Файл: ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ОРЕНБУРГА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 287

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3Основанием для написания итоговой письменной работы является отчет

7Слова, образовывать вариант содержания. Варианты могут отличаться особен-

8 Инструментализм – подход к определению этноса и этничности, не ин-

9Бургском листке», конца девятнадцатого века, в работах собирателей фолькло-

10 Национальные традиции – национальные формы социального наследова-

3.Заговоры.

11Психический склад этноса - специфический способ восприятия и отра-

12 Сказка – от «сказывать»; специфическое, свойственное традиционности

13Частушки – термин народного происхождения, введенный в литератур-

14 Этническое меньшинство – часть этноса, проживающая отдельно от его

16 Одиночных посетителей является пространственная структура экспозиции: при

17Экспозиционный, выставочный, фондовый, научно-методический, научно-

18 Торические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, техни-

19Наиболее ценные материалы музейного собрания, является основной базой мас-

22 Глядно демонстрирует нам эти варианты во всем возможном разнообразии с

23Упоминаются запорожские казаки (хотя в более поздних исследованиях по за-

24 Если за основу исследования принять Илекский район, то там основу

26 Ной русской культуре», может взять за основу материал монографии т.А.

29Рамках данной темы. Если ведется запись на аудио или видео кассету, то такая

4.2.4 Отчет о фольклорно – этнографической экспедиции

30 5 Работа с аудио- и видеокассетами

6 Систематизация материала в графиках и таблицах

31Украинцы

36 Крестный ход. По каким дням бывают обычно Крестные ходы (на Пре-

8.2 Причт и приходская община

37Ние; образование; служил ли в храмах; сроки воцерковления; знание службы;

398.4 Венчание и свадьба

8.5 Отпевание. Погребение. Поминание

40 Кладбище. Где находится, общее состояние. Есть ли церковь (дейст-

8.6 Святыни и молитвы в доме

41И пр.). Кропят ли в доме крещенской водой, как часто (только на Крещение, ре-

8.7 Пост

42 Варят коливо (кутью) — кашу из цельных зерен пшеницы с добавлением меда и

45В день приготовления ветхозаветного пасхального агнца — в четверг; следую-

46 Преображенские храмы, приделы, села, улицы. Престольный праздник

8.10 Поездки по святым местам. Хождения на богомолья. Подвижни-

51В условиях для лиц разного возраста и пола. Отдельная трапезная для бого-

52 Ражению о. Иоанна Кронштадского), пришли к этому добровольно и относятся

ленцев и коренных жителей этой территории имеет свою временную разверстку

(разные временные рамки заселения, уровни культурности и традиционности),

то невозможно рассматривать культурные феномены без исследования куль-

турной динамики.

Работа с «носителями» народной культуры позволяет узнать не только

явное, отмеченное яркими знаками традиционных форм, но и скрытое от по-

верхностного взгляда и присущее каждой народной культуре её основание (то,

что мы называем ментальностью): в пристрастиях, интонациях, предпочтениях,

нравах - тех духовных потенциях народа, которые разворачиваются в его исто-

рии.

Важное место в нашей исследовательской работе принадлежит изуче-

нию различных, культурных текстов, в том числе текстов устного народного

творчества. Духовные приоритеты не всегда выявляются в прямом опросе но-

сителей традиционной культуры. Их смыслы могут быть скрыты в традицион-

ных текстах и образах. В них мы пытаемся искать «комплекс истоков», опреде-

ляющих особенности народных традиций и традиционной культуры.

25Важнейшим разрядом этих исследований становится фольклор – вер-

бальное и символическое выражение народной традиции, и народное творчест-

во, имеющее материальное и вещное выражение. Вещное выражение традици-

онной культуры можно осваивать в музейных фондах. Смыслы живого слова

остаются за их рамками и требуют дополнительного, лингвистического, куль-

турологического и философского анализа. Культурологический, исторический

и философский анализ собранного в экспедиции материала позволить раскрыть

эти смыслы, в рамках заявленных тем, проблем и направлений отдельных ис-

следований.

4.2 Организация работы с выбранной темой и формы отчетности

Тема, разрабатываемая практикантом, должна строиться на материале

обследованной им сельской (или городской культуры). Базы практики предла-

гаются организаторами практики, но возможно самостоятельно определить

места фольклорно – этнографической экспедиции, и самостоятельно провести

выезд в села.

В процессе фольклорно – этнографической практики студент составляет:


а) дневник практиканта, заверенный в месте практики;

б) полевую тетрадь;

в) аудио и видеозаписи;

г) расшифровки аудио и видео записей;

д) полный отчет о практике или отчет по выбранной теме.

На основании этих документов практикантом выполняется письменная

работа по определенной им теме. Выбор темы из числа предложенных в данном

пособии, практикант осуществляет совместно с руководителем практики. При

этом учитывается населенный пункт, выбранный как база практики, его соци-

альные и культурные характеристики. Фольклорно этнографическая экспеди-

ция является основанием для написания итоговой письменной работы. Все тео-

ретические, наработанные в процессе учебы знания должны стать основой для

практического освоения самостоятельно собранного в процессе практики ма-

териала. Форму итоговой письменной работы практикант определяет самостоя-

тельно: это может быть статья, реферат, таблицы, картографирование (имеется

в виду нанесение на карту знаков, отмечающих места бытования тех, или иных

культурных феноменов – костюмов, способов хозяйствования, форм приклад-

ного творчества и т.п. (что диктуется направлением исследования), оформление

материала в схемы и таблицы и др.

Результативность выезда определяется его подготовкой. Направление

подготовки определяет выбранная тема. Все действия практиканта по её разра-

ботке самостоятельны. Первым этапом работы с выбранной темой является со-

ставление библиографии. Эта работа может быть проведена в научной библио-

теке университета или научных библиотеках города. Практикант выбирает не-

обходимые для своей темы пособия, делает конспекты, составляет программу

исследования и вопросник.

Так, например, выбранная тема № 21 «Взрослое население в традицион-


26 Ной русской культуре», может взять за основу материал монографии т.А.

Бернштам «Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской

среде» //Этнические стереотипы поведения. – М., 1985. – С. 31-185.

Знакомство с серьезной теоретической работой ведущих этнографов по-

зволит детализировать структуру собственного исследования, выделить его на-

правления, оформить вопросники для сбора полевого материала. Основная

часть выбранной темы будет представлена исследованием поведения взрослых

в селах, которое должен провести практикант в процессе фольклорно – этно-

графической экспедиции.

Исследование может строиться по следующим направлениям:

- параметры взрослости: жизнь, век. Обряды и обычаи взрослости;

- работа, рабочее время; неделя; расклад рабочего дня и времени

отдыха; обязанности;

- мужской и женский миры;

- праздники взрослого населения русского села.

На основе выделенных направлений составляются детальные вопросни-

ки, которые также могут основываться на предложенной выше монографии

Т.А.Бернштам.

Детализация выделенного направления должна включать традиционный

календарь, церковный календарь, (не только разделение на сезоны, но и исполь-

зуемые в бытовой практике подвижный и неподвижный календари); бытовую

практику счета в народной исходной и христианской традиции; распределение

времени во взрослом и семейном поведении. Также детализируются и оформ-

ляются вопросами исследования рабочего и праздничного поведения в его осо-

бенностях; выстраиваются сферы мужского и женского поведения, характерные

для традиционности. Составленная программа (и детализирующий программу

вопросник) является основой для работы со старожилами сел в фольклорно -

этнографической экспедиции.

Опорным материалом при составлении программы может служить фор-

ма, предложенная в данном учебно-методическом пособии. При составлении

программы и вопросников исследования важно правильно и точно оформить

все данные о выбранном населенном пункте и его традиционной культуре.


4.2.1 Оформление данных о населенном пункте и традиционной

культуре села

Работа в конкретном селе начинается с составления его описания. Что

должно являться предметом описания? На вопрос можно ответить коротко -

все, что относится к теме.

Весь материал можно наглядно отобразить в таблицах и схемах, с кото-

рыми удобно работать при анализе и сравнении. Мы предлагаем составить не-

сколько схем (таблиц, карт), на основании которых удобно проводить все по-

следующие разработки. Для удобства часть предлагаемых форм заполнена

примерным материалом исследования.

27Примерная карта сельского населенного пункта

Название сельского населенного пункта село Григорьевка

Район, область Соль –Илецкий, Оренбургской области

Характеристика этнического и социального состава населения на мо-

мент образования - русские – казаки;

- к 1835 году - русские – казаки (450 дворов), татары, земледельцы,

торговцы –100дворов)

В связи с чем, и когда образован населенный пункт - в 1834 году в свя-

зи с расширением территории Оренбургского казачьего войска и образованием

Илецкой Защиты и соляного промысла

Статус населенного пункта на момент образования – станица

Населенный пункт имел концы – Кашпели, Дегтяри, Чурени

Почему так названы -___

Планировка села – прямая

Изменение планировки улиц – не было

Тип построек –деревянные, в 1918 году село сгорело, после пожара были

возведены саманные посторойки. Сейчас в селе, в основном, каменные дома.

Есть ли хутора вокруг села -________________

С какими селами, населенными пунктами сходились во время гуляний

- Угольной (Богуславской)

Был ли в селе базар________________

Какие ремесла бытовали_______________________

Наличие церкви, её название и характеристики Михайло – Архангель-

ская церковь, деревянная, однопрестольная

Храмовый праздник – день Михаила – Архангела

Где ставили качели - вешали на деревья

Когда__на Пасху и на Троицу______________________________

В каком месте сходились на празднике - в центре Григорьевки сходились


угольнинцы и григорьевцы

Место хороводов__________________________

Место детских игр__________________________

Как в селе назывались девичьи молодежные игрища________________

Какими действиями сопровождались хороводы_________________

Перечислите известные вам песни, ряженья, сценки, розыгры-

ши__________________________________________________________________

_______________________________________________________

Отношение населения к традиционной культу-

ре_________________________________________________________

Примеча-

ния_________________________________________________________________

_____________________________________________

28 4.2.2 Дневник практиканта

Дневник практиканта – это учет всех действий студента на практике, в

хронологическом порядке.

На титульном листе дневника производится запись фамилии, имени, от-

чества студента, курса, факультета, полное название учебного заведения.

Записи проводятся следующим образом (см. таблицу 1)

Таблица 1

№ записи Число, месяц,

год

Время и ме-

сто записи

Описание

выполняемой

работы

Примечания

4.2.3 Полевая тетрадь

В полевой тетради производится полная запись всего, что студент делает

в процессе экспедиционной работы. В полевой тетради описываются обычаи,

обряды, заносятся полностью, подробно, с диалектными особенностями все

рассказы, в ней фиксируются беседы по вопросникам, подготовленным для

экспедиции. В ней – же производятся зарисовки. Никакие данные не должны

оставаться за пределами тетради. Строго запрещается краткое, сокращенное

обозначение, неряшливый почерк, неразборчивые отметки. Обязательны даты и

обозначение места обследования, фамилии, в начале каждого репортажа запи-

сываются фамилии, имена, отчества, информаторов, обозначаются года и места

их рождения. Обычаи и обряды, тексты и репортажи по культуре села записы-

ваются от старожилов, знатоков материала.