Файл: Положения о социальных и профессиональных функциях и действиях психолога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 479

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ОСОБЫЕ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1. Основные принципы разграничения особых и экстремальных условий

2. Методологические основы изучения деятельности в особых условиях

3. Методы изучения деятельности в экстремальных условиях

4. Стресс. Общие понятия

5. Ситуационный эксперимент и ситуационное моделирование

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Закономерности деятельности в экстремальных условиях

2. Изменения в поведении и функциональном состоянии в экстремальных условиях

3. Переносимость экстремальных условий

4. Нервно-психическая неустойчивость

5. Психологическая концепция условий деятельности

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Понятие физиологического эквивалента деятельности и физиологической адаптации

2. Влияние абиотических факторов на работоспособность и функциональное состояние человека

3. Защитная адаптация внешних условий деятельности

4. Некоррегируемые факторы внешних условий деятельности

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Операциональная напряженность. Общие понятия

2. Психогенные факторы, обусловленные малой интенсивностью работы

3. Психогенные факторы, обусловленные чрезмерной интенсивностью деятельности

4. Общая характеристика профессионального (трудового)стресса

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА

1.Понятие об информационном и компьютерном стрессе

2. Дефицит и перегрузка информацией

3. Деятельность человека в условиях потока сигналов

4. Количественные методы оценки информационных потоков

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

1. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

2. АДЕКВАТНАЯ ФОРМА РЕАКЦИИ

3. РЕАКЦИЯ ТРЕВОГИ, ЕЕ ВИДЫ

4. ДИНАМИКА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

5. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Теоретические предпосылки изучения психологической готовности

2. Готовность и установка

3. Готовность и адаптация

4. Методы определения адаптационных возможностей человека

5. Этапы процесса адаптации

ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СТРЕССУ

1.Проблема толерантности в психологии

2. Подходы к пониманию эмоциональной устойчивости

3. Измерение защитных механизмов личности

4. Концепция отсроченных реакций на травматический стресс

5. Общая характеристика синдрома посттравматических стрессовых нарушений (PTSD-синдром)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Сущность и виды психологической поддержки

2. Общая схема процесса психологической поддержки

4. Роль подсказки в процессе психологической поддержки

5. Поддержка в принятии решений человеком в экстремальных условиях

Глава 10 Психогигиена и психопрофилактика стресса

1. Значение психопрофилактических мероприятий в предупреждении стресса

2. Психопрофилактические мероприятия коллективного характера

3. Психопрофилактические мероприятия индивидуального характера

4. Психологическая подготовка и тренировка

ЛИТЕРАТУРА

К этим факторам ряд авторов добавляет и другие: сексуальные домогательства на работе, причем они проявляются как по отношению к женщинам со стороны мужчин (особенно если он - начальник), так и наоборот [16]; неудовлетворенность работой, неуважение личности работника [19] и др.

Профессиональный стресс может иметь различные виды: эмоциональный, информационный (они были рассмотрены раньше), а также коммуникативный. Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защищаться от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадения по темпу общения и т. п. Основными причинами такого стресса являются: коммуникативная агрессия, нарушение принципа справедливости в общении, нарушение техники и этики делового общения, манипулирование в общении, потеря самообладания в общении.

Помимо этого выделяют отдельно и некоторые особые формы профессионального стресса: профессиональный стресс достижения; профессиональный стресс конкуренции; стресс из-за денег (как их нехватки, так и избытка); стресс подчинения; стресс из-за страха потерять работу [37].

Каждый из рассмотренных выше факторов, а тем более их сочетания, при длительном воздействии порождают экстремальные условия деятельности и приводят к возникновению стрессовых состояний. Признаками, сигнализирующими о возможности их появления, являются изменения в деятельности, в отношениях с коллегами, в личности работника [7]. Изменения в деятельности проявляются в том, что с работником чаще, чем обычно, происходят несчастные случаи, у него увеличивается число ошибок по невнимательности, снижаются количественные и качественные показатели деятельности, возникают затруднения в принятии решений. Кроме того, работник не выполняет работу в срок, не является на назначенные встречи или не выполняет иные обязательства; задерживается на работе чаще или более одержим работой, чем обычно. В сфере общения с коллегами неадекватно bociпринимает юмор, проявляет раздражение и враждебность, внезапно начинает испытывать затруднения в общении, высказывает непонятное недоверие к коллегам. Происходят изменения и в личном плане: человек выглядит уставшим, неспособен расслабляться; проявляется безразличие к жизни, потеря интереса к ней; часто чувствует, что он


нездоров или может заболеть.

На возникновение профессионального стресса влияют личностные и поведенческие характеристики человека. Среди них отмечаются прежде всего такие, как: настойчивое стремление достичь намеченных, но обычно нечетко определяемых целей; сильное желание и готовность соревноваться; постоянное желание быть признанным и продвинуться в чем-то дальше; постоянное исполнение множественных и разнообразных функций в условиях лимита времени; склонность увеличивать темп исполнения своих функций; необычно высокая скорость умственных и физических реакций [7].

Психологические и организационные мероприятия по снижению уровня стресса сводятся к следующему: требования, предъявляемые деятельностью, должны соответствовать индивидуальным возможностям и способностям работника; ему необходимо предоставлять время для восстановления работоспособности после выполнения трудового задания; там, где это возможно, следует установить гибкий рабочий график в соответствии с индивидуальными особенностями работника; профессиональные обязанности должны быть четко определены и понятны; желательно, чтобы работа была содержательной, стимулирующей и позволяла работнику в полной мере проявлять свои знания, навыки и умения.

Предрасположенность к профессиональным стрессам обусловливают не только стресс-факторы, порождаемые процессом производства. В не меньшей мере влияют на них и конфликты, возникающие в различных сферах личной жизни. Многочисленными психологическими исследованиями установлено, что психопатическим заболеваниям и эмоциональным срывам в профессиональной деятельности зачастую предшествовали конфликты в личной жизни. В результате таких наблюдений доктора Холмс и Pare  (США) сделали вывод о том, что в основе этого лежит

«неизжитый» стресс. Напряжение, возникшее в результате действия такого стрессора, сохраняется довольно долго (причем многие люди зачастую этого не осознают), «встраивается» в систему нашей личности и никак о себе не напоминает, пока с системой что-нибудь не происходит, тогда человек либо заболевает, либо у него происходит какой-то срыв. На основе этих положений доктора Холмс и Pare разработали методику определения стрессоустойчивости и социальной адаптации. С ее помощью создана шкала категоризации степени тяжести различных жизненных событий (стрессоров). Для этого были выбраны! основные категории стрессовых факторов, каждому из них присвоен определенный балл (рейтинг). Путем подсчета суммы баллов, характерных для данного испытуемого, определяется степень его подверженности стрессу. Методика была апробирована в различных социокультурных) группах и подтвердила свою обоснованность.


Важным условием предотвращения или, по крайней мере, смягчения влияния стресса является использование человеком механизмов психологической защиты, учение о которых было разработано 3. Фрейдом. Существуют различные виды защиты, они подробно описаны в литературе.  Остановимся лишь на одном из них - эмоциональном выгорании. Под ним понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип профессионального поведения. Выгорание - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то лее время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на профессиональной деятельности и межличностных отношениях в коллективе, для диагностики уровня эмоционального выгорания может использоваться специальная методика, адаптированная В.В. Бойко. Этот тест позволяет определить, в какой степени у человека сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. С помощью методики можно дать достаточно полную характеристику личности и наметить индивидуальные меры психопрофилактики и психокоррекции [23].

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА

1.Понятие об информационном и компьютерном стрессе

Как уже отмечалось, среди психогенных факторов, обусловленных характером деятельности, важное значение имеют информационные факторы. Под их воздействие у человека может возникнуть особая разновидность психологического стресса - информационный стресс. Он возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе, особенно при высокой степени ответственности за последствия этих решений. Разновидностью его является компьютерный стресс, вызванный широким внедрением на производстве и в быту компьютерной техники (в т.ч. Интернета, компьютерных игр, интеллектуальных роботов и электронных автоматов, имитирующих человеческое поведение). Все это в ряд случаев сопровождается повышением умственных нагрузок и рабочего напряжения, приводит к появлению жалобы на беспокойство, раздраженность, нервозность, снижение настроения и повышенную утомляемость. Имеются также данные о возможности возникновения у людей, подолгу работающих с компьютером, невротических реакций, реакций гнева, состояния тревоги, раздражительности подавленности. По некоторым данным, это наблюдается диапазоне от 25% до 75% пользователей ЭВМ [21, 34]. Длительная и напряженная работа таких людей может также отрицательно сказаться на их здоровье, вызывая информационные неврозы и психосоматические заболевания.


Помимо этого массовое внедрение компьютерной техники порождает такие достаточно сложные психологические феномены, как персонификация и бегство в виртуальный мир [21].

Персонификация (от лат. persona - лицо, личность и facere - делать) - олицетворение, одухотворение, очеловечивание сил природы, предметов и животных. Она проистекает от мистического представления первобытных народов, которые считали, что каждая вещь имеет свою душу (anima). Если раньше люди одухотворяли природу (анимизм), с которой они были слиты, то в век автоматизации человек при взаимодействии с машиной начинает одухотворять ее. Одна из причин персонификации заключается в следующем.

Как при общении с другим человеком, так и при взаимодействии с автоматом, мы не знаем, какие процессы протекают в мозгу человека и в конструкции машины. Мы наблюдаем лишь «поведенческие» реакции, которые как у машины, так и у человека порой бывают тождественны. Все это и обусловливает феномен персонификации машины. Поэтому поводу Н. Винер писал: «Заметна тенденция к «обожествлению» машины, к попытке приписать ей такие возможности, которыми она в действительности не обладает» [4]. Это аналогично тому, как слепая вера в идолов породила в древние века идолопоклонников, так и вера в «сверхчеловеческие» возможности машин породила, по выражению Н. Винера, «машинопоклонников». Причем наиболее склонными к персонификации ЭВМ оказываются интроверты [21].

высокие скорости переработки информации и появление самонастраивающихся и обучающихся машин, создание систем искусственного интеллекта и другие успехи в области компьютеризации создают у таких людей ложное представление о том, что машины вообще не имеют ограничений в своих интеллектуальных возможностях. И машины действительно могут многое, они решают такие задачи, которые раньше казались невозможными. Все это усиливает веру (зачастую вполне обоснованную) в практически неограниченные возможности ЭВМ. При работе такими машинами человек испытывает чувство удовлетворенности и упоения работой, привыкает к мысли, что «машина может все». Однако машины иногда дают сбои» В этих условиях в случае очередной неудачи при работе ЭВМ у человека возникает чувство досады, растерянности, недоверия к машине. Наиболее отчетливо это проявляется при работе с электронными машинами, действующими в стационарном, а в поисковом или диалоговом режиме условиях, когда в них, казалось бы, беспричинно происходят отклонения в работе.


Такие ситуации известный психоневролог и специалист области экстремальной психологии В. И. Лебедев называет «умопомешательством робота» и приводит различные примеры появления при этом у человека психологической дискомфорта, невротических реакций и срывов. При этом, как и в борьбе с мистическими предрассудками, человеку необходимы знания о реальных связях, существующие между различными явлениями в природе и обществе; так и в борьбе с персонификацией автоматов необходимо, чтобы пользователь (оператор) не только знал, как эксплуатировать тот или иной прибор или ЭВМ, но и достаточно хорошо знал принципы его работы [21].

Массовое внедрение ЭВМ, появление системы Интернет и различных компьютерных игр порождает для человек особый параллельный мир, общение с которым может быть далеким от реальности. В связи с этим в настоящее время появился новый психологический феномен, получивший название «зависимость от виртуального мира», или «бегство в виртуальный мир». Основной симптом этого вида «компьютерной наркомании» - замена обычного общения человека с человеком общением с ЭВМ. В наибольшей степени это относится к Интернету и компьютерным играм [21].

Имитация общения в психологическом плане позволяет человеку реализовать следующее:

можно создать какой угодно образ самого себя, собрав, например, все то, что хотелось бы иметь в реальности;

можно обеспечить анонимность общения, которая, с одной стороны, дает чувство защищенности от разочарований, а с другой - позволяет безопасно экспериментировать со своим образом.

Основная особенность такого общения - его интерактивность, благодаря которой виртуальное общение позволяет создать иллюзию реального живого общения.

Основная причина «компьютерной наркомании» - недостаток человеческого общения, желание уединиться, чтобы избавиться от реальных житейских невзгод, чувство неудовлетворенности собой, окружающими и вообще жизнью. Наиболее сильно подвержены этому дети и подростки, особенно те, которые испытывают недостаток внимания со стороны родителей. Для таких людей компьютер становится единственным другом и собеседником. По данным специалистов число больных «компьютерной наркоманией» постоянно увеличивается, и только в России составляет уже несколько десятков тысяч человек [46].

С клинической точки зрения все патологические зависимости обусловлены стремлением справиться с тревожностью, депрессией и ощущением внутренней опустошенности, со стремлением уйти в мир фантазий и там скрываться от трудностей реальной жизни, с которыми человек сам не может справиться. Очень часто эти явления уходят корнями в детские годы и должны стать объектом психопрофилактической и психокоррекционной работы. Задача психоневрологов и психотерапевтов в этих условиях состоит в том, чтобы научить пользователей контролировать количество времени, проводимое в Интернете или за компьютером, как вовремя выключиться из сети или не приобретать сайты, из которых трудно выйти. Однако такое решение проблемы нельзя назвать кардинальным, поскольку это есть борьба со следствием, а не с причиной. Причины же заложены гораздо глубже, и некоторые из них были обозначены выше.