Файл: Практикум по политологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 8859

Скачиваний: 51

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Мотивация власти и тип личности*

Дискуссия. Альтернативы развития современной российской элиты и их последствия

Тест. Лидер

Тема 7 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Деловая игра. Экспертная оценка уровня политической стабильности

Тема 8

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Историческая эволюция советского политического режима и его классификации*

Дискуссия. Демократия — будущее человечества или явление западной цивилизации?

Тема 9 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Контрольные задания, вопросы, тесты

Деловая игра. Технология избирательной кампании

Тема 10 ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Права человека

Тема 11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Учебная игра. Идейно-политические ориентации российских партий

Тема 12 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Альтернативы развития российской политической культуры

Тема 13 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Концепции политического участия. Что удалось объяснить?

Тема 14 СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Какая идеология нужна России?

Тема 15 ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Деловая игра. Анализ сценариев политического развития России

Тема 16 ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Проблемы перехода к демократии в полиэтническом обществе

Тест. Черты, предрасполагающие к конфликтам

Тест Томаса

Тема 17ГЕОПОЛИТИКА

Контрольные вопросы, тесты, задания

Дискуссия. Место и роль России в современной геополитической картине мира

Тема 18ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Основные подходы к обеспечению безопасности*

Коллоквиум. Политика глобальной безопасности: цели и приоритеты

Какие из перечисленных вариантов кажутся вам наиболее веро­ятными в современной России? Определите интересы наиболее ре­альной, на ваш взгляд, коалиции внутри правящей элиты. Соотнесите ее интересы с интересами:

а) нарождающегося среднего класса;

б) низкоквалифицированных слоев;

в) маргинальных слоев;

г) вашими личными.

ЛИТЕРАТУРА

Гайдар Е. Государство и эволюция М , 1995

Дискин И.Е Россия социальная трансформация элиты и мотивация // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития М, 1994

Дискин И.Е. Адаптация населения и элит (институциональные посылки) // Об­щественные науки и современность 1997 №1

Крыштановская О. Трансформация старой номенклатуры в новую россий­скую элиту // Общественные науки и современность 1995 № 1

Лапина Н.Ю. Формирование современной российской элиты (проблемы пере­ходного периода) М, 1995

Лэйн Д. Перемены в России: роль политической элиты // Социс 1996. № 4

Рывкина Р.В. Влияние правящей элиты на ход и результаты экономических реформ//Социс. 1995 № 11

Тест. Лидер

Вам будет предложено 50 вопросов, к каждому из которых дано два варианта ответов. Выберите, пожалуйста, один из вариантов и пометьте его на бланке ключа.

  1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
    а) да
    б) нет

  2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
    а) да
    б) нет

  3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положе­нию, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
    а) да
    б) нет

  4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам руководить играми ваших маленьких друзей?
    а) да
    б) нет

  5. Испытываете ли вы большое удовольствие, когда вам удается убе­дить кого-либо, кто вам до этого возражал?
    а) да
    б) нет

  6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
    а) да
    б) нет

  7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся личностей»?
    а) да
    б) нет

  8. Испытываете ли вы настоятельную потребность в советчике, кото­рый бы мог направить вашу профессиональную активность?
    а) да
    б) нет

  9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми?
    а) да
    б) нет

  10. Вам нравится, когда окружающие побаиваются вас?
    а) да
    б) нет

  11. Во всех обстоятельствах (рабочее собрание, дружеская компания) стараетесь ли вы занять за столом место, позволяющее вам легко кон­тролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое внимание?
    а) да
    б) нет

  12. Вы уверены, что всегда производите впечатление импозантного че­ловека?
    а) да
    б) нет

  13. Считаете ли вы себя мечтателем?
    а) да
    б) нет

  14. Вы теряетесь, если люди не соглашаются с вашим мнением?
    а) да
    б) нет

  15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих (спортивных, развлекательных и т.д.) групп?
    а) да
    б) нет

  16. Как вы поступите в случае, когда мероприятие, организацией кото­рого вы занимались, не удается:
    а) радуюсь, если ответственность возложат на кого-то другого
    б) беру всю ответственность за решение, которое было принято, на себя

  17. Какое из двух мнений приближается к вашему собственному?
    а) настоящий руководитель должен сам делать дело, даже в мелочах
    б) настоящий руководитель должен уметь управлять

  18. С кем вы предпочитаете работать?
    а) с людьми покорными
    б) с людьми строптивыми

  19. Стараетесь ли вы избегать горячих дискуссий?
    а) да
    б) нет

  20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
    а) да
    б) нет

  21. Умеете ли вы в профессиональной дискуссии привлечь на свою сто­рону тех, кто раньше с вами был несогласен?
    а) да
    б) нет

  22. Представьте такую сцену: во время прогулки с друзьями в лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер. Нужно принять решение:
    а) вопрос должен решить человек, наиболее компетентный в группе
    б) вы просто полагаетесь на решение других

  23. «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Что бы предпочли вы:
    а) быть первым в деревне
    б) быть вторым в городе

  24. Считаете ли вы себя человеком, способным влиять на других людей?
    а) да
    б) нет

  25. Может ли неудачный прошлый опыт заставить вас никогда больше не проявлять значительной личной инициативы?
    а) да
    б) нет

  26. Кто, с вашей точки зрения, является истинным лидером группы:
    а) самый компетентный
    б) тот, у кого самый сильный характер

  27. Всегда ли Вы стараетесь понять (оценить) людей?
    а) да
    б) нет

  28. Умеете ли вы уважать дисциплину вокруг вас?
    а) да
    б) нет

  29. Какой из двух типов руководителей кажется вам более предпочти­тельным:
    а) тот, который все решает сам
    б) тот, который постоянно советуется

  30. Какой из двух типов руководства, по вашему мнению, является наи­более эффективным для хорошей работы предприятия?
    а) коллегиальный тип
    б) авторитарный тип

  31. Часто ли у вас бывает впечатление, что другие вами злоупотребля­ют?
    а) да
    б) нет

  32. Какой из двух следующих портретов больше приближается к ваше­му образу?
    а) громкий голос, экспрессивные жесты, за словом в карман не полезу
    б) негромкий голос, неторопливые ответы, сдержанные жесты, задумчи­вый взгляд

  33. Если на рабочем совещании ваше мнение не совпадает с мнением других, но вы уверены в своей правоте, как вы поведете себя?
    а) буду молчать
    б) буду отстаивать свою точку зрения

  34. Считают ли вас человеком, который подчиняет и свои, и чужие ин­тересы только интересам дела?
    а) да
    б) нет

  35. Если на вас возложена очень большая ответственность за какое-то дело, то испытываете ли вы при этом чувство тревоги?
    а) да
    б) нет

  36. Что для вас предпочтительнее?
    а) работать под руководством хорошего руководителя
    б) работать независимо

  37. «Чтобы семейная жизнь была удачной, нужно, чтобы важные ре­шения принимались одним из супругов». Что вы думаете на этот счет?
    а) это верно;
    б) это неверно.

  38. Случалось ли вам покупать что-то, в чем вы не испытывали необ­ходимости, под влиянием мнения других лиц?
    а) да
    б) нет

  39. Как вы оцениваете свои организаторские способности?
    а) выше средних
    б) ниже средних

  40. Как вы обычно ведете себя, встретившись с трудностями?
    а) теряюсь
    б) действую активнее

  41. Часто ли вы делаете резкие упреки сотрудникам, когда они их за­служивают?
    а) да
    б) нет

  42. Справляется ли ваша нервная система с напряженным ритмом жизни?
    а) да
    б) нет

  43. Как вы будете действовать, если окажетесь перед необходимостью реорганизации?
    а) без промедления, решительно
    б) не спеша, тщательно продумав

  44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника?
    а) да
    б) нет

  45. Согласны ли вы с тем, что для того, «чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
    а) да
    б) нет

  46. Считаете ли вы, что каждый из людей, благодаря своим человечес­ким способностям, должен сделать нечто выдающееся?
    а) да
    б) нет

  47. Кем вам хотелось стать в молодости?
    а) известным художником, композитором, поэтом и т.д.
    б) руководителем коллектива

  48. Какую музыку вы предпочитаете слушать?
    а) торжественную, могучую
    б) тихую, лирическую

  49. Испытываете ли вы некоторое волнение при встрече с важными персонами?
    а) да
    б) нет

  50. Часто ли вы встречаете людей с более сильной волей, чем у вас?
    а) да
    б) нет


Ключ к тесту

Вопрос

 

Ваш ответ

 

Вопрос

 

Ваш ответ

 

а 

б 

26 

а 

б 

а 

б 

27 

б 

а

б 

а 

28 

а 

б 

а 

б

29 

б 

а 

а 

б 

30 

б 

а

б 

а 

31 

а 

б 

а 

б 

32 

а 

б 

а 

б 

33 

а 

б 

б 

а 

34 

а 

б 

10 

а 

б 

35 

б 

а 

11 

а 

б 

36 

б 

а 

12

а 

б 

37 

а 

б 

13 

б 

а 

38 

б 

а 

14 

б 

а 

39 

а 

б 

15 

а 

б 

40 

б 

а 

16 

б 

а 

41 

а 

б 

17 

б 

а 

42 

а 

б 

18 

б 

а 

43 

а 

б 

19 

б 

а 

44 

а 

б 

20 

а 

б 

45 

б 

а 

21 

а 

б 

46 

а 

б 

22 

а 

б 

47 

б 

а 

23 

а 

б 

48 

а 

б 

24 

а 

б 

49 

б 

а 

25 

б 

а 

50 

б 

а 

 Результат:

Подсчитайте количество набранных баллов.
При ответе на вопрос вы получаете балл только за вариант «а» в колонке.
Степень выраженности лидерства:
0—25 баллов: лидерство выражено слабо;
26—35 баллов: средняя выраженность лидерства;
36—40 баллов: лидерство выражено в силовой степени;
свыше 40 баллов: склонность к диктату.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ

У истоков элитизма: Парето, Моска, Михельс.

Современные концепции элиты.
Правящий класс царской России, советская номенклатура, современная рос­сийская элита: ретроспективно-сравнительный анализ.
Российская история с точки зрения концепции циркуляции элит.
Реформы в постсоветской России: произошла ли смена элит?
Лоббизм в политической жизни западных стран.
Группы интересов в российской политике: структура, механизм деятельности, эффективность.
Харизматическое лидерство.
Политико-психологические концепции лидерства
Политические портреты современных российских лидеров.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика М., 1999. Гл. 6.

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация М., 1995. Гл. 7.

Унпелев А.Г. Политология: власть, демократия, личность. М., 1994. Ч 1. Гл. 2.

Шаран П. Сравнительная Политология. М., 1992. Ч. 1. Гл. X. Ч. II. Гл. XIV § 1

Шварценберг Р.Ж. Политическая социология. М., 1992. Ч. II. С. 60—67-Ч. III. С, 86—130.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Белов ГА. Политология. М., 1996. Гл. 7. § 6, 8.

Голосов Г.В. Сравнительная политология Новосибирск. 1995. Гл. 5.

Мухаев Р.Т. Политология М., 1997. Темы VI, VII.

Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. Лекция 8. § 2, 3.

Денкэн Ж.М. Политическая наука. М., 1993. Ч. III. Гл. 3.

Ашин Г.К. Элитизм и демократия // Общественные науки и современность. 1996. № 5.

Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу М 1992.

Джордан Г. Группы давления, партии и социальные движения: есть ли потреб­ность в новых разграничениях? // Мировая экономика и международные отноше­ния. 1997. № 1.

Зяблюк Н.Г. Лоббизм в США как политический институт // США экономика, политика, идеология 1995. № 1,2.

Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социс. 1997. №3.

Ледон Дж. П. Правящий класс России: характерная модель // Международный журнал социальных наук. 1993. № 3

Лоббизм в России: этапы большого пути // Социс. 1996. № 3, 4.

Макаренко В.П. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования // Социс. 1996. № 11.

Перегудов С., Семененко И. Лоббизм в политической системе России // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 9.

Смирнов В. В., Зотов С. В. Лоббизм в России и за рубежом: политико-правовые проблемы // Государство и право. 1996. № 1.

Тарусина И.Г. Элитисты и плюралисты в современной политической теории (Историографический анализ) // Полис. 1997. № 4.

Шмиттер Ф. Неокорпоративизм // Полис. 1997. № 2.



Тема 7
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Цель семинарского занятия: изучение системного подхода к политике; анализ моделей политических систем Д. Истона и Г. Алмонда; определение структуры и функций политической системы; описание механизма; функционирования политической системы; формулирование критериев; типологизации политических систем; соотнесение понятий «политическая стабильность» и «политический риск» с моделью политической системы.

Основные понятия: политическая система, окружающая среда, комму­никация, «вход» в систему и «выход» из нее, требования и поддержка, структура и функции политической системы, артикуляция и агрегирование интересов, политическая социализация и рекрутирование, процесс принятия решений, типы политических систем, политическая стабильность, по­литический риск.

План семинара

  1. Теория политической системы.

  2. Политическая стабильность.

  3. Политический риск.

Контрольные вопросы, задания, тесты

    1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соответствуют друг другу:

а) политическая коммуникация;

б) агрегирование инте­ресов;

в) требования;

г) структурная диффе­ренциация;

д) «выход» политичес­кой системы;

е) функции;

ж) роль;

з) «вход» в политичес­кую систему;

и) политическая ста­бильность;

к) политический риск;

л) политическая систе­ма;

м) поддержка;


н) артикуляция интере­сов;

о) эффективность политической системы;

п) политический институт;

р) адаптация.

  1. устойчивое состояние общества, позволяю­щее эффективно функционировать и разви­ваться в условиях внутренних и внешних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен;

  2. внешние по отношению к системе явления, прямо или косвенно воздействующие на нее;

  3. «наблюдаемые воздействия, имеющие целью адаптацию или регулирование дан­ной системы» (Р. Мертон), «доступная на­блюдению деятельность, которая формиру­ет политическую систему» (Г. Алмонд);

  4. относительно высокая степень разделения между структурами по функциональному признаку;

  5. совокупность реакций политической систе­мы, проявляющаяся в принятии формаль­но-правовых норм, решений и их реализа­ции;

  6. смоделированное поведение;

  7. «выражение мнения о том, что уполномо­ченные на то лица осуществляли или не осуществляли распределение в отношении какого-то указанного объекта» (Д. Истон);

  8. «совокупность взаимодействий, посредст­вом которых происходит властное распре­деление ценностей в обществе» (Д. Истон), «система взаимодействия, которая выпол­няет функции интеграции и адаптации по­средством применения или угрозы приме­нения легитимного насилия» (Г. Алмонд);

  9. процесс преобразования настроений, эмо­ций, чувств в рационально сформулирован­ные требования;

  10. вероятность нежелательных политических событий, учет которых необходим в поли­тике и экономике;

  11. лояльность по отношению к политическому со­обществу в целом, режиму и органам власти;

  12. приспособление политической системы к требованиям, 'исходящим от окружающей среды, выражающееся в изменении функ­ций, постановке новых целей и выработке новых подходов к решению проблем;

  13. распространение и передача политической информации, как между элементами поли­тической системы, так и между политичес­кой системой и окружающей средой;

  14. общая способность политической системы результативно реагировать на требования, создавать и размещать ценности;

  15. систематизированные и практически используемые формы политической деятель­ности и политических отношений на осно­ве определенных норм и процедур.

    1. Кто из политологов определил политическую систему как:

а) совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе;

б) существующую во всех обществах систему взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации посредством примене­ния или угрозы применения легитимного насилия;

в) механизм для выявления и постановки проблем, а также для выра­ботки контроля за исполнением решений в сфере государственных отношений:

    1. М. Вебер;

    2. С. Липсет;

    3. Д. Истон;

    4. Ч. Мерриам;

    5. Г. Алмонд;

    6. В. Парето;

    7. Р. Макридис;

    8. Р. Михельс;

    9. М. Дюверже.


    1. Какие обстоятельства «подтолкнули» политологов к созданию теории политической системы?

    2. Теория политической системы основывается на общем систем­ном подходе. Назовите основные положения системного подхода:

а) система — это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих некото­рое целостное единство;

б) система — это сумма частей, ее составляющих;

в) система — это относительно замкнутое, автономное целое;

г) любая система взаимодействует с окружающей средой;

д) любая система в большей или меньшей степени способна адаптироваться к окружающей среде;

е) окружающая среда в незначи­тельной степени влияет на сис­тему;

ж) между системой и окружающей средой не существует каких-либо взаимодействий.

    1. Д. Истон подразделял окружающую политическую систему среду на внутреннюю и внешнюю. К какой среде относятся:

а) экологическая система;

б) международные социальные системы;

э) международные политические системы;

г) биологическая система;

д) международные биологические системы;

е) социальные системы;

ж) международная социальная структура;

з) система культуры;

и) международная экономическая система;

к) демографическая система;

л) международная система культу­ры;

м) социальная структура;

н) международная демографичес­кая система.

Внутренняя среда

Внешняя среда

1. ….

1. ….

2. ….

2. ….

3. ….

3. ….

    1. Какие из перечисленных элементов относятся к политической системе?

а) политическая власть;

б) экология;

в) внешняя среда;

г) политика;

д) международное сообщество;

е) политическая культура;

ж) политические партии;

з) государство;

и) связь-коммуникация;

к) политический результат.

    1. Дайте развернутое описание механизма функционирования по­литической системы.

    2. Что понимается под «входом» в политическую систему, а что — под «выходом»?

    3. Политическая система состоит из совокупности подсистем: ин­ституциональной, нормативной, коммуникативной. Раскройте содержание каждой из указанных подсистем.

    4. Какое значение имеет понятие «структура» в теории полити­ческой системы?

    5. Какое значение имеет понятие «функция» в теории полити­ческой системы?

    6. Могут ли неодинаковые структуры в различных политических системах выполнять сходные функции? Обоснуйте свой ответ.

    7. Могут ли внешне схожие структуры в различных политичес­ких системах выполнять сходные функции? Аргументируйте свой ответ.

    8. Могут ли различные структуры политической системы вы­полнять схожие функции? Обоснуйте свой ответ.

    9. Какие структуры выполняют коммуникативную функцию (т.е. связывают общество с правительством)?

    10. Опишите процесс выработки и принятия решений.

    11. Г. Алмонд выделяет функции «входа» и функции «выхода». Какие из перечисленных функций являются функциями «входа», а какие — функциями «выхода»?