Файл: Положения о социальных и профессиональных функциях и действиях психолога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 473

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ОСОБЫЕ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1. Основные принципы разграничения особых и экстремальных условий

2. Методологические основы изучения деятельности в особых условиях

3. Методы изучения деятельности в экстремальных условиях

4. Стресс. Общие понятия

5. Ситуационный эксперимент и ситуационное моделирование

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Закономерности деятельности в экстремальных условиях

2. Изменения в поведении и функциональном состоянии в экстремальных условиях

3. Переносимость экстремальных условий

4. Нервно-психическая неустойчивость

5. Психологическая концепция условий деятельности

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Понятие физиологического эквивалента деятельности и физиологической адаптации

2. Влияние абиотических факторов на работоспособность и функциональное состояние человека

3. Защитная адаптация внешних условий деятельности

4. Некоррегируемые факторы внешних условий деятельности

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Операциональная напряженность. Общие понятия

2. Психогенные факторы, обусловленные малой интенсивностью работы

3. Психогенные факторы, обусловленные чрезмерной интенсивностью деятельности

4. Общая характеристика профессионального (трудового)стресса

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА

1.Понятие об информационном и компьютерном стрессе

2. Дефицит и перегрузка информацией

3. Деятельность человека в условиях потока сигналов

4. Количественные методы оценки информационных потоков

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

1. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

2. АДЕКВАТНАЯ ФОРМА РЕАКЦИИ

3. РЕАКЦИЯ ТРЕВОГИ, ЕЕ ВИДЫ

4. ДИНАМИКА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

5. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Теоретические предпосылки изучения психологической готовности

2. Готовность и установка

3. Готовность и адаптация

4. Методы определения адаптационных возможностей человека

5. Этапы процесса адаптации

ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СТРЕССУ

1.Проблема толерантности в психологии

2. Подходы к пониманию эмоциональной устойчивости

3. Измерение защитных механизмов личности

4. Концепция отсроченных реакций на травматический стресс

5. Общая характеристика синдрома посттравматических стрессовых нарушений (PTSD-синдром)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Сущность и виды психологической поддержки

2. Общая схема процесса психологической поддержки

4. Роль подсказки в процессе психологической поддержки

5. Поддержка в принятии решений человеком в экстремальных условиях

Глава 10 Психогигиена и психопрофилактика стресса

1. Значение психопрофилактических мероприятий в предупреждении стресса

2. Психопрофилактические мероприятия коллективного характера

3. Психопрофилактические мероприятия индивидуального характера

4. Психологическая подготовка и тренировка

ЛИТЕРАТУРА

В рамках второго подхода ЭУ считается интегральными свойством психики или свойством личности, благодаря которому человек способен осуществлять необходимую
деятельность в сложных условиях. Так, П. И. Зильберман считает, что под ЭУ следует понимать интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которое обеспечивает успешное достижение цели деятельности в сложной психогенной обстановке. При таком подходе, однако, весьма трудно определить роль и место эмоционального компонента среди остальных [44].

Третий подход базируется на единстве энергетических и информационных характеристик психических свойств. Эмоциональная устойчивость при таком подходе возможна на основе резервов нервно-психической энергии, которая связывается с особенностями темперамента, силой нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, а также подвижностью и лабильностью нервной системы. ЭУ при таком подходе рассматривается как свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи деятельности за счет рационального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии. При этом подчеркивается роль эмоционального возбуждения в экстремальных условиях, которое характеризуется состоянием активизации различных функций организма, повышением психологической готовности к неожиданным действиям. Все это возможно за счет использования ресурсов личности.

4. В основе четвертого подхода лежит положение о том, что каждый психический процесс (познавательный, эмоциональный, волевой) относительно независим от других и обладает специфическими особенностями. Применительно к эмоциональному процессу это означает, что волевой, познавательный процесс, и тем более свойства личности (направленность, темперамент, характер, способности), несмотря на взаимосвязи, не обязательно входят в его состав. В соответствии с этим данный подход основывается на выявлении собственно эмоциональных характеристик эмоциональной устойчивости. Приведем несколько примеров в подтверждение этого [45].

Так, К. Изард (США) показывает, что, хотя когнитивные процессы могут влиять на эмоциональные, сами они не являются необходимой частью эмоций. А. Е. Олыпанникова считает, что для эмоциональной устойчивости характерно отчетливое доминирование положительных эмоций. Их преобладание свидетельствует об умении человека преодолевать отрицательные переживания, неизбежно появляющиеся в сложных условиях деятельности, и является одним из определяющих факторов эмоциональной устойчивости.


Таким образом, 

при первом подходе основные психологические факторы ЭУ выносят за ее пределы и считают следствием проявления волевых качеств,

при втором - ЭУ считают следствием интеграции разных психических процессов и явлений,

при третьем - имеют в виду резервы психической энергии,

при четвертом - на первый план выступают качества и свойства самого эмоционального процесса в сложной для человека ситуации.

Обобщая и объединяя рассмотренные подходы, можно заключить, что ЭУ уменьшает отрицательное последствие сильных эмоциональных воздействий, предупреждает крайний стресс, способствует появлению готовности к Действию в напряженной ситуации. ЭУ - один из важнейших факторов надежности и успеха деятельности в экстремальной обстановке. Опыт изучения поведения людей в аварийных ситуациях показывает, что ЭУ носит черты специфичности реакции и объединяет в себе природные и приобретенные защитные механизмы. Поэтому ЭУ в контексте практической деятельности можно рассматривать как психологическую характеристику надежности человека, как функцию его интеллекта и психического образа решаемой задачи.

Эмоциональная устойчивость как качество личности является единством следующих компонентов:

мотивационного, определяющего силу мотивов ЭУ (один и тот же человек может проявить разную ее степень в зависимости от того, какие мотивы побуждают его проявлять активность; изменяя мотивацию, можно увеличить или уменьшить ЭУ);

эмоционального, накопленного в процессе преодоления отрицательного влияния экстремальных ситуаций;

волевого, выражающегося в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации;

интеллектуального, проявляющегося в оценке и определении требований ситуации, прогнозе ее возможного изменения, принятии решений о способах действий.

Благодаря ЭУ как качеству личности в экстремальных условиях обеспечивается переход психики на новый уровень активности ее побудительных, регуляторных и исполнительных функций, которые позволяют сохранить, а в ряде случаев даже увеличить эффективность деятельности.

В число показателей ЭУ входят: правильное восприятие обстановки, ее анализ, оценка и принятие решений; последовательность и безошибочность действий по достижению цели, выполнение функциональных обязанностей; поведенческие реакции (точность и своевременность движений, характеристики речи, тремор конечностей и т.д.); изменения во внешнем виде (выражение лица, взгляд, мимика и др.). Познанию природы и закономерностей ЭУ способствует динамический анализ деятельности с учетом возможных трансформаций ее целей, мотивов, способов и смыслового содержания [45].


3. Измерение защитных механизмов личности

Противостоять разрушительному воздействию стресс-факторов, повышению эмоциональной устойчивости призваны защитные механизмы личности. Согласно 3. Фрейду, их динамика состоит из трех звеньев: угроза (опасность), тревога, защита против тревоги. С учетом этого положения доктором В. Крегом (США) разработан тест защитных механизмов (ТЗМ). Автор заявляет, что этот тест может рассматриваться как очень важный и надежный инструмент для диагностики толерантности к психологическому стрессу.

Тест может быть отнесен к разряду проективных, потому что в нем количество объективных указаний сведено к минимуму, а стимулирование фантазии воспринимающего является максимальным: личность изучается через ее восприятие. Идентификация с «героем» осуществляется точно так же, как в тематическом апперцепционном тесте (ТАТ), хотя между ними есть и определенные различия. В процедуре эксперимента карточка ТАТ с фигурой героя в центре и угрожающими ему лицами проектируются через тахистоскоп с возрастающим временем экспозиции. При этом рассмотренные выше три звена, по Фрейду, соответствуют подпороговой угрозе, явной или скрытой тревоге и защитной организации зрительного восприятия, отражаемым в протоколе испытуемого. Считается, что операционный характер приведенной выше трехзвенной схемы более приемлемо выражен в ТЗМ по сравнению с ТАТ. ТЗМ был разработан и стандартизован таким образом, чтобы быть пригодным не только в клинической практике, но и при отборе персонала. При этом была Установлена высокая корреляция между оценками по ТЗМ и ЭУ [44,45]. К сожалению, русскоязычный адаптированный вариант ТЗМ отсутствует.

Назначение, сущность и правила использования большинства из них были рассмотрены в предыдущих главах и описаны в литературе [1, 13, 23, 35]. Здесь же мы хотели отдельно остановиться на вопросах оценки и измерения способности и возможности человека противостоять профессиональному стрессу, который в последнее время все чаще возникает в повседневной деятельности человека. Большое значение в этих вопросах принадлежим изучению способности человека к преодолевающему по ведению (coping behavior). Преодоление рассматриваете как стабилизирующий фактор, который может помочь человеку поддерживать психосоциальную адаптацию во время стрессовых ситуаций. Психологическое значения преодолевающего поведения состоит в том, чтобы как; можно лучше адаптировать человека к требованиям сложившейся ситуации путем овладения, ослабления или смягчения требований, снижая тем самым её стрессовое воздействие.


Для решения этого вопроса С. Хоббфол (США) в 1994 г. предложил многоосевую модель поведения преодоления и построенный на её основе специальный опросник SACS. В отличие от предыдущих моделей (Р. Лазарус, С. Фолкман и др.) в данной модели преодолевающее поведение рассматривается как стратегии (тенденции) поведения, а не как его отдельные типы. Такой поведенческий подход позволяет более дифференцированно подойти к различиям в преодолении. Кроме того, он позволяет вносить коррекцию на уровне поведения и поэтому является перспективным с точки зрения возможности психологического вмешательства в процессе преодоления негативным последствий профессиональных стрессов [28].

Для оценки и измерения у человека способности к преодолению С. Хоббфолом разработан специальный опросник «Стратегия преодоления стрессовых ситуаций» (опросник SACS). В опроснике поведение человека оценивается с помощью трех критериев: просоциальное,  асоциальное, активное - пассивное, прямое - непрямое (манипулятивное) поведение. Различные их сочетания позволяют выделить девять типов моделей поведения (действия) личности в ситуациях проблемного общения в процессе профессиональной деятельности в «человек - человек»: ассертивные (уверенные) действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, импульсные действия, избегание, манипулятивные (непрямые) действия, асоциальные действия, агрессивные действия. Каждый из этих типов поведения оценивается с помощью соответствующей шкалы в опроснике С. Хоббфола.

В зависимости от степени конструктивности выбираемой стратегии и соответствующей ей модели поведения совершаемые человеком действия могут способствовать или препятствовать успешности преодоления профессиональных стрессов, а также оказывать влияние на сохранение его здоровья. Установлено, что «здоровое» преодоление характеризуется активностью, профессиональностью и гибкостью. Для него характерно,

во-первых, использование субъектом большого количества моделей преодолевающего поведения и,

во-вторых, наличие более высоких показателей ассертивности, вступления в социальный контакт, поиск социальной поддержки, более низких показателей агрессивности и асоциальных действий, оцениваемых по соответствующим шкалам опросника С. Хоббфола [28].


4. Концепция отсроченных реакций на травматический стресс

Экстремальные условия могут оказывать травмирующее воздействие на психическую деятельность человека. При этом условно выделяют два типа таких воздействий [1,44]:

непатологические психоэмоциональные реакции на экстремальную ситуацию;

патопсихологические расстройства психики, возникающие под влиянием психологических травм (психогении).

Для первого вида реакций характерна прямая зависимость от ситуации, небольшая продолжительность, сохранение работоспособности (которая, правда, может быть снижена), возможность общения с окружающими, критический анализ своего поведения. Для описания этих реакций в современной психологии используются такие понятия, как конфликт, фрустрация, психологический кризис, стресс. Большинство этих понятий было рассмотрено раньше.

В отличие от непатологических реакций психогении являются болезненными состояниями, выводящими человека из строя, мешающими ему общаться с другими людьми, осуществлять продуктивную деятельность. При этом в ряде случаев наблюдаются расстройства сознания, возникают различного рода психические расстройства типа неврозов, психозов, аффективно-шоковых реакций. Психогении возникают в связи с одномоментной, интенсивно воздействующей психотравмирующей ситуацией (стихийное бедствие, угроза жизни, авария, катастрофа и т.п.) или могут быть результатом относительно слабого, но продолжительного травмирования (длительное нервное напряжение, ослабление организма после перенесенного заболевания, профессиональный стресс и др.).

Эти и многие другие явления могут вызвать у человека особый вид стресса, получивший название травматического. Под ним понимается стресс, обусловленный травмирующим для человека жизненным событием. Это событие должно выходить за рамки обыденного человеческого опыта. Психотравмирующее событие вызывает сильные изменения в представлении о себе, в системе ценностей, в концепции окружающего мира, изменяет устоявшиеся представления о способах существования в мире. Эти события для индивида могут быть шоковыми, внезапными либо могут оказаться длительными, труднопереносимыми воздействиями [45].

Человек находится в состоянии стресса или периодически возвращается в это состояние до тех пор, пока им перерабатывается информация о психотравмирующем воздействии. Длительность ответного реагирования на стрессовое событие обусловливается значимостью для человека информации, связанной с этим событием. При благоприятном осуществлении этого процесса он может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев. В этом случае говорят о нормальной реакции на стрессовое событие. При обострении ответных реакций и сохранении их проявлений в течение более длительного времени можно говорить о патологизации процесса ответного реагирования. Это послужило основанием для изучения отсроченных реакций на психотравмирующее воздействие стресс-факторов, которые получили также название посттравматических стрессовых реакций.