Файл: Практикум по политологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 9063

Скачиваний: 51

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Мотивация власти и тип личности*

Дискуссия. Альтернативы развития современной российской элиты и их последствия

Тест. Лидер

Тема 7 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Деловая игра. Экспертная оценка уровня политической стабильности

Тема 8

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Историческая эволюция советского политического режима и его классификации*

Дискуссия. Демократия — будущее человечества или явление западной цивилизации?

Тема 9 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Контрольные задания, вопросы, тесты

Деловая игра. Технология избирательной кампании

Тема 10 ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Права человека

Тема 11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Учебная игра. Идейно-политические ориентации российских партий

Тема 12 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Альтернативы развития российской политической культуры

Тема 13 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Концепции политического участия. Что удалось объяснить?

Тема 14 СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Какая идеология нужна России?

Тема 15 ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Деловая игра. Анализ сценариев политического развития России

Тема 16 ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Проблемы перехода к демократии в полиэтническом обществе

Тест. Черты, предрасполагающие к конфликтам

Тест Томаса

Тема 17ГЕОПОЛИТИКА

Контрольные вопросы, тесты, задания

Дискуссия. Место и роль России в современной геополитической картине мира

Тема 18ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Основные подходы к обеспечению безопасности*

Коллоквиум. Политика глобальной безопасности: цели и приоритеты

а) к усилению нестабильности;

б) к укреплению политической нестабильности;

в) к ускорению социально-экономического развития;

г) к смене политического режима.

  1. К каким политическим последствиям (с точки зрения стабильности/нестабильности) может привести усиление социальной фрустрации при низкой степени мобильности и невысоком уровне политической институционализации?

  2. Согласно исследованиям С. Липсета более активны (выберите один вариант ответа из каждой пары)...

    1. а) женщины; б) мужчины;

    2. а) лица среднего возраста; б) молодежь;

    3. а) менее образованные; б) более образованные.

  1. Почему лица с более высоким уровнем образования демон­стрируют большую политическую активность?

  2. Определите ряд причин, обусловливающих меньшее полити­ческое участие женщин по сравнению с мужчинами.

  3. Применима ли концепция постматериальных ценностей Р. Инглхарта для объяснения специфики политического участия в Украине?

  4. Сравните политическое участие при тоталитаризме и демо­кратии по следующим критериям:

а) уровень участия;

б) тип участия (преимущественно мобилизованный или автоном­ный);

в) возможные мотивы участия;

г) формы политического участия.

  1. Какие из типов политического поведения относятся к протестным?

а) политический хэппининг;

б) демонстрации;

в) электоральное участие;

г) лоббистская деятельность;

д) повиновение закону;

е) распространение политических анекдотов;

ж) подписание петиций;

з) митинги.

  1. Какие социальные условия могут способствовать нарастанию социального протеста?

а) стабильное социально-экономическое развитие;

б) резкий спад в экономике и кризис;

в) резкий подъем в экономике;

г) стабильно плохое положение в социально-экономической сфере.

Какие дополнительные условия необходимы, чтобы протест со­стоялся?

  1. Недовольство порождает протест у тех...

а) кто имеет достаточно ресурсов для влияния на власть;

б) чье положение стабильно остается плохим;

в) чье положение улучшилось;

г) чье положение внезапно ухудшилось;

д) чьи запросы и потребности возрастают быстрее, чем возмож­ности их удовлетворения;

е) кто более социально активен.

Выберите несколько вариантов ответа.

  1. Приведите примеры конвенциональных и неконвенциональных форм политического протеста.

  2. Характеризуя влияние относительной депривации на полити­ческий протест, А. Марш выдвинул ряд гипотез:

    1. протестный потенциал возрастает по мере роста относительной деп­ривации;

    2. протестный потенциал наблюдается в высокой степени у индивидов, у которых относительная депривация возрастает в течение послед­них пяти лет;

    3. протестный потенциал может быть высоким у тех индивидов, которые ожидают усиление относительной депривации за последующие пять лет;

    4. протестный потенциал будет усиливаться у тех, кто испытывал отно­сительную депривацию и ожидает ее усиление в течение последую­щих пяти лет;

    5. протестный потенциал будет наиболее высоким среди тех, кто ожидает резкое ухудшение своего положения по сравнению с настоящим.

Проверьте эти гипотезы с помощью известных вам фактов российской действительности. Какие из них подтверждаются в большей, а какие — в меньшей степени? Ощущаете ли вы лично возрастание относительной депривации? Сформулируйте ответы на следующие вопросы:


а) Стало ли материальное положение хуже того, чего вы, с вашей точки зрения, достойны?

б) Воспринимаете ли вы вопрос неравенства как нечто важное для вас?

в) Считаете ли вы правительство виновным в углублении неравенства?

г) Готовы ли вы выдвинуть обвинение против правительства в плохой работе?

Утвердительные ответы на все вопросы свидетельствуют о том, что у вас высокий уровень относительной депривации и вы­сокая степень готовности к протестным действиям.

  1. Сформулируйте несколько возможных причин и целей поли­тического протеста. Попробуйте разработать сценарий полити­ческого хэппенинга для выражения политического протеста.

  2. К какому виду можно отнести участие...

    1. под влиянием призывов политических лидеров;

    2. обусловленное личными интересами;

    3. из страха быть наказанным в противном случае;

    4. с целью выражения протеста и личного несогласия с политикой пра­вительства.

а) мобилизованное участие;

б) автономное участие.

  1. Какие цели преследуют следующие разновидности террориз­ма?

а) культуротворческий;

б) рациональный;

в) идеологический.

заставить органы власти выполнить опреде­ленные требования;

  1. разрушить основные нормы политической системы;

  2. возбудить общественное сознание с помо­щью кровавых акций.

  1. Какой из двух названных типов терроризма стремится к раз­рушению традиций и ликвидации исторической преемственнос­ти?

а) «национал-сепаратистский»;

б) «анархо-идеологический».

  1. Назовите основные причины, побуждающие отдельных индивидов участвовать в террористической деятельности.

  2. Объясните, почему политический терроризм является одним из тяжелейших политических преступлений.

  3. Укажите причины участия молодых людей в политике в каче­стве агитаторов, пропагандистов и доверенных лиц кандидатов в депутаты:

а) высокий интеллектуальный потенциал;

б) стремление компенсировать низкую самооценку;

в) рациональные интересы;

г) определенная политическая идентификация;

д) стремление повысить материальное благосостояние;

е) сублимация.

  1. Определите характер взаимосвязи между политической само­идентификацией населения и оценкой результатов реформ в Рос­сии.

  2. Проанализируйте результаты выборов в Государственную Думу 1995 г. Выделите и назовите основные сегменты россий­ского электората, его партийные предпочтения и идентификации. Какие социальные группы образуют выделенные вами сегменты?

  3. Назовите факторы, оказывающие решающее влияние на по­литические предпочтения российских избирателей:

а) уровень доходов;

б) особенности политической социализации и структура ценностных ориентаций;

в) партийная идентичность;

г) умело организованная избирательная кампания кандидата или пар­тии;

д) стремление сохранить существующий порядок и не допустить ради­кальных перемен;

е) депривация;

ж) ситуативные факторы (настроения, выплаты заработной платы и т.п.).

  1. Какие социальные группы российского общества демонстри­руют высокую социальную активность? В каких социальных слоях присутствует наибольшее количество абсентеистов?

  2. С помощью какой теории можно объяснить политическое по­ведение в современной России? Примените основные положения выбранной вами концепции к анализу российского политическо­го поведения.

  3. Попытайтесь сформулировать систему личных интересов, ко­торая могла бы побудить вас принять участие в избирательной кампании.

  4. Какую долю (примерно) в России составляет реформистски и оппозиционно настроенный электорат? О чем свидетельствует данное соотношение?

  5. Назовите политические партии и политических лидеров, ко­торые пользуются наибольшей поддержкой избирателей в вашем регионе. Попытайтесь определить мотивы электоральных предпочтений вашего региона. Сравните свои результаты с результа­тами ваших товарищей по учебной группе.

  6. Каким образом региональные различия влияют на электо­ральные предпочтения в Украине?

а) регионы, успешно адаптировавшиеся к социальным изменениям, вы­ражают свои предпочтения таким партиям, как _______________;

б) регионы, наиболее тяжело переживающие социально-экономичес­кий кризис, преимущественно голосуют за _______________;

в) аграрные регионы склонны оказывать поддержку ________________;

г) индустриальные регионы демонстрируют в большинстве случаев по­литические симпатии к _______________.

  1. Назовите регионы, традиционно голосующие за «левые» и за «реформистские» партии.

  2. Попробуйте определить в своей группе политическую иден­тификацию большинства. Раскройте причины выявленных элек­торальных предпочтений.

  3. Какие черты характерны для украинского электората?




а) электоральная активность возрастает с ростом доходов, образования и возраста;

б) отсутствие у значительной части избирателей партийных идентификаций;

в) электоральная активность убывает с ростом доходов, образования и возраста;

г) наличие устойчивых партийных идентификаций избирателей;

д) высокий удельный вес абсенте­истов;

е) мотивы, определяющие электоральные предпочтения, сформировались окончательно у большинства населения;

ж) в силу значительной политизации общества удельный вес абсентеистов низок;

з) структурирование групповых интересов еще не завершилось, но уже определяются их основные контуры;

и) групповые интересы четко структурированы и определяют пове­дение большинства избирателей. Объясните, почему в России не сложилась устойчивая пар­тийная идентификация избирателей. Влияет ли данное обстоя­тельство на характер и результаты избирательных кампаний?

  1. Почему крайне высокая и крайне низкая степень удовлетво­рения личных потребностей обусловливает абсентеистский тип поведения?

  2. Прокомментируйте слова испанского политолога Л. Санистебана о том, что «в политике не может быть невинного воздер­жания... Те, кто практикует абсентеизм, как правило, полагают, что они находятся вне политической жизни, «поверх» конфлик­тующих групп. Однако истина заключается в ином. Абсенте­изм — это также политическая позиция...»

Дискуссия.
Концепции политического участия. Что удалось объяснить?

В современной политической науке существует несколько кон­цепций, претендующих на объяснение и понимание причин полити­ческого участия (и прежде всего электорального).

    1. Значительную известность приобрела так называемая теория рационального выбора. Она строится на логическом допущении, что большинство индивидов стремится к рациональному поведе­нию. При этом рациональность не тождественна логичности. Осно­воположник этой теории Э. Даунс определяет рациональность как движение человека «к достижению своих целей таким путем, который, на его взгляд, требует наименьших возможных затрат редких ресурсов на единицу получаемого результата». Часть исследовате­лей трактует рациональность как принцип максимизации выгоды. Таким образом, политическое участие, с точки зрения сторонников данной теории, базируется на соотнесении издержек с получаемой от политического участия выгодой. В том случае, если выгода зна­чительно больше издержек, индивид проявляет политическую активность. Согласно адептам данной концепции, политика предстает как результат взаимодействия различных единичных интересов и воль. Ее единицей становится отдельный человек со своими инте­ресами и предпочтениями. Критики этой теории акцентируют вни­мание на том, что она базируется на абстрактных допущениях ста­бильности, последовательности и окончательной определенности предпочтений, в то время как в действительности индивиды прини­мают решения часто в быстро меняющихся условиях и под влияни­ем ситуативных факторов.

    2. В противоположность теории рационального выбора, «мичи­ганская модель» электорального участия в качестве первичной переменной политического поведения рассматривает партийную идентификацию избирателей. Именно она определяет отношение избирателя к серьезным политическим событиям и чувства, испы­тываемые к кандидатам. В свою очередь, партийная идентификация формируется через политическую социализацию, главным агентом которой является семья.

    3. Психологическая школа делает акцент на мотивах и установ­ках индивида. Соответственно ученые ориентируются на изучение психологических черт личности, ее эмоциональных, когнитивных и поведенческих характеристик. Цель изучения — выявление взаи­мосвязей установок и поведения личности, а основные методы изу­чения — социологические опросы, работа с фокус-группами, пси­хологические эксперименты.

    4. В рамках институционального подхода утверждается, что по­литическая активность зависит не от психологических характерис­тик личности, социального статуса, уровня образования, а от возможностей влияния избирателей на правительство, предоставляе­мое политическими институтами.


Рассмотрите названные выше концепции. Каковы их достоин­ства и недостатки? Какая из них может претендовать на объяснение широкого круга факторов, определяющих политическое участие? Выразите свое отношение к каждой из этих концепций. На основе, какой из них вы могли бы наиболее полно раскрыть причины поли­тического участия? Сопоставьте свою точку зрения с мнением уча­щихся вашей группы. Постарайтесь найти веские аргументы для обоснования своей позиции.

ЛИТЕРАТУРА

Гончаров Д.В. Теория политического участия. М., 1997.

Сергеева Е.Я. Российский электорат: проблема выбора и участия. М., 1996.

Грин Д.П., Шапиро И. Объяснение политики с позиций теории рационального выбора: почему так мало удалось узнать? // Полис. 1994. № 3.

Фармер М. Рациональный выбор: теория и практика // Полис. 1994. № 3.

Швери Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или эконо­мический империализм? // Вопросы экономики. 1997. № 7.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ

Концепции политического участия.

Абсентеизм как тип политического поведения.

Политический терроризм: сущность, типы, причины возникновения и средства борьбы с ним.

Основные факторы и причины политического протеста.

Сравнительный анализ политического участия в странах Запада и Востока.

Теория рационального выбора: обоснование и критика.

Политическое участие и проблема стабильности.

Основные тенденции электорального участия в России.

Политическая культура и политическое поведение.

Особенности политического участия молодежи.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 13.

Гончаров Д.В. Теория политического участия. М., 1997.

Афанасьев М.Н. Поведение избирателей и электоральная политика в Рос­сии//Полис. 1995.№ 3.

Колосов В.А., Туровский Р.Ф. Электоральная карта России: генезис, структу­ра и эволюция // Полис. 1996. № 6.

Марченко Г.В. Россия между выборами (Социополитический анализ и прогноз состояния электората) // Полис. 1996. № 2.

Назаров М.М. Политический протест: опыт эмпирического анализа // Социс. 1995.№ 1.

Фармер М. Рациональный выбор: теория и практика // Полис. 1994. № 3.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Белов ГА. Политология. М., 1994. Гл. 8, § 4; Гл. 9, § 2.

Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. Лекция 13.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. Гл. 18.

Сергеева Е.Я. Российский электорат: проблема выбора и участия. М., 1996.

Воронина Е.Л. Интернет и выборы: виртуальные избиратели и реальные го­лоса // США: экономика, политика, идеология. 1996. № 12.

Гончаров Д.В. Политическая мобилизация // Полис. 1995. № 6.

Дембицкая О.Ю. Электоральная активность молодежи // Социс. 1996. № 12.

Зубов А.Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока. М., 1990. Гл. 1—6.

Левчик. Д.А. Политический хэппенинг//Социс. 1996. № 8 .

Назаров М.М. Политические ценности и политический протест. М., 1995.