Файл: Положения о социальных и профессиональных функциях и действиях психолога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 446

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ОСОБЫЕ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1. Основные принципы разграничения особых и экстремальных условий

2. Методологические основы изучения деятельности в особых условиях

3. Методы изучения деятельности в экстремальных условиях

4. Стресс. Общие понятия

5. Ситуационный эксперимент и ситуационное моделирование

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Закономерности деятельности в экстремальных условиях

2. Изменения в поведении и функциональном состоянии в экстремальных условиях

3. Переносимость экстремальных условий

4. Нервно-психическая неустойчивость

5. Психологическая концепция условий деятельности

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Понятие физиологического эквивалента деятельности и физиологической адаптации

2. Влияние абиотических факторов на работоспособность и функциональное состояние человека

3. Защитная адаптация внешних условий деятельности

4. Некоррегируемые факторы внешних условий деятельности

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Операциональная напряженность. Общие понятия

2. Психогенные факторы, обусловленные малой интенсивностью работы

3. Психогенные факторы, обусловленные чрезмерной интенсивностью деятельности

4. Общая характеристика профессионального (трудового)стресса

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА

1.Понятие об информационном и компьютерном стрессе

2. Дефицит и перегрузка информацией

3. Деятельность человека в условиях потока сигналов

4. Количественные методы оценки информационных потоков

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

1. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

2. АДЕКВАТНАЯ ФОРМА РЕАКЦИИ

3. РЕАКЦИЯ ТРЕВОГИ, ЕЕ ВИДЫ

4. ДИНАМИКА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

5. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Теоретические предпосылки изучения психологической готовности

2. Готовность и установка

3. Готовность и адаптация

4. Методы определения адаптационных возможностей человека

5. Этапы процесса адаптации

ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СТРЕССУ

1.Проблема толерантности в психологии

2. Подходы к пониманию эмоциональной устойчивости

3. Измерение защитных механизмов личности

4. Концепция отсроченных реакций на травматический стресс

5. Общая характеристика синдрома посттравматических стрессовых нарушений (PTSD-синдром)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Сущность и виды психологической поддержки

2. Общая схема процесса психологической поддержки

4. Роль подсказки в процессе психологической поддержки

5. Поддержка в принятии решений человеком в экстремальных условиях

Глава 10 Психогигиена и психопрофилактика стресса

1. Значение психопрофилактических мероприятий в предупреждении стресса

2. Психопрофилактические мероприятия коллективного характера

3. Психопрофилактические мероприятия индивидуального характера

4. Психологическая подготовка и тренировка

ЛИТЕРАТУРА

При необходимости в КПР могут проводиться сеансы индивидуальной и групповой психической саморегуляции (аутогенная тренировка, нервно-мышечная релаксация и т.п.).

В более сложных случаях при организации КПР алгоритм изменения факторов среды может определяться специально построенными для этой цели метеоастрологическими моделями природных географических условий для определенной широты на определенный отрезок времени: год, месяц, сутки. При необходимости используется тот или иной вариант такой модели. Имитация может происходить как в реальном, так и в ускоренном масштабе времени. Характер среды можно менять не только по определенной программе, но и в соответствии с физиологическим и эмоциональным состоянием человека.

Практика эксплуатации КПР показала их высокую эффективность. После сеанса психологической разгрузки у работников обычно повышается настроение, работоспособность, внимание, скорость реакции, улучшается общее состояние. Все это приводит к повышению производительности труда, снижению травматизма. На тех предприятиях, где по экономическим или производственным соображениям создание КПР не представляется возможным, можно создавать отдельные уголки или зоны отдыха. В них в зависимости от конкретных обстоятельств могут присутствовать лишь отдельные фрагменты КПР.

Перспективным и хорошо зарекомендовавшим себя на практике проявлением профилактики стресса является применение функциональной музыки [21, 24]. Она рассматривается как существенный эмоциональный стимул профессиональной деятельности с учетом особенностей производства. С помощью музыкальных программ можно стимулировать процесс вхождения в работу или адаптации к изменившимся условиям деятельности, поддерживать оптимальный уровень ее выполнения, активизировать резервные возможности организма при истощении вследствие утомления, способствовать более полному расслаблению в период отдыха.

Несмотря на различия каждого конкретного производства, существуют некоторые общие правила применения функциональной музыки. Считается нецелесообразным ее прослушивание на протяжении всего рабочего дня. Более эффективны разделенные во времени сеансы, оптимальная продолжительность каждого из которых составляет 10-15 минут; интервалы между сеансами должны быть не менее 1,5-2 часов. Таким образом, в течение рабочего дня проводится 5-6 сеансов, содержание которых не должно дублироваться. Противопоказанием к введению музыкальных передач во время работы служат те виды деятельности, которые требуют значительной концентрации внимания и умственных усилий. Применение функциональной музыки в этих случаях целесообразно только в течение специально введенных пауз для отдыха [24].


Понятие функциональной музыки не следует смешивать с музыкотерапией как средством использования музыки для лечения больных с нервно-психическими заболеваниями. Так, Пифагор по этому поводу утверждал: «Музыка многому способствует в смысле здоровья, если кто пользуется ею надлежащим образом». Гиппократ рекомендовал различные виды музыки для избавления от гнева, зависти, тоски и дурных сновидений. Поэтому музыкотерапия и функциональная музыка входят в арсенал средств, используемых для управления функциональным состоянием и предотвращения стресса [21].

Важное значение в деле борьбы со стрессом имеют физические упражнения, в частности, производственная гимнастика. Плодотворное влияние их в этом направлении отмечается в работах [49,51]. Так, Л. Джуэл по этому поводу отмечает, что физические упражнения являются одними из наиболее эффективных средств борьбы со стрессом, обеспечивающих естественный физический выход избыточной физиологической и психической энергии [7].

В. И. Лебедев называет физические упражнения «лекарством, которого нет в аптеках », и отмечает, что движение может по своему действию заменить любое лекарство [21].

Физические упражнения, выполняемые в процессе профессиональной деятельности во время регламентированных и нерегламентированных перерывов, могут носить общий либо специальный характер. Примером мероприятий общего характера является традиционная производственная гимнастика. Она имеет наибольшее значение для лиц, работающих в условиях монотонности, гипокинезии, сохранения вынужденной рабочей позы, выполнения однообразной работы. При этом желательно, чтобы комплекс выполняемых упражнений соответствовал характеру деятельности. Так, установлено, что для операторов, несущих непрерывное дежурство за пультом управления, хороший результат дают физические упражнения, выполняемые через каждый час дежурства (пятиминутные физкультуры). Они могут проводиться в зависимости от характера деятельности самостоятельно или организованно, способствуют снижению утомления и повышению работоспособности организма, снятию возникшей напряженности. Наиболее эффективны для таких работников упражнения для мышц плечевого пояса, шеи, вестибулярного аппарата (медленные повороты, наклоны, вращения головы и туловища; упражнения, связанные с регулированием дыхания; массаж мышц шеи и головы).


Для некоторых видов деятельности эти упражнения помимо общего могут носить и сугубо специфический характер. Так, для лиц, работающих в условиях постоянного и длительного зрительного напряжения (работа с электронным микроскопом, за экраном дисплея, экраном радиолокационной станции; работа, связанная со сборкой мелких деталей и т. п.), разработан комплекс упражнений для глаз [25]; для лиц, работающих в условиях, требующих длительного поддержания вынужденной рабочей позы, рекомендуется выполнять комплекс физических упражнений для снятия утомления и напряжения позогонического аппарата [43, 44]. Известны также комплексы физических упражнений, предназначенных для снятия различных форм головной боли, вызванных возникновением стресса [23]. Выполнение таких упражнений (а перечень их можно продолжить и далее) в процессе непосредственного выполнения работы позволяет во многих случаях предотвратить стресс, а при его возникновении существенно уменьшить его последствия.

3. Психопрофилактические мероприятия индивидуального характера

Одним из первоначальных мероприятий в этом плане является выполнение правил «разумного поведения общения», выдвинутых Г. Селье [38]. Они сводятся к следующему: не ломать копий из-за пустяков, не дружить с «трудными», несдержанными людьми, избегать напыщенности и неискренности в общении, иметь в жизни интересы, не нагнетать тоску, не «накручивать» бесконечные проблемы, чаще вспоминать о приятных событиях в своей жизни и избегать неприятных коллизий и т. п. Еще одним средством избежать стресса является отрыв от стрессогенной обстановки (активный отдых, активная деятельность, которая исключает мысли о возможном стрессе, любимые занятия, психорегулирующие упражнения и др.) [1].

В более сложных случаях весьма эффективным может оказаться использование защитных механизмов личности (психологическая защита). В психоанализе под ними понимается прочный поведенческий паттерн (схема, модель, стереотип), образованный с целью обеспечить защиту человека от осознания явлений, порождающих тревогу. Основными из таких механизмов являются вытеснение, проекция, регрессия, фиксация, сублимация и др. Их основная особенность заключается в том, что они носят неосознаваемый характер и всегда искажают реальную действительность[33].


В психологии труда, инженерной психологии и эргономике понятие защитных механизмов понимается более расширенно. Здесь довольно часто под ними понимаются любые реакции, действия человека, сознательно направленные на предотвращение неблагоприятной ситуации. Однако более правильно в этих случаях говорить о механизмах (стратегиях) совладения со стрессом [33]. Примерами их является эмоциональное выгорание (подробнее см. гл. 4), селекция информации по ее важности в условиях информационной перегрузки или дефицита времени и т. п. Однако оба эти понятия - и защитные механизмы, и механизмы совладения — объединяет тот факт, что они являются средством приспособления человека к чрезмерным требованиям реальности.

Рассмотренные приемы выполнения правил разумного поведения, использования механизмов психологической защиты во многих случаях способствуют предотвращению стресса, но полностью этого не гарантируют. Несмотря на это, стресс все же может наступить.Первая помощь в острой стрессовой ситуации может быть следующей:

желательно не принимать никаких решений;

прислушаться к совету предков: сосчитать до десяти;

заняться своим дыханием: медленно вдохнуть носом воздух, на некоторое время задержать его и крайне медленно через нос выдохнуть;

побыть некоторое время наедине с собой;

умыться холодной водой;

осмотреться по сторонам и, переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описать их внешний вид;

посмотреть в окно на небо, сосредоточиться на том, что вы видите;

набрав стакан воды, медленно, как бы сосредоточенно, выпить ее, сконцентрировать внимание на ощущениях, когда вода попадет не в то горло;

выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч и на выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу; вдыхать глубже, следить за дыханием; продолжать делать это в течение одной-двух минут, затем медленно выпрямиться.

Подробнее с этой методикой можно ознакомиться в специальной литературе [1]. Если острые стрессовые ситуации возникают довольно часто или рассмотренная методика не дает должного эффекта, следует использовать более сложные приемы, в основе которых лежат методы психической саморегуляции (ПСР). С их помощью решаются две группы задач [29].

Первая из них заключается в оптимизации функционального состояния человека в течение рабочего дня в целях обеспечения и поддержания его высокой работоспособности.Частными задачами здесь являются:


устранение эффектов утомления в процессе работы;

купирование стрессовых симптомов, дезорганизующих деятельность и препятствующих её выполнению в оптимальном режиме;

снятие чрезмерного эмоционального напряжения и восстановление оптимального эмоционального фона деятельности.

Вторая группа задач связана с формированием мер по поддержанию профессионального здоровья. Сюда относятся: коррекция состояния хронического стресса профессионального происхождения; профилактика возникновения синдрома профессионального «выгорания» или снятие таких его проявлений, как эмоциональное «выгорание»; коррекция профессиональных неврозов и страхов (например, отказа от полетов в авиации); психологическая помощь при возникновении посттравматических стрессовых расстройств и кризисных состояний у лиц, работающих в экстремальных условиях [29].

Для деятельности человека в экстремальных условиях наиболее важными являются произвольный и осознаваемый, а также осознаваемый и целенаправленный уровни саморегуляции. Поэтому о последней наиболее часто говорят в связи со способностями человека сознательно изменять свое состояние. При этом на осознаваемом и целенаправленном уровнях рассматриваются такие методы, как самоприказ, самоубеждение, изменение направленности сознания, целевых установок и мотивов.

К числу основных методов саморегуляции на произвольном и осознаваемом уровнях относятся: нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, приемы сенсорного репродуцирования образов. В качестве дополнительных приемов, усиливающих влияние саморегуляции, используются суггестия (внушение), светомузыкальные воздействия, различные виды производственной гимнастики. Эти методы были рассмотрены выше, здесь же рассмотрим основные методы этого уровня.

Релаксация (от лат. relaxatio - уменьшение напряжения, ослабление) - состояние покоя, расслабленности, возникшей у субъекта вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Релаксация может быть непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслаблению мышц, включенных в различные виды активности. Эффективным методом обучения релаксации является установление обратной связи с помощью приборов, фиксирующих уровень биоэлектрической активности и делающих его доступным восприятию обучаемым. Релаксация является одним из обязательных приемов аутогенной тренировки.