Файл: Тесты с ответами по естествознанию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 26662

Скачиваний: 397

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

РАЗДЕЛ I

Теоретико-концептуальный и естественноисторический

1. Принципы, методы и философские концепции науки и естественнонаучного познания

1.1. Определение науки и естествознания как отрасли науки

1.2. Наука и ненаука. Принципы или критерии научности

1.3. Структура, эмпирический и теоретический уровни и цель естественнонаучного познания

1.4. Методы научного познания

1.5. Философия науки и динамика научного познания в концепциях К. Поппера, Т. Куна и И. Лакатоса

1.6. Основные этапы развития научной рациональности (науки) - классический, неклассический и постнеклассический

2. Генезис основных концептуальных понятий современного естествознания античными и средневековыми цивилизациями.

2.1. Роль и значение мифов в становлении науки и естествознания

2.2. Античные ближневосточные цивилизации

2.3. Античная Эллада (Древняя Греция)

2.4. Античный Рим

2.5. Античный Китай

2.6. Античная Индия

2.7. Арабское средневековье

2.8. Древняя Месоамерика — естествознание народа майя

2.9. Древние и средневековые Византия и Русь

2.10. Западноевропейское средневековье

2.11. Эпоха Возрождения

3. Концепции и принципы классического физического – механистического и термодинамического естествознания

3.1. Объекты физического познания и структура физических наук

3.2. Концепции предклассического механистического естествознания

3.3. Ньютоновы принципы классического механистического естествознания

3.4. Энергия, теплота, закон сохранения энергии и первое начало (принцип) термодинамики

3.5. Понятие качества энергии, энтропия, второе начало (принцип) термодинамики и принцип минимума производства энтропии

4. Концепции и принципы неклассического - полевого, квантового и квантово-полевого физического естествознания

4.1. Электромагнитное поле фарадея-Максвелла, электромагнитное взаимодействие и принципы специальной теории относительности - теории пространства-времени Эйнштейна и Минковского

4.2. Поле всемирного тяготения, гравитационное взаимодействие и постулаты общей теории относительности Эйнштейна - теории пространства, времени, материи, тяготения и движения

4.3. Концепции и принципы квантового естествознания

4.4. Квантово-полевой микромир сильного и слабого взаимодействий, принципы квантовой хромодинамики и систематики элементарных частиц

5. Фундаментальные принципы и обобщенные положения современного физического естествознания

5.1. Концепции пространство и время

5.2. Принципы относительности движения — классический, релятивистский и к средствам наблюдения

5.3. Концепции корпускулярности, континуальности и корпускулярно-волнового дуализма

5.4. Концепции симметрии, инвариантности и законы сохранения

5.5. Концепции физического вакуума

5.6. Основополагающие принципы и понятия физического естествознания

5.7. Физическое естествознание как целостная система знаний

6. Космологические и космогонические концепции естествознания о Вселенной

6.1. Вселенная как понятие и объект познания

6.2. Планеты, звезды, галактики и их структуры во Вселенной

6.3. Начало космологии, фридмановские космологические модели, разбегание галактик и расширение Вселенной

6.4. Космогоническая гипотеза Леметра, гипотеза Гамова «горячей сингулярности», «большой взрыв» и ранние эпохи образования Вселенной

6..5. Реликтовое излучение Гамова

6.6. Космологический Горизонт и крупномасштабная (ячеистая) структура Вселенной

7. Естествознание о Земле и планетах Солнечной системы

7.1. Планетная космогония

7.2. Геосферы и эволюция Земли

7.3. Геохронологическая и стратиграфическая шкалы

7.4. Географическая оболочка Земли

8. Концепции и принципы химического естествознания

8.1. Эволюция звезд, происхождение химических элементов и планетная химическая эволюция

8.2. Донаучный этап химии — ремесленная химия и алхимия античности и средневековья

8.3. Главная задача химии и основные этапы ее развития

8.4. Концепции химии об элементах и периодический закон Менделеева химических элементов

8.5. Концепции структуры химических соединений (структурной химии)

8.6. Концепции и законы химических процессов (реакций)

8.7. Концепции и принципы эволюционной химии и самоорганизации эволюционных химических систем

9. Концепции и принципы биологического естествознания

9.1. Объекты биологического познания и структура биологических наук

9.2. Гипотезы возникновения жизни и генетического кода

9.3. Концепции начала и эволюции жизни

9.4. Системная иерархия организации живых организмов и их сообществ

9.5. Экосистемы, экология и взаимоотношения живых существ

9.6. Основные концепции этологии

9.7. Энергетические и энтропийные процессы (энергетика) жизни

10. Концепции и гипотезы естествознания о человеке

10.1. Теическая гипотеза происхождения человека (творение Бога)

10.2. Эволюционные концепции происхождения человека

10.3. Мутационные гипотезы происхождения человека

10.4. Концепции этнологии

10.5. Теория пассионарности Л. Н. Гумилева

10.6. Совместная эволюция человека и биосферы

11. Антропный принцип и мега-история Вселенной

11.1. О понятии мега-истории Вселенной

11.2. Предыстория антропного принципа

11.3. Этапы и процессы панкосмогенеза

11.4. О базовых параметрах Вселенной и Галактики (Млечного Пути)

11.5. Тонкая согласованность физических законов и мировых констант

11.6. Магия (мистика) больших чисел

11.7. Слабая формулировка антропного принципа

11.8. Сильная и сверхсильная формулировки антропного принципа

11.9. О кризисе планетарного цикла мега-истории Вселенной

12. Концепции постнеклассического естествознания и теорий самоорганизации

12.1. Возникновение и становление концепций постнеклассического естествознания

12.2. Динамика возникновения диссипативных структур

12.3. Устойчивость структур и механизм их эволюции

12.4. Механизмы потери устойчивости структур, катастрофы, бифуркации, математическая теория катастроф и прогнозы будущего

12.5. Природные диссипативные структуры (стихии)

12.6. Фракталы, сети и сетевые структуры природы и общества

12.7. Фундаментальные концепции постнеклассического естествознания

12.8. К проблеме постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук

13. Математика и естественнонаучная реальность мира

13.1. Математизация как принцип целостности естествознания

13.2. Математика, математическая истина и теория познания

13.3. Непостижимая эффективность математики

Заключение

РАЗДЕЛ II

Список тем рефератов

Темы рефератов «Образы природы античного, раннего (средневековья и эпохи Возрождения) и классического (эпохи Нового времени) естествознания» (1 семестр)

Темы рефератов по разделу «Концепции естествознания Новейшего времени» (2 семестр)

Тематика рефератов «Биографические очерки и творчество великих ученых»

РАЗДЕЛ III. Контрольно-аттестационный

Тесты к главе 1

Принципы, методы, философские концепции науки и естественнонаучного познания

Тесты к главе 2

Генезис основных концептуальных понятий современного естествознания в античных и средневековых цивилизациях

Тесты к главам 3, 4 и 5

Концепции и принципы классического и неклассического физического естествознания

Тесты к главам 6 и 7

Космологические и космогонические концепции и гипотезы естествознания о Вселенной, о Земле и планетах Солнечной системы

Тесты к главе 8

Концепции и принципы химического естествознания

Тесты к главе 9

Концепции и принципы биологического естествознания

Тесты к главам 10 и 11

Концепции естествознания о человеке, антропный принцип и Мега-история Вселенной

Тесты к главе 12

Концепции постнеклассического естествознания и теории самоорганизации

Тесты к главе 13

Математика и естественнонаучная реальность мира

Ключи к тестам

ЛИТЕРАТУРА

24. Томас Морган и хромосомная теория наследственности.

25. Норберт Винер и начало кибернетики.

26. Август Вейсман — основатель неодарвинизма.

27. Илья Ильич Мечников — великий русский микробиолог и иммунолог.

28. Иван Петрович Павлов — великий русский физиолог.

29. Зигмунд Фрейд и психоанализ.

30. Макс Планк и кванты.

31. Эрнст Резерфорд и открытие ядра атома.

32. Пьер Тейяр де Шарден и феномен человека.

33. Александр Александрович Фридман и космологические модели.

34. Эдвин Хаббл и разбегание галактик.

35. Александр Иванович Опарин и гипотеза о происхождении жизни.

36. Петр Леонидович Капица — великий русский'физик.

37. Энрико Ферми — итальянский гений эксперимента и теорий физики.

38. Лев Давыдович Ландау — великий физик-теоретик универсал.

39. Илья Романович Пригожин и диссипативные структуры.

40. Мюррей Гелл-Манн и физика кварков.

41. Бенуа Мандельброт и фрактальная геометрия.

42. Александр Михайлович Бутлеров и химические структуры.

43. Джеймс Кларк Максвелл и теория электромагнитного поля.

44. Евграф Степанович Федоров и система симметрий кристаллов.

45. Владимир Иванович Вернадский — великий мыслитель XX столетия.

46. Август фон Страдониц Кекуле и начала структурной химии.

47. Роберт Кох и бактериология.

48. Александр Степанович Попов и изобретение радиосвязи.

49. Петр Николаевич Лебедев — великий исследователь света.

50. Карл Густав Юнг и архетипы сознания.

51. Макс Борн и вероятности событий микромира.

52. Густав Роберт Кирхгоф, Роберт Вильгельм Бунзен — основоположники спектрального анализа вещества.

53. Виктор Амазаспович Амбарцумян — величайший астрофизик XX столетия.

54. Хейке Камерлинг-Оннес и сверхпроводимость.

55. Лиза Мейтнер, Отто Фриш и открытие цепных реакций деления ядер.

56. Николай Геннадьевич Басов, Александр Михайлович Прохоров — основатели квантовой электроники (физики мазеров и лазеров).

57. Антони ван Левенгук и открытие микробов.

58. Шарль Кулон и взаимодействие электрических зарядов.

59. Иоганн Кеплер и законы движения системы планет.

60. Блез Паскаль — великий физик, математик и философ.

61. Готфрид Лейбниц — энциклопедист естествознания XVIII века.

62. Карл Эрнст Бэр — основатель эмбриологии.

63. Николай Иванович Пирогов — великий русский ученый и хирург.

64. Эрнст Геккель — великий эволюционист и антрополог.

65. Йенс (Якоб) Берцелиус — величайший химик XIX века.

66. Михаил Семенович Цвет — первооткрыватель хро-мотографии.

67. Александр Флеминг — первооткрыватель пенициллина.

68. Александр Фридрих Гумбольт — великий немецкий естествоиспытатель.

69. Герман Гельмгольц — величайший немецкий ученый-энциклопедист.

70. Джозеф Джон Томсон и открытие электрона.

71. Клод Бертолле — основатель учения о химическом равновесии.

72. Пьер Ферма — великий математик и физик.

73. Фрэнсис Бэкон и эмпирические начала науки.

74. Альфред Вегенер и тектоника земных плит.


75. Оливер Хэвисайд и открытие ионосферы Земли.

76. Генрих Герц и подтверждение существования электромагнитных волн.

77. Ханнес Альвен — шведский физик, астрофизик и космолог.

78. Луиджи Гальвани и открытия в области электричества.

79. Амедео Авогадро и число Авогадро.

80. Юлиус фон Майер и закон сохранения энергии.

81. Кирилл Иванович Щелкин и физика горения и взрыва.

82. Владимир Кузьмич Зворыкин и изобретение электронного микроскопа и передающей телевизионной трубки.

83. Борис Львович Розинг — изобретатель телевидения.

84. Субрахманьян Чандрасекхар — великий индийский физик и астрофизик.

85. Отто Ган и Фриц Штрассманн — первооткрыватели деления атомных ядер.

86. Альберт Майкельсон и опыт Майкельсона-Морли.

87. Эрнст Мах - великий австрийский физик и философ.

88. Йозеф фон Фраунгофер и спектроскопия Солнца.

89. Лайнус Полинг — универсал естествознания XX века.

90. Сванте Август Аррениус — выдающийся шведский физико-химик.

91. Джон Бардин — изобретение транзистора и объяснение сверхпроводимости.

92. Стивен Вайнберг, Шелдон Глэшоу и Абдус Салам — создатели теории электрослабого взаимодействия.

93. Рудольф Клаузиус — энтропия и «тедловая смерть Вселенной».

94. Сади Карно и основание термодинамики.

95. Константин Сигизмундович Кирхгоф и открытие катализа в химии.

96. Камило Гольджи — выдающийся исследователь клетки организмов.

97. Гуго де Вриз и эволюция растительного мира.

98. Феодосиус Добжанский (Феодосий Григорьевич Добржанский) и эволюционная генетика.

99. Герман Джозеф Мюллер — великий исследователь мутации генов.

100. Роберт Гук (Хук) — великий английский ученый-энциклопедист.

101. Герман Хакен — основатель синергетики.

102. Вальтер Герман Нернст и 3-й закон термодинамики.

103. Джозеф Пристли и открытие кислорода и состава воздуха.

104. Сергей Иванович Вавилов и исследования в области оптики.

105. Андрей Дмитриевич Сахаров — великий физик-теоретик XX столетия.

106. Андрей Николаевич Колмогоров — великий русский ученый-математик XX столетия.

107. Мстислав Всеволодович Келдыш — теоретик космонавтики.

108. Хидэки Юкава - ядерные силы и предсказание мезонов.

109. Умберто Матурана и Франциско Варела — основатели теории автопоэза.

110. Линн Маргулис и симбиоз микроорганизмов.

111. Александр Александрович Богданов (Малиновский) и его «Тектология».

112. Тихо Браге — великий датский астроном XVI века.

113. Манфред Эйген и каталитические гиперциклы в живых организмах.

114. Людвиг фон Берталанфи и «Общая теория систем».

115. Игорь Евгеньевич Тамм, Илья Михайлович Франк и теория «черенковского излучения».

116. Павел Алегсеевич Черенков и «черенковское излучение».

117. Ларе Онсагер — основатель термодинамики неравновесных процессов.

118. Абрам Федорович Иоффе — основатель советской школы физиков.

119. Фредерик Жолио-Кюри — первооткрыватель искусственной и лозитронной радиоактивности и аннигиляции пар частиц.


120. Стивен Хокинг и «черные дыры».

121. Николай Константинович Кольцов — величайший биолог XX столетия.

122. Роберт Оппенгеймер и атомная физика.

123. Роберт Милликен и элементарный электрический заряд.

124. Ханс Адольф Кребс и «цикл Кребса».

125. Сергей Васильевич Лебедев — основатель синтеза искусственного каучука.

126. Николай Александрович Козырев — великий русский ученый-астроном и мыслитель.

127. Чарлз Элтон и современная экология.

128. Георгий Францевич Гаузе — выдающийся русский эколог и эволюционист.

129. Мелвин Калвин и «цикл Калвина».

130. Владимир Николаевич Сукачев и биогеоценозы.

131. Иван Иванович Шмальгаузен — выдающийся русский эволюционист.

132. Сергей Сергеевич Четвериков — выдающийся генетик и эволюционист.

133. Дмитрий Иосифович Ивановский и начало вирусологии.

134. Рудольф Вирхов и роль клетки для жизни.

135. Генри Кавендиш — великий английский физик и химик.

136. Фред Хойл — выдающийся английский астроном и астрофизик.

137. Юстус фон Либих — великий немецкий химик-органик.

138. Альбрехт Коссель и азотистые основания нуклеиновых кислот.

139. Фридрих Мишер — первооткрыватель нуклеиновых кислот.

140. Теодор Калуца и начало будущих физических теорий объединения.




























РАЗДЕЛ III. Контрольно-аттестационный



Тесты к главе 1

Принципы, методы, философские концепции науки и естественнонаучного познания



1.1. В структуре научного познания различают уровни:

а) эмпирический, статистический;

б) динамический, виртуальный;

в) теоретический, эмпирический;

г) динамический, теоретический;

д) мистический и мифологический;

е) эвристический и аксиологический;

ж) символический и рациональный.


1.2. Формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод относятся к уровню научного познания:

а) математическому;

б) динамическому;

в) виртуальному;

г) теоретическому;

д) мистическому;

е) мифологическому;

ж) метафизическому;

з) рациональному.


1.3. Высказывание гипотезы в структуре научного познания есть:

а) начало математического анализа проблемы;

б) начало теоретического уровня познания;

в) начало мысленного эксперимента;

г) начало эмпирического обобщения;

д) начало формулирования закона;

е) начало установления научного понятия о факте.


1.4. Принцип верификации утверждает, что какое-либо понятие или суждение имеет значение, если оно:

а) логически непротиворечиво;

б) эмпирически проверяемо;

в) математически достоверно;

г) теоретически неопровержимо;

д) логически доказуемо;

е) логически допустимо.


1.5. Основателями классического естествознания и классической науки являются:

а) Кеплер, Коперник;

б) Декарт, Галилей;

в) Галилей, Ньютон;

г) Ньютон, Лейбниц.


1.6. Как правило, динамические и статистические методы познания относятся к методам:

а) общенаучным;

б) частнонаучным;

в) всеобщим;

г) теоретическим;

д) метафизическим.


1.7. Какие слова из научной лексики западной и восточной культур синонимы:


а) вакуум и сомати;

б) метод и дао;

в) космос и карма;

г) корпускула и майя.


1.8. Теоремы великого математика и логика XX века Курта Геделя утверждают, что:

а) познание истины абсолютно;

б) никакая система понятий не может быть полной;

в) никакая система не допускает дополнений;

г) полная система непротиворечива.


1.9. Продолжите определение: «Наука — это особый рациональный способ описания мира, основанный на:

а) логическом выводе и методе»;

б) эмпирической проверке и математическом доказательстве»;

в) идеализации и моделировании реальных объектов и явлений»;

г) модельных и мысленных экспериментах»;

д) эмпирическом обобщении и гипотезах».


1.10. В структуре научного познания гипотеза характеризует:

а) этап мысленного эксперимента;

б) итог эмпирического обобщения;

в) начальный этап теоретического познания;

г) итог аксиоматического метода;

д) окончание эксперимента.


1.11. Естествознание — обширная совокупность наук, к которым относятся такие науки, как:

а) физика, математика, история, география;

б) химия, биология, астрономия, антропология;

в) биофизика, экономика, геология, микробиология;

г) география, океанология, математика, физиология;

д) геохимия, метафизика, геология, зоология.


1.12. Какие из указанных ниже критериев или принципов являются критериями или принципами научности (науки):

а) принципы дополнительности и дуальности;

б) принципы верификации и фальсификации;

в) принципы соответствия и целостности;

г) принципы фальсификации и неопределенности;

д) принципы запрета Паули и постоянства скорости света в вакууме.


1.13. Принцип фальсификации (фальсифицируемости) Карла Поппера, означает:

а) утверждение об абсолютной непознаваемости истины;

б) признание абсолютности научного знания;

в) условие опровержимости относительного и абсолютного знания;

г) утверждение о фальсифицируемости научного знания;

д) опровержение фальсифицируемости научных знаний.


1.14. Основателями (основоположниками) научного метода в эпоху Возрождения были:

а) Роджер Бэкон и Николай Кузанский;

б) Френсис Бэкон и Николай Коперник;

в) Рене Декарт и Френсис Бэкон;

г) Николай Коперник и Рене Декарт;

д) Галилей и Ньютон.


1.15. Такие методы познания, как анализ, синтез, абстрагирование, индукция, аналогия, классификация относятся к методам познания:

а) эмпирическим;

б) теоретическим;

в) всеобщим;

г) общенаучным;

д) логическим.


1.16. В естествознании физика как наука главенствует потому, что она:

а) является математической по природе и поэтому самая точная из всех наук;

б) покоится на базовых постулатах природы;

в) является основой для техники и технологий;

г) позволяет объяснить происхождение звезд, галактик и Вселенной;

д) объясняет происхождение жизни.


1.17. Критерий научности, требующий проводить проверку полученных знаний, называется критерием:

а) системности;


б) рациональности;

в) верифицируемости;

г) фальсификации (фальсифицируемости);

д) полноты систем (по Геделю);

е) дополнительности (по Бору).


1.18. Методологию научно-исследовательских программ в философии науки развил:

а) Имре Лакатос;

б) Томас Кун;

в) Рене Том;

г) Рене Декарт;

д) Карл Поппер.


1.19. Методологию научных революций в философии науки развил:

а) Карл Поппер;

б) Томас Кун;

в) Владимир Арнольд;

г) Имре Лакатос;

д) Нильс Бор.


1.20. Научное знание формируется, в основном, на базе:

а) интуиции;

б) информации;

в) умений;

г) опыта;

д) теорий;

е) гипотез.


1.21. Расположите термины, которые употребляются при описании научного метода, в том порядке, в котором они используются при решении определенной научной задачи:

а) закон природы (математическое описание результата);

б) экспериментальный результат;

в) теория;

г) эксперимент;

д) гипотеза.


1.22. Расположите следующие действия (шаги) в научном познании (в научном методе) в том порядке, в каком они последовательно применяются при решении научной проблемы:

а) предложить возможные объяснения, необходимые для обобщения результатов;

б) собрать данные, касающиеся определенной проблемы, посредством наблюдений и проведения опытов (экспериментов);

в) распознать (идентифицировать, сформулировать) проблему и тщательно спланировать процедуру получения информации о всех аспектах проблемы;

г) провести повторные опыты для подтверждения или опровержения предложенных объяснений;

д) проанализировать данные (наблюдений) и описать эти данные таким образом, чтобы это описание обобщало и суммировало их.


1.23. Проклассифицируйте, как определенные научно-познавательные понятия (факт, гипотеза, теория, закон), следующие утверждения:

а) автомобили ржавеют быстрее при более влажном климате;

б) планеты не генерируют излучаемые ими электромагнитные волны;

в) газ, находящийся в сосуде расширялся, когда его нагревали;

г) точка кипения чистой воды на уровне моря равна 100 градусам Цельсия;

д) все газы расширяются при нагревании.


1.24. Укажите, верными или неверными (ошибочными), являются следующие утверждения и положения:

а) теория есть сумма экспериментальных наблюдений;

б) гипотеза есть сумма экспериментальных фактов;

в) эксперимент есть спланированная и контролируемая процедура получения научных фактов;

г) теория может быть подвержена изменениям при определенном наличии опытных данных;

д) закон природы дает возможность объяснить соответствующее природное явление.








Тесты к главе 2

Генезис основных концептуальных понятий современного естествознания в античных и средневековых цивилизациях


2.1. В античное время гипотезу о центральном положении Солнца в картине небесных сфер первыми высказали:

а) Конфуций и Лао-цзы;

б) Гиппарх и Евдокс;

в) Пифагор и Аристарх;

г) Лао-цзы и Платон;

д) Анаксагор и Гераклит;