Файл: Положения о социальных и профессиональных функциях и действиях психолога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 477

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ОСОБЫЕ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1. Основные принципы разграничения особых и экстремальных условий

2. Методологические основы изучения деятельности в особых условиях

3. Методы изучения деятельности в экстремальных условиях

4. Стресс. Общие понятия

5. Ситуационный эксперимент и ситуационное моделирование

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Закономерности деятельности в экстремальных условиях

2. Изменения в поведении и функциональном состоянии в экстремальных условиях

3. Переносимость экстремальных условий

4. Нервно-психическая неустойчивость

5. Психологическая концепция условий деятельности

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Понятие физиологического эквивалента деятельности и физиологической адаптации

2. Влияние абиотических факторов на работоспособность и функциональное состояние человека

3. Защитная адаптация внешних условий деятельности

4. Некоррегируемые факторы внешних условий деятельности

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Операциональная напряженность. Общие понятия

2. Психогенные факторы, обусловленные малой интенсивностью работы

3. Психогенные факторы, обусловленные чрезмерной интенсивностью деятельности

4. Общая характеристика профессионального (трудового)стресса

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА

1.Понятие об информационном и компьютерном стрессе

2. Дефицит и перегрузка информацией

3. Деятельность человека в условиях потока сигналов

4. Количественные методы оценки информационных потоков

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

1. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

2. АДЕКВАТНАЯ ФОРМА РЕАКЦИИ

3. РЕАКЦИЯ ТРЕВОГИ, ЕЕ ВИДЫ

4. ДИНАМИКА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

5. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Теоретические предпосылки изучения психологической готовности

2. Готовность и установка

3. Готовность и адаптация

4. Методы определения адаптационных возможностей человека

5. Этапы процесса адаптации

ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СТРЕССУ

1.Проблема толерантности в психологии

2. Подходы к пониманию эмоциональной устойчивости

3. Измерение защитных механизмов личности

4. Концепция отсроченных реакций на травматический стресс

5. Общая характеристика синдрома посттравматических стрессовых нарушений (PTSD-синдром)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Сущность и виды психологической поддержки

2. Общая схема процесса психологической поддержки

4. Роль подсказки в процессе психологической поддержки

5. Поддержка в принятии решений человеком в экстремальных условиях

Глава 10 Психогигиена и психопрофилактика стресса

1. Значение психопрофилактических мероприятий в предупреждении стресса

2. Психопрофилактические мероприятия коллективного характера

3. Психопрофилактические мероприятия индивидуального характера

4. Психологическая подготовка и тренировка

ЛИТЕРАТУРА

Рассматриваемая методика имеет две независимые шкалы: личностной тревожности (ЛТ) и ситуативной тревожности (СТ). Оценка по каждой шкале может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности по каждой из шкал. При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки: до 30 баллов - низкая тревожность; 31-44 балла - умеренная; 45 и более - высокая. Как очень высокая, так и очень низкая тревожность требуют определенной коррекции. Это обусловлено тем, что очень высокая тревожность (особенно личностная) тесно коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и нервно-психическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя с более выгодной стороны [35].

5. Этапы процесса адаптации

Адаптационные реакции человека весьма разнообразны. Поэтому в теории психической адаптации различают такие понятия, как устойчивая адаптация, переадаптация, дезадаптация и реадаптация. Это позволяет не только охватить и обобщить множество разнообразных фактов, касающихся особенностей психической деятельности человека, но и более глубоко раскрыть сущность его адаптационных реакций как в обычных, так и в экстремальных условиях [21]. Рассмотрим перечисленные понятия более подробно.

Под устойчивой адаптацией понимают те регуляторные реакции, психическую деятельность, систему отношений и т. п., которые возникли в процессе развития человека в конкретных экологических и социальных условиях и не требуют значительного нервно-психического напряжения. Такое понимание адаптации ассоциируется с понятиями нормы, здоровья. В этих условиях не происходит качественного изменения в физиологическом и психологичес-

ком состояниях человека. По этому поводу П. С. Граве, М. Р. Шнейдман пишут, что человек находится в адаптационном состоянии пока « его внутренний информационный запас соответствует информационному содержанию ситуации»2. С этой точки зрения основным признаком адаптации является плавное протекание регуляторных процессов, обеспечивающих равновесие организма как целого во внешней среде. Адаптированное поведения человека не требует от него выраженного напряжения регуляторных механизмов. Материальным субстратом такого состояния является, по терминологии И.П. Павлова, выработанный человеком динамический стереотип [10]. Адаптация на психологическом уровне происходит в конкретных предметно-пространственных условиях экологических, социальных, производственных и др.


При длительном или сильном воздействии экстремальных факторов психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав резервные возможности, не могут больше обеспечить адекватное психическое отражение, регуляторную деятельность организма. При этом происходит «прорыв» адаптационного барьера, «ломка» сложившихся динамических стереотипов в центральной нервной системе, и наступает психическая дезадаптация или кризис (см. гл. 6). В обычной жизни он может быть вызван разрывом привычной системы отношений, утратой значимых ценностей, возможностью достижения поставленной цели, потерей близкого человека и т. п. Все это сопровождается отрицательными переживания ми, обусловливающими неспособность реально оценивать ситуацию и найти рациональный выход из нее.

При изменении условий существования человек в рядя случаев способен приспособиться к ним. В этом случав происходит психическая переадаптация. Она проявляется в выработке защитных (компенсаторных) реакций в отвел на воздействие экстремальных (психогенных) факторов, особенности процесса переадаптации заключаются,

во-первых, в формировании новых функциональных систем в центральной нервной системе, позволяющих адекватно отражать реальную действительность в необычных условиях.

Во-вторых, особенность данного процесса состоит в актуализации привычных потребностей и выработке защитных механизмов на воздействие экстремальных факторов.

2 Граве П. С, Шнейдман М. Р. Адаптивные системы. - Рига: Зинатне, 19721 -130с.

Психическая переадаптация нередко сопровождается нарушениями пространства и времени, появлением необычных психических состояний (тревожность, страх, эмоциональная лабильность, грезы, неустойчивость и др.), выраженными вегетативными сдвигами, установлением новой системы ценностей, изменением критериев суждений и т. п. Вновь сформировавшиеся динамические системы, регулирующие поведение человека и его активность, по мере увеличения времени пребывания в измененных условиях превращаются в стойкие стереотипы. Прежние адаптационные механизмы, возникшие в обычных условиях, забываются и утрачиваются.

При возвращении человека из измененных в обычные условия сложившиеся новые динамические стереотипы разрушаются и возникает потребность восстановить прежние. Происходит процесс психической реадаптации, реабилитации. Чем длительнее срок пребывания в измененных условиях, тем труднее и дольше происходит реадаптация [21].


Обобщая сказанное, отметим, что в процессе адаптации, ее последующей переадаптации и реадаптации можно выделить следующие этапы, характеризующиеся сменой эмоциональных состояний и появлением необычных психологических феноменов. Такими этапами являются: подготовительный; стартового психического напряжения; острых психических реакций входа; переадаптации; завершающего психического напряжения; острых психических реакций выхода; реадаптации.

В происхождении и развитии необычных психических состояний, характеризующих адаптационные процессы, четко прослеживается адаптация в ситуации информационной неопределенности (этап стартового психического напряжения и завершающий этап); ломка функциональных систем анализаторов, сформировавшихся в течение жизни человека или длительного пребывания в экстремальных условиях, нарушения в протекании психических процессов и изменения системы отношений и взаимоотношений (этап острых психических реакций; входа и выхода); активная деятельность личности до выработке защитных реакций (этап переадаптации) или же восстановление прежних стереотипов реагирования (этап реадаптации) [20].

Подавляющее большинство из этих состояний позволяет отнести их к закономерным реакциям, укладывающимся в границы психологической нормы для измененных условий деятельности. В то же время при увеличении времени пребывания в измененных условиях и сильном воздействии экстремальных факторов, а также при недостаточной нервно-психической устойчивости, высокой ригидности и тревожности и при отсутствии мер психопрофилактики эти реакции и состояния могут перейти в разряд патологических. В. И. Лебедев выделяет четыре критерия, с помощью которых необычные, но еще нормальные (псевдопсихопатологические) реакции и состояния отграничиваются от патологии [21].

Это, во-первых, выраженная «понятность» связи с окружающей средой. Такие психологически понятные связи свидетельствуют о сохранении личности и не являются непосредственным выражением психопатологического процесса.

Во-вторых, псевдопсихопатологические реакции и состояния отличаются от патологии кратковременностью.

В-третьих, по отношению к ним, как правило, сохраняется критичность, возникают сомнения в их реальности.

В-четвертых, если человек во время нахождения в необычных условиях был убежден в реальности какого-либо явления или представления о нем, то после возвращения в обычные условия он легко отказывается от него, следуя логическому объяснению окружающих. Большинство из указанных необычных психических состояний у здоровых людей могут рассматриваться как модели симптомов и синдромов, развивающихся при возникновении нервно-психических заболеваний [21].


Рассмотренная последовательность смены этапов психической адаптации не всегда носит строго однозначный и прямолинейный характер. Так, при определенных обстоятельствах этап переадаптации может смениться этапом глубоких психических изменений, между ними существует промежуточный этап, называемый неустойчивой психической деятельностью. Необычные психические состояния, возникающие на этом этапе, позволяют раскрыть особенности протекания психических процессов на границе между психической нормой и патологией. В зависимости от конкретных условий обстановки и индивидуальных качеств человека этап неустойчивой деятельности может в итоге смениться этапом реадаптации, либо перейти в этап глубоких психических изменений.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СТРЕССУ

1.Проблема толерантности в психологии

Толерантность (от лат. tolerantio - терпение) - отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, В деятельности человека явление толерантности зачастую связано с ослаблением влияния неблагоприятных факторов вследствие привыкания к ним. Для этого необходимо, чтобы сила воздействия была достаточной для формирования ответной приспособительной реакции, но не чрезмерной, приводящей к быстрому и серьезному повреждению организма. При оценке развития привыкания надо учитывать возможность повышенной устойчивости организма к одним факторам после воздействия других. При определенных нагрузках толерантность оказывает благоприятное влияние на человека [2].

Так, механическая толерантность, т. е. способность противостоять таким механическим воздействиям, как сила, давление, ускорение, является одним из важнейших аспектов предупреждения травматизма. В то же время отмечается, что чрезмерные отклонения от допустимых условий деятельности зачастую сопровождаются воздействием негативных факторов на человека и принуждают его к толерантности. Это отрицательно влияет на качество деятельности, ухудшает самочувствие, приводит к травмам и заболеваниям.


Явление толерантности имеет большое положительное значение в групповой деятельности (терпимость людей по отношению друг к другу), при психологической подготовке к деятельности (повторное воздействие неожиданного фактора не воспринимается таковым вследствие привыкания, наличия готовности действовать при его появлении). При определенных условиях толерантность может снижать фактор риска. Это проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне - в выдержке, самообладании, способности переносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптационных возможностей. Однако все это справедливо лишь до определенного предела, при его превышении явление толерантности может иметь отрицательный (разрушительный) характер.

Совершенствование толерантности к стрессу определяется характером предстоящей деятельности и должно входить в структуру психологической подготовки специалистов. Так, в психологии спорта рекомендуется с этой целью вводить в тренировочный процесс воздействия стрессового характера, соответствующие сложным условиям соревнований [13].Такими воздействиями могут быть:

сбивающие факторы: решение двигательных задач на фоне неожиданных световых или звуковых эффектов, музыкального сопровождения, отвлекающих вопросов и т.п.;

затруднение работы ведущих анализаторов;

лимит и дефицит пространства и времени;

ограничения или искажение информации;

утомление: совершенствование техники и тактики действий на фоне преодолеваемого компенсируемого и явного утомления.

В психологическом плане явление толерантности сводится к повышению эмоциональной устойчивости.

2. Подходы к пониманию эмоциональной устойчивости

К сожалению, механизмы эмоциональной устойчивости (ЭУ) и методы ее повышения психологическими средствами изучены еще недостаточно, хотя именно от этапа зависит психическое состояние человека и результату! его деятельности. Нет также и единого подхода к пониманию ЭУ. Здесь существуют, по крайней мере, четыре возможных подхода [45]:

Для первого из них характерно сведение ЭУ к проявлениям воли. Обоснованием этого является признание, что человек может изменять свое эмоциональное состояние волевым усилием, средствами аутогенной тренировки. Поэтому сторонники такого подхода (например, Е. А. Малерян) трактуют эмоциональную устойчивость как способность управлять своими эмоциями в ходе деятельности. Естественно, что такой подход к проблеме ЭУ существенно ограничивает проникновение в ее суть и формы проявления.