Файл: Положения о социальных и профессиональных функциях и действиях психолога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 502

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ОСОБЫЕ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1. Основные принципы разграничения особых и экстремальных условий

2. Методологические основы изучения деятельности в особых условиях

3. Методы изучения деятельности в экстремальных условиях

4. Стресс. Общие понятия

5. Ситуационный эксперимент и ситуационное моделирование

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Закономерности деятельности в экстремальных условиях

2. Изменения в поведении и функциональном состоянии в экстремальных условиях

3. Переносимость экстремальных условий

4. Нервно-психическая неустойчивость

5. Психологическая концепция условий деятельности

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Понятие физиологического эквивалента деятельности и физиологической адаптации

2. Влияние абиотических факторов на работоспособность и функциональное состояние человека

3. Защитная адаптация внешних условий деятельности

4. Некоррегируемые факторы внешних условий деятельности

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Операциональная напряженность. Общие понятия

2. Психогенные факторы, обусловленные малой интенсивностью работы

3. Психогенные факторы, обусловленные чрезмерной интенсивностью деятельности

4. Общая характеристика профессионального (трудового)стресса

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА

1.Понятие об информационном и компьютерном стрессе

2. Дефицит и перегрузка информацией

3. Деятельность человека в условиях потока сигналов

4. Количественные методы оценки информационных потоков

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

1. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

2. АДЕКВАТНАЯ ФОРМА РЕАКЦИИ

3. РЕАКЦИЯ ТРЕВОГИ, ЕЕ ВИДЫ

4. ДИНАМИКА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

5. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Теоретические предпосылки изучения психологической готовности

2. Готовность и установка

3. Готовность и адаптация

4. Методы определения адаптационных возможностей человека

5. Этапы процесса адаптации

ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СТРЕССУ

1.Проблема толерантности в психологии

2. Подходы к пониманию эмоциональной устойчивости

3. Измерение защитных механизмов личности

4. Концепция отсроченных реакций на травматический стресс

5. Общая характеристика синдрома посттравматических стрессовых нарушений (PTSD-синдром)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Сущность и виды психологической поддержки

2. Общая схема процесса психологической поддержки

4. Роль подсказки в процессе психологической поддержки

5. Поддержка в принятии решений человеком в экстремальных условиях

Глава 10 Психогигиена и психопрофилактика стресса

1. Значение психопрофилактических мероприятий в предупреждении стресса

2. Психопрофилактические мероприятия коллективного характера

3. Психопрофилактические мероприятия индивидуального характера

4. Психологическая подготовка и тренировка

ЛИТЕРАТУРА

Важным элементом деятельности человека является принятие правильного и своевременного решения. Именно от него зачастую зависит успешность выполнения деятельности. Особое значение это имеет при деятельности в экстремальных условиях, когда остро ощущается дефицит времени, а решение зачастую должно приниматься в  условиях неполноты или неопределенности информации. При этом последствия неправильного решения могут быть катастрофическими. Особенно остро это проявляется в производственных системах, работающих в режиме реального времени (транспортные системы, АСУ технологическими процессами и т.п.). В полной мере это относится и к деятельности человека при возникновении различного рода неполадок, отклонении от нормы производственного процесса, возникновении аварии.

В таких условиях большая роль принадлежит системам подготовки принятия решения (СППР). Эта система представляет комплекс программно-аппаратных средств, оказывающих помощь специалистам (например операторам) в процессе подготовки и выбора рациональных решений в сложных ситуациях, возникающих при функционировании систем, работающих в режиме реального времени. СППР функционирует на основе знаний, накопленных специалистами-экспертами и обработанных вычислительными средствами [5].

Рис. 9. Структурная схема системы поддержки решений:

- эксперты;        6 - ситуация;

— база знаний;        7 - ситуационная база

- логические правила;        данных;

- система управления;        8 - текущие данные;

- выборка задач;        9 - пользователи

Структурная схема СППР показана на рис. 9. В базе знаний находится определенный опыт: причинно-следственные связи, заключения, эвристические правила, планы действий. Ситуационная база данных содержит сведения о текущей ситуации, а также некоторую дополнительную информацию. Система управления обеспечивает своевременность принятия решения, концентрирует внимание работника на наиболее важных моментах с точки зрения 'сложившейся ситуации. Работа СППР протекает в соответствии с графиком обработки информации, который составляется с учетом важности и срочности заданий. В необходимых случаях это не исключает обработку и низкоприоритетных задач.

Основная задача СППР - оказание помощи работнику в определении целесообразного способа действий в сложившейся экстремальной ситуации, особенно в условиях дефицита времени, неполноты, неопределенности и противоречивости ситуации. Для этого СППР обеспечивает человека необходимой информацией, которая требуется для оперативной выработки решений по управлению процессами в реальном масштабе времени. СППР является составной частью аппаратных и программных средств систем, работающих в режиме реального времени; для нее характерно общение с пользователем (например, оператором) в гибкой индивидуальной манере. Разработка СППР требует широкого участия будущего пользователя и адаптации системы к его потребностям.


Для применения СППР характерны следующие особенности: преимущественное использование на тех уровнях управления, где возможны сложные конфликтные ситуации, несвоевременное разрешение которых может иметь тяжелые последствия; стремление сочетать сложившиеся практические методы организации принятия решения с теоретическими рекомендациями на этот счет; широкое использование методов, обеспечивающих доступ к СППР непрофессиональных пользователей; гибкость и адаптивность; реализуемость на базе существующих микропроцессорных систем. Во многих случаях СППР строится и работает по принципу систем искусственного интеллекта (ИИ).

К системе ИИ традиционно относятся такие, которые обладают следующими особенностями: возможностью накопления опыта и обучения, что позволяет вырабатывать решения в заранее не предусмотренных ситуациях, на стадии проектирования, адаптацией к изменяющимся условиям эксплуатации, возможностью диалога между персоналом и техническими средствами на языке, подобном естественному. Применение элементов ИИ в системах принятия решения создает предпосылки для максимального использования творческих способностей человека за счет минимизации количества выполняемых рутинных операций информационной подготовки решения, позволяет применить накопленный специалистами опыт ликвидации конфликтных ситуаций, обеспечивает взаимную адаптацию человека и ЭВМ при изменяющихся условиях деятельности [3]. В связи с последним обстоятельством можно говорить о человеке (пользователе) и ЭВМ как о двух партнерах, одновременно участвующих в выработке решения. Это дает возможность использовать и качество принимаемых решений. Данное положение лежит в основе создания систем гибридного интеллекта [3].

При разработке СППР широко используется логико-лингвистический подход, предполагающий синтез алгоритмов принятия решений на основе изучения процесса выработки решений специалистом-экспертом. Основой применения такого подхода при синтезе моделей принятия решений является теория нечетких множеств, которая позволяет формализовать словесные описания, полученные от экспертов, в виде математических выражений и учесть их нечеткость через оценки истинностей (принадлежностей) и предпочтений. Математический и логический аппарат алгебры нечетких множеств направлен на поиск и оценку предпочтений при выборе решения. Это соответствует тому психологическому факту, что при принятии решения человек обычно опирается на некоторую структуру предпочтений.


Более подробные сведения по вопросам сознания и практического использования СППР можно найти в специальной литературе [5]. СППР не следует отождествлять с изучаемым в инженерной психологии процессом информационной подготовки принятия решения [8,42], который непосредственно осуществляется оператором, в то время как СППР является внешней по отношению к нему системой.

Глава 10 Психогигиена и психопрофилактика стресса

1. Значение психопрофилактических мероприятий в предупреждении стресса

Человеческий организм всей историей своего развития адаптирован к сложившимся условиям обстановки. Однако последнее время, связанное с развитием научно-технической революции и социально-экономическими изменениями в обществе, существенно изменило привычный уклон жизни человека. Передвижение в городском транспорте, поездах, самолетах, малая механизация в быту (стиральные машины, электрополотеры, пылесосы), радио, телефон и телевидение, компьютеры и Интернет способствуют нервным перегрузкам, значительно ускоряют темп жизни. Возрастают профессиональные перегрузки. На современном производстве высокая механизация и интенсификация труда требуют от работника нервного напряжения и внимания, причем не механического, а интеллектуального, связанного с расходованием нервной энергии. Кроме этого, на человека ежедневно обрушивается лавина всевозможной информации, зачастую негативного характера. Новые научные открытия нередко становятся средством, во много раз увеличивающим и без того интенсивный ритм жизни. Произошедшее за последнее время ухудшение социально-экономической жизни большей части населения страны только ухудшает создавшееся положение [1, 43].

Все это увеличивает нагрузки на нервную систему, все чаще вызывает у людей нервные срывы. Недаром наше время называется «нервным веком». Его спутниками все чаще становятся различные формы стресса и вызванные ими стрессовые ситуации на работе, дома, в быту. С ними мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни, например, при разрешении производственных конфликтов, при разрешении проблемных ситуаций, на спортивных соревнованиях, при подготовке к сдаче экзаменов и т.п. Все эти и подобные им ситуации относятся к числу экстремальных, требуют напряжения физиологических или психологических процессов.


Анализируя такие ситуации и их влияние на человека, следует признать, что стресс — не только нормальное, но и необходимое условие жизни и деятельности человека. Он способствует активизации жизненных ресурсов, является защитной реакцией организма на изменившиеся условия. Однако это имеет положительное значение (эустресс) лишь до определенного предела, после которого под воздействием психогенных факторов психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав резервные возможности, больше не могут обеспечивать адекватное психическое отражение, регуляторную деятельность человека. Иными словами, пока не происходит «прорыв» адаптационного барьера, ломка динамических стереотипов в ЦНС и стресс не переходит в дистресс [1, 45]. Иначе, полезным является, по терминологии Г. Селье, лишь стресс без дистресса [38].

Рассмотрим динамику развития стресса (рис. 10), которая вытекает из рассмотренного ранее (см. гл. 1) закона Йеркса-Додсона.

Как видно из рис. 10, развитие стрессового состояния проходит три стадии:

Нарастание напряженности, линия АВ.

Собственно стресс, линия ВС.

Снижение внутренней напряженности, линия CD.

На первой стадии (линия АВ) уже нарушается психологический контакт в деловом и межличностном общении, появляется отчуждение во взаимоотношениях. И хотя на этой стадии стресс еще остается конструктивным и может повысить успешность выполняемой деятельности, все же у человека постепенно ослабевает самоконтроль. Он теряет способность регулировать свое собственное поведение.

Вторая стадия начинается в точке В, в которой происходит потеря эффективного и сознательного самоконтроля. Развитие деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может осознавать свои действия довольно смутно и не полностью. Исчерпав свои энергетические возможности (достижение внешнего напряжения отмечено точкой С), человек чувствует опустошенность и усталость.

Третья стадия характеризуется снижением напряженности и потерей эффективности деятельности. Продолжительность каждой из этих стадий строго индивидуальна.  Она зависит от характера, продолжительности и силы воздействия стрессора, а также от индивидуальных качеств человека [37].

Как следует из рис. 10, нарастание стресса происходит постепенно, поэтому весьма важно, чтобы оно не вышло за допустимый уровень (точка В на рис. 10). Для этого необходимо проводить соответствующие профилактические мероприятия, которые позволяют не допустить появления стресса (совершенно снять его), а в случае наступления дистресса - ликвидировать его последствия. Традиционные способы борьбы с отрицательным воздействием стресса заключаются в приеме лекарственных средств, каковыми являются транквилизаторы и антидепрессанты. Однако они имеют побочные действия и производят то или иное разрушительное воздействие на здоровье человека. Поэтому прибегать к ним следует лишь в крайнем случае и лишь по рекомендации и под наблюдением врача. В то же время весьма мощным и при этом столь часто игнорируемым средством избегания стресса является сознание человека, причем сознательное управление стрессом вполне доступно для большинства людей [1].


Психопрофилактические мероприятия этого вида не требуют привлечения специально подготовленных специалистов (психотерапевтов, психоневрологов) и могут проводиться либо самим работником, либо организовываться руководителями предприятий (подразделений). И лишь в тех случаях, когда это не дает должного эффекта, следует обратиться к психотерапевту. Рассмотрение методов психотерапевтического и врачебного воздействия является специальной задачей и нами рассматриваться не будет. Мы же остановимся лишь на психопрофилактических мероприятиях, проводимых без привлечения специалистов. Эти мероприятия могут носить как коллективный, так и индивидуальный характер. В первом случае они проводятся, как правило, в условиях производства, во втором случае - как на производстве, так и вне его.

2. Психопрофилактические мероприятия коллективного характера

Наиболее распространенными и весьма эффективными мероприятиями этой группы являются создание комнат психологической разгрузки на предприятии, применение функциональной музыки, проведение производственной гимнастики.

Комната психологической разгрузки (КПР) - это специально оборудованное на предприятии помещение, в котором в специально отведенное время в течение рабочей смены проводятся сеансы по снятию у человека накопившегося утомления и напряженности. В основу разработки КПР положена идея имитации в производственных условиях естественно-природного окружения. Это - эффективное профилактическое средство против воздействия неблагоприятных производственных факторов. При этом используются рекомендации по организации динамического (изменяющегося во времени) и статического светового и звукового климата, а также рекомендации по целенаправленному психофизиологическому воздействию на человека с помощью картин природы.

Создание у человека иллюзии пребывания на природе достигается путем использования больших слайдов, изображающих картины природы, а также динамического цвета и света, пения птиц, музыки. Для этого в состав оборудования для КПР входит светорелаксационная, звуковоспроизводящая и генерирующая запахи аппаратура. Важным элементом КПР являются уголки живой природы, связывающие производственный персонал с внешним пространством, обеспечивающие более близкий контакт с природой и способствующие более интенсивному отдыху преломляющих сред глаз. На благоприятное влияние природных факторов в деле психопрофилактики, профилактики стресса указывают многие авторы [18, 21].