Файл: Положения о социальных и профессиональных функциях и действиях психолога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 487

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ОСОБЫЕ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1. Основные принципы разграничения особых и экстремальных условий

2. Методологические основы изучения деятельности в особых условиях

3. Методы изучения деятельности в экстремальных условиях

4. Стресс. Общие понятия

5. Ситуационный эксперимент и ситуационное моделирование

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Закономерности деятельности в экстремальных условиях

2. Изменения в поведении и функциональном состоянии в экстремальных условиях

3. Переносимость экстремальных условий

4. Нервно-психическая неустойчивость

5. Психологическая концепция условий деятельности

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Понятие физиологического эквивалента деятельности и физиологической адаптации

2. Влияние абиотических факторов на работоспособность и функциональное состояние человека

3. Защитная адаптация внешних условий деятельности

4. Некоррегируемые факторы внешних условий деятельности

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Операциональная напряженность. Общие понятия

2. Психогенные факторы, обусловленные малой интенсивностью работы

3. Психогенные факторы, обусловленные чрезмерной интенсивностью деятельности

4. Общая характеристика профессионального (трудового)стресса

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА

1.Понятие об информационном и компьютерном стрессе

2. Дефицит и перегрузка информацией

3. Деятельность человека в условиях потока сигналов

4. Количественные методы оценки информационных потоков

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

1. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

2. АДЕКВАТНАЯ ФОРМА РЕАКЦИИ

3. РЕАКЦИЯ ТРЕВОГИ, ЕЕ ВИДЫ

4. ДИНАМИКА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

5. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Теоретические предпосылки изучения психологической готовности

2. Готовность и установка

3. Готовность и адаптация

4. Методы определения адаптационных возможностей человека

5. Этапы процесса адаптации

ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СТРЕССУ

1.Проблема толерантности в психологии

2. Подходы к пониманию эмоциональной устойчивости

3. Измерение защитных механизмов личности

4. Концепция отсроченных реакций на травматический стресс

5. Общая характеристика синдрома посттравматических стрессовых нарушений (PTSD-синдром)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Сущность и виды психологической поддержки

2. Общая схема процесса психологической поддержки

4. Роль подсказки в процессе психологической поддержки

5. Поддержка в принятии решений человеком в экстремальных условиях

Глава 10 Психогигиена и психопрофилактика стресса

1. Значение психопрофилактических мероприятий в предупреждении стресса

2. Психопрофилактические мероприятия коллективного характера

3. Психопрофилактические мероприятия индивидуального характера

4. Психологическая подготовка и тренировка

ЛИТЕРАТУРА

Одним из последствий травматического стресса является психическая травма. 3. Фрейд рассматривал ее с точки зрения экономического подхода к психическим явлениям. Он определял такую травму как результат большого и интенсивного раздражения, «от которого нельзя освободиться нормальным способом» и рассматривал ее как прорыв защитного гипотетического покрова, который предохраняет психику от чрезмерных раздражений. При этом 3. Фрейд рассматривает две основные формы проявления реакции на психотравмирующее событие: вытеснение и фиксация на травме. Обе они нашли свое отражение в современной концепции отсроченных реакций на травмирующий стресс. При этом выделяют пять видов наиболее характерных отсроченных реакций: фиксация на травме, типичные сны, снижение общего уровня психической деятельности, раздражительность, склонность к взрывным реакциям [1].

Основная особенность возникающего при этом состояния заключается в том, что оно имеет тенденцию не только не исчезать со временем, но и становиться все более выраженным, а также проявляться внезапно на фоне общего внешнего благополучия человека.

Для описания и определения нарушений, вызванных травмирующим воздействием на психику человека различных стрессовых факторов, выходящих за рамки обычного человеческого опыта, используется комплекс симптомов. Он получил название синдрома посттравматических стрессовых нарушений (PTSD-синдром). Для определения его выраженности у человека используются идеальные диагностические критерии, внесенные в американский психиатрический стандарт DSM-IV (Diagnostic and Statistical Mannual of Mental Desorder), а также] в международный классификатор болезней МКБ-10.

Как показывают наблюдения и экспериментальные данные, жертвы травмирующих ситуаций переживают острое состояние травматического стресса в течение некоторого времени по окончании действия стресс-факторов, посла чего большая часть людей приходит в обычное для них состояние. Однако воздействие травмирующих событий; на некоторых людей может продолжаться и после этого срока. При этом они переходят в состояние посттравматического стресса, что затрудняет их адаптацию к обычными условиям и ведет к появлению различных дезадаптивных форм поведения. В результате у этих лиц развивается синдром посттравматических стрессовых нарушений. Самым важным в этой схеме выступает неопределенная отсроченность возникновения PTSD-синдрома, что чрезвычайно осложняет своевременность оказания психологической помощи [20].


5. Общая характеристика синдрома посттравматических стрессовых нарушений (PTSD-синдром)

В диагностическом стандарте DSM-IV под названием PTSD-синдром представлены симптомы, относящиеся к расстройствам, связанным с тревожностью. Эти симптомы сведены в пять критериальных групп [45].

Наличие в анализе события, выходящего за рамки обычного человеческого опыта; воздействие данного события для большинства людей является травмирующим фактором. На учете таких факторов основывается, в частности, широко известная методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Pare [1].

Постоянное возвращение человека к переживаниям, связанным с травмирующим его событием. В эту группу входят четыре симптома, причем для диагноза достаточно наличия одного из них:

навязчивые, постоянно повторяющиеся, вызывающие неприятные эмоциональные переживания, воспоминания о пережитом;

постоянно повторяющиеся сны и ночные кошмары, связанные с травмированием и вызывающие переживания;

«флэшбек-эффект» - внезапное не мотивированное (как удар, вспышка молнии) внешними обстоятельствами воскрешение в памяти различных аспектов травмирующего события;

интенсивные вспышки негативных эмоциональных состояний, спровоцированных какими-либо событиями, ассоциирующимися с обстоятельствами, послужившими причиной травмы.

3. Устойчивое стремление человека избегать или блокировать все, что хотя бы отдаленно может напомнить ему о травме. По этому критерию для вывода о том, что человек страдает PTSD-синдромом, требуется наличие не менее трех из семи перечисленных симптомов:

стремление избегать любых форм активности или ситуаций, которые пробуждают воспоминания об обстоятельствах травмы;

неспособность воспроизвести в памяти основные элементы травмировавшей ситуации (психогенная амнезия);

очевидная потеря всякого интереса к тем формам активной деятельности, которые до травмы имели большое значение в жизни человека;

чувство отчужденности, отстраненности от всех окружающих;

сниженный уровень эффективных реакций, эмоциональная блокада, оцепенение;


ощущение «укороченности» будущего, отсутствие завтрашнего дня.

4. Устойчивые симптомы, отражающие повышенный уровень возбудимости и появившиеся после травмы. Для диагностики PTSD-синдрома необходимо наличие у субъекта не менее двух из пяти симптомов:

нарушение сна;

повышенная раздражительность или вспышки гнева;

затруднения при необходимости сконцентрировать внимание, рассеянность;

гипертрофированная бдительность;

гипертрофированная стартовая реакция (на внезапный звук, окрик и т.п.).

5. Временной критерий, определяющий, что период, в течение которого у человека наблюдалось проявление перечисленных симптомов, должен быть не менее месяца. Только в этом случае может идти речь о наличии у человека PTSD-синдрома.

Не менее важной задачей, чем определение точных критериев PTSD-синдрома, является разработка адекватных методов его диагностики. Основным инструментом такой диагностики по критериям DSM-IV является метод структурированного клинического интервью (СКИД, SCID). Для повышения точности постановки диагноза оно дополняется применением объективных физиологических критериев. Для этого в процессе обследования испытуемым предъявляются аудио- и видеоматериалы, включающие звуки и сюжеты психотравмирующих событий. Параллельно у них регистрируется частота сердечных сокращений, кожно-гальваническая реакция и другим физиологические реакции [45].

На основании принципов, заложенных в DSM-IV, Дж. Олдхэмом и Л. Моррисом разработана достаточно известная и адаптированная к нашим условиям методика определения типа личности и вероятностных расстройств данного типа. Эта методика формирует основу для определения типа личности и построения ее автопортрета. В ней представлены критерии для определения типа личности и соответствующие им расстройства (акцентуации). Соотношение между ними показано в табл. 1.

Четырнадцать типов личности, выделенные в данной методике, представляют обычные непатологические версии резких болезненных расстройств, зафиксированных в DSM-IV. Иными словами, данный тест определяет норму и акцентуацию для того или иного типа личности. При наличии акцентуации человек обычно не гибко реагирует на возникающие задачи или не выполняет их, обычные действия и впечатления приводят его к дискомфорту или лишают способности к самосовершенствованию. В этих случаях можно говорить о патологической или малоадаптируемой личности [28]. Такие люди, как правило, мало пригодны для работы в экстремальных условиях.


Таблица 1.

Типы личности и соответствующие им расстройства

Тип личности

Расстройство

Добросовестный

Навязчиво-принудительное

Самоуверенный

Нарциссизм

Драматический

Неестественное актерство

Бдительный

Параноидальное

Деятельный

Активность на гране срыва

Преданный

Зависимость

Отшельник

Шизоид

Праздный

Пассивная агрессивность

Чувствительный

Уклонение

Идиосинкратический

Шизопатия

Авантюрный

Асоциальность

Альтруистический

Самоунижение

Агрессивный

Садизм

Серьезный

Депрессия

Полученные с помощью методики данные подлежат соответствующей обработке, в результате чего может быть получена количественная оценка каждого из типов личности. Полученные результаты могут быть представлены в виде графика, который представляет персональный автопортрет личности. Анализируя его, можно определить самые сильные и самые слабые черты личности, найти связь между типами личности, выявить некоторые скрытые силы, влияющие на её формирование, определить некоторые ключевые области, влияющие на поведение человека и его общение с другими людьми. На основании такого анализа могут быть выработаны соответствующие психологические рекомендации [35].


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Сущность и виды психологической поддержки

Повышению эффективности деятельности в экстремальных условиях способствует правильно организованная психологическая поддержка. Под ней понимается заданное воздействие на человека в целях облегчения его деятельности, перевода сопровождающих ее переживаний из негативного в позитивный аспект, в результате которого следует ожидать повышения эффективности деятельности. Психологическая поддержка должна быть непрерывной, начинаться в период профессионального отбора и подготовки к деятельности и продолжаться при ее выполнении [42]. В соответствии с этим и должны планироваться этапы поддержки, ее задачи, содержание и формы воздействия.

В процессе профессионального отбора (приема на работу) психологическая поддержка призвана в случае отклонения чьей-либо кандидатуры уменьшить, смягчить возможные негативные переживания у данного человека. При этом следует не только объяснить ему причину otклонния, но тут же, на основе психологического анализа качеств и свойств его личности, указать те специальности, в которых он может добиться хороших результатов.

На этапе обучения психологическая поддержка заключается в индивидуальном подходе к каждому человеку, к проектированию и уточнению процесса обучения в зависимости от конкретных психологических свойств каждого обучаемого.

Однако наибольшее значение психологическая поддержка имеет на этапе непосредственного выполнения деятельности. При этом для дифференциации и организации системы воздействий на человека выделяют три аспекта психологической поддержки в соответствии с источником негативных субъективных переживаний [42].

Первый аспект - деятельностный. Смысл психологических мероприятий в рамках данного аспекта заключается прежде всего в повышении эффективности деятельности, поддержании ее на должном уровне. В качестве основного критерия для оценки результативности поддержки целесообразно, использовать соотношение между показателями тяжести деятельности и субъективными переживаниями ее легкости. Чем больше тяжесть и больше субъективная легкость при сохранении прежней эффективности работы, тем эффективнее воздействие средств психологической поддержки. Для реализации этого аспекта можно использовать любые средства оптимизации деятельности, применение системы индикации об изменении условий деятельности (т.е. применение подсказки).