Файл: Положения о социальных и профессиональных функциях и действиях психолога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 460

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ОСОБЫЕ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1. Основные принципы разграничения особых и экстремальных условий

2. Методологические основы изучения деятельности в особых условиях

3. Методы изучения деятельности в экстремальных условиях

4. Стресс. Общие понятия

5. Ситуационный эксперимент и ситуационное моделирование

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Закономерности деятельности в экстремальных условиях

2. Изменения в поведении и функциональном состоянии в экстремальных условиях

3. Переносимость экстремальных условий

4. Нервно-психическая неустойчивость

5. Психологическая концепция условий деятельности

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Понятие физиологического эквивалента деятельности и физиологической адаптации

2. Влияние абиотических факторов на работоспособность и функциональное состояние человека

3. Защитная адаптация внешних условий деятельности

4. Некоррегируемые факторы внешних условий деятельности

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Операциональная напряженность. Общие понятия

2. Психогенные факторы, обусловленные малой интенсивностью работы

3. Психогенные факторы, обусловленные чрезмерной интенсивностью деятельности

4. Общая характеристика профессионального (трудового)стресса

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА

1.Понятие об информационном и компьютерном стрессе

2. Дефицит и перегрузка информацией

3. Деятельность человека в условиях потока сигналов

4. Количественные методы оценки информационных потоков

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

1. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

2. АДЕКВАТНАЯ ФОРМА РЕАКЦИИ

3. РЕАКЦИЯ ТРЕВОГИ, ЕЕ ВИДЫ

4. ДИНАМИКА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

5. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Теоретические предпосылки изучения психологической готовности

2. Готовность и установка

3. Готовность и адаптация

4. Методы определения адаптационных возможностей человека

5. Этапы процесса адаптации

ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СТРЕССУ

1.Проблема толерантности в психологии

2. Подходы к пониманию эмоциональной устойчивости

3. Измерение защитных механизмов личности

4. Концепция отсроченных реакций на травматический стресс

5. Общая характеристика синдрома посттравматических стрессовых нарушений (PTSD-синдром)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Сущность и виды психологической поддержки

2. Общая схема процесса психологической поддержки

4. Роль подсказки в процессе психологической поддержки

5. Поддержка в принятии решений человеком в экстремальных условиях

Глава 10 Психогигиена и психопрофилактика стресса

1. Значение психопрофилактических мероприятий в предупреждении стресса

2. Психопрофилактические мероприятия коллективного характера

3. Психопрофилактические мероприятия индивидуального характера

4. Психологическая подготовка и тренировка

ЛИТЕРАТУРА

Другим аспектом, тесно связанным с первым, является контроль и управление функциональным состоянием человека, его коррекция. Под воздействием условий деятельности и результатов их субъективного отражения у человека могут возникать состояния, которые в объективном и субъективном смысле можно рассматривать как негативные, снижающие эффективность деятельности и ухудшающие психическое здоровье. Воздействие средств психологической поддержки в этих случаях направлено на нейтрализацию негативных состояний с тем, чтобы предотвратить нежелательные последствия.

И, наконец, третий аспект - социально-личностный. К нему относятся вопросы, связанные с динамикой мотивов, уровнем притязаний человека, со спецификой межличностных отношений в коллективе, социальным статусом человека, уровнем его тревожности и склонности к страхам и риску, психологической удовлетворенностью работой и т. п.

Несмотря на различие указанных аспектов психологической поддержки, можно указать общий момент, в котором находят отражение и могут быть оценены влияния разных факторов на человека и его субъективные переживания. Этим моментом является стресс и его разновидности: эустресс и дистресс. Поэтому следует выделить те ситуации, в которых психологическая поддержка необходима и наиболее эффективна. К ним относятся, например, срывы деятельности и психические срывы, значительные сдвиги функционального состояния, значительные отклонения параметров рабочей среды и т. п. Специфика подобных ситуаций заключается, как правило, в дефиците времени для организации поддержки. Поэтому важным является вопрос об их прогнозировании и подготовке возможных мероприятий по проведению воздействий на человека. Эти мероприятия по возможности должны быть заранее оговорены, и человек должен предварительно обучиться для организации деятельности и поведения в критических ситуациях [42].

2. Общая схема процесса психологической поддержки

На основании сказанного психологическую поддержку следует рассматривать как психологическое управление, т. е. практическое воздействие на человека, основанное на специальной системе психологических методов и приемов. При этом решение задачи психологической поддержки необходимо рассматривать отдельно для случаев отдыха и выполнения собственно деятельности. Такой подход предполагает изучение в первую очередь двух психологических категорий, рассмотренных выше, -состояния и субъективного переживания (отражения),  которые и являются непосредственными точками приложения психологической поддержки. С учетом сказанного, процесс психологической поддержки может быть  представлен схемой (рис. 7), которая показывает, как она организуется [30].


Вначале регистрируются параметры и характеристики состояний, затем анализируются качественные и количественные показатели состояний и принципы решения (при достижении негативными состояниями определенного уровня) о необходимости включения средств поддержки и ее обеспечения. При этом учитываются индивидуально-типологические особенности перцептивно-оценочного и эмоционального уровня психологического отражения, составляющие субъективные факторы формирования состояний.

Рис. 7. Организация процесса психологической поддержки:

1        - множество объективных факторов воздействия на

состояние человека;

2        - внешняя система выбора и организации факторов

воздействия;

- субъективные;

- физиологические и психофизиологические факторы

формирования состояний;

- механизмы формирования состояний;

- объективные и 7 - субъективные параметры состояний;
8 - регистратор и анализатор параметров и характеристик

состояний.

3. Факторы формирования состояний в процессе психологической поддержки

Из анализа и описания рассмотренной схемы видно, что ее реализация предполагает, с одной стороны, объективное описание факторов воздействия, рассматриваемых в качестве физических и информационно-сигнальных объектов (стимулов), а с другой - психофизиологическое описание результатов такого воздействия. Факторы, обусловливающие формирование состояний работающего человека, делятся на внешние (объективные) и внутренние (субъективные). Каждому из этих факторов соответствует свой метод формирования состояний. Их классификация приведена на рис. 8 [30].

Рис. 8. Классификация методов, используемых при формировании состояний человека в процессе психологической поддержки

Внешние факторы в общем случае делятся на звуковые,  визуальные и прочие. Звуковые факторы могут быть речевыми и неречевыми.

Речевые факторы рассматриваются в качестве информационно-сигнальных, воздействующих на состояние человека как на бессознательном, так и на сознательном уровнях. В качестве носителей информации обычно используются речевые смысловые конструкции.

«При воздействии на сознательном уровне используются  психологические механизмы обучения: убеждения посредством разъяснения, оценки субъективной значимости и полезности, прямого управления (приказа). Возможности воздействия связываются с формированием осознаваемых установок или убеждений. При воздействии на бессознательном уровне используются психические  механизмы научения, внушения, самовнушения или  формирования неосознаваемых установок.


Неречевые факторы рассматриваются как модели некоторых состояний, ситуаций, образов, природных явлений и закономерностей. В качестве носителей информации используются музыкальные конструкции, естественные  природные звуки, искусственные звуки, синтезируемые инструментально и не существующие в природе. Механизм психологического воздействия - формирование эмоций и чувств, ощущений, ассоциаций, представлений, воображений.

Визуальные факторы делятся на:

- письменные;

- изобразительные.

Письменные факторы рассматриваются как информационно-сигнальные, использующие все механизмы воздействия на состояние человека. Изобразительные факторы - это статическое или динамическое изображение реальных или абстрактных событий, ситуаций и образов с естественными или моделируемыми предметно-вещественными отношениями. Механизм психологического воздействия - формирование ориентировки, эмоций, адаптации, ощущений, ассоциаций, представлений, воображения, мышления.

К числу прочих относятся факторы физической природы: полевые (электромагнитные, электрические, магнитные поля) и вещественно механические. К факторам химической природы можно отнести аэроцоны, химические вещества, фармакологические воздействия и т. п. Кроме того, возможны и комбинации различных факторов, формирующие новые качества и потому составляющие новый класс комбинированных факторов.

К числу внутренних, субъективных, факторов можно отнести (в зависимости от их связи с определенными сферами психики) следующие: мотивационная структура, сфера субъективных значимостей, индивидуально-типологические особенности. Сюда же относится и ряд личностных свойств - направленность, целеустремленность, убежденность, внушаемость, эмоциональная устойчивость, тренированность и т. п. Однако надо отметить, что анализ субъективных факторов еще далек от завершения.

Рассмотренная классификация факторов базируется на различиях в их природе. При этом могут быть выбраны конкретные способы воздействия на состояния человека. Приведем некоторые примеры. Способами реализации звуковых воздействий могут быть: подсказки (в виде совета, приказа, информирования), внушение, убеждение, разъяснение, функциональная музыка и т. п. Способами реализации визуальных воздействий могут быть письменные указания (инструкции), демонстрация с помощью слайдов различного рода изображений и др. Среди факторов физической природы используются: воздействие электромагнитными полями (по типу физиотерапии), механические воздействия (акупунктура) и т. п. Примерами воздействия факторами химической природы являются: применение витаминопитательных смесей, фармакологических средств, ионизация воздуха и пр. Примером комбинированных факторов являются комнаты психологической разгрузки на предприятиях. Общими формами реализации психологической поддержки является также психоконсультативная, психокоррекционная, реабилитационная работа на предприятии и по месту жительства людей [23].


4. Роль подсказки в процессе психологической поддержки

Одним из эффективных видов психологической поддержки является специально организованная подсказка. Подсказка - это представленная специальным образом дополнительная информация, помогающая субъекту деятельности в процессе принятия решения или при осуществлении управляющих воздействий [9]. Подсказка может осуществляться как при выполнении деятельности (особенно в необычных, сложных или стрессовых ситуациях), так и в процессе профессиональной подготовки (особенно в игровых ситуациях, связанных с принятием правильного решения по ходу изменения производственной ситуации).

При разработке системы подсказки необходимо предварительно выяснить тот этап решения задач, на котором подсказка дает положительный эффект. В общем случае она наиболее эффективна тогда, когда субъект осуществил самостоятельный анализ этих задач, но еще не в состоянии идентифицировать своего решения. Однако в любом случае подсказка должна быть своевременной, однозначно адекватной ситуации и условиям деятельности, включая и индивидуальные качества субъекта. Только при выполнении этих требований подсказка будет носить характер психологической поддержки, помогать человеку и не обладать сбивающим эффектом, о чем говорилось в гл. 4.

В подтверждение этого приведем два примера противоположного характера, когда подсказка в одном случае обладала сбивающим эффектом, а в другом - наоборот, носила поддерживающий (адекватный) характер [11].

В первом из них речь идет о неадекватной, неумело организованной подсказке. На одной из военных авиабаз организаторы полетов, руководствуясь рекомендациями психологов, включили в штат диспетчеров, передающих указания летчику, женщину. Замысел был вполне правильный и обоснованный. Во-первых, выбранная полоса частот в слуховом канале (женский голос) более свободна: в военной авиации женщин практически нет. Во-вторых, спокойный, мелодичный женский голос эмоционально более приятен и хорошо воспринимается пилотами-мужчинами. В данном случае в течение определенного времени эти предположения вполне оправдали себя. Команды, подаваемые женщиной, выполнялись экипажем быстро и охотно, пока ей не пришлось в сложной, экстремальной обстановке корректировать курс самолета, командир которого только что вернулся из отпуска и не знал о появлении женщины на диспетчерском пункте (напомним, что речь идет о военной авиации).


Такая ситуация была совершенно неожиданной для пилота и никак не укладывалась в его сознании. Он почувствовал явное несоответствие между содержанием сообщения и способом его передачи. Поэтому летчик отреагировал на это тем, что отказался принять такое сообщение и выполнять полученные указания. Результатом явилась авиационная катастрофа, закончившаяся гибелью экипажа и потерей самолета. Кстати, опытные руководители, Учитывая подобные обстоятельства, подают срочные и ответственные команды, снабжая их «опознавательными метками», свидетельствующими о том, что команда исходит от того, кто имеет право на ее подачу.

В упомянутой выше работе А. Н. Ефимова приводится также еще один пример подсказки, но уже совершенно иного рода. В конце двадцатых годов в Ленинграде проводился ремонт одного из мостов. Согласно плану ремонта отремонтированный пролет моста строго в определенное время нужно было опустить на специальные баржи - понтоны. Успех операции полностью зависел от четкого и своевременного выполнения данной работы. Посмотреть на необычное зрелище собрались тысячи жителей, включая городское начальство. Распорядитель работ явно замешкался, и ситуация грозила выйти из-под контроля, что неминуемо привело бы к аварии и громадным убыткам.

Тогда находящийся на трибуне известный ученый, академик и адмирал А.Н. Крылов вырвал из рук растерявшегося прораба микрофон и, не стесняясь крепких выражений, подал нужную команду. Ситуация была спасена. Спасшего положение академика поблагодарило руководство города, но при этом прозвучал и упрек: нельзя ли было обойтись без нецензурных выражений, ведь по обоим берегам реки находились тысячи горожан, которые услышали произнесенные А. Н. Крыловым и усиленные громкоговорящей связью фразы. «А я вовсе и не ругался, - ответил адмирал. Такелажники, к которым была обращена команда, - матросы.  Они привыкли выполнять команды своего боцмана, вот я  и дал им понять, что командует человек, имеющий на это право» (цит. по [11]). Как видно, в данном случае подсказка была четкой, однозначной, своевременной и адекватной.

5. Поддержка в принятии решений человеком в экстремальных условиях