Файл: Положения о социальных и профессиональных функциях и действиях психолога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 443

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ОСОБЫЕ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1. Основные принципы разграничения особых и экстремальных условий

2. Методологические основы изучения деятельности в особых условиях

3. Методы изучения деятельности в экстремальных условиях

4. Стресс. Общие понятия

5. Ситуационный эксперимент и ситуационное моделирование

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Закономерности деятельности в экстремальных условиях

2. Изменения в поведении и функциональном состоянии в экстремальных условиях

3. Переносимость экстремальных условий

4. Нервно-психическая неустойчивость

5. Психологическая концепция условий деятельности

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Понятие физиологического эквивалента деятельности и физиологической адаптации

2. Влияние абиотических факторов на работоспособность и функциональное состояние человека

3. Защитная адаптация внешних условий деятельности

4. Некоррегируемые факторы внешних условий деятельности

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Операциональная напряженность. Общие понятия

2. Психогенные факторы, обусловленные малой интенсивностью работы

3. Психогенные факторы, обусловленные чрезмерной интенсивностью деятельности

4. Общая характеристика профессионального (трудового)стресса

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА

1.Понятие об информационном и компьютерном стрессе

2. Дефицит и перегрузка информацией

3. Деятельность человека в условиях потока сигналов

4. Количественные методы оценки информационных потоков

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

1. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

2. АДЕКВАТНАЯ ФОРМА РЕАКЦИИ

3. РЕАКЦИЯ ТРЕВОГИ, ЕЕ ВИДЫ

4. ДИНАМИКА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

5. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Теоретические предпосылки изучения психологической готовности

2. Готовность и установка

3. Готовность и адаптация

4. Методы определения адаптационных возможностей человека

5. Этапы процесса адаптации

ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СТРЕССУ

1.Проблема толерантности в психологии

2. Подходы к пониманию эмоциональной устойчивости

3. Измерение защитных механизмов личности

4. Концепция отсроченных реакций на травматический стресс

5. Общая характеристика синдрома посттравматических стрессовых нарушений (PTSD-синдром)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Сущность и виды психологической поддержки

2. Общая схема процесса психологической поддержки

4. Роль подсказки в процессе психологической поддержки

5. Поддержка в принятии решений человеком в экстремальных условиях

Глава 10 Психогигиена и психопрофилактика стресса

1. Значение психопрофилактических мероприятий в предупреждении стресса

2. Психопрофилактические мероприятия коллективного характера

3. Психопрофилактические мероприятия индивидуального характера

4. Психологическая подготовка и тренировка

ЛИТЕРАТУРА

Предварительное ознакомление с вероятными осложнениями или возможной опасной ситуацией только при определенных условиях уменьшает их психологическое воздействие: оно должно вызвать уверенность в благополучном исходе деятельности, подсказать выход из создавшегося критического положения. В этом случае, если страх и возникает, он не проявляется в острой форме [10].

Состояние страха характеризуется крайне негативным эмоциональным фоном, дезадаптацией, множеством отрицательных последствий для психики и организма. При страхе ограничивается восприятие, человек становится функционально невосприимчивым к большей части потенциального перцептивного поля (восприятие). Страх может затормозить мышление, сделать его более узким по объему и ригидным (инертным) по форме. Страх сильно сокращает число степеней свободы личности. В зависимости от ситуации и личностных особенностей состояние страха может быть связано с различными формами поведения, такими, как: бегство, защитная агрессия, демонстративная агрессия, оцепенение [1].

По своим проявлениям, механизму возникновения и протекания близкой к страху является индивидуальная паника. Она отличается от страха большой неадекватностью реальному размеру опасности. Основная черта панического поведения - стремление человека к самоспасению. На первый план выдвигаются защитные эмоции, которые снижают уровень самоконтроля и заставляют человека физически уходить от опасности. Ради собственного спасения такой человек может обречь на гибель других, отобрать у них средства спасения. Возможны и другие проявления индивидуальной паники: человек чувствует себя совершенно беспомощным, теряет способность рассуждать, ориентироваться, правильно соотносить цель и средства ее достижения, трезво оценивать события и взаимодействовать с другими. Подвергшийся панике человек склонен к безрассудному подражанию.

Преодолеть страх и индивидуальную панику можно различными путями:

активизировать свое поведение;

переключить внимание на привычные действия;

отвлечься от объекта, вызывающего тяжелое состояние;

внушить уверенность;

обострить чувство долга и т. п.

Решающая роль в такой ситуации принадлежит мужественному поведению других людей, твердому руководству, четким указаниям, направленным на мобилизацию привычного поведения и организацию целесообразной деятельности тех, кто в таких условиях может показать пример выдержки и мужества. Особенно необходим людям пример самообладания, активизирующий совесть, чувство ответственности и долга. В критической ситуации личный пример руководителя может стать главным средством управления поведением людей, поддавшихся страху или панике [10].


От индивидуальной паники следует отличать панику массовую, коллективную, которая превращает людей в неуправляемую толпу. Психологически такой вид паники характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью. Такой страх нарастает в процессе взаимного заражения и блокирует способность рациональной оценки обстановки, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совместного противодействия [20]. Это состояние подробно описано в литературе [42, 45] и является прежде всего предметом изучения социальной психологии. В отличие от этого психологию деятельности в особых и экстремальных условиях прежде всего интересует понятие индивидуальной паники, ее влияние на деятельность конкретного человека, а также пути и средства борьбы с таким крайне неблагоприятным видом экстремального состояния.

Заканчивая рассмотрение вопроса, нельзя хотя бы вкратце не остановиться на понятии психологического кризиса.

Кризис вообще понимается чаще всего как критический момент и поворотный пункт жизненного пути. Психологический кризис (от гр. krisis - поворотный пункт, исход) - это состояние, при котором проявляется невозможность осуществить цикл воплощения себя, свой замысел. При этом нет нарушений функций мозга, человек практически здоров. Внешние обстоятельства дают возможности, при которых человек может действовать, как и раньше. Но развивать прежнюю активность он уже не может по внутренним психологическим причинам, он как бы утратил понимание и чувство того, что ему это нужно. Такое состояние сопровождается интенсивными, часто отрицательными по окраске эмоциями.

Но возможны и прямо противоположные последствия психологических кризисов, когда человек может стать более зрелым, собранным, добрым, человечным, сильным, смелым и мудрым, подняться на новую ступень в своем развитии. Человек в течение своей жизни не один раз переживает психологические кризисы. Выделяют различные виды кризисов в зависимости от их причины» например, кризисы резкой смены работы, профессии, отрыва от семьи, ухода на пенсию, изменения социального статуса. Можно выделить также кризисы возрастные, по соматическим основаниям (болезнь), социально-статусные (ролевые), внутреннего роста и др.

Кризисы являются неотъемлемым компонентом жизни и деятельности человека. В психологии они рассматриваются как необходимый фактор развития личности. Например, один из основателей гуманистической психологии Р. Мэй считает, что предельная целостность человеческой личности не только невозможна, но и нежелательна (цит. по [33]. Поэтому человек внутренне должен быть готов к преодолению неизбежных кризисов в своей жизни, выработать у себя соответствующую установку. Многое здесь зависит от индивидуальных качеств человека, его подготовленности к преодолению разнообразных экстремальных ситуаций. Эти качества были рассмотрены в предыдущих главах.


Подытоживая сказанное, еще раз подчеркнем, что с точки зрения психологии кризисы в жизни человека неизбежны, каждый из них имеет как негативные, так и позитивные компоненты. Успешное разрешение кризиса - это прогресс в развитии личности, возможный личностный рост. Не решение конфликта - это опасность для личности, дальнейшему развитию которой или ее полноценному функционированию может быть тем самым нанесен непоправимый урон [33].

ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Теоретические предпосылки изучения психологической готовности

Деятельность человека в экстремальных условиях определяется целым рядом факторов, рассмотренных выше. Обобщая их, можно сделать вывод, что мобилизовать свои лучшие качества, выполнить стоящую задачу в заданные сроки и с минимальными затратами психических и физических усилий могут лишь те люди, которые характеризуются высоким уровнем психологической готовности к действиям в экстремальных условиях и повышенной толерантностью к психологическому стрессу. Именно эти личностные характеристики являются в конечном итоге критериями оценки деятельности человека в чрезвычайной ситуации. Поэтому необходимо более глубоко рассмотреть вопросы, связанные с их изучением и формированием.

Понятие психологической готовности понимается как состояние мобилизации всех психофизиологических систем организма, обеспечивающих эффективное выполнение требуемого действия. Это понятие в психологии имеет несколько смысловых оттенков:

вооруженность человека необходимыми для успешного выполнения деятельности знаниями, умениями и навыками;

готовность к экстренной реализации имеющейся программы действий в условиях возникновения определенной ситуации;

решимость и желание совершить нужное действие;

нахождение человека на рабочем месте в нужный момент времени.

Психологическими предпосылками наступления готовности к выполнению конкретной деятельности является  ее понимание, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов выполнения деятельности. Затрудняют появление готовности пассивное отношение к работе, беспечность, безразличие, отсутствие плана действий и намерения максимально использовать свой опыт. Недостаточность готовности приводит к неадекватным реакциям, ошибкам, несоответствию функционирования психических процессов тем требованиям, которые предъявляются ситуацией.


Состояние психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях определяется прежде всего способностью человека к эмоциональной изоляции всего внеконтекстуального, а после этого - привыканием (адаптацией) к обстановке. Считается, что человек не может совершить ни одного действия, предварительно не пережив его эмоционально. Благодаря этому человек каждый раз как бы внутренне воспроизводит тот вид деятельности, который ему предстоит выполнить. Но именно эти переживания и оказываются самой уязвимой частью способности человека осуществлять сложные виды деятельности и в наибольшей степени подвергаются отрицательному воздействию эмоционального стресса [45].

Исходя из этого, можно уточнить психологическую роль эмоционального стресса. Если предварительное эмоциональное переживание ситуации позволяет как бы Дистанционно оценить условия протекания планируемой Деятельности (состояние временной готовности), то эмоциональный стресс выступает в экстремальных условиях в виде фактора, разрушающего это предварительное эмоциональное планирование» (т. е. состояние временной готовности) и, следовательно, всю схему предстоящей Деятельности (т. е. долговременной готовности).

Таким образом, состояние психологической готовности имеет сложную динамическую структуру, является сражением совокупности интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых качеств личности в их соотношении с внешними условиями и предстоящими задачами. В итоге человек настраивается на определенное поведение, на совершение действий, необходимым для достижения стоящей цели. Это явление получило в психологии название установки.

2. Готовность и установка

Установка есть готовность к реализации актуальной в данной ситуации потребности. Она выражает внутреннюю позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации; по отношению к событиям, фактам, идеям, другим людям. Различают позитивные, негативные и нейтральные установки. Их разновидностью является социальная установка (аттитюд). Она представляет собой общую ориентацию человека на тот или иной социальный объект. Эта ориентация предшествует действию и выражает предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта.


Психология установки наиболее полно разработана в грузинской школе психологов, возглавляемой Д. Н. Узнадзе (1886-1950). Согласно его учению, установка, является основным фактором регуляции поведения, возникает при «встрече» имеющейся у субъекта потребности, с одной стороны, и объективной ситуации ее удовлетворения с другой. При этом возникает некоторое целостное, динамическое состояние, которое определяет дальнейшее течение его деятельности и выражается в готовности к осуществлению определенных действий в настройке человека к их выполнению. Это состояние готовности  характеризуется как установка.

Функции установки, ее эффекты и содержание раскрываются при изучении ее роли в регуляции деятельности. В зависимости от того, на какой конкретный фактор деятельности (мотив, цель, условия деятельности) направо лена установка, выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности - уровни смысловых, целевых и операционных установок.Таким образом, из сказанного выше можно сделать два основных вывода:

понятие установки является показателем уровня готовности к деятельности;

в установке отображается деятельность, она может выполнять роль основного регулятора поведения.

Установку также можно рассматривать как своеобразную форму направленности личности, благодаря которой происходит объединение ее потребностей и ситуации, в которой они удовлетворяются. Установка - это состояние личности в момент ее динамической определенности, поскольку направленность сознания связана с начальной реакцией человека на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать задачи. Поэтому характерным для явления установки является предрасположение субъекта ориентировать свою деятельность в определенном направлении.

В школе Д. Н. Узнадзе установка является неосознаваемым состоянием, которое предшествует деятельности и определяет ее осуществление, т. е. считается, что установки всегда носят неосознаваемый характер. В дальнейшем это положение было учтено. Как известно, понятие установки включает в себя два момента: формирование установки и ее актуализацию, т. е. реализацию в конкретной деятельности. Если формирование установки может носить как неосознаваемый, так и осознаваемый характер, то реализация установки в деятельности всегда связана с волевым усилием. Следовательно, установки могут быть как неосознаваемыми, так и осознаваемыми. При этом неосознаваемые установки могут возникать как побочный продукт сознательной деятельности. Кроме того, возможны взаимопереходы, превращения одного вида установок в другой.