Файл: ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ОРЕНБУРГА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 267

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3Основанием для написания итоговой письменной работы является отчет

7Слова, образовывать вариант содержания. Варианты могут отличаться особен-

8 Инструментализм – подход к определению этноса и этничности, не ин-

9Бургском листке», конца девятнадцатого века, в работах собирателей фолькло-

10 Национальные традиции – национальные формы социального наследова-

3.Заговоры.

11Психический склад этноса - специфический способ восприятия и отра-

12 Сказка – от «сказывать»; специфическое, свойственное традиционности

13Частушки – термин народного происхождения, введенный в литератур-

14 Этническое меньшинство – часть этноса, проживающая отдельно от его

16 Одиночных посетителей является пространственная структура экспозиции: при

17Экспозиционный, выставочный, фондовый, научно-методический, научно-

18 Торические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, техни-

19Наиболее ценные материалы музейного собрания, является основной базой мас-

22 Глядно демонстрирует нам эти варианты во всем возможном разнообразии с

23Упоминаются запорожские казаки (хотя в более поздних исследованиях по за-

24 Если за основу исследования принять Илекский район, то там основу

26 Ной русской культуре», может взять за основу материал монографии т.А.

29Рамках данной темы. Если ведется запись на аудио или видео кассету, то такая

4.2.4 Отчет о фольклорно – этнографической экспедиции

30 5 Работа с аудио- и видеокассетами

6 Систематизация материала в графиках и таблицах

31Украинцы

36 Крестный ход. По каким дням бывают обычно Крестные ходы (на Пре-

8.2 Причт и приходская община

37Ние; образование; служил ли в храмах; сроки воцерковления; знание службы;

398.4 Венчание и свадьба

8.5 Отпевание. Погребение. Поминание

40 Кладбище. Где находится, общее состояние. Есть ли церковь (дейст-

8.6 Святыни и молитвы в доме

41И пр.). Кропят ли в доме крещенской водой, как часто (только на Крещение, ре-

8.7 Пост

42 Варят коливо (кутью) — кашу из цельных зерен пшеницы с добавлением меда и

45В день приготовления ветхозаветного пасхального агнца — в четверг; следую-

46 Преображенские храмы, приделы, села, улицы. Престольный праздник

8.10 Поездки по святым местам. Хождения на богомолья. Подвижни-

51В условиях для лиц разного возраста и пола. Отдельная трапезная для бого-

52 Ражению о. Иоанна Кронштадского), пришли к этому добровольно и относятся

12 Сказка – от «сказывать»; специфическое, свойственное традиционности

повествование. Термин существует только в русском и немецком языках, в дру-

гих культурах эта форма обозначается как миф. В ряде исследований обозначе-

на как «малая мифология». В народной культуре – форма житейской мудрости.

Стереотип – схематизированная модель, программа поведения; упро-

щенный образ, какого – либо явления, фиксирующий лишь некоторые его чер-

ты.

Страна – обозначение политического, национального, культурного, го-

сударственно-организованного сообщества людей.

Субэтнос (от лат. Sub – под, ethnos – народ) – этническая система, возни-

кающая внутри этноса и отличающаяся своими хозяйственными, бытовыми,

культурными и другими особенностями.

Суперэтнос (от лат. Super–над, ethnos-народ ) – этническая система, со-

стоящая из нескольких этносов, возникающих одновременно в одном регионе,

связанных идеологически, экономически и политически.

Территория этническая – ареал, в пределах которого живут группы лю-

дей, принадлежащих к тому или иному этносу и воспроизводящие в его преде-

лах свою культуру.

Титульный этнос – народ, давший наименование тому или иному нацио-

нально – государственному образованию (в составе Российской федерации –

русский народ).

Топоним – название местности, которое переносится на её население, не-

зависимо от его этнической принадлежности.

Трансфер (в этнологии) – новое истолкование фактов реальности, припи-

сывание им новых значений – защитный механизм, действующий в этнической

культуре.

Фенотип – совокупность всех признаков и свойств организма, сформиро-

вавшихся в процессе его индивидуального развития.

Фольклор (от англ. Folk – lore – народная мудрость) – вербальные формы

народной культуры, устное народное творчество: былины, сказки, сказы, песни

(лирические и обрядовые), частушки, пословицы, поговорки, загадки и т. д.

Фольклористика – наука о фольклоре.

Функционализм – направление в исследовании культур, основанное Б.


Малиновским; ориентировано на изучение и выяснение функций каждого эле-

мента культуры.

Фрустация этническая – психологическое состояние этнической группы

или общности, которое характеризуется потерей перспективы исторического

развития, тревогой, неуверенностью в завтрашнем дне, чувством безысходно-

сти.

Хозяйственно – культурный тип – определенный комплекс особенностей

хозяйства и культуры, складывающийся у разных народов, находящихся на

близких уровнях социально – экономического развития и обитающих в сход-

ных условиях.

13Частушки – термин народного происхождения, введенный в литератур-

ный обиход Г.И. Успенским. и объединивший местные названия частушки –

пригудки, припевки, матани, прибаски и др.

Шовинизм – крайняя форма национализма, состоящая в проповеди на-

циональной исключительности и направленная на разжигание национальной

вражды и ненависти.

Эволюционизм – направление в изучении культур, первая теория культу-

ры, в основе которой лежит представление об эволюционно – прогрессивном

характере историко – культурного процесса.

Экзогамия (от греч. exo–вне и gamos-брак) – обычай, предписывающий

заключение брака за пределами определенной общности или в пределах другой

определенной общности; возникла как экзогамия рода.

Эндогамия (от греч.endon–внутри, gamos-брак) – обычай заключения

браков внутри рода, племени, группы.

Этническая антропология – отрасль научного знания на стыке этнологии

и антропологии, занимающаяся вопросами происхождения этносов, роли усло-

вий социальной жизни народов, их образа жизни в различных регионах мира.

Этническая идентификация – причисление себя к группе людей опреде-

ленной национальности.

Этникос (от греч. ethnikos–народный, свойственный народу) – термин,

введенный в научный оборот Ю.В.Бромлеем наряду с понятием этносоциаль-

ной общности), означающий этнокультурное единство представителей одного и

того же народа независимо от места проживания.

Этническая группа – часть («осколок») этноса (племени, народа, нации),


которая в силу ряда причин отделена от ядра этноса и функционирует вне его, в

иносоциальной среде; могут находиться в компактном и дисперсном состоянии.

Этническая дисперсизация – отделение от первичного этноса сравни-

тельно небольших групп и расселение их на внеэтнической территории; основ-

ной фактор этого процесса – миграция.

Этническая доминанта – система политических, идеологических или ре-

лигиозных ценностей, создающаяся при появлении любой этнической целост-

ности и служащая для неё объединяющим началом; константы этнического

сознания, объединяющие людей в новую этническую систему.

Этническая общность – любая общность, которая складывается на опре-

деленной территории. Среди людей, находящихся между собой в реальных со-

циально – экономических связях, говорящих на взаимопонимаемом языке, со-

храняемых на протяжении жизни культурную специфику, осознающих себя от-

дельной самостоятельной группой.

Этническая парциация – разделение единого этноса на несколько более

или менее равных частей.

Этничесая фузия – слияние нескольких ранее самостоятельных народов,

родственных по языку и культуре в новый, единый, более крупный этнос.

Этнический темперамент – внешнее выражение национального характе-

ра, наиболее ярко проявляющегося в общении (темп речи, движения, жесты,

дистанция и т.п.)


14 Этническое меньшинство – часть этноса, проживающая отдельно от его

основного массива в инонациональной среде, но ощущающая с ним родство и

связь по самосознанию, языку, культуре, др. чертам.

Этнический императив поведения – идеальный принцип отношения эт-

нического коллектива к индивиду.

Этнический конфликт – форма гражданского, политического или воору-

женного противоборства в которой стороны, или одна из сторон действуют по

принципу этнических различий.

Этнические предрассудки – извращенные представления о характере по-

ведения, образе жизни других народов, обусловленные этноцентризмом, при-

вычками и стереотипами, навязанными соответствующим воспитанием, пропа-

гандой, или являющиеся свидетельством общей низкой культуры человека.

Этнические предубеждения – установки препятствующие адекватному

восприятию сообщения о представителях не «своей» этнической общности.

Этнические стереотипы – относительно – устойчивые представления о

моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям раз-

личных этнических общностей; в содержании этнических стереотипов, как пра-

вило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах; схематизиро-

ванная программа поведения, типичная для представителей какого – либо этно-

са.

Этнические установки – готовность личности воспринимать те или иные

явления этнической жизни и межэтнических отношений и в соответствии с

этим восприятием действовать определенным образом в конкретной ситуации;

фокусируют в себе убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и

современности их этнической общности и взаимосвязей с другими народами.

Этногенез – происхождение народа.

Этнос (греч.ethnos-народ)) – исторически сложившаяся на определенной

территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относи-

тельно стабильными особенностями культуры, а также, сознанием своего един-

ства и отличия от других подобных образований (самосознанием), зафиксиро-

ванным в самоназвании (этноним).


Этнографические группы – территориальные части этноса, отличающие-

ся локальной спецификой, то – же, что и субэтнос.

Этнократия (от греч.ethnos–народ и kratos-власть) – доминирование,

или безраздельное господство в органах власти и управления политической

элиты представляющие интересы только одной этнической группы.

Этнофор – индивид, как носитель этнического сознания.

Ямщицкие и чумацкие (южнорусск.)песни – песни, связанные с разлукой,

протяжные, печальные, повествующие о чувствах путешественника. Пример

чумацкой песни – «Тай возы скрыпля…» из села Буланово, Октябрьского рай-

она, Оренбургской области.

2.2 Музейная терминология

Архив музея научный - научно-вспомогательное подразделение музея,

15обеспечивающее прием, учет и хранение документов, создаваемых в процессе

научной работы музея и представляющих научно-методический интерес. В

А.М. сохраняются планы работ и отчеты музея, протоколы заседаний, посвя-

щенных научной тематике (ученых советов, научных и научно-методических

конференций и т.д.), рукописи научно-исследовательских работ, отчеты об экс-

педициях и научных командировках, документация экспозиции и выставок. до-

кументация научно-просветительной работы, книги отзывов и т. д. Материалы

А.М. являются частью музейного собрания А.М. руководствуется приказами и

распоряжениями дирекции музея, органа культуры которому данный музей

подчинен, основными положениями, правилами и т.д.

Клуб музейный - форма научно-просветительской работы; объединение

постоянных посетителей музея на основе общего интереса к изучению музей-

ных коллекций. К.М. создает оптимальные условия для неформального обще-

ния, что способствует развитию научного, художественного или технического

творчества с учетом индивидуальных наклонностей его членов. Существуют

различные виды К.М.- военно-исторические, искусствоведческие, краеведче-

ские и т.д. Программа занятий К.М. определяется профилем музея, характером

музейного собрания, конкретным составом участников работы. В музейной

практике получили распространение клубы для школьников, объединяющие