ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 344
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
3Основанием для написания итоговой письменной работы является отчет
7Слова, образовывать вариант содержания. Варианты могут отличаться особен-
8 Инструментализм – подход к определению этноса и этничности, не ин-
9Бургском листке», конца девятнадцатого века, в работах собирателей фолькло-
10 Национальные традиции – национальные формы социального наследова-
11Психический склад этноса - специфический способ восприятия и отра-
12 Сказка – от «сказывать»; специфическое, свойственное традиционности
13Частушки – термин народного происхождения, введенный в литератур-
14 Этническое меньшинство – часть этноса, проживающая отдельно от его
16 Одиночных посетителей является пространственная структура экспозиции: при
17Экспозиционный, выставочный, фондовый, научно-методический, научно-
18 Торические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, техни-
19Наиболее ценные материалы музейного собрания, является основной базой мас-
22 Глядно демонстрирует нам эти варианты во всем возможном разнообразии с
23Упоминаются запорожские казаки (хотя в более поздних исследованиях по за-
24 Если за основу исследования принять Илекский район, то там основу
26 Ной русской культуре», может взять за основу материал монографии т.А.
29Рамках данной темы. Если ведется запись на аудио или видео кассету, то такая
4.2.4 Отчет о фольклорно – этнографической экспедиции
30 5 Работа с аудио- и видеокассетами
6 Систематизация материала в графиках и таблицах
36 Крестный ход. По каким дням бывают обычно Крестные ходы (на Пре-
37Ние; образование; служил ли в храмах; сроки воцерковления; знание службы;
8.5 Отпевание. Погребение. Поминание
40 Кладбище. Где находится, общее состояние. Есть ли церковь (дейст-
41И пр.). Кропят ли в доме крещенской водой, как часто (только на Крещение, ре-
42 Варят коливо (кутью) — кашу из цельных зерен пшеницы с добавлением меда и
45В день приготовления ветхозаветного пасхального агнца — в четверг; следую-
46 Преображенские храмы, приделы, села, улицы. Престольный праздник
8.10 Поездки по святым местам. Хождения на богомолья. Подвижни-
51В условиях для лиц разного возраста и пола. Отдельная трапезная для бого-
52 Ражению о. Иоанна Кронштадского), пришли к этому добровольно и относятся
туре мы выявляем этнические, социальные, культурные, конфессиональные и
другие составляющие.
На «карте традиционной культуры» Оренбургской области значительное
место занимает культура казачества (с ее военизированными и политизирован-
ными элементами). Второй сохранившийся пласт традиционной культуры бы-
тует в крестьянских, а также, в «оказаченных» селах - крестьянских, но присое-
диненных к Оренбургскому казачьему войску в период расширения его терри-
тории.
Существенная характеристика Оренбургской культуры, это то, что
Оренбуржье, это российское пограничье. Культурные и социальные срезы рос-
сийского пограничья сложились из разнородных, этнических, конфессиональ-
ных, национальных компонентов. «Карта культуры» Оренбургской области на-
22 Глядно демонстрирует нам эти варианты во всем возможном разнообразии с
различными этническими «оттенками». Здесь культура казачества, урбанизи-
рованная, складывающаяся городская культура, культура российского кресть-
янства в разных культурных и этно–конфессиональных вариантах.
Формы поселения, и их состав в Оренбургской области, это казачьи ста-
ницы и деревни, крестьянские села и деревни и поселения ставшие станицами и
казачьими деревнями с их с различным этническим составом, где этнические
социальные и конфессиональные составляющие культуры смешивались, или
бытовали раздельно (в рамках данного села) и в разной степени соединения с
другими этнокультурными элементами. Для культуры большей части орен-
бургских поселений характерен развернутый культурный диалог.
Как и любые пограничные – необжитые, «нецивилизованные» места,
оренбургские степи осваивались маргинальным элементом. Ссыльные, полу-
чившие наказание за какое – либо преступление, могли стать здешними новосе-
лами. В этих местах сохранялась определенная привлекательность района да-
лекого от давления государства или других общественно – политических струк-
тур: так беглые из уральского казачьего войска образовали, например, ряд по-
селений современного Сакмарского района, которые впоследствии были вписа-
ны в состав Оренбургского казачьего войска. Социальная составляющая, опре-
деляющая культуру Оренбургского региона во времена его заселения, неодно-
родна, разворачивалась во времени, определялась и интересом к новым местам
и политическими задачами государства.
Для исследования можно предложить типологизацию по этносоциаль-
ному признаку. Основные социальные группы, определяющие состав жителей
территории современного Оренбургского региона таковы:
- крестьяне различных губерний России, преимущественно южных и
центральных (в основном, в Оренбуржье переселялись русские и украинцы). В
данной группе можно выделить крестьян государственных и крестьян поме-
щичьих. Крестьянское население оренбургского региона в процессе колониза-
ции могло изменить статус (оказачиться). Таким образом, культура оренбург-
ских казаков была «насыщена» крестьянскими, традиционными элементами (в
том варианте, в котором они сохранились на момент заселения и последующей
трансформации населенного пункта);
- казаки самарские, уральские, донские, сибирские и др. Есть сведения и
о запорожских казаках (см. у А.Кривощекова);
- представители коренных для данных мест этнических групп (казахов,
киргизов, башкир);
- представители этносов проживавших ранее в этом регионе и пересе-
лившихся во время колонизации, и в последующие периоды: казахи, киргизы,
мордва, чуваши, татары и т.п;
- деклассированный и маргинальный элементы: сосланные, беглые, по-
лучившие право на поселение, как наказание. Среди данной группы можно вы-
делить, например, донское казачество, представители которого ссылались в
наши места (например, в станицу Верхнеозерную), в работах А.Кривощекова
23Упоминаются запорожские казаки (хотя в более поздних исследованиях по за-
селению малороссов об этом не говорится).
Ведущие конфессиональные группы, это христианство и ислам. Выде-
ляются старообрядческие разновидности, (кулугуры, молокане), протестант-
ские группы (например, немецкие), представители иудаизма, язычники.
Необходимо учитывать и динамику культуры региона, так как орен-
бургское казачество 18, 19, начала и окончания 20 столетия – это изменяющие-
ся в социальном и культурном составе феномены, но сохранившие общие (ка-
зачьи) формы, характеристики, смыслы.
Это традиция и культура крестьян; традиция и культура Оренбургского
(или Уральского) казачества; традиция и культура городов Оренбуржья.
Особенности этнической культуры Оренбуржья, где ведущим был рус-
ский этнос и языком межнационального общения всегда оставался русский
язык.
Национальная культура региона.
Политическая культура, в которой ведущим был этатизм и политика
централизованного Российского государства.
Государственно - регулируемая конфессиональная культура.
Народная культура Оренбуржья. (Традиционная народная культура
Оренбуржья).
Народная, художественная культура Оренбуржья.
Европейски – ориентированная городская и народная, художественная
культура
В нашем анализе грубо определено число выделенных позиций, и каж-
дая из заявленных позиций в выявленном вами материале может проявляться
нечетко, или противоречиво, соединясь с родственными культурными проявле-
ниями. В процессе работы возможна несущественная корректировка направ-
ленности исследования. Опора на нашу классификацию, (идеальные типиче-
ские проявления) – лишь ориентиры, которые возможно применить в вашем
теоретическом анализе.
Итак, исследуемая нами целостность (мы предположили сложившуюся
культуру Оренбургского региона – целостное образование, определенную
форму), неоднородна, имеет сложную структуру, складывалась в разных вре-
менных срезах, с различными характеристиками исторического и социального
времени. Данные особенности отмечены в культурном целом каждого района
области.
Можно привести примерную картину отдельного района области. Так,
если исследования ведутся в Октябрьском районе, нам необходимо знать, что
это в основе, крестьянские поселения. Среди них, переселенцы Тамбовской гу-
бернии, проживающие в селах Васильевка, Людвиновка, Сенцовка, Верхний и
Нижний Гумбет, Новоникольское, Кузьминка, Михайловка; рязанские пересе-
ленцы в селе Успенка (Яндова); курские в с. Белозерка, Петровка, Новониколь-
ское; тульские (Нижний Гумбет, Кузьминка, Михайловка); пензенские (Михай-
ловка). Дополняет картину присутствие украинских переселенцев (Петровка,
Ильинка, Буланово), мордвы (Новоникольское).
24 Если за основу исследования принять Илекский район, то там основу
населения составляют казаки, среди которых - уральцы (представители Ураль-
ского казачьего войска) и оренбургские казаки. Второй социальный пласт,
представленный в этом районе – оказаченные крестьяне.
Если для Октябрьского района возможно употребить термин формально
оказаченные, так как вынесенное на карту название казачья станица, зачастую
оставалось лишь на бумаге и не характеризовало настоящее положение вещей:
это относится, например к селу (в отношении которой иногда употребляется
название – станица) Буланово (Китай Ям) Октябрьского района, то оказаченные
крестьяне села Краснохолм с гордостью называют себя казаками.
Оренбургская территория, далекая от давления государства и силовых
социальных или общественно - политических структур была небезопасна для
крестьянства и привлекательна для беглецов от государственного или общест-
венного давления. Расположенная в пограничье, она требовала оформления
границ, формирования военных форпостов. В селе Никольское Оренбургского
района, старики и сегодня рассказывают, как их предки ходили на реку за водой
под барабанный бой, чтобы кочевники знали, войско рядом и набегать и похи-
щать людей – что бывало в этих местах, опасно.
Каждое, отличное своей культурой образование, заслуживает отдельно-
го исследования и может стать его основой. Интересный пласт культуры - изу-
чение культуры отдельных сел, и их концов, улиц. В ней необходимо знать ис-
торию основания населенных пунктов, связанную с различными регионами
России и трансформацию культуры в последующий период. Так, современное
село Нижняя Павловка – это два отличающихся по культурному основанию
конца. Один – пензенский – «пензяки», которые проживают в конце - Мордва,
другой конец, Тамбовский - Тургай. Есть и еще один конец, (более позднего
поселения?) – Сибиря. Тамбовская и Пензенская субкультуры сохранили до
нашего времени и свадебную традицию и особенности пения.
Так как каждая народная традиция и культура каждой категории пересе-