ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 315
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
3Основанием для написания итоговой письменной работы является отчет
7Слова, образовывать вариант содержания. Варианты могут отличаться особен-
8 Инструментализм – подход к определению этноса и этничности, не ин-
9Бургском листке», конца девятнадцатого века, в работах собирателей фолькло-
10 Национальные традиции – национальные формы социального наследова-
11Психический склад этноса - специфический способ восприятия и отра-
12 Сказка – от «сказывать»; специфическое, свойственное традиционности
13Частушки – термин народного происхождения, введенный в литератур-
14 Этническое меньшинство – часть этноса, проживающая отдельно от его
16 Одиночных посетителей является пространственная структура экспозиции: при
17Экспозиционный, выставочный, фондовый, научно-методический, научно-
18 Торические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, техни-
19Наиболее ценные материалы музейного собрания, является основной базой мас-
22 Глядно демонстрирует нам эти варианты во всем возможном разнообразии с
23Упоминаются запорожские казаки (хотя в более поздних исследованиях по за-
24 Если за основу исследования принять Илекский район, то там основу
26 Ной русской культуре», может взять за основу материал монографии т.А.
29Рамках данной темы. Если ведется запись на аудио или видео кассету, то такая
4.2.4 Отчет о фольклорно – этнографической экспедиции
30 5 Работа с аудио- и видеокассетами
6 Систематизация материала в графиках и таблицах
36 Крестный ход. По каким дням бывают обычно Крестные ходы (на Пре-
37Ние; образование; служил ли в храмах; сроки воцерковления; знание службы;
8.5 Отпевание. Погребение. Поминание
40 Кладбище. Где находится, общее состояние. Есть ли церковь (дейст-
41И пр.). Кропят ли в доме крещенской водой, как часто (только на Крещение, ре-
42 Варят коливо (кутью) — кашу из цельных зерен пшеницы с добавлением меда и
45В день приготовления ветхозаветного пасхального агнца — в четверг; следую-
46 Преображенские храмы, приделы, села, улицы. Престольный праздник
8.10 Поездки по святым местам. Хождения на богомолья. Подвижни-
51В условиях для лиц разного возраста и пола. Отдельная трапезная для бого-
52 Ражению о. Иоанна Кронштадского), пришли к этому добровольно и относятся
9Бургском листке», конца девятнадцатого века, в работах собирателей фолькло-
ра – А.Мякутина, Н. Баранова.
Нация (от лат. Natio–народ) – исторический тип этноса, представляющий
собой социально – экономическую целостность, которая складывается на осно-
ве общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенно-
стей культуры, психологического склада и этнического самосознания.
Национальная самобытность – специфические черты социально – этни-
ческой общности, отличающие её от других подобных общностей: националь-
ные традиции, обычаи, обряды, язык, народное творчество, одежда, националь-
ная кухня и т.д.
Национальная среда – совокупность национально этнических компонен-
тов, природных и социально – бытовых условий (а также окружающих людей),
в которых происходит этнизация человека, становление национального само-
сознания.
Национальное самосознание – совокупность взглядов, оценок и отноше-
ний, выражающих содержание и особенности представлений членов нацио-
нальной общности о своей истории, современном состоянии и перспективах
своего развития. А также месте среди аналогичных общностей и характере
взаимоотношений с ними.
Национальное сознание – часть общественного сознания, отражающая
национальное бытие, совокупность экономических, социальных, политических,
нравственных, эстетических, философских, религиозных и др. взглядов, пред-
ставлений, характеризующих уровень и особенности духовного развития на-
ции.
Национальное чувство – одна их основных форм переживаний человека,
связанных с интересами своей нации или народности, её достоинствами и ро-
лью в общечеловеческом прогрессе, а также, более близкое эстетическое вос-
приятие родной природы, искусства, литературы, искусства и т.д.
Национальность – термин производный от слова нация, употребляемый в
двух значениях: 1)для обозначения принадлежности человека к определенной
этнической общности (например, в переписи населения); 2)для обозначения со-
вокупности различных форм социально – этнических общностей – наций, на-
родностей, этнических групп (исключая племя). Например, когда говорят, что в
РФ живут более 130 национальностей, то имеют в виду совокупность всех
форм социально – этнических общностей.
Национальные культурные центры – общественные объединения, созда-
ваемые, как правило в крупных городах в целях содействия развитию нацио-
нальной культуры, национальных традиций, обычаев, национального языка и
народных промыслов национальных меньшинств и диаспоры.
Национальные обряды – специфическая, условно – символическая форма
национальной культуры, одна из этнических характеристик, воспринимаемых
самим народом (этнической общностью) как специфические.
Национальные обычаи – обычный, характерный, стереотипизированный
уклад этнокультурной жизни.
10 Национальные традиции – национальные формы социального наследова-
ния, на бытовом уровне – родственно понятию национальные обычаи.
Национальный нигилизм (от лат. Mihil – ничто, ничего) – отрицательное
отношение к национальному фaктору, моменту, выражающееся в его сущест-
венной недооценке или игнорировании.
Национальный эгоизм – одна из форм поведения на уровне массового
сознания национальной обособленности и ограниченности в практике межна-
циональных отношений; в социально – психологическом аспекте может прояв-
ляться в виде местничества, чванства, этноцентризма и т.п.
Необрядовая поэзия – вербальная составляющая народной традиции не
входящей в обряд.
Непотизм – служебное покровительство родственникам и «своим» лю-
дям.
Обрядовая поэзия – вербальная часть обряда, жанровая разновидность
фольклора. Схематически представлена: 1.Календарная; 2.Семейно – бытовая;
3.Заговоры.
Община – самоуправляющийся хозяйственный и социально – бытовой
коллектив, первичная форма социально – территориальной организации до-
классового (первобытного), капиталистического периода человеческой истории
(крестьянская) или человеческой культуры в целом (религиозная община).
Общность – исторически сложившиеся, устойчивые, неповторимые со-
циальные связи, объединяющие людей.
Ойкумена – обитаемая часть суши, включающая все населенные, освоен-
ные, вовлеченные в орбиту жизни общества территории.
Пассионарность – термин, введенный в этнологию Л.Н.Гумилевым, оз-
начающий биохимическую энергию живого вещества биосфервы, определяю-
щая способность этнических коллективов проявлять активность; повышенная
тяга к действию.
Племя – одна из наиболее древних форм этнической общности, состоящая
из родов.
Полигамия – многобрачие (употребляется в отношении многоженства).
Популяция – совокупность особей одного вида, населяющих определен-
ную территорию, частично изолированную от других таких совокупностей.
Пословица – самый малый жанр устного народного творчества, вошедшая
в оборот форма изречения, укладывающаяся в одно грамматически и логически
законченное предложение, нередко ритмизированное и подкрепленное рифмой:
«Всяк молодец на свой образец».
Предание – в народе называют «былями» и «бывальщинами». Для П. Ха-
рактерна историческая тематика, они сохраняют память о событиях и деятелях
народной истории.
Примордиализм – подход к определению этноса и этничности, стремя-
щийся найти объективную основу существования этноса в природе, общест-
венной жизни, культуре.
11Психический склад этноса - специфический способ восприятия и отра-
жения членами этнической общности различных сторон окружающей действи-
тельности, совокупность психических черт.
Раса (от фр. Rase) – исторически сложившиеся группы людей, объеди-
ненных общностью происхождения, выражающейся в общности наследствен-
ных, передаваемых потомству, второстепенных внешних физических особенно-
стей, (цвет кожи, глаз, волос, очертания головы, рост, т.п.).
Расизм – совокупность концепций основу которых составляет положение
о физической и психической неполноценности человеческих рас и о решающем
влиянии расовых различий на историю и культуру общества; об исконном раз-
делении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются един-
ственными создателями цивилизации, признанными к господству, а вторые не
способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на экс-
плуатацию.
Резервация (от лат. Reservo – сохранить) – территории специально отве-
денные для насильственного поселения коренных жителей страны (например –
индейцев в США, Канаде, Бразилии, аборигенов в Австралии и т.п.), или иных
групп населения.
Ритуал этнический (от лат. Ritualis – обряд) – совокупность установлен-
ных обычаем действий (включая речевое поведение), которые в символической,
упорядоченной форме воспроизводят связь индивидов. этнических групп, об-
щества с наиболее значимыми для них ценностями, институтами, событиями,
объектами; особым способом кодированная историческая память народа.
Род – кровно – родственная группа людей, связанная единым происхож-
дением по материнской или отцовской линии.
Род фольклора – способ изображения действительности: эпический, ли-
рический, драматический.
Русификация – усвоение русского языка, культуры иноэтническими
группами и индивидами, обрусение.
Русскоязычное население – условное собирательное название народов
России и ближнего зарубежья, для которых русский язык стал родным, или
преимущественно используемым.
Сближение наций – исторический процесс, в котором достигается спло-
чение, складываются межэтнические общности.
Сегрегация (от лат. Segregatio–отделение) – разделение населения на
группы по социальному, расовому, этническому признаку; вид расовой дис-
криминации.
Семик – седьмая неделя после Пасхи; в русской и украинской, традици-
онной культуре отмечена специальными обрядовыми действиями.
Сенсотип – совокупность особенностей мышления, мироощущения, осо-
бая направленность той, или иной культуры и связанные с этим формирующие-
ся личностные характеристики.
Синхрония – точное совпадение во времени двух или нескольких процес-
сов.