Файл: ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ОРЕНБУРГА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 265

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3Основанием для написания итоговой письменной работы является отчет

7Слова, образовывать вариант содержания. Варианты могут отличаться особен-

8 Инструментализм – подход к определению этноса и этничности, не ин-

9Бургском листке», конца девятнадцатого века, в работах собирателей фолькло-

10 Национальные традиции – национальные формы социального наследова-

3.Заговоры.

11Психический склад этноса - специфический способ восприятия и отра-

12 Сказка – от «сказывать»; специфическое, свойственное традиционности

13Частушки – термин народного происхождения, введенный в литератур-

14 Этническое меньшинство – часть этноса, проживающая отдельно от его

16 Одиночных посетителей является пространственная структура экспозиции: при

17Экспозиционный, выставочный, фондовый, научно-методический, научно-

18 Торические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, техни-

19Наиболее ценные материалы музейного собрания, является основной базой мас-

22 Глядно демонстрирует нам эти варианты во всем возможном разнообразии с

23Упоминаются запорожские казаки (хотя в более поздних исследованиях по за-

24 Если за основу исследования принять Илекский район, то там основу

26 Ной русской культуре», может взять за основу материал монографии т.А.

29Рамках данной темы. Если ведется запись на аудио или видео кассету, то такая

4.2.4 Отчет о фольклорно – этнографической экспедиции

30 5 Работа с аудио- и видеокассетами

6 Систематизация материала в графиках и таблицах

31Украинцы

36 Крестный ход. По каким дням бывают обычно Крестные ходы (на Пре-

8.2 Причт и приходская община

37Ние; образование; служил ли в храмах; сроки воцерковления; знание службы;

398.4 Венчание и свадьба

8.5 Отпевание. Погребение. Поминание

40 Кладбище. Где находится, общее состояние. Есть ли церковь (дейст-

8.6 Святыни и молитвы в доме

41И пр.). Кропят ли в доме крещенской водой, как часто (только на Крещение, ре-

8.7 Пост

42 Варят коливо (кутью) — кашу из цельных зерен пшеницы с добавлением меда и

45В день приготовления ветхозаветного пасхального агнца — в четверг; следую-

46 Преображенские храмы, приделы, села, улицы. Престольный праздник

8.10 Поездки по святым местам. Хождения на богомолья. Подвижни-

51В условиях для лиц разного возраста и пола. Отдельная трапезная для бого-

52 Ражению о. Иоанна Кронштадского), пришли к этому добровольно и относятся

брежно обращаться с ними. Каждый должен свое дело, на которое он определен

по воле Божией, выполнять как можно лучше; отсюда добросовестность и

творчество в труде, если никто и не узнает об этом.

Крестное знамение и молитва (хотя бы самая краткая) перед началом

всякого дела. У наиболее благочестивых — в течение всей работы. (У однойсовременной деревенской хозяйки священник спросил, заметив ее благодатное

состояние, когда же и как она молится. Ответ: да когда мне молиться-то! Толь-

ко все повторяю «Господи Иисусе Христе сыне Божий, помилуй мя грешную!»

— и когда коров дою, и когда ребят кормлю — все время потихоньку.) Зажига-

ние лампады или свеч перед иконой и молитвы перед началом важных дел. Ис-

пользование освященных предметов (добавление в корм скота или в зерно,

предназначенное для сева, пасхального яйца, освященных зерен, кусочков про-

сфоры и пр.; выгон скота освященными ветками; каждение, кропление). Кре-

стообразная форма в самом процессе работы. Молебен в поле.

Приурочивание к православным праздникам и дням святых сроков раз-

ных видов работ. Соотношение церковного и хозяйственного календарей.

8.12 Христианские основания нравственности и воспитания

Нравственные воззрения и нормы поведения, непосредственно вытека-

ющие из христианских оснований (при знании заповедей и стремлении их вы-

полнять); заложенные в самом человеке, в традиции семьи и среды и не осозна-

49ваемые (или почти не осознаваемые) как христианские. Желание помочь ближ-

нему, учесть его интересы (не менее чем свои; в некоторых случаях — более

чем свои). Общественное мнение о людях благожелательных, самоотвержен-ных, готовых помочь; осуждение эгоизма, корысти, черствости, равнодушия.

Нежелание принять материальную выгоду как мерило поведения. Одобрение

людей, у которых достаток как результат добросовестного усердного труда и

умения (знаний, сметки) сочетается с готовностью поделиться с ближним, ми-

лосердием. Записать рассказы о конкретных лицах, событиях, ситуациях, свя-

занных с нравственными вопросами. Понятие о грехе.

Милостыня. Кому, при каких обстоятельствах подается (в поездах, в


своем селении, у Храма и пр.). В какие дни и какие праздники особенно. Поня-

тие о тайной милостыне; о значении ее, когда молятся о прощении особенно

тяжелых грехов — своих или чужих.

Осуждение внебрачных отношений молодежи и супружеской неверно-

сти. Авторитет старших, почтение к старикам; одобрение тех, кто заботится о

родителях, ведет себя с ними уважительно. Отрицательное отношение к лжи,

льстивым заверениям; отношения должны строиться на доверии и простоте.

Осуждение разных форм воровства, в том числе и прикрываемого бла-

гопристойными формами коммерции. Зависимость осуждения от того, у кого

украдено (отличие от формально-юридического подхода).

Воспитание в детях нравственных понятий благодаря участию их в де-

лах семьи. Трудовое воспитание: участие в разных видах работ соответственно

возрасту. Совместное посещение церкви, домашние молитвы и духовное чтение

(см. раздел I и VI). Совместная с детьми помощь старикам, посещение больных

и престарелых; выполнение детьми отдельных поручений, связанных с помо-

щью. Наказание за «невинное» воровство и другие поступки. Суждение инфор-

маторов о том, что именно мешает воспитывать положительные начала, желае-

мые взрослыми. Что, по их мнению, дает в этом отношении школа, средства

массовой информации. Осознание значения религиозного воспитания. Воспо-

минания бабушек о том, как это делалось в их детстве. Отношение к современ-

ным формам религиозного воспитания (воскресная школа и др.). 8.13 Христианская символика в народном прикладном искусстве

Христианские символы в вышивках и тканых узорах: поясах, полотен-

цах, фартуках, юбках и другой одежде. В резьбе, росписи, инкрустации прялок,

мебели, утвари, посуды, интерьеров и экстерьеров домов, ворот. Церковный ка-

лендарь в народных записях и знаках: деревянные календари; вышитые (на

фартуках и пр.); расписные. Христианские символы в клеймах мастеров, до-

рожных и полевых метах. На кладбище.

8.14 Монастырь и скит

Название и местонахождение монастыря. Возникновение и история его в

рассказах братии и местных жителей. Предания. Рассказы о прежних старцах


50 монастыря. Ведется ли сейчас летопись монастыря. Храм (храмы) монастыря

(см. раздел I). Наиболее чтимые святыни монастыря. Рассказы об исцелениях и

других чудесных явлениях. Братские корпуса и другие сооружения (трапезная,

мастерские и пр.); территория. Кладбище. Обстоятельства восстановления мо-

настыря после перерыва. Келья: иконы; определенная система расположения

икон, картинок духовного содержания, надписей, имеющая внутреннее значе-

ние; отдельно хранимые святыни; книги, рукописи, мебель, постель, одежда.

Насельники монастыря. Наместник, игумен (игуменья), строитель, эко-

ном и другие лица (о каждом по типу II, 10). Иеромонахи, иеродиаконы, братия

(сестры), послушники (послушницы) (по возможности — о каждом по типу

раздела. II). Обратить внимание на местное (область, район) и неместное про-исхождение; приход из мира или перевод из другого монастыря; условия вос-

питания, приход к вере, к церкви и др.

Устав монастыря (происхождение — Саровский, Афонский, прежний

устав этого монастыря и др.); отклонения от образца, по характеристике бра-

тии; по возможности взять сам текст устава. Службы в храме (суточное распи-

сание и особенности состава служб, по определению самих иеромонахов). Ке-

лейное правило. Виды послушаний. Духовник (духовники) монастыря. Старцы

монастыря. Записи поучений, бесед. Проповедническая и просветительская

деятельность. Особенности женского монастыря.

Скит (скиты). В составе монастыря или самостоятельно. Местонахожде-

ние; история. Рассказы о прежних насельниках. Наиболее чтимые святыни ски-

та. Особенности устава (отличия от общежительного монастыря в службах, ке-

лейном правиле, пище и др.). Закрыт ли для посетителей; для женщин (для

мужчин). Храм скита. Система расселения братии (отдельные дома; в каком со-

ставе в каждом доме). Интерьер ,кельи. Послушания. Старцы, братия, келейни-

ки. Скитоначальник. Отшельники. Записи поучений.

Хозяйство и пища монастыря (скита). Земледелие. Скот. Огородничест-

во. Сады. Хозяйственные традиции. Продукция — только для себя или часть —

товарная; для богомольцев и раздачи нуждающимся. Кто работает на скотном


дворе (ферме), огороде и пр. (братия или сестры по послушанию; добровольные

безвозмездные трудники; наемные трудники — верующие и неверующие из

местного населения или пришлые и пр.). Монастырская пища постная и ско-

ромная; будничная и праздничная. Особенности отдельных постов, частей по-ста. Особенности пищи отдельных подвижников.

Богомольцы. Черное и белое духовенство из других мест (откуда, кто,

надолго ли; ездит ли здешняя братия туда и пр.). Миряне (примерное количест-

во в разное время года; к праздникам, престольному дню, на постах). Состав

(возрастной, социальный, из каких мест и пр.). Беседы богомольцев с духовни-

ками монастыря. Постоянные посетители, повторяющиеся поездки, в том числе

— к духовному отцу. Богомольцы, подолгу живущие при монастыре (с целью

исцеления, родственники кого-либо из братии и др.); их образ жизни.

Монастырская гостиница. Условия приема богомольцев (например,

один-три дня предоставляется жилье и еда в трапезной дважды в день; на

больший срок — нужно взять послушание в каких-либо видах работ); различия


51В условиях для лиц разного возраста и пола. Отдельная трапезная для бого-

мольцев; пища; молитвы в трапезной. Готовят богомольцы или те же повара,

что и для братии. Посещение служб; виды безвозмездных работ. Совместные и

индивидуальные молитвы богомольцев в кельях. Общение между собой; про-

должающиеся контакты. Богомольцы, приехавшие группами (из одной общи-ны; объединившиеся для поездки, родственники, и знакомые). Источники

средств на поездку (в том числе сбор денег в своем храме). Размещение бого-

мольцев на ночь в храме.

Рассказы богомольцев: о чудесных исцелениях, явлениях Богородицы и

святых, прозорливости старцев, действиях темных сил, поездках к святыням в

другие места и др. (записать).

8.15 Местное иконописание и иконописцы

Центр иконописания (несколько мастерских). Продолжает ли традицию

в характере иконописи и технике. Отдельная мастерская (епархии, частная, ар-

тель, семейная артель). Мастер-одиночка. Направление и техника иконописа-

ния. Чьи заказы. Ученичество. Воцерковленность иконописцев; профессио-

нальная подготовка. Особенности местного иконописания.

8.16 Методические примечания к программе

Эта программа имеет в виду сбор материала от информаторов традици-

онным неформальным этнографическим методом беседы, со стремлением как

можно более проникнуть в образ жизни и мыслей собеседника в условиях как

экспедиций, так и постоянного наблюдения (в последнем случае возможен ма-

териал прихода, членом которого является сам исследователь). Программа не

претендует на полноту и тем более не является предписанием, это лишь намет-

ки, условно выделенные вехи, призванные напомнить, подсказать омоменты выделенной темы, предоставляя дальнейшее инициативе исследовате-

ля.

Программа призвана содействовать восполнению огромного пробела в

изучении жизни народа, который образовался за годы советской власти в ре-

зультате запрета на все, что связано с православием. Все разделы ориентирова-

ны на современность, но при этом возможен и желателен одновременный сбор