Файл: Положения о социальных и профессиональных функциях и действиях психолога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 485

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ОСОБЫЕ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1. Основные принципы разграничения особых и экстремальных условий

2. Методологические основы изучения деятельности в особых условиях

3. Методы изучения деятельности в экстремальных условиях

4. Стресс. Общие понятия

5. Ситуационный эксперимент и ситуационное моделирование

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Закономерности деятельности в экстремальных условиях

2. Изменения в поведении и функциональном состоянии в экстремальных условиях

3. Переносимость экстремальных условий

4. Нервно-психическая неустойчивость

5. Психологическая концепция условий деятельности

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Понятие физиологического эквивалента деятельности и физиологической адаптации

2. Влияние абиотических факторов на работоспособность и функциональное состояние человека

3. Защитная адаптация внешних условий деятельности

4. Некоррегируемые факторы внешних условий деятельности

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Операциональная напряженность. Общие понятия

2. Психогенные факторы, обусловленные малой интенсивностью работы

3. Психогенные факторы, обусловленные чрезмерной интенсивностью деятельности

4. Общая характеристика профессионального (трудового)стресса

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА

1.Понятие об информационном и компьютерном стрессе

2. Дефицит и перегрузка информацией

3. Деятельность человека в условиях потока сигналов

4. Количественные методы оценки информационных потоков

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

1. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

2. АДЕКВАТНАЯ ФОРМА РЕАКЦИИ

3. РЕАКЦИЯ ТРЕВОГИ, ЕЕ ВИДЫ

4. ДИНАМИКА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

5. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Теоретические предпосылки изучения психологической готовности

2. Готовность и установка

3. Готовность и адаптация

4. Методы определения адаптационных возможностей человека

5. Этапы процесса адаптации

ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СТРЕССУ

1.Проблема толерантности в психологии

2. Подходы к пониманию эмоциональной устойчивости

3. Измерение защитных механизмов личности

4. Концепция отсроченных реакций на травматический стресс

5. Общая характеристика синдрома посттравматических стрессовых нарушений (PTSD-синдром)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Сущность и виды психологической поддержки

2. Общая схема процесса психологической поддержки

4. Роль подсказки в процессе психологической поддержки

5. Поддержка в принятии решений человеком в экстремальных условиях

Глава 10 Психогигиена и психопрофилактика стресса

1. Значение психопрофилактических мероприятий в предупреждении стресса

2. Психопрофилактические мероприятия коллективного характера

3. Психопрофилактические мероприятия индивидуального характера

4. Психологическая подготовка и тренировка

ЛИТЕРАТУРА

Впервые такие явления и их влияние на состояние высшей нервной деятельности в экспериментальных условиях изучал И. П. Павлов в знаменитой «башне молчания». Он отмечал, что слабые однообразные раздражения есть «совершенно натуральный возбудитель тормозного процесса». С понятиями изоляции, одиночества, однообразия тесно связано понятие сенсорной депривации, заключающееся в сенсорной недостаточности или недогрузке системы анализаторов. В условиях депривации могут возникать такие необычные психические явления, как «провалы памяти» (амнезия), кратковременная пароксизмальная потеря сознания, эйдетические представления! (галлюцинации) и связанный с ними феномен «break off»  (отрыв от земли).

Указанные явления наиболее часто встречаются у представителей экзотических профессий — моряков, летчиков и  космонавтов, полярников. Однако они могут возникать и  у представителей обычных профессий, деятельность которых связана с монотонностью, одиночеством и изоляцией. Так, В.И. Лебедев отмечает возникновение эйдетических представлений у механизаторов (трактористов), работавших в течение 12 и более часов в сутки в условиях относительной изоляции в бескрайней степи. Пароксизмальные явления наблюдались у водителей автобусов и метро, находящихся в состоянии утомления в условиях монотонной однообразной работы в кабине малого объема [16].

Подытоживая сказанное, отметим, что все рассмотренные здесь явления имеют одну общую черту - низкий уровень психологической активации (левая ветвь кривой Йеркса-Додсона) и объединяются под общим понятием «психология скуки», которое характеризуется возникновением апатии, притуплением внимания, непреодолимой сонливостью, снижением функций памяти. Неблагоприятное влияние на человека таких ситуаций отмечал еще в XIX в. К.Маркс: «...непрерывное однообразие работы ослабляет напряженность внимания и подъем жизненной энергии, так как лишает рабочего того отдыха и возбуждения, которые создаются самим фактом перемены деятельности.

3. Психогенные факторы, обусловленные чрезмерной интенсивностью деятельности


В деятельности человека могут встречаться и обратные рассмотренным ситуации, которые требуют повышенной активации организма. Продуктивность деятельности определяется при этом правой (нисходящей) ветвью кривой Йеркса-Додсона (см. рис. 2). Большинство из этих ситуаций характеризуется повышенной информационной нагрузкой и будет рассмотрено дальше. Здесь же мы остановимся лишь на двух факторах, обусловленных выполнением совмещенной (раздвоенной) и продолжительной непрерывной деятельности.

На возможность появления первого из этих факторов Указывал в свое время еще И. П. Павлов, который писал: «Разве это не обычная вещь, что мы, занятые главным образом одним делом, одной мыслью, одновременно выполняем другие дела?» (Павловские среды. - М. - Л., 1949). В повседневной и профессиональной деятельности человека это явление называется совмещенной (раздвоенной) деятельностью совмещенной деятельностью понимается такая, которая возникает в ситуации, когда человеку приходится решать две и более одновременно возникающие задачи. При этом он одновременно включается как минимум в два контура управления. Так, машинист локомотива в одном контуре выступает в качестве водителя, т.е. управляет движением поезда, в другом - в качестве оператора, регулирующего работу электроустановок электровоза. Работая в двух контурах управления одновременно, человек как бы «раздваивается». С физиологической точки зрения это означает, что человеку необходимо концентрировать раздражительный процесс в двух различных функциональных системах мозга. Такая работа, даже при прочно выработанных навыках, требует большого нервного напряжения. Особенно сильно это проявляется, если оба вида деятельности очень близки по своему характеру [16].

Выполняемые в совмещенной деятельности действия разделяют на связанные и несвязанные. К первым из них относят, например, действия по управлению такими параметрами движения самолета, как крен и тангаж, ко вторым - пилотирование в сочетании с радиообменом. В общем виде под связанными действиями понимаются такие, которые направлены на достижение одной общей для обоих действий цели. В процессе тренировок такие действия сливаются в «полное совмещенное действие». Наличие лишь одной цели позволяет сформировать единый перцептивный или моторно-перцептивный образ.

Класс несвязанных действий есть как раз то, что и называют собственно совмещенной деятельностью. Ее отличительным признаком является одновременное наличие двух и более целей. Важным вопросом при изучении такой деятельности является выяснение того, в каких случаях выполнение различных действий, направленных на достижение разных целей, происходит параллельно, а в каких последовательно. Установлено, что при совмещении действий происходят разные процессы в зависимости от условий их выполнения. Если хотя бы одно из действий автоматизированное, то два действия могут осуществляться практически параллельно. Во всех остальных случаях, в соответствии с концепцией включения, происходит формирование новой структуры действий. При отсутствии дефицита времени происходит поочередное переключение с одного действия на другое. В случае дефицита времени происходит изменение способа выполнения действий. Если потенциал одного действия значительно больше другого, то прежде всего упрощается алгоритм и нарушается выполнение менее доминантного действия. Таким, в соответствии с концепцией доминанты А. А. Ухтомского и концепцией включения А. А. Крылова, обычно оказывается ранее выполняемое действие [26].


В соответствии с этим значительное преобладание психической направленности на выполнение новой (особенно неавтоматизированной и, следовательно, незакрепленной в стереотип) деятельности оказывается той доминантой, которая как бы стремится подавить закрепленные навыки старой деятельности и тем самым вызывает состояние сильного нервно-психического напряжения. В некоторых случаях в результате столкновения двух доминантных очагов возможны короткие невротические срывы, которые проявляются в нарушениях сознания. Такие срывы иногда наблюдаются и тогда, когда человек пользуется двумя источниками информации одновременно. Нарушения сознания при этом выражаются в нечеткости восприятия информации, в потере нити мысли. В этом, в частности, иногда проявляется сбивающий эффект подсказки (подробнее см. гл. 9).

Особые трудности вызывает одновременное выполнение двух, близких по смыслу, видов деятельности. В этих Условиях человек должен быть способен поддерживать концентрацию раздражительного процесса в двух различных очагах так, чтобы из одного из них возбуждение не передавалось в другой. Важной является также способность человека к быстрому и частому переключению внимания, особенно в условиях воздействия внешних, отвлекающих внимание человека [12].

Для диагностики способности человека к выполнению совмещенной деятельности Ф. Д. Горбовым была разработана тестовая методика «Красно-черная» таблицам В 49 квадратах таблицы расположены цифры черного (от 1 до 25) и красного (от 1 до 24) цветов в случайном по рядке, исключающем возможность запоминания. Испытуемый должен поэтапно и вместе с тем непрерывно вести счет черных чисел в возрастании, а красных в убывающем порядке, чередуя между собой эти действия и показывая соответственно то черную, то красную цифру на таблице. В целях усложнения деятельности может быть введен; лимит времени. Для создания помехи, воспроизводящей момент подсказки, может включаться магнитофонная запись голоса, читающего эту таблицу так же, как эта должен делать испытуемый, но с постепенным опережением его темпа. Такая методика создает непрерывную и нерегламентированную деятельность, которая включает в себя два разнонаправленных, но близких по смыслу умственных действия, связанных с воспроизведением, красного и черного рядов, и является хорошей моделью, совмещенной деятельности [6].


В ряде случаев, особенно при возникновении чрезвычайных ситуаций (стихийное бедствие, техногенная авария] или катастрофа), человек вынужден работать в режиме непрерывной деятельности (РНД), т.е. в условиях вынужденного многочасового бодрствования.

В экстремальной психологии наиболее хорошо изучены психологические особенности непрерывной высоко автоматизированной деятельности продолжительностью до 72 часов. В этих условиях происходят закономерны изменения в состоянии функций организма, в структуре действий и свойствах личности, обусловленные как суточной периодикой, так и общей длительностью РНД [12].

Характерным для влияния на показатели суточной периодики работоспособности человека является наличия нескольких периодов, отличающихся однонаправленностью изменений качества выполняемой деятельности функционального состояния организма и личностных качеств человека. Такими периодами являются 18-27-е, 38-47-е и 63-72-е часы РНД, которые совпадают с ночью и ранним утром.

Также характерным для влияния общей продолжительности бодрствования является наличие трех фаз качественно различных изменений показателей деятельности и состояния человека. Первая фаза продолжается от начала РНД до середины первой ночи и сопровождается небольшими изменениями физиологических функций, отражающими регулирование на обычном уровне стабилизации. Вторая фаза продолжается до середины второй ночи. Наблюдается улучшение показателей состояния и деятельности, в которых произошли сдвиги значений. Эта фаза может рассматриваться как фаза быстрой адаптации. Третья фаза наступает с вечера третьих суток и проявляется в биохимических сдвигах, снижается качество всех видов познавательной деятельности. Эта фаза по своим проявлениям напоминает первый период стресса - реакцию тревоги [12].

К сожалению, ввиду трудности регистрации показателей деятельности и состояния человека в реальных условиях чрезвычайной ситуации исследования РНД не вышли пока за рамки лабораторных условий.

4. Общая характеристика профессионального (трудового)стресса

Уже неоднократно отмечалось, экстремальные условия могут вызвать у человека неспецифическую реакцию - стресс. В подавляющем большинстве случаев стресс возникает под воздействием достаточно сильных Раздражителей, выходящих за рамки обычных условий. Однако в связи с усложнением характера современного производства, его интенсивностью, быстрой сменой ритма появлением непредвиденных ситуаций, осложнением межличностных взаимоотношений и т. п., стресс может возникать и в относительно нормальных, обычных условиях деятельности. Его основная особенность - отсутствие ярко выраженных сильных раздражителей и наличие массы относительно малых, но постоянно (или длительно) воздействующих на человека раздражителей. По истечении некоторого времени кумулятивный, т. е. накопленный, эффект их воздействия приводит к ярко выраженным стрессовым явлениям. Известный американский специалист в области организационной психологии Л. Джуэл это положение комментирует так: «Небольшие поведенческие неприятности накладываются друг на друга, и результате может оказаться таким же стрессовым, как в случае одного какого-либо серьезного события» [7].


Такой стресс в рамках профессиональной деятельности получил названиепрофессионального [37], либо трудового [19], либо стресса на рабочем месте [7]. Начало исследованию данного явления положили американские I психологи Б. Марголис, В. Кроэс и Р. Куин, которые в 1974 г. опубликовали статью «Трудовой стресс: незарегистрированная профессиональная опасность» [54]. В отечественной литературе наибольшее распространение получил термин «профессиональный стресс», которым будем пользоваться и мы.

Под профессиональным стрессом понимается напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии  неблагоприятных в психологическом отношении факторов,  связанных с профессионально выполняемой деятельностью. К этим факторам [19] относятся следующие:

интенсивность работы;

 явление фактора времени (штурмовщина, срочная работа, дефицит времени и т. п.);        

изолированность рабочих мест и недостаточные межличностные контакты между работниками (люди на современном предприятии часто удалены друг от друга, находятся в изолированных помещениях);

однообразная и монотонная работа (на конвейере, у приборных щитов, у пультов управления);

недостаточная двигательная активность и малоподвижность (многие часы человек находится в состоянии готовности к действию, тогда как такая необходимость возникает крайне редко);

различные внешние воздействия (шумы, вибрации, низкие и высокие температуры);

нарушения стереотипной системы труда, возникающие в связи с поломками оборудования и другими внешними причинами, препятствующими привычной системе деятельности.

Очень часто в сферу профессиональных стрессоров включают и социальные факторы:

неопределенность роли работника, когда ему не ясно, что входит в круг его обязанностей, чего ждут от него в результате работы;

недостаточное использование или недооценка возможностей человека, когда ему поручается выполнение задач, которые по сложности существенно ниже его способностей;

перегрузка, когда работа слишком сложная или ставит перед работником слишком много задач;

недостаточность ресурсов или данных для использования их в работе;

небезопасность дальнейшего продолжения работы;

неучастие, когда у работника нет возможности для самопроявления в работе, выражения своего мнения;

социально-психологические конфликты в процессе взаимоотношений в коллективе.