ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 314
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
3Основанием для написания итоговой письменной работы является отчет
7Слова, образовывать вариант содержания. Варианты могут отличаться особен-
8 Инструментализм – подход к определению этноса и этничности, не ин-
9Бургском листке», конца девятнадцатого века, в работах собирателей фолькло-
10 Национальные традиции – национальные формы социального наследова-
11Психический склад этноса - специфический способ восприятия и отра-
12 Сказка – от «сказывать»; специфическое, свойственное традиционности
13Частушки – термин народного происхождения, введенный в литератур-
14 Этническое меньшинство – часть этноса, проживающая отдельно от его
16 Одиночных посетителей является пространственная структура экспозиции: при
17Экспозиционный, выставочный, фондовый, научно-методический, научно-
18 Торические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, техни-
19Наиболее ценные материалы музейного собрания, является основной базой мас-
22 Глядно демонстрирует нам эти варианты во всем возможном разнообразии с
23Упоминаются запорожские казаки (хотя в более поздних исследованиях по за-
24 Если за основу исследования принять Илекский район, то там основу
26 Ной русской культуре», может взять за основу материал монографии т.А.
29Рамках данной темы. Если ведется запись на аудио или видео кассету, то такая
4.2.4 Отчет о фольклорно – этнографической экспедиции
30 5 Работа с аудио- и видеокассетами
6 Систематизация материала в графиках и таблицах
36 Крестный ход. По каким дням бывают обычно Крестные ходы (на Пре-
37Ние; образование; служил ли в храмах; сроки воцерковления; знание службы;
8.5 Отпевание. Погребение. Поминание
40 Кладбище. Где находится, общее состояние. Есть ли церковь (дейст-
41И пр.). Кропят ли в доме крещенской водой, как часто (только на Крещение, ре-
42 Варят коливо (кутью) — кашу из цельных зерен пшеницы с добавлением меда и
45В день приготовления ветхозаветного пасхального агнца — в четверг; следую-
46 Преображенские храмы, приделы, села, улицы. Престольный праздник
8.10 Поездки по святым местам. Хождения на богомолья. Подвижни-
51В условиях для лиц разного возраста и пола. Отдельная трапезная для бого-
52 Ражению о. Иоанна Кронштадского), пришли к этому добровольно и относятся
Автономия (греч. autonomia – самоуправление, независимость) – право
этнической, расовой, языковой. Религиозной или территориальной общности
самостоятельно решать внутренние вопросы, закрепленное общегосударствен-
ной конституцией или другими правовыми нормами.
Автостереотипы этнические (от греч. autos – сам, + stereos – твердый, +
typos – отпечаток) – устойчивые представления этноса о своих качествах.
Адаптация этническая (лат. Adaptatio – приспособлять) – приспособле-
ние строения и функций организмов к условиям существования.
Аккультурация этническая – процесс и результат взаимовлияния этниче-
ских культур, заключающийся в восприятии одной из них, элементов в другой
культуры. А.э. – следствие контактов между культурами, способствующих ши-
рокому распространению культурных явления. Обычно ведет к частичной или
полной ассимиляции.
Ассимиляция этническая – (лат. Assimilitatio–уподобление) – тип этниче-
ских процессов. Представляющий собой взаимодействие двух этносов, в ре-
зультате которого один из них поглощается другим и утрачивает этническую
идентичность. Может проходить как естественным, так и насильственным пу-
тем.
Балладные песни – термин баллада – в средневековой поэзии Прованса
(Южная Франция) означал – любовная песнь. В фольклористику вошел в пери-
од романтизма. Б.п. – рассказывают об остроконфликтных сюжетах, семейного,
трагического характера. Их содержание не связано с историей и героическими
подвигами, в них нет развернутого сюжета, как в былинах. Их сфера – частная
жизнь людей: «Как муж жену убил», «Князь Волконский и Ванька – ключник»
и т.п.
Бикультурализм – своеобразный сплав культур различных этносов, воз-
никающий, как правило, в результате аккультурации, при котором между раз-
нородными этническими элементами возникает своеобразное разделение сфер
влияния.
Брахикефалы – люди, у которых соотношение ширины головы к длине в
процентах («головной указатель») больше 80.
Былины – русские народные эпические песни, которым свойственны ге-
роические сюжеты. Бытовые сюжеты былин также включают героические мо-
тивы.
Вариативность в фольклоре – обязательный признак фольклорного про-
изведения, которое существует только в конкретных вариантах. Варианты от-
личаются друг от друга незначительными заменами слов, либо, связи с заменой
7Слова, образовывать вариант содержания. Варианты могут отличаться особен-
ностями художественной формы, различаться по степени сохранности.
Веснянки (заклички) – призыв, заклинание весны; народная поэзия соче-
тающая признаки песенных величаний и заговорных заклинаний; самый рас-
пространенный мотив веснянок – обращение к птицам. (Так, в селе Константи-
новка Шарлыкского района Оренбургской области в весенних закличках встре-
чаются образы жаворонков, куликов, сороков, цапли).
Вьюнишные песни – песни с которыми в субботу и воскресенье первой
пасхальной недели поздравляли молодых супругов.
Геноцид этнический (от греч.genos – род, племя и лат.caedere - убивать) –
действия, совершаемые с намерением полностью или частично уничтожить эт-
ническую группу.
Гетерогенность – неоднородность по составу.
Гомогенность – однородность по составу.
Девиантная модель развития – направление изменений, противоречащее
принятым в обществе традициям, формам, формам.
Деэтизация – потеря народом своих этнических черт; начинается с поте-
ри языка, затем, этнического самосознания, этнической идентификации.
Диахрония – эволюция, смена состояний во времени.
Диффузионизм – научное направление изучающее пространственные ха-
рактеристики культуры и заимствование культурных элементов.
Долихокефалы – люди, у которых соотношение ширины головы к длине в
процентах («головной указатель») меньше 75,9.
Европоцентризм – идеологическая концепция, согласно которой веду-
щую роль в развитии современной цивилизации и культуры сыграла Европа.
Егорьевские песни – приурочены к Егорьеву дню – 23 апреля, когда пер-
вый раз после зимнего содержания, выгоняли скот в поле. Пелись при обходе
дворов, а также, при обращались к Егорию с просьбами.
Жанр фольклора – типы художественной формы фольклорного произве-
дения: сказка, песня, пословица и т.д.
Жанровая разновидность фольклора – тематические группы произведе-
ний: сказки о животных, волшебные сказки, социально – бытовые сказки; песни
любовные, семейно – бытовые и т. д.
Заговоры – короткие устно – прозаические произведения, обладающие по
мнению их исполнителей, силой магического воздействия. Наиболее древ-
ние – сельскохозяйственной направленности, на бытовые темы: различные сва-
дебные обереги, от бессонницы, на хороший аппетит, на то, чтобы хорошо вы-
сыхал лен и т.п.
Загадка – от древнерусского «гадать», что означало – думать. В загадке
дается предметное описание, какого – либо явления, для узнавания – отгадыва-
ния которого требуется размышление. Загадка заставляет постигать язык ме-
тафоры, учиться играть традиционными образами.
Идентификация (этническая) – отождествление людьми друг друга и са-
мих себя с определенной этнической группой.
8 Инструментализм – подход к определению этноса и этничности, не ин-
тересующийся объективной основой существования этноса, а лишь той ролью,
которою он выполняет в культуре.
Исторические песни – термин введен фольклористами. В народе так на-
зывают «старые» песни. И.п. – стихотворный эпический жанр; по объему
меньше былин, но больше лирических песен. И.п. рассказывают о событиях,
изображают их объективно, без вмешательства повествователя. Предмет и.п. –
конкретные события.
Когнитивная антропология – направление, рассматривающее особенно-
сти мышления и познания представителями различных этносов и рас в услови-
ях различных культур.
Колядки – новогодние поздравительные песенки. В России для обозначе-
ния колядных песенок употреблялись названия: «овсень» - в оренбургских се-
лах – «таусени, таусеньки»; «виноградье» – что характерно для Сибири; в ук-
раинских селах – «щедровки».
Комплиментарность – взаимная симпатия (антипатия) индивидов, опре-
деляющая деление на «своих» и «чужих».
Конструктивизм – подход к определению этноса и этничности, считаю-
щее этничность самой широкой категорией социальной идентичности, ситуа-
тивным феноменом, подчеркивает договорный характер границ между этниче-
скими категориями.
Легенды – (от лат. Legenda – то, что должно быть прочитано) – термин
книжного происхождения, популярный в средневековой письменности, позд-
нее, вошел в фольклор. Л. – прозаический эпический жанр, рассказ о событиях
и лицах, повествование о прошлом.
Маринки – обряд приуроченный к окончанию Петрова поста, хранит
смысл древних обрядов, посвященных древнеславянской богине смерти – Ма-
ре; записан в с. Кардаилово Илекского района Оренбургской области.
Межэтническая коммуникация – обмен между двумя или более этниче-
скими общностями материальными и духовными продуктами культурной дея-
тельности, осуществляемой в различных формах.
Метисы (от франц. metis – смешанный) – в этнологии и антрополдогии –
потомки от межрасовых браков.
Народность – исторический тип этноса, следующий за племенем и пред-
шествующий нации; возникает на основе смешения племен и образования пле-
менных союзов в период разложения первобытно – общинного строя.
Народная драма – связано с понятием «русский народный театр» – на-
родное театрально – драматическое искусство, к которому на раннем этапе
можно отнести значительные элементы обрядов, ряжений, игрищ, хороводов,
диалогов, выкриков балаганных дедов и карусельных зазывал, драматические
действия и сценки, кукольный театр («Петрушка»). Важнейшее отличие драма-
тических действ – перевоплощение исполнителей в образы персонажей дейст-
ва. В Оренбургском казачьем войске разыгрывались народные драмы «Царь
Масимьян», «Братья разбойники» «Лодка». Время таких розыгрышей, как и
время ряжений, масленица и святки. Об этом можно найти заметки в «Орен-