Файл: ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ОРЕНБУРГА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 263

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3Основанием для написания итоговой письменной работы является отчет

7Слова, образовывать вариант содержания. Варианты могут отличаться особен-

8 Инструментализм – подход к определению этноса и этничности, не ин-

9Бургском листке», конца девятнадцатого века, в работах собирателей фолькло-

10 Национальные традиции – национальные формы социального наследова-

3.Заговоры.

11Психический склад этноса - специфический способ восприятия и отра-

12 Сказка – от «сказывать»; специфическое, свойственное традиционности

13Частушки – термин народного происхождения, введенный в литератур-

14 Этническое меньшинство – часть этноса, проживающая отдельно от его

16 Одиночных посетителей является пространственная структура экспозиции: при

17Экспозиционный, выставочный, фондовый, научно-методический, научно-

18 Торические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, техни-

19Наиболее ценные материалы музейного собрания, является основной базой мас-

22 Глядно демонстрирует нам эти варианты во всем возможном разнообразии с

23Упоминаются запорожские казаки (хотя в более поздних исследованиях по за-

24 Если за основу исследования принять Илекский район, то там основу

26 Ной русской культуре», может взять за основу материал монографии т.А.

29Рамках данной темы. Если ведется запись на аудио или видео кассету, то такая

4.2.4 Отчет о фольклорно – этнографической экспедиции

30 5 Работа с аудио- и видеокассетами

6 Систематизация материала в графиках и таблицах

31Украинцы

36 Крестный ход. По каким дням бывают обычно Крестные ходы (на Пре-

8.2 Причт и приходская община

37Ние; образование; служил ли в храмах; сроки воцерковления; знание службы;

398.4 Венчание и свадьба

8.5 Отпевание. Погребение. Поминание

40 Кладбище. Где находится, общее состояние. Есть ли церковь (дейст-

8.6 Святыни и молитвы в доме

41И пр.). Кропят ли в доме крещенской водой, как часто (только на Крещение, ре-

8.7 Пост

42 Варят коливо (кутью) — кашу из цельных зерен пшеницы с добавлением меда и

45В день приготовления ветхозаветного пасхального агнца — в четверг; следую-

46 Преображенские храмы, приделы, села, улицы. Престольный праздник

8.10 Поездки по святым местам. Хождения на богомолья. Подвижни-

51В условиях для лиц разного возраста и пола. Отдельная трапезная для бого-

52 Ражению о. Иоанна Кронштадского), пришли к этому добровольно и относятся

398.4 Венчание и свадьба

Соотношение венчанных и невенчанных браков в разных поколениях

(по оценке местных жителей и выборке). Отношение к венчанию. Растет ли в

настоящее время число венчаний в местном храме; ездят ли венчаться в другое

место. Предварительная беседа священника с женихом и невестой (заранее; при

заказе венчания; в день венчания); ее характер. Считается ли обязательным

причащение жениха и невесты.

Место венчания в структуре свадьбы. Что жених и невеста должны при-

нести в храм: иконы Спасителя (для жениха) и Богородицы (для невесты);

кольца (какие); полотенце. Благословили ли родители дома этими иконами

(старинные семейные иконы, заказные или покупные современного письма, пе-

чатные). Одежда жениха и невесты. Свадебный поезд. Дружка и подруга невес-

ты на венчании. Гости в храме. Венчание нескольких пар сразу. Встреча ново-

брачных после венца. Особенности венчания супругов, давно состоящих в бра-

ке. Обычай сохранять венчальное полотенце и свечи до смерти (свечи укла-

дывают в гроб; полотенце помещают на канун, потом передается храму). Со-

храняют ли венчальное платье. Рассказы о венчании в период закрытия храмов.

8.5 Отпевание. Погребение. Поминание

Усопший в доме. Приглашали ли священника к умирающему. Служили

ли. Последование по исходе души от тела. Омывание и одевание. Свечи, икона,

покрывало. Окропление святой водой. Чтение Псалтыри по усопшему: пригла-8.5 Отпевание. Погребение. Поминание

Усопший в доме. Приглашали ли священника к умирающему. Служили

ли. Последование по исходе души от тела. Омывание и одевание. Свечи, икона,

покрывало. Окропление святой водой. Чтение Псалтыри по усопшему: пригла-

шается известный в селении человек, читающий обычно Псалтырь по усопшим;

приглашается кто-либо из церкви; читает кто-либо из домашних. Читают все

время, пока покойный находится в доме (по очереди); читают только непосред-

ственно после смерти; перед отъездом на кладбище (в случае, когда не везут в

церковь, а заказывают заочное Отпевание — из-за дальности церкви, отсутст-


вия в эти дни священника, нежелания других членов семьи и пр.). Прощание с

усопшим в доме. Что укладывается в гроб. Совершается ли лития при выносе

умершего из дома. Отношение к смерти.

Отпевание в церкви. Привозят ли в церковь накануне или в день отпева-

ния. Венчик на челе и разрешительная грамота. Кто присутствует при отпева-

нии: только самые близкие; широкий круг родственников, сослуживцев, сосе-

дей; верующие (ходящие в церковь и не ходящие) и неверующие. Свечи у гроба

и у присутствующих. Прощание с усопшим в церкви. Оставляется ли что-либо

в гробу. Передача иконы или других предметов (например, свадебного поло-

тенца) на канун. Заказ сорокоуста. Пожертвования церкви по завещанию умер-

шего.

Погребение. Приглашаются ли священник и причетник на кладбище.

Движение к могиле, сопровождающееся пением «Святый Боже». Несут ли пе-

ред гробом крест и икону. Подача милостыни. Лития у могилы. Крестообразное

посыпание гроба землей (священником, мирянами). Расположение гроба в мопосыпание гроба землей (священником, мирянами). Расположение гроба в мо-

гиле (лицом к востоку) и объяснение этого местными жителями.


40 Кладбище. Где находится, общее состояние. Есть ли церковь (дейст-

вующая или недействующая). Часовня. Есть стремление восстановить или по-

строить церковь или часовню. Примерное соотношение могил с крестами и без

крестов. Кресты. Памятники с крестами. Надписи на могилах с крестами и пра-

вославными памятниками. Посещение могил, уход.

Поминание. Заказ панихиды на девятый день; сороковой день; через

полгода; в годовщину. Поминание на родительские субботы: мясопустную —

перед масленицей; 2-ю, 3-ю и 4-ю Великого поста; Радоницу; Троицкую и Ди-

митриевскую. Обычай поминания на Пасху. Поминание в церкви (кутья, блины

при заказе панихиды; угощение знакомых и незнакомых). Поминание на клад-

бище. Панихида по погибшим на поле брани воинам в церкви 9 мая; поминание

на кладбище 9 мая.

8.6 Святыни и молитвы в доме

Иконы. Размещение (иконостас; божница (киот) в святом углу; отдельные

иконы; во всех комнатах; у обеденного стола). Что закладывается за иконы (ос-

вященные вербы; пасхальные цветы; троицкие березки, переписанные или от-печатанные молитвы и пр.; письма, документы и др.) размещается рядом (осо-

бенно ценимые фотографии, картинки на духовные темы и др.). Состав икон

(Спаситель; Богородица, какой именно образ; св. Николай Угодник, святые по-

кровители членов семьи и другие святые). Объяснения хозяев дома о значении,

содержании, предпочтении икон. Особое отношение к некоторым святым («Ни-

колай Чудотворец мне всегда помогает»; случаи исцеления по молитве перед

образом и другой помощи). Понятие «намеленные иконы». Происхождение и

тип образов (старинные семейные, полученные по наследству — от кого; при-

обретенные старинные; новодел — писанные на дереве; печатанные на картоне

и др.).

Было ли икон раньше больше (проданы, утрачены) или совсем не было

(приобретены в недавнее время). Иконы на чердаке или в сундуке. Рассказы об

обновлении икон, о мироточивых иконах. Хранение икон в период гонений.

Обычай закрывать иконы на ночь. Значение. Иконки в ладанках; нательные

иконки на цепочках. Лампады; когда зажигают, какое масло.


Освящение дома. Бывают ли в доме иконы из храма. Заказной молебен в

доме или обход домов с иконой (иконами) на Пасху или другой праздник.

Крестики нательные. Все ли носят; когда снимают; предлагают ли врачи

снимать крест. Носят ли дети. Крест на стене: какой; размещение; объяснение хозяевами его значения (у обеденного стола; над входом и пр.). Кресты, сохра-

няемые в сундучках или коробках; висящие на божнице.

Есть ли в доме другие православные святыни (камушки из русла святых

источников или из пещеры подвижников; ватки с миром от мироточивых икон;

четки, которыми благословили в монастыре на богомолье или духовник, и др.).

Освящали ли дом (после завершения строительства; при въезде; в связи с болез-

нью или какими-либо явлениями в доме — странные звуки, сны, видения). Ос-

вящали ли в церкви, на молебне какие-либо предметы (кольца, серьги, цепочки

41И пр.). Кропят ли в доме крещенской водой, как часто (только на Крещение, ре-

гулярно, ежедневно); где ее хранят; когда пьют (каждый день, во время болез-

ни, изредка); сколько времени ее хранят. То же о святой воде молебнов. Хране-

ние и употребление просфор и других видов святого хлеба.

Духовные книги. Евангелие (кто читает; помногу ли; читают ли вслух;

какое издание; как пришло в дом; кому принадлежит). Библия (те же вопросы).

Молитвенники (молитвословы). Жития святых. Календари и другая духовная

литература. Происхождение ее, использование. Отношение к ней. Есть ли раз-

личия между членами семьи по этим вопросам. Где и как хранится священное

Писание и духовная литература. Отдельные печатные или переписанные ака-

фисты, тропари, молитвы. Выписки из духовных книг; заметки на полях или

переплетах. Умеют ли читать по-церковнославянски.

Молятся ли постоянно; от случая к случаю; утренние молитвы, в

молитвы; продолжительность их; правило, установленное произвольно или ду-

ховником; поклоны. Молятся про себя или вслух; поют ли Псалтырь и на какой

распев. Читают ли молитвы («Отче наш», «Богородица») перед едой и после

еды (благодарственная, достойно есть); читает ли старший молитву, если семья

обедает совместно. Встают ли на ночную молитву. Есть ли постоянные места


для чтения молитв у членов семьи. От кого научились молитвам. Знание молитв

наизусть и чтение по Молитвослову. Отношение к молитвам и различия в этом.

Совместные молитвы. Учат ли детей молитвам; кто учит; что знает ребенок.

Изменения в этом отношении в жизни семьи («раньше, когда была еще

жива бабушка, молились» или, наоборот, «сейчас молодые стали интересовать-

ся этим, а мы даже и не думали — нельзя было; только вот в детстве, помню

мама поставит нас в церкви...» и т. п.). Если в семье совсем нет молитвенной

традиции, есть ли желание, чтобы это было. Кто стремится к этому. Скептики и

активные противники. Кто из семьи ходит в церковь; как часто; ходят ли всей

семьей. Рождественские рацейки. Духовные стихи к праздникам.