Файл: Положения о социальных и профессиональных функциях и действиях психолога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 469

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ОСОБЫЕ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1. Основные принципы разграничения особых и экстремальных условий

2. Методологические основы изучения деятельности в особых условиях

3. Методы изучения деятельности в экстремальных условиях

4. Стресс. Общие понятия

5. Ситуационный эксперимент и ситуационное моделирование

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Закономерности деятельности в экстремальных условиях

2. Изменения в поведении и функциональном состоянии в экстремальных условиях

3. Переносимость экстремальных условий

4. Нервно-психическая неустойчивость

5. Психологическая концепция условий деятельности

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Понятие физиологического эквивалента деятельности и физиологической адаптации

2. Влияние абиотических факторов на работоспособность и функциональное состояние человека

3. Защитная адаптация внешних условий деятельности

4. Некоррегируемые факторы внешних условий деятельности

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Операциональная напряженность. Общие понятия

2. Психогенные факторы, обусловленные малой интенсивностью работы

3. Психогенные факторы, обусловленные чрезмерной интенсивностью деятельности

4. Общая характеристика профессионального (трудового)стресса

ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА

1.Понятие об информационном и компьютерном стрессе

2. Дефицит и перегрузка информацией

3. Деятельность человека в условиях потока сигналов

4. Количественные методы оценки информационных потоков

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

1. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

2. АДЕКВАТНАЯ ФОРМА РЕАКЦИИ

3. РЕАКЦИЯ ТРЕВОГИ, ЕЕ ВИДЫ

4. ДИНАМИКА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

5. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Теоретические предпосылки изучения психологической готовности

2. Готовность и установка

3. Готовность и адаптация

4. Методы определения адаптационных возможностей человека

5. Этапы процесса адаптации

ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СТРЕССУ

1.Проблема толерантности в психологии

2. Подходы к пониманию эмоциональной устойчивости

3. Измерение защитных механизмов личности

4. Концепция отсроченных реакций на травматический стресс

5. Общая характеристика синдрома посттравматических стрессовых нарушений (PTSD-синдром)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Сущность и виды психологической поддержки

2. Общая схема процесса психологической поддержки

4. Роль подсказки в процессе психологической поддержки

5. Поддержка в принятии решений человеком в экстремальных условиях

Глава 10 Психогигиена и психопрофилактика стресса

1. Значение психопрофилактических мероприятий в предупреждении стресса

2. Психопрофилактические мероприятия коллективного характера

3. Психопрофилактические мероприятия индивидуального характера

4. Психологическая подготовка и тренировка

ЛИТЕРАТУРА

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния на человека выделяются физиологический стресс и психологический стресс. Физиологический стресс представляет собой непосредственную реакцию организма на воздействие однозначно определенного стимула, как правило, физико-химической природы. Соответствующие этому типу стрессовые состояния характеризуются выраженными сдвигами в функционировании различных физиологических систем и соответствующими им ощущениями физиологического дискомфорта. Для прикладных исследований большое значение имеют знания о конкретных формах проявления различных видов физиологического стресса - шумового, температурного, вибрационного и др.

Психологический стресс характеризуется включением сложной системы психических процессов, опосредующих влияние стрессора на организм человека. Анализ таких состояний нередко ведется с использованием различных вариантов термина «напряженность». Физиологические проявления этого типа стресса аналогичны описанным выше, однако спектр психологических и поведенческих изменений более широк. Наиболее типичными из них являются изменения в эмоциональных реакциях, протекании различных психических процессов, изменения мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения вплоть до полной дезорганизации деятельности.

Психологический стресс подразделяется на три вида -информационный, эмоциональный, коммуникативный [37]. Информационный стресс возникает в условиях информационных перегрузок и сенсорного голода. В первом случае человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе, особенно при высокой степени ответственности за их последствия. Во втором ~ человек явно недогружен информацией, что также вызывает у него ряд отрицательных явлений (скука, потеря интереса к работе, сонливость, апатия и т.п.). Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, обиды, опасности, тревоги и т.п. Коммуникативный стресс обусловлен реальными проблемами общения и межличностного взаимодействия в коллективе. Более подробно он рассматривается в гл. 4.

Однако такое деление видов стресса весьма условно, поскольку в любом случае стресс представляет собой неспецифический (общий во всех случаях) ответ организма на неблагоприятную ситуацию. Различия заключаются лишь в характере раздражителя (стрессора), условиях его возникновения, степени и характере ответной реакции организма.Поэтому иногда помимо рассмотренных выше видов стресса отдельно рассматривают в зависимости:


от характера выполняемой деятельности - профессиональный (трудовой, стресс на рабочем месте) стресс [7,19,37], боевой (военный) стресс [44] и т.д.;

от последствий - травматический стресс, выражающийся в нанесении человеку психологической травмы [44];

от степени отсроченности реакции на стресс - посттравматический стресс [45], посттравматическое стрессовое расстройство [20] и др;

от влияния на результаты деятельности – продуктивный стресс (эустресс) и негативный стресс (дистресс).

Действующие на человека стрессоры, т. е. значительные по силе или продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний, делят обычно на физиологические и психологические. Физиологические стрессоры обусловлены чрезмерной физической нагрузкой, болевыми стимулами, затруднением дыхания, невесомостью, воздействием высокой и низкой температуры и т.п. Психологические стрессоры - это факторы, действующие своим сигнальным значением: угрозой, обидой, опасностью, информационной перегрузкой, дефицитом времени и информации, особенностями общения и пр. [20, 23].

5. Ситуационный эксперимент и ситуационное моделирование

Как уже отмечалось, исследование реальной деятельности в экстремальных условиях не всегда возможно. Поэтому здесь на первый план выходят такие виды исследования, как ситуационный эксперимент и ситуационное моделирование.

Ситуационный эксперимент представляет собой разновидность естественного эксперимента, в ходе которого воспроизводятся те или иные ситуации. Наибольший интерес вызывают ситуации, которые ведут к стрессовым реакциям у человека. Практически лишь в таких условиях можно получить надежные характеристики эмоциональных и волевых качеств специалистов и оценить надежность их деятельности в усложненных условиях. Воспроизведение стрессовых условий в эксперименте должно отвечать условиям, описаннымв гл. 3.

Основным из них является создание у испытуемых определенной мотивационной направленности. Основные виды мотиваций (в дополнение к рассмотренным ранее) и примеры возможных ситуаций сводятся к следующим:

1) самосохранение и ответственность за благополучие коллектива - имитация пожара, болевые электрические раздражения;


2) стремление к достижению поставленных целей - введение очень трудных или неразрешимых заданий, введение отказов рабочей аппаратуры;

3) самоутверждение - провоцирование конфликтов во взаимоотношениях с коллегами [27].

Чтобы эти ситуации воспринимались как реальные, их замысел и осуществление должны быть известны очень узкому кругу лиц. После проведения эксперимента также должна быть сохранена тайна. Для проведения каждого эксперимента необходимо придумывать новую форму моделирования ситуации.

В некоторых ситуациях целесообразно применение ситуационного моделирования. Оно является разновидностью физического моделирования, принимающего во внимание сравнительно небольшое число факторов деятельности, необходимых и достаточных для адекватного воспроизведения конкретной ситуации. Такое моделирование применяется в том случае, когда оказывается невозможным создание функционального макета, способного воспроизводить все режимы и условия протекания реальной ситуации (реального процесса).

В общем случае создание ситуационной модели процесса достижения цели сводится к разработке технических средств, обеспечивающих воспроизведение в реальном масштабе времени требуемой факторной ситуации. При этом структура и характер модели определяются видом подмножества факторов ситуации, закономерностями межструктурных переходов. Среди различных подмножеств ситуационных факторов, которые наиболее часто определяются направленностью исследуемых ситуаций деятельности, выделяют:

параметры рабочей среды, в которой осуществляется изучаемая деятельность;

параметры коммуникативных связей в коллективе;

пространственно-временные параметры используемых
источников информации;

условия протекания изучаемой деятельности и др.

Для создания модели в каждом конкретном случае выбирается подмножество факторов, определяющих исследуемую ситуацию деятельности человека (группы людей), и разрабатывается логико-временная схема варьирования факторных структур. Выбранная схема реализуется с помощью типовых или специально созданных технических или иных устройств, входящих в состав функционального макета исследуемой системы.

Примерами ситуационного моделирования являются:

командно-штабные учения, моделирующие ту или иную ситуацию ведения боевых действий;


противоаварийные тренировки, моделирующие действия специалистов по ликвидации аварии;

оперативные игры с персоналом энергосистем, моделирующие действия оперативного персонала по отработке определенной негативной ситуации и т. п.

Такое моделирование может производиться как в условиях, имитирующих реальные (например, военные учения), так и с помощью специально созданных имитирующих средств (тренажеры, учебно-тренировочные классы или лаборатории, функциональные макеты и т. п.). Необходимым условием построения модели является как можно более полное воспроизведение психологической сущности реальной деятельности и соблюдение рассмотренных выше требований, предъявляемых к проведению ситуационного эксперимента.

Следует отметить, что, несмотря на наличие общих черт, необходимо различать понятия ситуационного эксперимента и ситуационного моделирования. О первом речь идёт обычно при искусственном создании стрессовых ситуаций в реальной деятельности, причем испытуемый об этом зачастую может и не знать. Ситуационное моделирование обычно подразумевает воспроизведение нужных ситуаций в условиях лабораторного (полевого) эксперимента. Однако различие между этими понятиями Довольно условно.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1. Закономерности деятельности в экстремальных условиях

Как уже отмечалось выше, экстремальные условия создаются различными факторами, обусловленными конкретными особенностями внешней среды, характером выполняемой деятельности, свойствами поступающей к человеку информации. Каждый из этих факторов оказывает свое, специфическое воздействие на деятельность и поведение человека. Однако есть и общие закономерности, характерные для деятельности, проходящей в экстремальных условиях. Рассмотрим основные из них [32].

1. При работе в экстремальных условиях отмечаются три вида психической напряженности: эмоциональная (аффективная), неэмоциональная (операционная, деловая) и смешанная. Эмоциональная напряженность возникает под действием эмоциогенных факторов, вызывающих переживание неизвестности, тревоги, страха, боязни аварии, риска для жизни и других отрицательных эмоций. Она может возникнуть до начала деятельности, при получении задания, выслушивании инструкции, а также непосредственно в процессе деятельности. Возникновение эмоциональной напряженности связано с динамическим рассогласованием между объективной значимостью ситуации и ее субъективной оценкой и появлением связанных с этим отрицательных изменений в двигательных и психических функциях. Этот вид напряженности в малой степени направлен на выполнение деятельности, большой удельный вес в нем могут занимать реакции защиты организма.


Операционная напряженность возникает в условиях, предъявляющих повышенные требования к умственным ресурсам и двигательному аппарату человека и не связанных с опасностью или другими серьезными последствиями, мысли о которых заставили бы человека заранее волноваться. Эта напряженность возрастает постепенно как результат выполнения работы большой сложности, например, при трудности различения зрительных и слуховых стимулов, сложности зрительно-моторной координации, быстроте вычислений и т. п. Следует отметить, что такое деление видов напряженности является довольно условным, поскольку любой вид деятельности всегда связан с эмоциями и при определенных условиях операционная напряженность может перерасти в эмоциональную. Поэтому наиболее характерной является смешанная напряженность.

Смешанная психологическая напряженность характеризуется различным удельным весом эмоционального компонента в общей структуре напряженности и бывает наиболее характерной для различных видов деятельности в экстремальных условиях.

Экстремальные условия вызывают колебания работоспособности человека или явное ее понижение, особенно при сильной эмоциональной напряженности. При этом увеличивается количество ошибок, нарушается последовательность операций, замедляется темп работы и т. п.
В некоторых случаях происходит утрата трудовых навыков: то, что в обычных условиях делалось на уровне автоматизма, теперь начинает как бы заново осознаваться. Понижение работоспособности чаще всего наблюдается при низком уровне тренированности.

Колебания работоспособности зависят от индивидуальных особенностей людей, прежде всего от свойств их нервной системы. Лица с сильной, уравновешенной нервной системой более выносливы к экстремальному напряжению и перенапряжению чем лица, обладающие слабой и неуравновешенной нервной системой. «Слабые» типы более подвержены влиянию сверхсильных воздействий. У них часто наблюдается растерянность, иногда доходящая до шока, снижается общая надежность выполнения работы [13]. Важна и подвижность нервных процессов, быстрота и легкость смены возбуждения торможением. Люди с малой подвижностью нервных процессов чаще допускают ошибки переключения действий, что нередко чревато серьезными последствиями.

Эмоциональная устойчивость и работоспособность людей повышается, если они заранее изучили особенности предстоящей деятельности, орудия и средства труда, обстановку, в которой будет проходить деятельность, последствия неправильных действий. Установлено, например, что не
знание обстановки во время принятия решения вызывает, как правило, значительно большее психическое напряжение, чем определенный сигнал об опасности [6, 14].