Файл: Положения о социальных и профессиональных функциях и действиях психолога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 444

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ОСОБЫЕ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1. Основные принципы разграничения особых и экстремальных условий

2. Методологические основы изучения деятельности в особых условиях

3. Методы изучения деятельности в экстремальных условиях

4. Стресс. Общие понятия

5. Ситуационный эксперимент и ситуационное моделирование

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Закономерности деятельности в экстремальных условиях

2. Изменения в поведении и функциональном состоянии в экстремальных условиях

3. Переносимость экстремальных условий

4. Нервно-психическая неустойчивость

5. Психологическая концепция условий деятельности

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Понятие физиологического эквивалента деятельности и физиологической адаптации

2. Влияние абиотических факторов на работоспособность и функциональное состояние человека

3. Защитная адаптация внешних условий деятельности

4. Некоррегируемые факторы внешних условий деятельности

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Операциональная напряженность. Общие понятия

2. Психогенные факторы, обусловленные малой интенсивностью работы

3. Психогенные факторы, обусловленные чрезмерной интенсивностью деятельности

4. Общая характеристика профессионального (трудового)стресса

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА

1.Понятие об информационном и компьютерном стрессе

2. Дефицит и перегрузка информацией

3. Деятельность человека в условиях потока сигналов

4. Количественные методы оценки информационных потоков

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

1. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

2. АДЕКВАТНАЯ ФОРМА РЕАКЦИИ

3. РЕАКЦИЯ ТРЕВОГИ, ЕЕ ВИДЫ

4. ДИНАМИКА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

5. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Теоретические предпосылки изучения психологической готовности

2. Готовность и установка

3. Готовность и адаптация

4. Методы определения адаптационных возможностей человека

5. Этапы процесса адаптации

ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СТРЕССУ

1.Проблема толерантности в психологии

2. Подходы к пониманию эмоциональной устойчивости

3. Измерение защитных механизмов личности

4. Концепция отсроченных реакций на травматический стресс

5. Общая характеристика синдрома посттравматических стрессовых нарушений (PTSD-синдром)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Сущность и виды психологической поддержки

2. Общая схема процесса психологической поддержки

4. Роль подсказки в процессе психологической поддержки

5. Поддержка в принятии решений человеком в экстремальных условиях

Глава 10 Психогигиена и психопрофилактика стресса

1. Значение психопрофилактических мероприятий в предупреждении стресса

2. Психопрофилактические мероприятия коллективного характера

3. Психопрофилактические мероприятия индивидуального характера

4. Психологическая подготовка и тренировка

ЛИТЕРАТУРА

Акцентуации характера проявляются в наличии ярко выраженных черт определенного типа характера, таких особенностей личности, которые при определенных условиях могут препятствовать удовлетворительной адаптации человека к деятельности. Акцентуации не относятся к болезненным состояниям, они соответствуют лишь крайним вариантам психологической нормы. Выраженность черт характера при акцентуациях обычно не препятствует Удовлетворительному приспособлению к деятельности в обычных условиях, но нарушает самооценку личности. Однако под действием неблагоприятных условий, затрагивающих «место наименьшего сопротивления» в характере данного типа, легко возникают неадекватные, в том числе и аффективные реакции, ситуативно обусловленные нарушения поведения, психогенные заболевания и другие психические расстройства. Установление наличия акцентуации и ее типа проводится с помощью опросника И. Шмишека или патохарактерологического диагностического опросника А. Е. Личко [13].

Необходимо подчеркнуть, что выявление акцентуации личности само по себе еще ничего не говорит о нервно-психической неустойчивости человека. О ней свидетельствует лишь крайняя степень заострения черт данного типа, приводящая к дезадаптации личности. Нервно-психическая неустойчивость наблюдается также и при некоторых пограничных состояниях человека. Под ними понимают болезненные состояния, не достигающие степени ярко выраженной психической патологии. К их числу относят прежде всего реактивные состояния.

Реактивные состояния (психогении) - это обратимые психические расстройства, возникающие вследствие переживаний, травмирующих психику, и вызываемые нарушениями особо значимых переживаний личности, например, профессиональных, служебных, семейных. В основе психогений лежит нарушение, конфликт отношений личности с действительностью. Ее источником может стать противоречие потребности, цели и возможности ее достижения. Большую роль выделяют в возникновении психогений играют некоторые особенности личности, в частности, они могут развиваться на фоне акцентуаций характера. Реактивные состояния разделяют на невротические реакции сознания (неврозы), реактивные психозы и аффективно-шоковые реакции [1, 44]. Остальные причины, обусловливающие нервно-психическую неустойчивость и перечисленные выше отклонения (алкоголизм и т. п.), выходят за рамки пограничных состояний и поэтому здесь не рассматриваются.


Нервно-психическая неустойчивость является фактором, препятствующим осуществлению деятельности в экстремальных условиях. В ее основе обычно лежит нарушение адаптационных возможностей организма. Поэтому в основе диагностики нервно-психической устойчивости и неустойчивости лежат методики, направленные на выявление именно таких возможностей. Некоторые из таких методик рассматриваются в гл. 6.

5. Психологическая концепция условий деятельности

Экстремальные условия деятельности могут создаваться качественно различными факторами. Они в самом общем виде делятся на факторы, обусловленные внешней средой, и факторы, обусловленные характером самой деятельности. Среди последних отдельно выделяют факторы информационного характера. Однако, несмотря на качественное разнообразие этих факторов, их влияние на функциональное состояние и эффективность деятельности может быть объяснено с единых позиций, в основе которых лежит психологическая концепция условий деятельности [48].

Психологическое изучение условий деятельности, их влияние на работающего человека и результаты его деятельности заключаются в том, что нельзя понять сущность выполняемой деятельности только лишь из ее специфики. Важным здесь является также анализ воздействий на человека условий деятельности. Исходной точкой такого анализа является признание того, что внешняя среда (включая и характер самой деятельности) оказывает влияние на человеческое поведение в соответствии с его внутренней организацией. По этому поводу С. Л. Рубинштейн писал, что «поведение человека детерминируется внешними условиями опосредованно, через его психическую деятельность [36].

Психологически опосредованное влияние внешних условий означает, что они действуют в зависимости от роли, которую человек приписывает этим условиям при выполнении задачи. Сказанное, однако, не отрицает возможности и непосредственного воздействия условий деятельности на работоспособность человека. На основании сказанного можно выделить три точки взаимодействия внешних условий и процесса деятельности.

1. Внешние условия (ВУ) влияют на деятельность человека (ДЧ) и ее результат (РД) без психической переработки непосредственно, в форме физиологических изменений работоспособности организма (РО): ВУ              РО, ДЧ, РД.


2. Внешние условия могут влиять на психологическую структуру выполняемой деятельности, а через эту структуру в результате психической переработки - на результат деятельности (рис. 4, а). В зависимости от особенностей и результатов этой переработки объективно одинаковые внешние условия могут оказывать различное влияние на деятельность и ее результат.

Рис. 4. Влияние внешних условии (ВУ) на деятельность человека (ДЧ) и ее результат (РД):

а - без непосредственного психического воздействия; б - при опосредованном психическом воздействии

3. Рассмотренные случаи являются крайними вариантами и в чистом виде встречаются редко. Более реальными являются промежуточные варианты (рис. 4, б), в которых внешние условия влияют на психологические предпосылки выполняемой деятельности без психологического опосредования, после чего становятся осознанными вытекающие отсюда изменения в деятельности, а эти изменения направляют внимание на первичные внешние условия. Независимо от степени осознанности процессов психической переработки информации главную роль здесь играет принцип опосредованного психического воздействия внешних условий деятельности. И если физиология и гигиена труда анализируют непосредственное физиологическое воздействие внешних условий, то психология деятельности ориентирована на второй принцип воздействия - психически опосредованный.

Таким образом, хотя внешние условия задаются работнику объективно, их воздействие в существенной степени зависит от психической переработки и без нее не может быть понято, объяснено и предсказано. В соответствии с этим учет влияния внешних условий должен производиться не «вообще », а с учетом того, как эти условия преломляются в ходе психологического опосредования на результатах деятельности в конкретных условиях. Данное положение может быть определено как психологическая концепция условий деятельности [39].

При реализации этой концепции необходимо определить, как влияет тот или иной оцениваемый фактор на четыре основных компонента деятельности человека:

интенционный компонент (потребностно-мотивационная сфера);

операционный   компонент   (структура   деятельности, ее эффективность);

активационно-регуляторный   компонент   (состояния, регулирующие специфическую деятельность);


базовый компонент (состояние физиологических функций, обеспечивающих неспецифическую напряженность).

При этом необходимо обеспечить многомерный учет комплекса взаимодействующих (комбинированных) факторов и их научно обоснованную оптимизацию.

В соответствии с психологической концепцией воздействие внешних условий проявляется в:

конечном результате (продукте) деятельности;

структуре самой деятельности;

состоянии и самочувствии работающих (включая и личностные признаки);

характере противоречий между выполняемой задачей и условиями ее выполнения.

Использование психологической концепции условий деятельности коренным образом отличает ее от широко распространенного физиолого-гигиенического подхода, рассмотренного выше.

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Понятие физиологического эквивалента деятельности и физиологической адаптации

Важное место в формировании экстремальных факторов (стрессоров) занимают внешние условия, которые могут служить источником возникновения физиологического стресса. Примерами физиологических стрессоров) являются: повышенная или пониженная температура, сильные вибрации и шумы, повышенная (перегрузка) или пониженная (невесомость) гравитация, десинхроноз и т. п. С изучения физиологического стресса и началось учение о стрессе как общем адаптационном синдроме [38]. Впоследствии это понятие распространилось и на психологический стресс. Однако, как уже отмечалось, в любом случае стресс есть адаптационно-защитная реакция организма на любое неблагоприятное воздействие, выходящее по своей интенсивности и продолжительности за допустимые пределы. Психологическое влияние такого стресса может быть объяснено с позиций психологической го опосредования внешних условий деятельности [48].  

Понятие физиологического стресса тесно связано с понятием физиологического эквивалента деятельности [12]. Под ним понимается состояние динамической активности функций организма, обеспечивающих конкретную деятельность. Физиологический эквивалент формируется в процессе освоения профессиональной деятельности и ее  отдельных этапов. В своей основе он имеет избирательную активацию различных физиологических и биохимических процессов, организацию и реорганизацию их в определенную систему.


Уровень физиологического эквивалента деятельности может быть должный, т. е. обеспечивающий конкретный вид деятельности с минимально возможным для данных условий расходом ресурсов, а также повышенный или пониженный. Процесс формирования физиологического эквивалента представляет собой адаптацию к конкретному виду деятельности. Динамическую регуляцию этого эквивалента можно рассматривать как гомеостазирование физиологических показателей на определенных, заранее запрограммированных (в процессе адаптации) уровнях. Близкими к рассмотренному являются понятия «физиологическая цена деятельности», «вегетативное обеспечение работы».

Физиологический эквивалент деятельности формируется в результате энергопластического обеспечения, которое должно соответствовать характеру выполняемой деятельности.

Энергопластическое обеспечение выполняет две взаимосвязанные функции:

«защита» процесса целеустремленной деятельности;

обеспечение необходимого уровня окислительно-восстановительных и других физиологических процессов, т. е. создание внешних условий для самой деятельности.

Иными словами, в основе приспособления энергопластических процессов к условиям и характеру деятельности лежат компенсирующая и стабилизирующая функции [12].

На основе формирования физиологического эквивалента деятельности осуществляется процесс физиологической адаптации к среде - определенным режимам и условиям. Он включает в себя:

активацию «субстрата» мозга, обеспечивающего профессиональную деятельность и необходимое эмоциональное напряжение;

активацию нейрогуморальных механизмов, ответственных за интенсификацию физиологических процессов, которые осуществляют вегетативное обеспечение активируемого «субстрата» мозга (питание, окислительно-восстановительные процессы и т.п.);

изменение работы основных физиологических систем (дыхания, кровообращения), перераспределение крови, активацию защитных процессов и др.;

активацию специализированных защитно-приспособительных механизмов (гомеостаза, иммунных реакций и др.).

Во всех перестройках физиологических функций, лежащих в основе адаптации к условиям и характеру выполняемой деятельности, различают стабилизируемые и компенсирующие параметры. По мере увеличения силы воздействия дестабилизирующего фактора возрастает реакция (компенсирующая функция) той физиологической системы, которая обеспечивает поддержание уровня работы и физиологические константы наиболее значимых для организма систем (стабилизируемая функция).