Файл: Положения о социальных и профессиональных функциях и действиях психолога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 483

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ОСОБЫЕ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1. Основные принципы разграничения особых и экстремальных условий

2. Методологические основы изучения деятельности в особых условиях

3. Методы изучения деятельности в экстремальных условиях

4. Стресс. Общие понятия

5. Ситуационный эксперимент и ситуационное моделирование

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Закономерности деятельности в экстремальных условиях

2. Изменения в поведении и функциональном состоянии в экстремальных условиях

3. Переносимость экстремальных условий

4. Нервно-психическая неустойчивость

5. Психологическая концепция условий деятельности

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Понятие физиологического эквивалента деятельности и физиологической адаптации

2. Влияние абиотических факторов на работоспособность и функциональное состояние человека

3. Защитная адаптация внешних условий деятельности

4. Некоррегируемые факторы внешних условий деятельности

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Операциональная напряженность. Общие понятия

2. Психогенные факторы, обусловленные малой интенсивностью работы

3. Психогенные факторы, обусловленные чрезмерной интенсивностью деятельности

4. Общая характеристика профессионального (трудового)стресса

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА

1.Понятие об информационном и компьютерном стрессе

2. Дефицит и перегрузка информацией

3. Деятельность человека в условиях потока сигналов

4. Количественные методы оценки информационных потоков

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

1. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

2. АДЕКВАТНАЯ ФОРМА РЕАКЦИИ

3. РЕАКЦИЯ ТРЕВОГИ, ЕЕ ВИДЫ

4. ДИНАМИКА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

5. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Теоретические предпосылки изучения психологической готовности

2. Готовность и установка

3. Готовность и адаптация

4. Методы определения адаптационных возможностей человека

5. Этапы процесса адаптации

ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СТРЕССУ

1.Проблема толерантности в психологии

2. Подходы к пониманию эмоциональной устойчивости

3. Измерение защитных механизмов личности

4. Концепция отсроченных реакций на травматический стресс

5. Общая характеристика синдрома посттравматических стрессовых нарушений (PTSD-синдром)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Сущность и виды психологической поддержки

2. Общая схема процесса психологической поддержки

4. Роль подсказки в процессе психологической поддержки

5. Поддержка в принятии решений человеком в экстремальных условиях

Глава 10 Психогигиена и психопрофилактика стресса

1. Значение психопрофилактических мероприятий в предупреждении стресса

2. Психопрофилактические мероприятия коллективного характера

3. Психопрофилактические мероприятия индивидуального характера

4. Психологическая подготовка и тренировка

ЛИТЕРАТУРА

Аутогенная тренировка (от греч. autos - сам, genos -происхождение) представляет собой метод управления человеком своим функциональным состоянием. Метод основан на самовнушении и саморегуляции, с помощью которых человек путем специальных упражнений учится расслаблять мускулатуру своего тела или его отдельных частей, влиять на нервно-психические процессы, сердечно-сосудистую систему, обмен веществ. Аутогенная тренировка способствует развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную активность в целях повышения эффективности значимой для субъекта деятельности и психологической готовности к ее выполнению в условиях действия экстремальных факторов.

Система аутотренинга делится на два этапа: формирование умения оценивать своё состояние и мобилизация. На первом этапе основное внимание уделяется мышечным релаксациям, выработке чувства спокойствия и уверенности. Соответствующие упражнения направлены на расслабление мышц, создание ощущения тяжести, тепла и холода, свидетельствующих об управлении вегетативными функциями. На втором этапе в период мобилизации задача состоит в том, чтобы научиться произвольно управлять своим состоянием. При этом предполагается научить человека вызывать у себя необходимые изменения и тем самым мобилизовать себя в период наступления усталости, сформировать волевую установку для действий в экстремальных условиях.

К числу основных методов ПСР относятся также идеомоторная тренировка (ИТ) и сенсорная репродукция. Основу ИТ составляет сходный эффект реального и воображаемого движения, но только в том случае, если воображаемый двигательный акт был ранее освоен в реальности. Приемами ИТ являются упражнения по мысленному воспроизведению освоенных ранее двигательных актов -образы движения, при этом интенсивное повторение мысленного выполнения движения способствует стабилизации и закреплению навыков. ИТ целесообразно использовать в том случае, когда в тренинг ПСР входит нервно-мышечная релаксация: двигательные релаксационные упражнения могут быть трансформированы в их мысленное воспроизведение [29]. Основные приемы ИТ используются также в процессе психологической подготовки специалистов для работы в экстремальных условиях. Этот её аспект будет рассмотрен позже.

Сенсорная репродукция основана на оперировании образными представлениями целостных ситуаций, которые ассоциируются у человека с отдыхом, расслаблением и возможностью последующей активации своего состояния. В отличие от ИТ сенсорная репродукция может быть использована как самостоятельный вид тренинга ПСР. Применение сенсорной репродукции направлено не столько на тренировку воображения, сколько подчинено прежде всего задаче формирования требуемых функциональных состояний [29].


4. Психологическая подготовка и тренировка

Важным элементом профессиональной подготовки специалистов, работающих в экстремальных условиях, является психологическая подготовка. Под ней понимается целенаправленное формирование психологическими средствами индивидуальных приемов, обеспечивающих человеку сохранение заданных параметров выполнения деятельности в сложных условиях. Она является, как правило, основным элементом профессиональной подготовки летного состава, спасателей, пожарных, работников правоохранительных органов, военнослужащих и т. д. Однако с усложнением многих других видов деятельности, связанных с возникновением особых условий, элементы психологической подготовки нужны и им [43].

Формы и методы психологической подготовки весьма разнообразны, они определяются характером и условиями деятельности, а также теми требованиями, которые она предъявляет к психологическим качествам человека. Одним из способов психологической подготовки является моделирование в процессе тренировки необычных (в т. ч. экстремальных) ситуаций и отработка при этом необходимых действий. Благодаря этому, возникающая в реальной деятельности экстремальная ситуация является для человека уже не столь неожиданной, он оказывается более подготовленным к ней.

Такое моделирование может проводиться с помощью специальных стендов и макетов (ситуационное моделирование), либо в идеальном плане. Последнее основывается на воспроизведении тренируемых навыков или отдельных элементов деятельности с помощью умственных представлений. При этом возможна идеомоторная или мысленная тренировка. Общее представление о ней, как об одном из методов ПСР, было дано ранее. Здесь же рассмотрим это понятие в плане психологической подготовки. В данном случае идеомоторная тренировка заключается в представлении о движении, как если бы оно выполнялось в реальности. Несмотря на отсутствие реализации движения, в идеомоторном акте имеются не только перцептивные (в виде зрительных образов и мышечных ощущений), но и эффекторные компоненты (слабая мышечная динамика, возбуждение мышц), соответствующие данной двигательной задаче.

Последнее связано с тем, что в наше неспокойное время практически каждому человеку необходимо научиться мысленно представлять себя в той или иной стрессовой ситуации (причем чем она труднее, тем лучше), научиться


расслабляться, глубоко дышать (основной прием, помогающий избавиться от страха), продумывать пути выхода из этих ситуаций, несколько раз проигрывать в воображении весь «сценарий», чтобы выработать стереотип уверенных действий, когда это понадобится [45].

Приобретаемые в ходе обоих видов моделирования (ситуационного и мысленного) навыки повышают степень сознательного контроля над протеканием психических процессов, а также в будущем могут снизить экстремальность и неожиданность ситуации. В целом все это повышает психологическую готовность человека к действиям в неожиданных ситуациях.

Другое направление психологической подготовки связано с совершенствованием и тренировкой профессионально важных психологических качеств. Тренировке в первую очередь подлежат те из них, которые являются наиболее важными и наиболее легко тренируемыми. Для тренировки используются как специальные методические приемы (например, правила мнемотехники), так и специальные психологические тренажеры. Существуют, например, тренажеры памяти, внимания, реакции и др. Хорошие результаты в плане психологической подготовки дают рассмотренные ранее специальная производственная гимнастика, нервно-мышечная релаксация (расслабление), самовнушение, аутогенная тренировка.

В целом же психологическая подготовка связана с формированием психологической устойчивости, умением преодолевать напряженность, которая может вызываться многими факторами рабочих и внешних условий труда. На основании этого можно сделать вывод, что психологическая подготовка — это тренировка психики человека на ее устойчивость и общую активность. Иногда это направление подготовки называют также психологической тренировкой [18], антистрессовой тренировкой [43], психологической экстремальной подготовкой [45]. Несмотря на различие в терминологии, главная цель такой подготовки заключается в том, чтобы повысить экстремальную готовность человека [43], его стрессоустойчивость.

Таким образом, для психологической подготовки основополагающее значение приобретает исследование возникающей у человека напряженности. Как показывают многочисленные исследования [14, 18, 49], в условиях напряженности в организме возникают глубокие физиологические сдвиги, их совокупность называют физиологическим дискомфортом. Ему сопутствуют, а в ряде случаев и предшествуют, определенные сдвиги в психике человека: изменения в продуктивности внимания, памяти, оперативности мышления, психомоторики. По аналогии эти сдвиги называют психологическим дискомфортом, характеризующимся совокупностью разнохарактерных и разноуровневых сдвигов в психике. Наиболее характерной для них является «блокада» познавательных процессов: сужается объем внимания, появляются пустые фиксации (человек смотрит, но не видит). В процессе мышления нарушаются процессы синтеза, затрудняется актуализация нужных связей, выдвижение гипотез принимает импульсивный характер- На этапе сенсорных реакций возможны спонтанные, запоздалые, ошибочные действия, обилие нецелесообразных пробных движений, дезавтоматизация навыков.


Между физиологическим и психологическим дискомфортом нет однозначной связи. Сложная и диалектически противоречивая динамика напряженности проявляется еще и в том, что эмоциогенные факторы по-разному действуют на различных людей. У одних они могут вызывать стенические (повышающие работоспособность) реакции, у других - астенические (понижающие работоспособность). Наконец, они могут быть просто индифферентными, не оказывать заметного влияния на человека.

Многообразие и противоречивость воздействия характерных факторов не поддается строгому учету, они не всегда бывают однозначными. Тем не менее, в экстремальной психологии выделяются наиболее типичные и обязательные в условиях деятельности стрессовые факторы. Их общая характеристика приведена в табл. 2 [13].

При пользовании таблицей следует иметь в виду, что в ней представлены наиболее типичные, характерные факторы напряженности, а также пути и средства ее преодоления, используемые в процессе психологической подготовки. Более частные методы изложены в предыдущих главах при рассмотрении соответствующих вопросов. Сведения о них можно получить также в специальной литературе [13, 31, 34].

Таблица 2.

Факторы, вызывающие напряженность, и пути их преодоления

Факторы напряженности

Пути их преодоления

Угроза жизни

Знание обстановки и возможных средств защиты. Накопление опыта эмоционально-волевого поведения. Моделирование риска

Ответственность за выполнение задачи

Накопление опыта эмоционально - волевого поведения

Дефицит информации и «засорение» ею

Приобретение опыта решения задачи при неполных данных, в условиях неопределенности. Предвидение возможных изменений обстановки.

Создание помех в условиях тренировки

Дефицит времени

Ограничение времени на принятие решения. Строгое соблюдение нормативов деятельности. Автоматизация отдельных компонентов деятельности. Овладение обобщенными (укрупненными) способами действий. Переход от принудительного темпа к самостоятельно регулируемому


Социально-психологическая и сенсорная изоляция

Предоставление человеку инициативы и самостоятельности при решении задач. Моделирование в процессе подготовки условий изоляции

Межличностная совместимость

Повышение совместимости и когерентности производственных коллективов

ЛИТЕРАТУРА

1. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е. В. Основы психологии
управления: Учебник. - X.: Ун-т внутр. дел, 1999. - 528 с.

2. Бодров В. А. Информационный стресс. - М.: ПЕР СЭ, 2000.- 352 с.

3. Венда В. Ф. Системы гибридного интеллекта. Эволюция, психология, практика. - М.: Машиностроение, 1990. - 448 с.

4. Винер Н. Творец и робот. - М.: Прогресс, 1966. - 182 с.

5. Герасимов Б. М., Тарасов В. А., Токарев И. В. Человеко-машинные системы принятия решений с элементами искусственного интеллекта. - К.: Наук, думка, 1993.-184 с.

6.Горбов Ф. Д., Лебедев В. И. Психоневрологические аспекты труда оператора. -М.: Медицина, 1975. -        215 с.

7. Джуэл Л. Индустриально-огранизационная психология. - СПб.: Питер, 2001. - 720 с.

8. Душков Б. А., Королёв А. В.„ Смирнов Б. А. Основы инженерной психологии. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 576 с.

9. Душков Б.А., Королёв А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. - М.: Академический проект; Екатерин бург: Деловая книга, 2003. -848с.

10. Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь-справочник. - Минск: Харвест, 2001. — 576 с.

11. Ефимов А.Н. Информация: ценность, старение, рассеивание.- М.: Знание, 1978.-64с.

12. Зараковский Г. М., Павлов В. В. Закономерности функционирования эргатических систем. - М.: Радио и связь, 1987. -        232 с.

13. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.

14. Инженерная психология в военном деле / Под ред. Б. Ф. Ломова. -М.: Воениздат, 1983. - 224 с.

15. Каменюкин А. П., Ковпак Д. В. Антистресс-тренинг. - СПб.: Питер, 2004. - 194 с.

16. Картрайт С, Купер К. Стресс на рабочем месте. - X.: Гуманитарный центр, 2004. -236 с.

17. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М.: Наука, 1980. - 162 с.

18. Космолинский Ф. П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. - М.: Медицина, 1976. - 186 с.