Файл: Положения о социальных и профессиональных функциях и действиях психолога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 493

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ОСОБЫЕ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1. Основные принципы разграничения особых и экстремальных условий

2. Методологические основы изучения деятельности в особых условиях

3. Методы изучения деятельности в экстремальных условиях

4. Стресс. Общие понятия

5. Ситуационный эксперимент и ситуационное моделирование

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Закономерности деятельности в экстремальных условиях

2. Изменения в поведении и функциональном состоянии в экстремальных условиях

3. Переносимость экстремальных условий

4. Нервно-психическая неустойчивость

5. Психологическая концепция условий деятельности

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Понятие физиологического эквивалента деятельности и физиологической адаптации

2. Влияние абиотических факторов на работоспособность и функциональное состояние человека

3. Защитная адаптация внешних условий деятельности

4. Некоррегируемые факторы внешних условий деятельности

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Операциональная напряженность. Общие понятия

2. Психогенные факторы, обусловленные малой интенсивностью работы

3. Психогенные факторы, обусловленные чрезмерной интенсивностью деятельности

4. Общая характеристика профессионального (трудового)стресса

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА

1.Понятие об информационном и компьютерном стрессе

2. Дефицит и перегрузка информацией

3. Деятельность человека в условиях потока сигналов

4. Количественные методы оценки информационных потоков

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

1. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

2. АДЕКВАТНАЯ ФОРМА РЕАКЦИИ

3. РЕАКЦИЯ ТРЕВОГИ, ЕЕ ВИДЫ

4. ДИНАМИКА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

5. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Теоретические предпосылки изучения психологической готовности

2. Готовность и установка

3. Готовность и адаптация

4. Методы определения адаптационных возможностей человека

5. Этапы процесса адаптации

ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СТРЕССУ

1.Проблема толерантности в психологии

2. Подходы к пониманию эмоциональной устойчивости

3. Измерение защитных механизмов личности

4. Концепция отсроченных реакций на травматический стресс

5. Общая характеристика синдрома посттравматических стрессовых нарушений (PTSD-синдром)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Сущность и виды психологической поддержки

2. Общая схема процесса психологической поддержки

4. Роль подсказки в процессе психологической поддержки

5. Поддержка в принятии решений человеком в экстремальных условиях

Глава 10 Психогигиена и психопрофилактика стресса

1. Значение психопрофилактических мероприятий в предупреждении стресса

2. Психопрофилактические мероприятия коллективного характера

3. Психопрофилактические мероприятия индивидуального характера

4. Психологическая подготовка и тренировка

ЛИТЕРАТУРА

2. Дефицит и перегрузка информацией

Многие проблемы стресса обусловлены факторами информационного характера. В настоящее время многие из них связаны с вопросами взаимодействия человека и техники и лежат в русле исследований инженерной психологии. Поэтому рассмотрение этих факторов удобнее всего вести на примере деятельности оператора. Однако многие закономерности являются характерными и для других видов деятельности, но в труде оператора они проявляются наиболее наглядно.

Одним из таких стресс-факторов является перегрузка информацией. Она представляет собой такое явление в деятельности оператора, которое наступает при выполнении хотя бы одного из следующих условий:

объем поступающей информации превышает возможности оперативной памяти человека;

темп поступления информации превышает его пропускную способность;

средний темп и объем информации соответствуют возможностям человека, однако из-за случайного характера ее поступления и разного времени ее обработки периодически возникают ситуации, приводящие к выполнению двух предыдущих условий; такая ситуация наиболее характерна для деятельности человека, работающего в условиях поступления потоков сигналов.

Для уменьшения перегрузки рекомендуется:

предоставлять человеку информацию с необходимым упреждением к началу исполнения;

сократить поток информации до необходимого минимума, отделить информацию, поступающую эпизодически, так чтобы ее можно было получить по запросу;

предусмотреть возможность селекции информации, что позволит человеку отбирать данные, соответствующие его возможностям и условиям работы;

разработать рациональную схему деятельности человека;

предоставить для принятия решения максимальное время (в пределах общего времени, отведенного на решение задачи); для этого, например, на средствах отображения информации целесообразно иметь специальные сигнализаторы допустимых временных интервалов;

сохранять на индикаторе информацию по желанию оператора.

Эффект перегрузки информацией ведет к возникновению целого ряда нежелательных явлений в деятельности человека: пропуск сигналов, возникновение ошибок; увеличение времени обработки информации (за счет включения в работу долговременной памяти); возникновение напряженности в работе, быстрое развитие утомления, информационные неврозы и т. п.


Одной из причин информационной перегрузки является дефицит времени (от лат. deficit- недостаток). Он возникает при фактической нехватке времени для полноценного завершения какого-либо процесса, операции человеком, группой людей, машиной. В психологии деятельности понятие дефицита времени употребляется в двух значениях:

недостаточное, ограниченное время на выполнение не которой работы (лимит времени);

острый недостаток времени, препятствующий возможности  человека  выполнять  определенные  действия; в этом случае дефицит времени рассматривается как
стресс-фактор; он характерен в основном для аварийных и критических ситуаций.

Лимит времени является характерным для многих видов деятельности, связанных:

с приемом и переработкой больших объемов информации в жестком временном режиме (например, диспетчерский труд);

с высоким темпом осуществления сложной исполнительной Деятельности (например, конвейерный труд);

с разными сочетаниями первых двух факторов [6].

Дефицит времени является относительным понятием. Это выражается как в самом факте дефицита времени (есть или нет), так и в его абсолютном временном значении, которое зависит от вида выполняемой деятельности. Чем сложнее и опосредствованнее деятельность, тем больше абсолютные значения могут быть недостаточными (дефицитными) для ее выполнения.

Основными предпосылками возникновения дефицит; времени являются:

высокий темп поступления информации;

ее большой объем;

кратковременность существования информации;

 резкие, внезапные нарушения, требующие экстренного вмешательства;

индивидуальные качества человека;

неудачная организация труда и рабочего места;

дискомфортные внешние условия.

Дефицит времени оказывает как положительное (оптимизирующее), так и отрицательное (дезорганизующее) влияние на деятельность человека. Организующее влияние связано преимущественно с лимитом времени и опосредствуется целесообразной перестройкой деятельности, направленной на сохранение надежности и эффективности ее выполнения в усложненных условиях. Дезорганизация деятельности возникает преимущественно в условиях острого недостатка времени на выполнение требуемых действий (например, в аварийных ситуациях). Такая дезорганизация сопровождается психическим напряжением, ошибками, импульсивностью действий и неадекватностью реакций. Эффективным способом борьба с этим нежелательным явлением, особенно в экстремальных условиях, является создание специальных систем поддержки принятия решений [5]. Более подробно это вопрос рассматривается в гл. 9.


Противоположным рассмотренному явлению, связанному с перегрузкой человека информацией, является сенсорный голод. Он заключается в полном или в достаточно существенном ограничении поступающей к человеку информации и является одним из проявлений сенсорной деривации (сенсорной изоляции) и монотонности деятельности.

Общепсихологические особенности этих явлений рассмотрены раньше (гл. 4), здесь же мы подробнее остановимся на их проявлениях в операторской деятельности.

В деятельности оператора сенсорный голод заключается в явной недогрузке оператора информацией; он характерен для операторской деятельности, протекающей в режиме длительного ожидания сигналов (состояние оперативного покоя). Недогрузка оператора вызывает ослабление внимания, что приводит в конечном итоге к потере ритма и ошибкам [6].

Поэтому при организации труда операторов и создании информационной модели необходимо предусмотреть специальные меры по уменьшению недогрузки:

сократить до минимума время от запроса до воспроизведения информации;

обеспечить достаточную интенсивность потока информации (не менее десяти сигналов в час);

принять меры к повышению заметности вновь появившейся информации (мерцание, яркость, звук и т.п.);

ограничить площадь размещения информации;

использовать звуковую сигнализацию, особенно для выделения аварийных ситуаций;

обеспечить достаточную продолжительность индикации, чтобы оператор мог воспринимать ее вплоть до реализации действия;

обеспечить оператору самоконтроль (инструментальный и неинструментальный) выполняемых им действий.

В некоторых случаях для уменьшения недогрузки может оказаться целесообразным подача оператору некоторых Дополнительных сигналов, на которые он должен дополнительно реагировать. Однако этот вопрос в каждом конкретном случае требует специальной проработки и Детального обоснования, в противном случае он может дать отрицательный эффект.

3. Деятельность человека в условиях потока сигналов

В целом ряде случаев деятельность человека может протекать в условиях поступления потока сигналов. При определенных условиях, когда темп поступления информации превышает возможности человека по ее приему я переработке, поток сигналов является стресс-фактором и свидетельствует об информационной перегрузке. Наиболее характерным это является для операторской деятельности, применительно к которой мы и будем рассматривать влияние на деятельность человека этого фактора.


Потоком сигналов называется последовательность идущих друг за другом через случайные или регулярные интервалы времени сигналов, несущих оператору информацию о состоянии объекта управления и требующих его ответных реакций. Работа в условиях потока сигналов оказывает существенное влияние на деятельность человека. Также большое воздействие на ее результаты оказывает не только характер поступающих сигналов, но и их взаимодействие между собой.

Данное обстоятельство существенным образом влияет на характер поведения и результаты работы человека. Они оказываются отличными от тех результатов, которые могут быть получены при обработке отдельных, изолированных друг от друга сигналов. Так, установлено, что время и безошибочность реакций на изолированные сигналы и сигналы, следующие друг за другом, существенно-различны [17]. При этом большое влияние оказывает темп подачи сигналов, интервал времени между моментам их поступления, соотношение интенсивностей соседних сигналов и т.п., что проявляется даже при регулярном характере потока сигналов.

Еще большее воздействие на деятельность человека оказывает случайный характер потока сигналов, что наиболее часто встречается на практике. Следствием этого является возникновение очереди сигналов на обслуживание. Имей

«о она и оказывается основным фактором, детерминирующим деятельность оператора в условиях потока сигналов. При этом на результаты деятельности большое влияние оказывает как частота, так и длина очереди. Следствием очереди является возникновение таких нежелательных ситуаций, как дефицит времени и переполнение оперативной памяти оператора. Эти ситуации существенно влияют на скорость и надежность работы оператора.

На деятельность оператора также оказывает большое влияние временная неопределенность поступления сигналов. Она обусловливается случайным характером потока и зависит от его вида. Установлено, что даже при одной и той же плотности потока результаты деятельности будут отличаться друг от друга для потоков разных видов. Это различие вызвано разной степенью неопределенности поступления сигналов во времени и, следовательно, различными проявлениями очереди на обслуживание (ее частотой, длиной, периодами занятости и др.). Наибольшие трудности для оператора представляют т. п. простейшие потоки, описываемые, законом Пуассона. Для количественной оценки деятельности оператора в условиях потока сигналов могут быть использованы предельно допустимые нормы деятельности [41, 42].


Работа в условиях потока сигналов предъявляет повышенные требования к таким качествам оператора, как объем памяти, способность к переключению и распределению внимания, скоростные характеристики, эмоциональная устойчивость. Наличие этих качеств необходимо в первую очередь проверять при профессиональном отборе. Математической базой для описания, изучения и проектирования Деятельности в условиях потока сигналов является теория -Массового обслуживания, на основе которой строятся модели обслуживания.

В заключение необходимо отметить, что работа в условиях потока сигналов наиболее характерна для деятельности оператора, где сигнал интегрируется как заявка (требование) на обслуживание. Однако обслуживание заявок наблюдается и в других видах деятельности (продавцы кассиры, ремонтный персонал, библиотекари и т. д.) правда, с той лишь разницей, что в них влияние очереди на качество обслуживания проявляется не столь отчетливо, как в операторской деятельности.

Основным понятием теории информации является энтропия, которая характеризует меру первоначальной (априорной) неопределенности системы и зависит от общего числа ее возможных состояний и их вероятностей:

4. Количественные методы оценки информационных потоков

Для количественного описания и анализа информационных характеристик деятельности человека используются математические методы теории информации и теории массового обслуживания. С помощью этих методов можно строить соответствующие математические модели и на их основе получать количественные оценки деятельности человека Зная их, представляется возможным определить степень напряженности, обусловленной воздействием информационных факторов на деятельность человека, и предпринять соответствующие меры по снижению информационной нагрузки, уменьшению информационного стресса.

Теория информации - это наука, изучающая свойства, количественные характеристики и методы кодирования информации. Ее основоположником является американский ученый К. Шеннон, опубликовавший в 1948 г. статью «Математическая теория связи». Созданная для изучения технических каналов связи теория информации со временем стала применяться и для описания процессов переработки информации человеком. Основная идея К. Шеннона заключается в том, что с информацией можно обращаться так же, как с другими физическими категориями, какими является вещество и энергия. Поэтому информация не может быть определена через эти категории и является наряду с ними одной из трех самостоятельных субстанций окружающего нас мира. Следовательно, согласно К. Шеннону, и транспортировка (передача) информации может рассматриваться подобно транспортировке вещества и энергии [5].