ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 369

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Социология и психология чтения

Введение

Тематический план курса для студентов очной формы обучения квалификации квалификаций «Референт-аналитик информационных ресурсов»

Тематический план курса для студентов очной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель»

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» (срок обучения - 6 лет)

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» (срок обучения - 4 года)

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации квалификаций «Референт-аналитик информационных ресурсов» (срок обучения - 5 лет)

Содержание курса

Тема 1. Введение в курс «Социология и психология чтения».

Тема 2. Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.

Тема 3. История изучения читателей и чтения в России

Тема 4. Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.

Тема 5. Восприятие и понимание художественной литературы.

Тема 6. Восприятие и понимание специальной литературы.

Тема 7. Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.

Тема 8. Особенности чтения детей, подростков, юношества.

Тема 9. Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Тема 1 Введение в курс «Социология и психология чтения»

Тема 2 Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.

Тема 3 История изучения читателей и чтения в России.

Тема 4 Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.

Тема 5 Восприятие и понимание художественной литературы.

Тема 6 Восприятие и понимание текстов специальной литературы.

Тема 7 Современная характеристика состояния и тенденций развития чтения.

Тема 8 Особенности чтения детей, подростков и юношества

Тема 9 Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Планы семинарских занятий

Тема: Чтение как вид деятельности и психологический процесс.

Семинар 2 (2часа) Тема: Библиопсихология и библиотерапия как области знания в психологии чтения

Семинар 3 (2часа) Тема: Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.

Описания практических работ Практическая работа №1 (4 часа) Тема: Чтение как вид человеческой деятельности и социально- психологический процесс.

Краткие теоретические сведения

Практическая работа №2 (4 часа) Тема: Анализ читательской биографии

Литература:

Практическая работа № 3 (4часа) Тема: Определение уровня восприятия и понимания художественного текста.

Практическая работа № 4 (2 часа) Тема: Восприятие и понимание специальной литературы.

Практическая работа № 5 (6 часов) Тема: Социологическое изучение чтения (на примере одной группы читателей).

Литература:

Практическая работа № 7 (4 часа) Тема: История изучения читателей и чтения в России.

Практическая работа № 8 (2часа) Тема: Особенности чтения детей, подростков и юношества.

Практическая работа № 9 (2часа) Тема: Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Методика выполнения

Задание 2

Примерные темы рефератов:

Список рекомендуемой литературы Основная литература

Дополнительная литература

Список рекомендуемой литературы

Список ключевых слов

Практическая работа №2 (4 часа) Тема: Анализ читательской биографии

Цель: закрепление знаний терминов психологии чтения. Отработка умений аналитического мышления об уровне читательского развития и коррекции (рекомендации) круга чтения для конкретного читателя.

Задачи:

- повторить пройденный материал;

- усвоить понятия: «читательские интересы», «потребности в чтении», «читательская установка», «мотивы чтения», «читательский вкус», «мода в чтении», «читательское развитие», «читательская компетентность».

- научиться определять уровень читательского развития, составлять рекомендации по расширению круга чтения конкретного читателя.

Учебные материалы: тест, тексты читательских биографий

Задание 1. Внимательно прочитайте предложенные читательские биографии. Выберите одну для анализа. По предложенным ниже содержательным компонентам анализа биографии создайте связный завершенный аналитический текст-заключение о читательском развитии автора биографии.

Содержательные компоненты анализа читательской биографии

1. Характеристика чтения автора в раннем детстве. Роль родителей и людей из ближайшего окружения в формировании потребности в чтении, отношению к чтению и книгам.

2. Характеристика чтения в подростковом возрасте. Возможные пробелы в содержании чтения и в читательском развитии.

3. Анализ и характеристика потребностей в чтении, читательских интересов, мотивов чтения, читательских установок, вкуса в старшем школьном возрасте и в настоящее время.

4. Читательские предпочтения в художественной литературе.

5. Оценка уровня читательского развития и читательской компетентности.

6. Рекомендации автору биографии по дальнейшему чтению.

Литература:

1. Бородина В.А. Теория и технология читательского развития: практикум / В. А. Бородина.- М.: Школьная библиотека, 2006. – С. 127 - 178.

Контрольные вопросы

1. Когда начали активно развиваться исследования в области психологии чтения? На какие практические вопросы должны были ответить результаты этих исследований?


2. Дайте характеристику основных мотивов чтения художественной литературы.

3. Объясните, как связаны между собой читательская установка и восприятие художественной литературы.

4. Охарактеризуйте уровни восприятия художественной литературы. Объясните, как связано восприятие художественной литературы с пониманием его идейного содержания.

5. Каким образом происходит развитие художественного вкуса?

6. Объясните, чем отличаются друг от друга понятия «эстетический вкус» и «художественный вкус»?

7. Как вы понимаете семантику понятий «читательское развитие» и «читательская компетентность»? Определите сходство и различие этих понятий.

8. Объясните, что такое читательская мода? Приведите примеры распространения читательской моды в различных группах читателей.

Практическая работа № 3 (4часа) Тема: Определение уровня восприятия и понимания художественного текста.

Цель: определить уровень восприятия и понимания художественного текста на примере самоанализа чтения.

Задачи:

- с помощью исследовательских процедур выявить собственные недостатки в восприятии и понимании художественных текстов;

- составить примерный план повышения собственного уровня читательской компетентности.

Учебные материалы: тестовые задания, анкета, тексты художественных произведений.

Задание 1. Внимательно прочитайте предложенные вам четыре текста с описаниями природы. Оцените по пятибалльной системе мастерство автора описания (его художественность). Свою оценку письменно аргументируйте.

Задание 2. Заполните предложенную анкету. По результатам заполнения анкеты составьте список авторов, с произведениями которых вы не знакомы.

Задание 3. Прочитайте предложенные вам рассказы. Устно ответьте на вопросы преподавателя.

Задание 4. В свободной форме составьте примерный план повышения собственного уровня читательской компетентности. При составлении плана следует указать выявившиеся пробелы в чтении, (классическая отечественная и зарубежная литература, современная литература) составить примерный список произведений из 10 книг для чтения в ближайшее время.


Литература:

1. Беспалов В. М. Психология чтения : учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2007. – 198с.

2. Вальгард С. Л. Очерки психологии чтения / предисл. Е. Г. Муравьевой, В. В. Ялышевой. – СПб.: Рос. нац. б-ка, 2010. -136с.

3. Мосунова Л. А. Чтение художественной литературы как процесс понимания смысла // Вопросы психологии. – 2005. -№5. – С.66-75.

4. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. – М.: Книга, 1972. – С.39 – 51.

Контрольные вопросы:

1. Какой уровень восприятия художественных достоинств литературных произведений у Вас в настоящее время?

2. Что Вам необходимо сделать для повышения уровня восприятия художественных текстов?

3. Назовите 3 художественных произведения, которые Вы хотите прочитать в первую очередь. Почему?


Практическая работа № 4 (2 часа) Тема: Восприятие и понимание специальной литературы.

Цель: закрепление теоретических знаний об особенностях специальной литературы, формирование умений аналитического чтения специальных текстов.

Задачи: - повторение пройденного лекционного материала,

- формирование умений аналитического чтения специальных текстов на примере периодических изданий по библиотечному делу.

Учебные материалы: специальные тексты.

Задание 1. Прочитайте предложенные тексты. Определите в каждом из них тему и проблему, предлагаемый способ решения. Выделите композиционные части в текстах. Составьте конспект одного из текстов.

Задание 2. Выявите основные тезисы в тексте и составьте тезисный план. Ответьте письменно на вопрос: чем отличаются друг от друга реферат, конспект, тезисы?

Справка: конспект [лат.conspectus, обзор] краткое письменное изложение чего-либо.

Тезис [греч.thesis] кратко сформулированные основные положения статьи, лекции, сообщения и т.п.

Литература:

1. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: Учебник. – М.: ИНФА – М, 2001. С.95 – 117.

2. Мелентьева Ю. П. Модели, практики и приемы чтения: эволюция во времени и пространстве // Библиотековедение. – 2009. -№ 1. – С. 50-64.

3. Теоретико- литературные итоги XX века / гл. ред.Ю.Б. Борев. В 4-х т. т 4: Читатель: проблемы восприятия. – М.: Праксис, 2005. – С. 362 - 384.

Контрольные вопросы

1. Что является источником создания специальной литературы?

2. С какими целями создается специальная литература? Кто ее создатели и потребители?

3. Расскажите о видах и жанрах специальной литературы, способах и технике её чтения.

4. Какими средствами выражается содержание в специальной литературе?

5. Расскажите об уровнях понимания специальных текстов.

6. На каких мыслительных процессах строится аналитическое чтение?


Практическая работа № 5 (6 часов) Тема: Социологическое изучение чтения (на примере одной группы читателей).

Цель: научиться проводить социологическое исследование чтения, обобщать результаты опроса, представлять выводы в виде письменного текста и устного доклада.

Задачи:

- формирование умений разработки программы и плана социологического исследования чтения;

- формирование умений проведения социологических опросов;

- формирование умений обработки данных исследования, их обобщений и формулировки выводов.

Примерные темы для социологического исследования:

1. Содержание фондов домашних библиотек.

2. Отношение к домашней библиотеке её владельцев.

3. Отношение к чтению у детей и подростков.

4. Читательские предпочтения студенческой молодежи.

5. Чтение в учебной деятельности студентов.

6. Что и как читает современный подросток?

7. Использование библиотеки и Интернет в учебной деятельности студентов.

8. Читательские интересы людей пенсионного возраста.

9. Свободная тема (по предложению студента).

Задание 1. Из предложенного списка выберите тему. Через обсуждение в группе уточните понятия, содержание и границы темы. Определите цель и задачи, объект и предмет пилотажного социологического исследования. Сформулируйте гипотезу. Определите базу и место проведения опроса. Разработайте план проведения исследования. Разработайте круг вопросов для анкеты или интервью. Оформите и тиражируйте анкету или бланк интервьюера.

Задание 2. Проведите опрос в количестве не менее 50 респондентов.

Задание 3. Проведите количественную обработку анкеты. Выразите полученные данные в процентном отношении.

Задание 4. Проведите анализ количественных данных, соотнося их с выдвинутой вами гипотезой и опубликованными, уже известными данными. Ориентируясь на самые показательные полученные вами данные, сделайте основные выводы. Сделайте выводы о вопросах анкеты или интервью. Выделите те из них, которые не дали ожидаемого результата, оказались лишними, внесли только «информационный шум». Доработайте вашу анкету (интервью), включите в нее новые вопросы, с учетом выявленных недочетов и ошибок. Составьте окончательный вариант вашей анкеты (интервью).