Файл: ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ОРЕНБУРГА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 282

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3Основанием для написания итоговой письменной работы является отчет

7Слова, образовывать вариант содержания. Варианты могут отличаться особен-

8 Инструментализм – подход к определению этноса и этничности, не ин-

9Бургском листке», конца девятнадцатого века, в работах собирателей фолькло-

10 Национальные традиции – национальные формы социального наследова-

3.Заговоры.

11Психический склад этноса - специфический способ восприятия и отра-

12 Сказка – от «сказывать»; специфическое, свойственное традиционности

13Частушки – термин народного происхождения, введенный в литератур-

14 Этническое меньшинство – часть этноса, проживающая отдельно от его

16 Одиночных посетителей является пространственная структура экспозиции: при

17Экспозиционный, выставочный, фондовый, научно-методический, научно-

18 Торические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, техни-

19Наиболее ценные материалы музейного собрания, является основной базой мас-

22 Глядно демонстрирует нам эти варианты во всем возможном разнообразии с

23Упоминаются запорожские казаки (хотя в более поздних исследованиях по за-

24 Если за основу исследования принять Илекский район, то там основу

26 Ной русской культуре», может взять за основу материал монографии т.А.

29Рамках данной темы. Если ведется запись на аудио или видео кассету, то такая

4.2.4 Отчет о фольклорно – этнографической экспедиции

30 5 Работа с аудио- и видеокассетами

6 Систематизация материала в графиках и таблицах

31Украинцы

36 Крестный ход. По каким дням бывают обычно Крестные ходы (на Пре-

8.2 Причт и приходская община

37Ние; образование; служил ли в храмах; сроки воцерковления; знание службы;

398.4 Венчание и свадьба

8.5 Отпевание. Погребение. Поминание

40 Кладбище. Где находится, общее состояние. Есть ли церковь (дейст-

8.6 Святыни и молитвы в доме

41И пр.). Кропят ли в доме крещенской водой, как часто (только на Крещение, ре-

8.7 Пост

42 Варят коливо (кутью) — кашу из цельных зерен пшеницы с добавлением меда и

45В день приготовления ветхозаветного пасхального агнца — в четверг; следую-

46 Преображенские храмы, приделы, села, улицы. Престольный праздник

8.10 Поездки по святым местам. Хождения на богомолья. Подвижни-

51В условиях для лиц разного возраста и пола. Отдельная трапезная для бого-

52 Ражению о. Иоанна Кронштадского), пришли к этому добровольно и относятся

45В день приготовления ветхозаветного пасхального агнца — в четверг; следую-

щие 50 поминальных дней заканчивались на Семик, семь седмиц от ветхозавет-

ной Пасхи. Генезис богатого еще и в XIX в. обрядами русского Семика не в

язычестве, а в дохристианской вере славян в единого Бога. Отсюда близость

некоторых архаичных праздников, сохранявшихся в народной традиции, к вет-

хозаветным.) Троицкая родительская суббота: поминание усопших в церкви и

на кладбище.

Знание догмата о Святой Троице. Многолюдно ли в храме. Установле-

ние березок в храме. Устилание пола в храме травой. Принос веток берез с со-

бой в церковь молящимися. Окропление веток. Сохранение благословленных

троицких веток берез и травы в доме до следующей Троицы. Считают целебной

траву, на которой стояли в церкви на коленях во время молебна. Мыши не во-

дятся, если в доме хранится троицкая трава из церкви, и другие представления,

связанные с зеленью Троицы и ее свойствами защиты от нечисти. Украшение

интерьера дома ветками берез и другой зеленью. Завивание березок в лесу;

связь с Семиком или Вознесением (на Семик завивают, на Троицу развивают и

пр.). Гулянья молодежи на Троицу. Шествие с березкой. Венки. Кумление.

«Колосок».

Обычай съезжаться родственникам, живущим далеко друг от друга, на

Троицу (то же на Пасху).

Св. апостолов Петра и Павла. Популярность этого дня («до Петровок»,

«после Петровок»). Окончание Петровского (Апостольского) поста. Почитание

иконы Петра и Павла. Обилие причастников в этот день (не только именинни-

ки, но те, кто соблюдал пост). Молодежные гулянья на Петров день.

Первый, или Медовый, Спас — происхождение честных древ Животво-

рящего Креста Господня. Понятие «Праздники Господни». Поклонение Кресту

в храме (коленопреклоненные молитвы). Приносят мед в храм (в каких сосудах,

как расставляют, со свечками или без них). До этого новый мед не едят. После тургии совершается малое освящение воды и одновременно благословение

меда (церковного и принесенного прихожанами). Освящение колодцев. Начало

Успенского поста. Пословицы; хозяйственные сроки и приметы, связанные с


Первым Спасом.

Преображение Господне - Второй, или Яблочный, Спас. Освящение пло-

дов (виноград, яблоки, пшеница и др.) в храме. До этого не едят плодов нового

урожая (или только яблок). На юге срок освящения плодов смещается на более

ранние праздники (например, на день Петра и Павла). Местами мед освящают

на Преображение. Угощение в храме яблоками (кусочками яблока) после освя-

щения (стремление разговеться плодами нового урожая в чистой среде). «На

второй Спас и нищий яблочко съест». Приглашение священника отслужить мо-

лебен в саду.

Пословицы, приметы, сроки работ. «Пришел Спас — всему час» (плоды

поспевают — «Спасовка-лакомка»; поспевают яровые; засеваются озимые;

подрезывают соты). Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса. Спасов день

докажет, чья лошадка обскачет, и пр. Молебен в поле перед севом озимых.

46 Преображенские храмы, приделы, села, улицы. Престольный праздник

на Преображение, его особенности.

Успение Божией Матери. Понятие «Богородичные праздники». Цветы в

храме; украшение Плащаницы. Благоговейное отношение к плащанице и образ-

ам Успения (поклоны; прикладывание). Крестный ход с плащаницей в этот или

на следующий день, когда уносится плащаница в алтарь. Общее пение («Анге-

лы, успение Пречистыя видевше...» и др.). Окончание Успенского поста.

Рождество Богородицы. Знание обстоятельств рождения Пресвятой Де-вы. Особенности украшения храма. Особо чтимые здесь иконы Богородицы.

Знание и общее пение молитвы «Царице моя преблагая, надежде моя Богоро-

дице...». Традиция чтения акафиста перед одним из образов (то же на другие

Богородичные праздники). Заказ молебнов. Рассказы о помощи Богородицы.

Воздвижение. Понимание праздника. Вынос креста и поклонение кре-

сту. Общее пение «Кресту твоему...». Соблюдение постного дня. Последняя

копна с поля. Начало капусткам.

Покров. Понятие о Покрове Богородицы как защите всех православных.

Особая популярность праздника. Покровские храмы, престолы, села, монасты-

ри. Посещение церкви в этот день. Увеличение количества записок, заказных

молебнов. Приурочивание свадеб. «Придет Покров девке голову покроет», «не


покрыл Покров, не покроет и Рождество» и пр. Конец выпаса скота (переход на

домашнее содержание). Приметы, связанные с Покровом.

Введение. Знание о событии, которому посвящен праздник. Приводят

детей в церковь, приурочивают первое причастие (детский праздник). Привозят

еще не воцерковленных взрослых (понятие о введении в храм в широком смыс-

ле). Общее пение в храме величания. Введенские монастыри, храмы, приделы,

села. Приметы, связанные со Введением («На Введенье толстое леденье»,

«Введенские морозы зимы не ставят» и пр.).

Престольный (храмовый) праздник. Особенно тщательная подготовка

храма и территории. Приурочивание завершения ремонта, реставрации, посадок

и пр. Обновление некоторых украшений (полотенец и др.); цветы. Рост числа

молящихся, записок, заказных молебнов, приношений на канун. Приезд влады-

ки и архипастырское служение. Приглашение дополнительных певчих, членов

клира (диакона, священника). Особое отношение к образу (образам) святого

или событию, которому посвящен престол. Чтение и пение акафиста и молитв

дня или святого. Крестный ход. Угощение в трапезной после службы (более Местами сохраняется традиция отмечать в качестве «нашего праздника»

(праздника нашей деревни) тот церковный праздник, который некогда пришел-

ся на эту деревню при распределении основных празднеств между всеми селе-

ниями округи (прихода) — для несения по очереди всех тягот и радостей, свя-

занных с приемом гостей. Он может совпадать или не совпадать с престольным.

Обетные праздники. День закладки храма как престольный праздник.

Сохраняется ли (возрождается) традиция домашнего приема гостей на

престольный праздник (у причта; прихожан; в селении целом).

47Порядок рассаживания гостей за столом. Приветствия Стол-престол;

связанные с этим запреты (нельзя становиться ногами). Связь празднования

престольного праздника дома с домашним иконостасом.

8.9 Почитание Богородицы и святых

Особое почитание Табынской, Владимирской, Казанскойикон Божией Матери. Представления о том, к каким образам лучше обращаться

при определенных трудностях и опасностях: Смоленской иконе Божией Матери


— «Путеводительнице» (Одигитрия) заказывают молебен о благополучной по-

ездке; «Неопалимая купина» — защита от пожаров; к образу Богородицы

«Умягчение злых сердец» обращаются, если кто-то в семье ожесточился, и др.

Спрашивают у «знающих бабушек» или у священника. Особое отношение к

иконе Богородицы, день которой совпадает или близок к дню рождению моля-

щегося; стремление приобрести такую икону. Рассказы о явлениях Пресвятой

Богородицы.

Святой, имя которого получено при крещении; знают ли, какой именно;

знание жития; икона; приобретение (переписывание) молитв и акафиста; рас-

сказы о помощи.

Особое почитание св. Николая Чудотворца. Рассказы о помощи Угодни-

ка; Никольские храмы; престолы; монастыри; селения. Заказ молебнов Нико-

лаю Угоднику по разным поводам.

К каким святым обращаются по конкретным нуждам; св. Пантелеймон

— целитель, св. Гурий, Саймон и Авив — покровители брака и особенно могут

помочь, если муж несправедливо обижает жену; для того чтобы человек кре-

стился, нужно молиться четырем святым: св. Варваре (подает), св. Николаю

Угоднику (в воду опускает), св. Иоанну Крестителю (крестит), Симеону Бого-

приимцу (принимает) и др. Обращение к святым, особо чтимым в данной мест-

ности (здесь родились или подвизались). Рассказы о явлениях святых, помощи святых. Приурочивание хозяйственных дел к дням определенных святых (пер-

вый выгон скота на Егория; сев в день св. Бориса и Глеба; «до Петрова дни взо-

рать, до Ильина заборонить, до Спаса засеять» (озимый хлеб) и др.).


8.10 Поездки по святым местам. Хождения на богомолья. Подвижни-

ки благочестия

Где бывали верующие данного селения (Табынь, Дивеево, Оптина Пус-

тынь, Почаевский монастырь, Киево-Печерская лавра, Псковско-Печерская

лавра, Троице-Сергиева лавра и московские святыни, Валаам, Соловецкий мо-

настырь и др.). Подробно рассказы об этих поездках, монастырях, храмах, свя-

тынях, старцах. Поклонение мощам. Мироточивые иконы. Рассказы о чудесах,

исцелениях от чудотворных икон, мощей, святых источников и других святынь.

Быт во время пребывания в монастыре. Связь с верующими других мест (пере-

писка; поездки друг к другу; намеченные встречи в святых местах; стремление передать (дарить) иконки, четки, переписанные молитвы, сообщать советы и

предсказания старцев).

Ближайшие к селению святые места (посещаемые и известные по слухам

и рассказам). Часовня. Источник. Колодец. Поклонные кресты. Хождение кре-

стным ходом к таким местам (со святынями —к святыням. Могилы людей, из-

вестных святостью своей жизни). Панихиды на таких могилах и получение по-

мощи святого.

Рассказы о подвижниках благочестия. (Например, в селе Сезенове, око-

ло г. Лебедяни Тамбовской губ., в середине прошлого века возникла община,

переименованная затем в монастырь; с ней были связаны блаженный Иоанн —

сезеновский затворник, старица Дарья (Кутукова), игуменья Серафима (Морга-

чева) — обе из крестьян — и др. Выяснить, сохранились ли о них рассказы на

месте. Основа для такого рода поиска — издание «Жизнеописание отечествен-

ных подвижников благочестия 18 и 19 веков». М., 1908—1910, 12 томов — по

месяцам и два дополнительных.)

Современные старцы и старицы. Блаженные Христа ради юродивые, на-

пример, Блаженная Любушка в Сусанине под Петербургом — см.. «Благовест»,

1992. № 12(18).

8.11 Православное мировоззрение и хозяйство

Земля и всякая тварь на ней — Божий: Богом созданы И ему принадле-

жат. Проистекающие из этого понятия: уважительное, бережное отношение ве-

рующего к земле, растительности, скоту, лесу, птице; нельзя хищнически, не-