ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 307

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Социология и психология чтения

Введение

Тематический план курса для студентов очной формы обучения квалификации квалификаций «Референт-аналитик информационных ресурсов»

Тематический план курса для студентов очной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель»

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» (срок обучения - 6 лет)

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» (срок обучения - 4 года)

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации квалификаций «Референт-аналитик информационных ресурсов» (срок обучения - 5 лет)

Содержание курса

Тема 1. Введение в курс «Социология и психология чтения».

Тема 2. Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.

Тема 3. История изучения читателей и чтения в России

Тема 4. Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.

Тема 5. Восприятие и понимание художественной литературы.

Тема 6. Восприятие и понимание специальной литературы.

Тема 7. Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.

Тема 8. Особенности чтения детей, подростков, юношества.

Тема 9. Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Тема 1 Введение в курс «Социология и психология чтения»

Тема 2 Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.

Тема 3 История изучения читателей и чтения в России.

Тема 4 Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.

Тема 5 Восприятие и понимание художественной литературы.

Тема 6 Восприятие и понимание текстов специальной литературы.

Тема 7 Современная характеристика состояния и тенденций развития чтения.

Тема 8 Особенности чтения детей, подростков и юношества

Тема 9 Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Планы семинарских занятий

Тема: Чтение как вид деятельности и психологический процесс.

Семинар 2 (2часа) Тема: Библиопсихология и библиотерапия как области знания в психологии чтения

Семинар 3 (2часа) Тема: Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.

Описания практических работ Практическая работа №1 (4 часа) Тема: Чтение как вид человеческой деятельности и социально- психологический процесс.

Краткие теоретические сведения

Практическая работа №2 (4 часа) Тема: Анализ читательской биографии

Литература:

Практическая работа № 3 (4часа) Тема: Определение уровня восприятия и понимания художественного текста.

Практическая работа № 4 (2 часа) Тема: Восприятие и понимание специальной литературы.

Практическая работа № 5 (6 часов) Тема: Социологическое изучение чтения (на примере одной группы читателей).

Литература:

Практическая работа № 7 (4 часа) Тема: История изучения читателей и чтения в России.

Практическая работа № 8 (2часа) Тема: Особенности чтения детей, подростков и юношества.

Практическая работа № 9 (2часа) Тема: Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Методика выполнения

Задание 2

Примерные темы рефератов:

Список рекомендуемой литературы Основная литература

Дополнительная литература

Список рекомендуемой литературы

Список ключевых слов

Реакция библиотечных профессионалов, общественности требовала энергичных мер. С целью усиления работы по пропаганде книги и чтения с 2002 года в ряде краевых и областных библиотеках страны организуются центры чтения - специальные отделы, задачами которых является разворачивание работы по продвижению чтения среди населения. В арсенале методов и форм работы этих отделов - индивидуальная работа по выявлению знатоков и любителей книги, выявление в читательской среде лидеров чтения и углубленная работа с ними как с агентами библиотечного влияния. Это активизация групповых методов работы с населением - создание клубов по интересам, любительских объединений при библиотеках. Это использование форм диалогового общения в различных читательских средах и среди не читающего населения, проведение дискуссий, обсуждений книг, читательских конференций, встреч с писателями, другими творческими людьми. Это возрождение литературной краеведческой работы с целью пропаганды произведений местных писателей, приобщения к литературному творчеству одаренных детей и подростков, наконец, это активизация рекламной и собственной издательской деятельности библиотек..

Обеспечение качества этой подвижнической пропагандистской работы потребовало объединения усилий библиотек и других социальных институтов и организаций книжной культуры на сотрудничество в деле продвижения книги и чтения.

Несмотря на предпринятые усилия со стороны библиотек, чтение как массовый стереотип культурной деятельности людей, бытовавший еще совсем недавно, все больше деформировалось и стало приобретать новые модели поведения читателей относительно книжной культуры. Так, существенно сократилось число читателей библиотек, особенно это стало заметно по пустеющим читальным залам. Значительно уменьшилась читательская аудитория литературно-художественных журналов и газет, однако выросло число потребителей журнального глянца. Классическая литература, всегда запрашиваемая в библиотеках, почти перешла в разряд только учебного спроса, большой и стабильный интерес вызвала детективная и другая жанровая литература (любовный и исторический роман, ироническая проза, фэнтези и другие.) Заметим также, что растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения, ухудшается владение родным языком: в разговорной практике родная речь становится все более примитивной, а в молодежной, профессиональной и деловой средах нарастает использование англоязычных слов, заменяющих в ряде случаев даже устоявшиеся русскоязычные аналоги.


Снижение интереса к чтению – это сегодня общемировая тенденция. Она обусловлена глобализацией средств массовой информации и Интернет технологий, интенсивным развитием индустрии развлечений, которые вытесняют чтение на периферию использования свободного времени. Ответом библиотек на вызовы времени должно стать сохранение книжной культуры, продвижение чтения как интересного и полезного, развивающего занятия.

В 2006 году Федеральным агенством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом была подписана и принята Национальная программа поддержки и развития чтения в России. Цель реализации программы заключается в повышении культурной компетентности членов общества за счет повышения уровня читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Реализация цели и задач Национальной программы поддержки и развития интереса к чтению планируется в три этапа. Первый этап (2007 – 2010 гг). На этом этапе реализации программы предполагалось создание организационных механизмов и базы для укрепления инфраструктуры поддержки и развития чтения.

Второй этап (2011 – 2015 гг). Это этап системного укрепления сложившихся и достраивание отсутствующих элементов инфраструктуры поддержки и развития чтения.

Третий этап (2016 – 2020 гг). Этот этап призван достичь роста культурной компетентности граждан за счет развития систематического чтения. (32)

Библиотеки России включились в работу по достижению поставленных целей и задач. В настоящее время публичными библиотеками страны развернута широкая кампания по пропаганде чтения всеми средствами библиотечной работы, при этом используется опыт зарубежных библиотек. Так, например, с 2006 года в центральных областях России: Ивановской, Костромской, Нижегородской, Саратовской, Рязанской и некоторых других реализован проект «Большое чтение», инициированный российской библиотекой иностранной литературы. Этот проект впервые был разработан библиотеками США в сотрудничестве с различными учреждениями и организациями так или иначе связанными с книгой и чтением. Суть проекта заключалась в том, что все население города было вовлечено в чтение хорошего художественного произведения. После прочтения была развернута большая работа по организации глубокого понимания мотивов поступков героев через выполнение творческих заданий участниками акции: написать письма героям, пошить им костюмы, нарисовать будущий дом и т п. Эта работа была поставлена так, что весь город говорил и обсуждал прочитанное. Конечно же социальный эффект таких действий весьма значителен, здесь срабатывает механизм подражания и к чтению начинают обращаться даже те слои населения, которые раньше вообще не читали.(24, 39)


Реализация Национальной программы поддержки и развития интереса к чтению потребовала от библиотек нового менеджмента, использования маркетинговых приемов рекламы книг и чтения, организации PR- кампаний, различного рода действий вызывающих заинтересованность к книге и чтению. Например, в практику отечественных библиотек вошли крупные акции по привлечению взрослого и детского населения к чтению: фестивали и праздники книги, конкурсы на лучшего читателя, читающую семью и т п.

Повышение культурной компетентности невозможно без традиционного чтения и использования библиотеками новых каналов и носителей информации. Вхождение библиотек в виртуальный мир, мир экранной культуры, создание собственных сайтов, блогов, электронных документов, использование новых технологий при удовлетворении читательских запросов помогает библиотеке изменить устаревший имидж на имидж более привлекательный, современный. В настоящее время библиотека не одна в информационном пространстве. Поэтому, чтобы сохранить себя как социальный институт, библиотека должна тесно и постоянно взаимодействовать с партнерами - с образовательными учреждениями, редакциями газет и телевидения, добровольными обществами, внешкольными учреждениями развития детского творчества и досуга и другими заинтересованными организациями для достижения взаимовыгодных целей.

В настоящее время библиотеки не отказываются от руководства чтением, от той его сути, которая призвана помочь тем, кому трудно самому сориентироваться в информационных потоках, в библиотечных фондах, кого огромное количество книг и не высокий уровень информационной культуры может оттолкнуть от библиотеки. Это, в первую очередь, дети и юношество. Дети и юношество это такая категория читателей, которая объективно нуждается в помощи библиотекаря, его консультациях при поиске информации, выборе книг для чтения. Поэтому библиотечно-информационное сопровождение чтения детей – важнейшая задача тех библиотек, где есть такие пользователи.

Дадим рабочее определение понятию «библиотечно-информационное сопровождение». В толковом словаре современного русского языка слово «сопровождать» объясняется несколькими значениями. Так, сопровождать – это значит находиться рядом с кем-либо при его движении, действиях; сопровождать – дополнять чем-либо. В ситуации читательской деятельности слово «сопровождать» означает дополнять, сопутствовать чтению, помогать, без навязывания, самому читателю увидеть другие источники информации на книжных выставках, книжных развалах, в подготовленных списках литературы и других формах библиотечно-информационного обслуживания лучшее, что есть в фондах библиотеки и существует как источник информации. В библиотечно-информационном сопровождении нуждается не только подрастающее поколение. Оно необходимо всем кто получает образование, кто повышает квалификацию, кто ищет себя и новую работу, учит и воспитывает детей, заботится о здоровье, устремляется на отдых в дальние страны. Где бы не находились люди – они должны видеть красивую и качественную рекламу книг и читательской деятельности, библиотеки, открытой для общения с библиотекарями – профессионалами, знающими литературу и легко ориентирующимися в информации, всегда готовыми придти на помощь.