговора и замене пожизненного заключения смертной казнью.
Разберите отдельно каждый прецедент. А: имеет ли право врач удовлетворить просьбу своей пациентки? Б: имеет ли право суд удовлетворить апелляцию лица, пожизненно лишенного свободы?
ЛИТЕРАТУРА
Права человека и медицина. М., 1996.
Вулф С.М. Эвтаназия: не переходить границу // Человек. 1993. № 5.
Малеина М.Н. Уйти достойно // Человек 1993. № 2.
Гейлин М.Н., Касс Л.Р. и др. Врачи не должны убивать // Человек. 1993. № 2.
Проблема 3. В перечне прав человека в особую группу выделяются социально-экономические. Однако их трактовка неоднозначна. Согласно одной точке зрения, государство должно нести ответственность за осуществление этих прав. Суть другой в том, что государство лишь обозначает эти права, а ответственность за их реализацию несет сам человек. Поясним эти положения на примере дискуссии о праве на труд.
А: «Я считаю, что правовое государство должно обеспечить полную занятость, гарантировать каждому индивиду работу в соответствии с определенной профессией и ее достойное вознаграждение. В противном случае государство не может считаться правовым».
Б: «В условиях рыночной экономики стремление государства к обеспечению всеобщей занятости на практике означает финансирование убыточных предприятий, значительные финансовые расходы, которые неизбежно ведут к инфляции. Поэтому, провозглашая право на труд, государство не обязано стремиться к его осуществлению и обеспечивать каждого человека работой. Оно лишь гарантирует индивиду, что никто не может принудить его к подневольному труду либо запретить заниматься профессиональной деятельностью, если она не нарушает общественную безопасность и права других».
А: «Можно ли в таком случае утверждать, исходя из Ваших рассуждений, что безработица не является нарушением прав человека на труд?»
Б: «Правовое государство не может предотвратить безработицы, но оно должно обеспечить индивиду пособие по безработице, по мере возможности помочь получить ему новую, нужную для общества профессию, трудоустроиться. Государство не может брать на себя ответственность за судьбу человека. Поэтому отдельный трудоспособный гражданин должен сам проявлять активность, инициативу и предприимчивость, самостоятельно заботиться о реализации своего права на труд».
Какая из двух трактовок социально-экономических прав кажется вам более корректной? Как, в свете избранной вами точки зрения, можно трактовать право на образование, на отдых и др.?
ЛИТЕРАТУРА
Азаров А.Я. Права человека. Новое знание. М , 1995.
Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1996.
Права человека: История, теория и практика. М., 1995. Социальное государство и защита прав человека. М., 1994.
Гордон Л.А. Социально-экономические права человека: содержание, особенности, значение для России // Общественные науки и современность. 1997. № 2.
Кучуради И. Экономическое неравенство, права человека и свободный рынок // Вопросы философии. 1993. № 6.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ
Признаки государства и их трактовки.
Сравнительный анализ основных моделей федерации.
Федерализм: история и современные проблемы
Институт президентства в современном мире.
Представительные институты власти: функции и прерогативы.
Российская государственность: современные проблемы и перспективы.
Эволюция представительной власти в России.
У истоков теории правового государства.
Права человека: история и современность.
Механизмы защиты прав человека.
Состояние прав человека в современной России.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 10.
Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. М., 1994.Гл.3.
Боер В.Я. и др. Правовое государство: идея, концепция, реальность. СПб., 1996.
Поздняков Э.А. Философия политики. Ч. 1. М., 1994. Гл. II. Президент — Правительство — исполнительная власть: российская модель. М., 1997.
Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.
Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 1995.
Унпелев А.Г. Политология: власть; демократия, личность. М., 1994. Ч. VI. Гл. 1.
Тихомиров В.А. Государство на рубеже столетий // Государство и право. 1997. № 2.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
Гаджиев К..С. Политическая наука. М., 1994. Гл. IV. § 2—6.
Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Тема XI.
Багранджия Б.А. Российский федерализм: разграничение предметов ведения и полномочий // Социально-политический журнал. 1996. № 4.
Белов Г.А. Права человека. М., 1996.
Дмитриев В.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защита прав и свобод человека // Государство и право. 1997. № 8.
Зарубежный федерализм: организация государственной власти в субъектах Федерации. М., 1995.
Изензее И. Государство // Вестн. МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1992. № 6.
Котлевская И.В. Современный парламент // Государство и право. 1997. № 4.
Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. № 4.
Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России // Политические процессы в России в сравнительном измерении. СПб., 1997.
Михайловская И.Б. и др. Права человека и социально-политические процессы в России. М., 1997.
Права человека: история, теория и практика. М., 1995.
Современная российская модель разделения власти между федерацией и ее субъектами. М., 1996.
Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5.
Тема 11
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ
СИСТЕМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ДВИЖЕНИЯ
Цель семинарского занятия: изучение партий как политического института; выяснение места и роли партий в политической системе общества; типологизация и сравнительный анализ партийных систем; выявление специфических особенностей российской партийной системы.
Основные понятия: политическая партия, клиентела, протопартия, партология, «кадровые» и «массовые» партии, «системная» и «внесистемная» оппозиция, «закон олигархизации партий», партийная система, общественно-политическое движение, парламентская партия.
План семинара
-
Партия как политический институт.
-
Типология партий и партийных систем.
-
Политические партии России: происхождение, идейные ориентации, электорат.
Контрольные вопросы, задания, тесты
-
Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
а) партология;
б) политическая партия;
в) партийная система;
г) массовая политическая партия;
д) фракция;
е) тип партии;
ж) патронажная партия;
з) оппозиция;
и) многопартийная система;
к) идеологическая партия;
л) партийная система « поляризованного плюрализма».
-
прямые и косвенные проявления общественного инакомыслия и недовольства существующим режимом;
-
группа внутри партии, имеющая особенности и отличающаяся по идейным, организационным формам;
-
тип партии, являющийся продуктом всеобщего избирательного права;
-
механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление;
-
дисциплина, изучающая формирование и функционирование политических партий;
-
система существенных признаков политической партии, в которых выражаются социальная природа, идейная основа, главная социально-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности;
-
добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность, которой направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении;
-
партия, деятельность которой направлена на обеспечение представляемых политической властью преимуществ для лидера, его штаба и сторонников;
-
партийная система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов;
-
партийная система, для которой характерно наличие антисистемных партий, существование двусторонних оппозиций, поляризация как результат значительного идеологического размежевания;
-
партия, ориентированная, прежде всего на реализацию неких абстрактных принципов, обозначенных в ее программе.
-
На основе предложенных определений понятия «политическая партия» выявите основные цели, признаки и функции этого политического института:
а) «Партия представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствуясь некоторым специфическим принципом, относительного которого все они пришли к согласию» (Э. Берк).
б) М. Вебер считал партии «общественными организациями, опирающимися на добровольный прием членов, ставящих себе целью завоевание власти для своего руководства и обеспечение членами соответствующих условий (духовных и материальных) для получения определенных материальных выгод или личных привилегий либо того и другого одновременно».
в) «Политическая партия может быть определена как средство организации политической власти, которое характеризуется исключительно политическими функциями, стабильной структурой и членством, а также способностью доминировать в политической борьбе» (Ф. Сорауф).
г) «Партия (легальная) — это общественная организация, которая открыто, ставит своей целью установление или удержание контроля (чаще всего в коалиции) над ключевыми позициями в структурах государственной власти и управления через соревнование с другими партиями в электоральном процессе» (А.Н. Кулик).
д) «Партии — это организованные политические силы, объединяющие граждан одной политической тенденции для мобилизации мнения по определенному количеству целей и для участия в органах власти либо для ориентирования власти на достижение этих требований» (Ж.Л. Кермонн).
-
Каковы критерии деления партий на кадровые, массовые и универсальные? Назовите достоинства и недостатки каждого из указанных типов.
-
На основе известных вам исторических фактов определите различные пути формирования партий.
-
Проанализируйте влияние исторических, национально-культурных факторов, типа политического режима, государственно-административного устройства на содержание и формы функционирования партий и партийных систем?
-
Назовите страны, где существуют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы. От каких факторов зависит характер партийной системы?
-
Каковы условия существования двухпартийной системы?
а) конфронтация между двумя политическими партиями;
б) полное совпадение взглядов обеих партий;
в) наличие в обществе влиятельных политических партий, придерживающихся сходных взглядов и ценностей;
г) раскол общества на два противоположных лагеря.
-
Когда возникли массовые политические партии?
а) в конце XIX в.;
б) после Первой мировой войны;
в) в середине XVIII в.;
г) в древнем Риме.
-
Как немецкий политолог Роберт Михельс объясняет необходимость политической партии, каковы его аргументы? Что из заключений Р. Михельса о партиях начала XX в. подтвердилось историей, что нет? Что такое «железный закон олигархических тенденций»?
-
Заполните таблицу, использовав материал из книги Л.С. Санистебана «Основы политической науки»
Типы партий
Основные черты
Массовые
КадровыеПатронажные
Идеологические
Сословные и классовые
Консервативные Реформистские
Революционные
С индивидуальным членством
С коллективным членством
Харизматические Традиционные
Рациональные
Соревновательные
Монопольные
-
Используя таблицу, покажите взаимосвязь политических партий и заинтересованных групп, их отличия. Каковы средства воздействия заинтересованных групп на курс государственно-политических институтов и политических партий?
Критерии отличия
Партии
Заинтересованные группы
Главная цель
Завоевание власти для реализации определенного политического курса
Оказание влияния на политику
Состав
Люди с разнообразными интересами и
разными ориентирами
и установками
Люди, которые преследуют специфические для всех членов интересы и концентрируют внимание главным образом на одной или нескольких проблемах
Определение, формулировка политической позиции
Партия должна сформулировать такие политические позиции, которые носят общий характер; когда мнения избирателей резко расходятся, большинство кандидатов пытаются занять средние позиции, чтобы избежать риска потерять ту или иную значительную группу избирателей
Занимают четко выраженные позиции, объединяющие всех
членов данных групп
-
Дайте характеристику однопартийной, двухпартийной и многопартийной политических систем. Проведите сравнение различных партийных систем с точки зрения наличия или отсутствия политического соперничества, возможности выбора для избирателей, влияния на степень демократичности общества.
-
Почему, в силу каких факторов, причин в США сложилась двухпартийная политическая система? Чем вызвана и как функционирует многопартийная политическая система Италии? Проанализируйте многопартийную политическую систему на примере этой страны.
-
Каковы манипулятивные возможности однопартийной системы?