Файл: Положения о социальных и профессиональных функциях и действиях психолога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 494

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ОСОБЫЕ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1. Основные принципы разграничения особых и экстремальных условий

2. Методологические основы изучения деятельности в особых условиях

3. Методы изучения деятельности в экстремальных условиях

4. Стресс. Общие понятия

5. Ситуационный эксперимент и ситуационное моделирование

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Закономерности деятельности в экстремальных условиях

2. Изменения в поведении и функциональном состоянии в экстремальных условиях

3. Переносимость экстремальных условий

4. Нервно-психическая неустойчивость

5. Психологическая концепция условий деятельности

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Понятие физиологического эквивалента деятельности и физиологической адаптации

2. Влияние абиотических факторов на работоспособность и функциональное состояние человека

3. Защитная адаптация внешних условий деятельности

4. Некоррегируемые факторы внешних условий деятельности

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Операциональная напряженность. Общие понятия

2. Психогенные факторы, обусловленные малой интенсивностью работы

3. Психогенные факторы, обусловленные чрезмерной интенсивностью деятельности

4. Общая характеристика профессионального (трудового)стресса

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА

1.Понятие об информационном и компьютерном стрессе

2. Дефицит и перегрузка информацией

3. Деятельность человека в условиях потока сигналов

4. Количественные методы оценки информационных потоков

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

1. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

2. АДЕКВАТНАЯ ФОРМА РЕАКЦИИ

3. РЕАКЦИЯ ТРЕВОГИ, ЕЕ ВИДЫ

4. ДИНАМИКА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

5. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Теоретические предпосылки изучения психологической готовности

2. Готовность и установка

3. Готовность и адаптация

4. Методы определения адаптационных возможностей человека

5. Этапы процесса адаптации

ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СТРЕССУ

1.Проблема толерантности в психологии

2. Подходы к пониманию эмоциональной устойчивости

3. Измерение защитных механизмов личности

4. Концепция отсроченных реакций на травматический стресс

5. Общая характеристика синдрома посттравматических стрессовых нарушений (PTSD-синдром)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Сущность и виды психологической поддержки

2. Общая схема процесса психологической поддержки

4. Роль подсказки в процессе психологической поддержки

5. Поддержка в принятии решений человеком в экстремальных условиях

Глава 10 Психогигиена и психопрофилактика стресса

1. Значение психопрофилактических мероприятий в предупреждении стресса

2. Психопрофилактические мероприятия коллективного характера

3. Психопрофилактические мероприятия индивидуального характера

4. Психологическая подготовка и тренировка

ЛИТЕРАТУРА

В генезе смены эмоционального лежат как психологические (снятие информационной напряженности), так и физиологические (эмоциональное разрешение) механизмы. На этапе неустойчивой психической деятельности в условиях аварийных ситуаций могут возникать необычные психические состояния, проявляющиеся в форме ажитации (чрезмерно сильного возбуждения) и кратковременного ступора (резкой угнетенности, выражающейся в неподвижности и молчании). В генезе развития аффективных состояний прослеживается неподготовленность человека к деятельности в условиях угрозы для жизни, астенизация нервной системы, а также неожиданность возникновения аварийной ситуации. На этапе глубоких психологических изменений развиваются аффективные неврозы в виде страха, выраженных двигательных возбуждений и длительного ступора, которые могут приводить к неадекватным реакциям. Следствием этого является увеличение вероятности неблагоприятного исхода, в частности, катастроф и аварий [20, 21].

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Операциональная напряженность. Общие понятия

Как отмечалось в гл. 2, психическая напряженность может быть операционной и эмоциональной. Первая - преимущественно определяется характером и особенностями деятельности, это особенность делового (рабочего) характера. Она обусловлена рядом факторов, таких, как: монотонность, гипокинезия, работа в режиме ожидания, выполнение совмещенной и непрерывной деятельности, одиночество, дефицит времени и т. п. Каждый из названных факторов в отдельности, а тем более их сочетания, зачастую порождают экстремальные условия деятельности и вытекающие из них стрессовые состояния. Они получили название профессионального (или трудового) стресса. Причем для многих видов деятельности типичны экстремальные стрессовые ситуации двух крайних типов.

Первый тип экстремальной ситуации возникает из-за недостатка информации, ее однообразия, недостатка межличностных контактов, низкой двигательной активности. Он связан в целом с малой интенсивностью выполняемой работы. При этом зачастую приходится прилагать большие волевые усилия для поддержания высокого уровня бодрствования. Если человеку приходится работать в таком режиме длительное время, то по своей напряженности такая деятельность с психологической точки зрения оказывается тяжелее, чем деятельность с высокой физической или умственной нагрузкой.


Второй тип экстремальной ситуации возникает, наоборот, тогда, когда требования интенсивной работы и жесткие ограничения во времени вынуждают человека предельно напрягать силы и мобилизовать внутренние резервы. При этом экстремальность условий такого рода зачастую повышается вследствие сильных внешних воздействий (шум, вибрация, повышенная температура и т.п.), которые не только увеличивают и без того большую информационную и деловую нагрузку человека, но и нарушают нормальные условия его жизнедеятельности. Это затрудняет процессы саморегуляции и способствует возникновению дистресса.

Для стрессовых ситуаций обоих типов характерна одна общая черта - появление у человека острого внутреннего конфликта между требованиями, которые предъявляет к нему деятельность, и его возможностями. Однако в первом случае конфликт возникает из-за снижения возможностей человека по выполнению предъявляемых требований, во втором - в результате роста требований, предъявляемых к человеку его деятельностью. В обоих случаях человек не может справиться с задачами. В результате этого снижается эффективность его деятельности, ухудшается функциональное состояние, страдает здоровье, увеличивается предрасположенность к ошибкам, несчастным случаям и авариям [19].

2. Психогенные факторы, обусловленные малой интенсивностью работы

Факторы этой группы предопределяют первый тип экстремальных ситуаций. Среди них, прежде всего, необходимо выделить монотонность деятельности, профессиональную гипокинезию, работу в режиме ожидания, сенсорную деривацию.

Монотонность деятельности (монотонная работа) характеризуется однообразием и многократным повторением одних и тех же операций, простотой их содержания. Такая работа создает у человека функциональное специфическое состояние, называемое монотонней. Она характеризуется снижением общего уровня активации, потерей сознательного контроля за выполнением действий, ухудшением внимания и кратковременной памяти, субъективными ощущениями скуки, сонливости, апатии, потерей интереса к работе. Поддержание требуемого уровня работоспособности возможно только за счёт дополнительного волевого усилия, т.е. включения компенсаторных механизмов психики. Монотонная работа является источником ошибок и несчастных случаев, реже может наблюдаться состояние психического пресыщения. Состояние монотония и вопросы снижения её отрицательного влияния (монотоноустойчивости) на человека более подробно изучается в психологии труда [7, 26, 46].


Для современного высокомеханизированного и автоматизированного производства, а также для условий повседневной жизнедеятельности людей весьма характерными становятся явления гиподинамии и гипокинезии. Их общая характеристика - пониженная (ограниченная) двигательная и мышечная активность человека. Под этими понятиями подразумевают как условия (факторы), приводящие к этим явлениям, так и функциональные состояния человека, возникающие в этих условиях. В самом общем виде гиподинамия - это уменьшение мышечных (физических) нагрузок на мышцы, мышечная слабость. Гипокинезия - это состояние малой подвижности. Оба эти явления взаимосвязаны, поэтому часто их рассматривают как синонимы. Однако в общем случае это неправильно. Например, при неподвижном стоянии человека с грузом гиподинамии нет (есть нагрузка на! мышцы), но в явном виде есть гипокинезия. Наоборот, при работе в условиях невесомости объём движений может быть большой (гипокинезии нет), но недогрузка мышц остаётся (гиподинамия).

Однако чаще всего особого различия между этими понятиями не делают, считают их синонимами. В космической биологии и медицине обычно говорят о гиподинамии, в эргономике и психологии труда - о производственной гипокинезии. Она в современных условиях является неблагоприятным фактором деятельности человека и относится к особым условиям его деятельности (особенно в сочетании с другими факторами: высокими нервно-психическими нагрузками, ненормальными условиями внешней среды, изоляцией от внешнего мира, одиночеством и т. п.); усиливает гипокинезию также вынужденное поддержание рабочей позы. Гипокинезия возникает при низких уровнях затрат на мышечную работу, локальном характере мышечных действий, длительной фиксированности вынужденной рабочей позы, однообразии, упрощении и обеднении координации движений, а также при малом информационном содержании выполняемых действий. Гипокинезия характеризуется как недостаточной общей двигательной активностью, так и интенсивной, но однообразной и локальной работой отдельных групп мышц (например, работа оператора, кассира, машинистки, чертёжницы и т.п.).

Длительная гипокинезия (особенно не компенсируемая в нерабочее время) снижает физическую и психическую работоспособность, приводит к детренированности организма, ухудшает здоровье. Страдают многие психические Функции, особенно внимание, память, мышление [9].


Ряде случаев деятельность человека связана с длительным нахождением в режиме ожидания. Оно может быть пассивным и активным. В первом случае процесс ожидания носит строго регламентированный характер, его начало и окончание заранее известны, известны также ее действия, которые необходимо выполнить до и после периода ожидания. Примером такого ожидания является Работа на станках-полуавтоматах. Задача станочника: Установить деталь, включить станок в автоматический режим, по окончании обработки вынуть деталь и приступить к обработке очередной детали. Такая работа, несмотря на её кажущуюся лёгкость, характеризуется пассивностью внимания, пассивным длительным ожиданием, скудностью раздражителей, малой двигательной активностью, что вызывает у человека состояние однообразия, скуки, монотонии. Такая длительность по показателям функционального состояния оказывается более утомительной, чем при активной работе [24].

Ещё более сложным оказывается для человека режим активного ожидания. Здесь при нормальном ходе производственного процесса задача человека состоит в сосредоточенном наблюдении за его ходом и принятии экстренных действий при его отклонении от нормы. Монотонность обстановки, отсутствие активной деятельности, гипокинезия способствуют снижению функционального состояния организма (аналогично режиму пассивного ожидания). В то же время психологическая установка на сохранение готовности к экстренному действию, неопределённость его появления, как по времени, так и по характеру, необходимость длительного сосредоточенного наблюдения вынуждают человека сохранять активность систем организма (прежде всего анализаторов и центральной нервной системы) на высоком уровне. Поддержание такого состояния требует определённых психофизиологических и энергетических затрат. Следовательно, такой режим является довольно сложным видом человеческой деятельности, поэтому его можно квалифицировать как труд ожидания [14].

Режим активного ожидания предъявляет крайне противоречивые требования к психическим качествам человека. В условиях внезапного перехода к экстренным действиям весьма полезными могут оказаться такие качества, как высокая активность, подвижность и сила нервной системы. Однако они являются нежелательными для условий сосредоточенного наблюдения, где более ценными оказываются уравновешенность, слабость и невысокая подвижность нервных процессов. Удовлетворить одновременно тем и другим требованиям практически невозможно, что существенно усложняет подготовку, профессиональный отбор и организацию деятельности людей в этом режиме.


Для некоторых видов деятельности характерным является особый вид ожидания, который в психологии называют тревожным [21]. К нему можно отнести ожидание возможной аварии в деятельности оператора, водителя, летчика, ожидание солдата перед боем, ожидание студентом начала серьезного экзамена и т. п. Тревожное ожидание, как правило, связано с возможностью человека создавать в воображении различные модели, проигрывать в уме будущие возможные ситуации и линию своего поведения в надвигающихся событиях. Именно при проигрывании этих ситуаций и их неблагоприятных исходов у человека и возникает состояние тревожного ожидания, сопровождающееся у некоторых существенными вегетативными сдвигами. Для таких людей, говорили. П. Павлов, «ожидание неприятности бывает сильнее самой неприятности». Однако для людей с сильным и уравновешенным типом нервной системы это состояние в работе постепенно сглаживается и полностью снимается. Но если внутреннее проигрывание приводит человека к представлению о плохом исходе, о том, что он не справляется с возникшими осложнениями, тревожное ожидание затягивается на продолжительный период. И если такие ситуации повторяются часто, являются длительными, это приводит к невротическим расстройствам, называемым неврозом ожидания. Этому более подвержены лица с высокой тревожностью, мнительные, неуверенные в себе, малотренированные. Таких людей желательно не привлекать к выполнению деятельности, связанной с тревожным ожиданием [21].

В ряде профессий деятельность человека может протекать в закрытых, изолированных помещениях малого объема (кабина пилота, пост управления электростанцией, кабина машиниста локомотива и др.). Это резко снижает обычный поток раздражителей со стороны внешней среды. Малый объем таких кабин и фиксированная рабочая поза в течение длительного времени приводят к ограничению подвижности, что также является неблагоприятным фактором. Положение зачастую усугубляется одиночеством (отсутствием непосредственного контакта с другими людьми), гудением приборов и равномерным шумом работающих электроустановок. Еще больше в некоторых профессиях действие этих факторов усиливается однообразными раздражениями вестибулярного аппарата за счет покачивания (корабельные специалисты, летный состав, водители и машинисты), что способствует развитию сонного состояния.