Файл: Положения о социальных и профессиональных функциях и действиях психолога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 456

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ОСОБЫЕ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1. Основные принципы разграничения особых и экстремальных условий

2. Методологические основы изучения деятельности в особых условиях

3. Методы изучения деятельности в экстремальных условиях

4. Стресс. Общие понятия

5. Ситуационный эксперимент и ситуационное моделирование

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Закономерности деятельности в экстремальных условиях

2. Изменения в поведении и функциональном состоянии в экстремальных условиях

3. Переносимость экстремальных условий

4. Нервно-психическая неустойчивость

5. Психологическая концепция условий деятельности

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Понятие физиологического эквивалента деятельности и физиологической адаптации

2. Влияние абиотических факторов на работоспособность и функциональное состояние человека

3. Защитная адаптация внешних условий деятельности

4. Некоррегируемые факторы внешних условий деятельности

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Операциональная напряженность. Общие понятия

2. Психогенные факторы, обусловленные малой интенсивностью работы

3. Психогенные факторы, обусловленные чрезмерной интенсивностью деятельности

4. Общая характеристика профессионального (трудового)стресса

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА

1.Понятие об информационном и компьютерном стрессе

2. Дефицит и перегрузка информацией

3. Деятельность человека в условиях потока сигналов

4. Количественные методы оценки информационных потоков

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

1. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

2. АДЕКВАТНАЯ ФОРМА РЕАКЦИИ

3. РЕАКЦИЯ ТРЕВОГИ, ЕЕ ВИДЫ

4. ДИНАМИКА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

5. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Теоретические предпосылки изучения психологической готовности

2. Готовность и установка

3. Готовность и адаптация

4. Методы определения адаптационных возможностей человека

5. Этапы процесса адаптации

ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СТРЕССУ

1.Проблема толерантности в психологии

2. Подходы к пониманию эмоциональной устойчивости

3. Измерение защитных механизмов личности

4. Концепция отсроченных реакций на травматический стресс

5. Общая характеристика синдрома посттравматических стрессовых нарушений (PTSD-синдром)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Сущность и виды психологической поддержки

2. Общая схема процесса психологической поддержки

4. Роль подсказки в процессе психологической поддержки

5. Поддержка в принятии решений человеком в экстремальных условиях

Глава 10 Психогигиена и психопрофилактика стресса

1. Значение психопрофилактических мероприятий в предупреждении стресса

2. Психопрофилактические мероприятия коллективного характера

3. Психопрофилактические мероприятия индивидуального характера

4. Психологическая подготовка и тренировка

ЛИТЕРАТУРА

Существенное влияние на работоспособность человека в экстремальных условиях оказывает предварительная подготовка и тренированность, приобретаемая в результате практического опыта. К экстремальным условиям в некоторой мере можно привыкнуть. Это хороню
известно альпинистам, парашютистам, водителям автотранспорта и др.

Велико также значение моральных, волевых и других характерологических качеств личности, в частности, степени развития чувства ответственности. Для оценки этого качества в последнее время в психологии введено понятие надежности личности [33].

В педагогической практике экстремальные условия для учащихся могут заключаться в выполнении трудных контрольных работ, сдаче экзаменов, прохождении тестов. Психическое состояние учащихся меняется во время экзаменов: эмоциональная и умственная напряженность
появляются до начала экзаменов, нарастают и доходят до высшего предела во время экзамена. Сдача экзамена приносит разрядку, напряжение проходит, но волнение
некоторое время продолжается. Аналогичные явления наблюдаются и в спортивной практике, трудовой деятельности. После выполнения трудного задания человек расслабляется, снижается бдительность, что иногда  приводит к непонятным, непредсказуемым ошибкам.
Например, известно, что летчики часто совершают ошибки уже после завершения основного этапа полета [18].

8. Для деятельности человека в экстремальных условиях характерна немонотонная и нелинейная зависимость качества деятельности от интенсивности и продолжительности экстремальных воздействий. Незначительные по интенсивности и продолжительности воздействия оказывают, как правило, мобилизующее действие (эустресс, оптимальный стресс, параэкстремальные условия). Зависимость качества деятельности от уровня активации организма определяется рассмотренным ранее законом Йеркса-Додсона, в соответствии с которым качество выполнения легких задач с увеличением активации монотонно повышается, тогда как наивысшая эффективность выполнения сложных задач достигается при среднем уровне активации. Это иллюстрируется с помощью зависимостей, приведенных на рис. 3.

Рис. 3. Зависимость качества деятельности от уровня активации (закон Йеркса-Додсона) на - случай, когда приращение активации ведет к приросту продуктивности APVt;


- простейшая задача;

- задачи промежуточной сложности;

- наиболее сложная задача

Под влиянием экстремальных факторов у человека происходят определенные изменения на поведенческом и функциональном уровнях. Последние оцениваются по мышечно-двигательным, вегетативным, электроэнцефалографическим, биохимическим, психологическим изменениям в состоянии организма [26, 27].

2. Изменения в поведении и функциональном состоянии в экстремальных условиях

Отличительной особенностью поведения в экстремальных условиях является потеря его гибкости. Поведение утрачивает пластичность, свойственную ему в нейтральной обстановке. Особенно сильно страдают сложные, координированные движения. Напротив, стереотипные, шаблонные движения зачастую могут протекать быстрее и даже приобретать тенденцию к автоматизму (но лишь до определенного уровня активации организма).

Одним из типичных показателей изменяемости поведения человека в таких условиях является большой разброс данных, полученных при изучении сенсорных и моторных функций, например, времени реакции. Этот факт имеет большую диагностическую ценность для разграничения состояний утомления и напряженности. Для утомления характерным является увеличение среднего значения времени реакции, для напряженности - его вариативности, т.е. дисперсии. В этом случае имеют место как сверхбыстрые, импульсивные реакции, так и сильно заторможенные. Имеются данные, что в этих условиях уменьшается точность оценки временных интервалов. В целом же, самой общей характеристикой поведения в экстремальных условиях является нарушение структуры сложной деятельности, которая в обычных условиях протекает согласованно.

На психологическом уровне отрицательные явления, наблюдаемые в экстремальных условиях, выражаются в общей дезорганизации поведения, торможении прежних навыков (тем сильнее, чем сложнее действие), неадекватных реакциях на резкие неожиданные раздражители, снижении работоспособности, затруднениях в распределении и переключении внимания, сужении его объема, ошибках восприятия, провалах памяти, появлении лишних, неоправданных и импульсивных действий, в чувстве растерянности и невозможности сосредоточиться на выполняемой деятельности, легкой отвлекаемости, снижении психоустойчивости, снижении продуктивного выполнения мыслительных операций и т. п.


Подытоживая сказанное, необходимо отметить, что способность действовать без напряженности или, наоборот, предрасположение к ней в условиях действия экстремальных (психогенных) факторов определяется уровнем соответственно высокой или низкой эмоциональной устойчивости, которая является важнейшей личностной характеристикой в таких условиях.

В экстремальных условиях происходят и своеобразные изменения в мышечно-двигательной системе человека. Они проявляются в нарушениях моторики, выражающихся в общей мышечной скованности, треморе, нарушенной координации движений. Общее мышечное напряжение сказывается в зажимах рукояток управления, в скованности поз и движений, т. е. в нарушении точности дозировки прилагаемых усилий. В некоторых случаях человек не застрахован и от явлений мышечной слабости («ватные» мышцы). Другим, более тонким показателем мышечного напряжения является увеличение электрической активности мышц. Оно фиксируется с помощью записи электромиограммы (ЭМГ). Запись ЭМГ ведется обычно с неработающих мышц, обнаруживающих тем большую активность, чем выше напряженность человека. Наиболее значимыми для состояния стресса являются потенциалы, отводимые от лестничных мышц шеи, лба и мышц предплечья. В некоторых случаях уровень напряженности сопровождается увеличением суммарной электрической активности мышц [27].

В экстремальных условиях происходят и определенные сдвиги в вегетативной системе человека. Одним из самых простых и надежных показателей напряженности является частота сердечных сокращений (ЧСС), определяемая по частоте пульса. Установлено, что при ярко выраженной напряженности ЧСС достигает 150-180 ударов в минуту. Существенно увеличивается и ее вариативность. Тонким индикатором уровня напряженности являются характеристики дыхания. В эмоционально значимых, напряженных ситуациях частота дыхания увеличивается с 20 до 50-60 колебаний в минуту, превышая исходные данные в 2,5-3 раза. Учащение дыхания сопровождается обычно уменьшением его глубины, а также увеличением фазы выдоха относительно фазы вдоха. Подобно показателям пульса и дыхания хорошо отражает динамику напряженных состояний и кровяное давление - оно повышается с 90 до 180-190 мм рт. ст. Рассмотренные вегетативные сдвиги часто наблюдаются не только во время действия экстремальных факторов, но и в период ожидания критических событий, при возникновении чувства тревоги, повышенном внимании и т.п. Проявлением вегетативных сдвигов, вызванных состоянием напряженности (особенно эмоциональной), является кожно-гальваническая реакция (КГР). Она представляет отличительный показатель состояния ВНД, так или иначе связанный с процессами внимания, настороженности и высокой активности любого происхождения. В этих ситуациях наблюдается увеличение числа спонтанных колебаний и уменьшение электрического сопротивления кожи. В последнее время вместо термина КРГ все чаще используется термин электрическая активность кожи (ЭАК).


При оценке состояния напряженности большое значение имеют также и электроэнцефалографические (ЭЭГ) показатели. При их изучении обнаружена активация в этом состоянии медленных ритмов (гета-ритма или ритма напряжения) в сочетании с увеличением высокочастотной активности ЭЭГ (бета-ритма). Именно их одновременная активация является наиболее характерным ЭЭГ показателем стресса.

При стрессе происходят и определенные биохимические сдвиги в организме, например, увеличение лейкоцитов в крови, аскорбиновой кислоты и 17-кортикостероидов в моче. Однако эти показатели в наибольшей степени применимы для характеристики длительных стрессовых состояний, поскольку биохимические реакции характеризуются довольно высокой инерционностью. Для повышения надежности оценки рекомендуется применение полиэффекторного метода, предполагающего одновременный анализ определенной группы показателей [8,22].

3. Переносимость экстремальных условий

Переносимость экстремальных условий зависит от многих переменных:

от вида экстремального воздействия, его интенсивности и продолжительности;

от предыдущего опыта человека (специфической адаптации);

характера деятельности;

индивидуальных качеств человека.

Влияние на качество деятельности силы экстремального воздействия и сложности деятельности в общем плане характеризуется законом Йеркса-Додсона (см. рис. 3). Его основной смысл сводится к тому, что каждой задаче с определенной степенью трудности объективно или субъективно соответствует свой оптимум активации. Легкие задачи имеют более высокий уровень активации, сложные - менее высокий. Иными словами, под влиянием стресса прежде всего затрудняются сложные или новые действия, в ю время как простые или хорошо знакомые действия выполняются без изменений. Поэтому тренированность, особенно при выполнении сложных действий, является хорошей профилактической мерой против разрушительного действия стресса.

Большое влияние на переносимость экстремальных условий имеет специфика деятельности. Общая тенденция здесь такова: в состоянии стресса человек обычно реагирует более быстро, но допускает больше ошибок. Поэтому характер изменения деятельности при стрессе зависит также и от особенностей самой деятельности. В задачах, где при выполнении весьма простых операций определяющим моментом является скорость, стресс, как правило, Улучшает результаты. Но там, где прежде всего необходима четкость и сохранение структуры деятельности, следует ожидать падения эффективности деятельности в условиях стресса. Переносимость экстремальных условий зависит также от характера деятельности - одиночной или групповой. Обычно влияние группы минимизирует индивидуальные различия. При групповой деятельности в экстремальных условиях характеристика адаптации индивида к стрессу раскрывается в психологической совместимости, сработанности группы, коммуникативных способностях, отсутствии конфликтогенности и т. п.


Однако, как бы ни влияли внешние условия, чрезвычайно важными, если не решающими, являются личностные особенности человека. Важнейшей из них является эмоциональная устойчивость (устойчивость к стрессу). Она определяется способностью человека сохранять работоспособность в состоянии сильного эмоционального напряжения. Эмоциональная устойчивость как черта личности зависит от целого ряда факторов. Из них пока рассмотрим лишь два, наиболее важные: уровень тревожности и типологические особенности нервной системы. Именно они являются определяющими при формировании у человека способности к преодолевающему поведению [28].

Тревожностью называется склонность человека к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом к возникновению реакции тревоги. Она выражается в чрезмерном напряжении человека, нервозности, беспокойстве в трудной ситуации и ее ожидании. Считается, что лица с высокой степенью тревожности менее устойчивы к стрессу. У них отмечается ухудшение деятельности в новой, неожиданной обстановке и в любых других ситуациях с элементами стресса, при выполнении сложных действий, хотя в более простой ситуации они могут успешно справляться с выполняемой деятельностью. Методы диагностики тревожности рассматриваются в гл. 7.

Влияние типологических особенностей было рассмотрено раньше. Здесь лишь еще раз отметим, что при прочих равных условиях устойчивость к стрессу определяется силой и подвижностью нервных процессов. Кроме того, устойчивость к стрессу определяется такими личностными факторами, как направленность личности, структура мотивационной сферы, уверенность в себе и др.

4. Нервно-психическая неустойчивость

Отрицательно сказывается на переносимости экстремальных условий такое качество личности, как нервно-психическая неустойчивость. Она понимается как склонность к функциональным срывам нервной системы при значительном психическом и физическом напряжении. Понятие о нервно-психической неустойчивости объединяет патологические и предпатологические особенности личности, снижающие возможность адаптации человека к усложненным, стрессовым условиям существования и деятельности. Наиболее часто нервно-психическая неустойчивость наблюдается при акцентуациях характера, пограничных состояниях, легких степенях умственного недоразвития, алкоголизме, наркомании и некоторых психических заболеваниях.